РАБОЧАЯ ПРОГРАММА в первой младшей группе
рабочая программа (младшая группа)

Ледяйкина Динара Александровна

Рабочая программа общеразвивающей группы для детей 2-3 лет является составным компонентом Основной образовательной программы ДОУразработанной в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение. Рабочая программа является документом воспитателя дошкольного учреждения. Рабочая программа призвана обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №114»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в первой младшей группе №1

на 2019 – 2020 учебный год

Саранск 2019

Содержание

Наименование разделов

Стр.

Содержание

2

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка (цели, задачи, принципы, подходы)

3

1.2.

Значимые характеристики развития детей раннего возраста

5

1.3.

Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

Диагностика

7

Содержательный раздел

2.1.

Учебный план ООП ДО в первой младшей группе

8

2.2.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

9

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

12

2.4.

Взаимодействие с семьёй и социумом

16

2.5.

Планирование работы с детьми в группе

22

2.6.

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

23

2.7.

Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально – культурная)

24

III.

Организационный раздел

3.1

Оформление предметно - пространственной среды в группе

25

3.2.

Режим дня, структура образовательной деятельности

30

Литература

37

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка (цели, задачи, принципы, подходы)

Рабочая программа (далее Программа) для детей первой младшей группы МДОУ «Детский сад № 114» (далее ДОО) является составным компонентом Образовательной программы ДОО, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение .

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОО и семьи;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка в основе которых заложены следующие международные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

1.2. Значимые характеристики развития детей раннего возраста

Содержание рабочей программы отражает возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников. Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. Наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием. Период с 1,5 до 3 лет связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания. Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 

1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования. Диагностика.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры образования в раннем детстве.

Социально-коммуникативное развитие: наблюдается динамика непосредственного эмоционального  общения с взрослым, эмоциональное благополучие детей; ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; развитие готовности и способности к обобщению с взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.

Физическое развитие: развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.

Познавательное развитие: от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно -исследовательской деятельности.

Речевое развитие: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.

Художественно-эстетическое развитие: ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности; формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто), создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности; ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства; интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата; проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Диагностика.

При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованной деятельности.

Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (сентябрь-май).

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план ООП ДО в первой младшей группе.

Согласно действующему СанПиН от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.-3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  • длительность непосредственно-образовательной деятельности – не более 10 мин;
  • перерывы между непосредственно образовательной деятельностью -  не менее 10 мин;
  • максимальный объем непрерывной непосредственно образовательной деятельности в I половине дня - не более 10 минут, во вторую половину дня НОД не более 10 минут;
  • обязательное проведение физ. минутки.

 Учебный план в первой младшей группе на 2019-2020 учебный год

Образовательные области

Виды непосредственно образовательной деятельности

Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю

1.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

1

ФЭМП

1

2.

Речевое развитие

Развитие речи

2

3.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование основ безопасности

В совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей

4.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

2

Лепка

1

Рисование

1

Конструктивно-модельная деятельность

В совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей

5.

Физическое развитие

Физическая культура

3

ИТОГО:

11

      2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.

Направления развития

Методическое

пособие

Наглядно- дидактическое

пособие

Рабочие

тетради

Физическое развитие

Физическая культура

1. Федорова С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет: Вторая группа раннего возраста.

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»;

 «Расскажите детям об олимпийских играх»;

«Расскажите детям

об олимпийских чемпионах».

Плакаты:

«Зимние виды спорта»;

«Летние виды спорта».

Речевое развитие

Развитие речи

1.  Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста.

                                                   

Демонстрационный материал к программе развития речи дошкольников и пособиям В.В.Гербовой.

Серия наглядно-дидактических пособий

«Рассказы по картинкам»:

«Времена года»,

«Распорядок дня».

Картотека предметных картинок «Животные наших лесов», «Домашние животные и их детёныши», «Птицы», «Домашние птицы»,

«Животные жарких стран», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Растения»,

«Деревья и листья», «Мебель»

Раздаточный материал.

Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Познавательное

развитие

Ознакомление с миром природы

Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста

Ознакомление

с предметным и социальным окружением

1. Винникова Г.И.

Занятия с детьми 2-3 лет: Познавательное и социальное развитие.

Формирование элементарных математических представлений

1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста

Региональный модуль

Детям о Мордовии / О.В.Бурляева, Е.Н.Киркина – Саранск, 2003

Мы в Мордовии живём / О.В.Бурляева,– Саранск, 2011

Мордовское декоративно-прикладное искусство в дошкольном учреждении

Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»;

«Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».

 

Расскажите детям:

о рабочих инструментах, о музыкальных инструментах,

о бытовых приборах. Демонстрационный материал: «Спорт»,

Беседы по картинкам.

«Моя семья»,

«Уроки вежливости»,

«Уроки доброты».

Рассказы по картинкам

«Мой дом»,

«Хорошие манеры и привычки»

Демонстрационный материал cчет,форма,величина,цвет,

     Т.Прокина

Мордовский костюм, Саранск,2013

В.Семёнова

Народная кукла.

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность

1. Белая К.Ю.

Формирование основ безопасности. Для занятий с детьми 2-7 лет

2. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф.

Социально- коммуникативное развитие дошкольников: Вторая группа раннего возраста.

Наглядно – дидактическое пособие

«Дорожная азбука», «Уроки безопасности».

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование

Рисование

Колдина Д.Н.

Рисование с детьми 2-3 лет

Лепка

Колдина Д.Н.

Лепка с детьми 2-3 лет

Лыкова И.А.

Изобразительная деятельность в детском саду: Первая младшая группа

Наглядно-дидактический комплект из 7 программных построек

Образцы для совместного рисования;

образцы с последовательным

выполнением художественной поделки, рисунка, лепки.

Нестандартное оборудование: печатки, штампы из различного оборудования. «Мир в картинках».

Мир искусства «Пейзажи», «Сказка в русской живописи», «Животные в русской графике».

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

Рабочая программа ориентирована на активное освоение детьми 1,5 - 3 лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно - изобразительных и трудовых) и соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.

Решение программных образовательных задач осуществляется и в ходе режимных моментов, и в рамках непосредственно образовательной деятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей, что отражается в следующей таблице.

Направление

развития

Формы реализации программы

Методы

Приёмы

Совместная деятельность.

Самостоятельная

деятельность.

Взаимодействие с семьёй.

Физическое развитие

Двигательная:

-подвижные дидактические игры;

-подвижные игры с правилами;

-игровые упражнения;

-соревнования;

-сюжетные игры;

-игры с правилами.

-Подвижные игры,

игры-упражнения;

самостоятельная двигательная активность.

-Консультации;

-мастер – классы;

-совместные праздники.

Наглядный.

Словесный.

Практический

Наглядно-зрительный:

-показ физ. упражнений;

-использование наглядных пособий;

- имитация;

-зрительные ориентиры.

Наглядно-слуховые:

музыка; песня.

Тактильно-мышечные:

-непосредственная помощь воспитателя;

-объяснения, пояснения, указания;

-подача команд, распоряжений, сигналов;

-словесная инструкция;

-повторение упражнений;

-проведение упражнений в игровой форме;

-проведение упражнений в соревновательной форме.

Социально – коммуни-

кативное

развитие.

Игровая:

-сюжетно – ролевые игры;

-досуговые игры;

-игры – экспериментирования;

-обучающие игры.

Трудовая:

-совместные действия;

-дежурство;

-поручение

-коллективный труд.

Коммуникативная:

- беседа;

- речевая ситуация;

- ситуативный разговор;

-сюжетные игры;

-игры с правилами;

-взаимодействие с  культурными объектами.

Сюжетно ролевые игры;

театрализованные игры;

-игры – забавы;

- игры – экспериментирования.

Консультации; информационно-просветительские материалы;

-совместное творчество детей и родителей;

-родительские собрания.

Наглядный.

Словесный.

Практический

-показ действий;

-рассматривание иллюстраций;

-просмотр видеофильмов.

- решение проблемных ситуаций;

-чтение худ. литературы;

-беседы на этические темы.

- пример взрослого и детей;

-разыгрывание коммуникативных ситуаций;

-приучение к положительным формам поведения.

Познавательное развитие

Познавательно – исследо

вательская:

-экскурсии

-наблюдения;

-решение проблемных ситуаций;

эксперименти

рование;

-коллекциони-рование;

-моделирование;

-игры с правилами,

-загадывание загадок.

самостоятельная деятельность в развивающей среде;

-наблюдения;

-опыты с природным материалом.

-Консультации;

-инд. беседы;

-информационно – просветительские материалы.

Наглядный.

Словесный.

Практический

-наблюдения;

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-рассказ;

-беседа;

-чтение.

-экспериментирование;

Речевое развитие

-беседы;

-рассматривание картин и иллюстраций;

-дидактические игры;

-чтение худ. лит.;

-НОД;

-зауч. стихов;

-пересказ произв.;

-театрализованная деятельность;

-дидактические  игры;

-ролевые игры.

-дид. игры;

-сюж. рол. игры;

-общение со взрослыми и сверстниками.

-родительские собрания;

-практикумы;

-инд. консультации дефектолога.

Наглядный

Словесный

Практический

-рассматривание картин и иллюстраций;

-дид. игры.

-беседа;

-вопросы к детям;

-чтение;

- заучивание.

-речевые игры и упражнения;

-артикуляционная гимнастика;

-звукоподражание;

-инсценирование;

-драматизация;

-пальчиковая гимнастика.

Художественно – эстетическое развитие

-НОД (рисование, лепка, конструирование, муз. развитие, ознакомление с худ. лит. и фольклором);

-праздники;

-досуги;

-развлечения;

-музыкально – дидактич. игры;

-слушание музыки;

-выставка детских работ;

-совместная продуктивная деятельность;

-инд. работа;

-совместная деятельность.

-наблюдения;

-самостоят. продуктивная деятельность;

- детское экспериментирование;

-рассматривание книг;

-дидактические игры;

-музыцирование;

-танцевальная; импровизация;

-самостоятель

ное конструирова

ние.

-совместные праздники;

-консультации;

-участие в конкурсах и выставках.

Наглядный.

Словесный.

Практический

-рассматривание картин и иллюстраций;

-дид. игры;

-показ способов.

-беседа;

-объяснение.

-упражнения;

-экспериментирование;

-игра на муз. инструментах;

-исполнение муз движений.

2.4. Взаимодействие с семьёй и социумом

Месяц

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»

Организация эффективного взаимодействия родителей с педагогами ДОО по вопросам воспитания и развития детей. Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

Папка –передвижка «Адаптация ребенка в детском саду. Советы  родителям».

Нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации детей к детскому саду, воспитателю.

Папка – передвижка "Дорожная азбука".

Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, повышение их ответственности за формирование у детей знаний ПДД.

Памятка для родителей «Особенности развития детей 2-3 лет».

Познакомить родителей с особенностями  развития детей 2-3 лет.

 Наглядная информация: «Режим дня»,  «Учите и читайте вместе с нами»,   «Наши именинники».

Привлечение родителей к работе детского сада. Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.

Родительское собрание «Первый раз в детский сад, об адаптации детей»

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка детского сада. Познакомить родителей с результатами адаптации детей в группе, программой, задачами развития и воспитания на год. Создание родительского комитета. Обсуждение рекомендаций и пожеланий.

Октябрь

Папка – передвижка «Осенняя палитра».

Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в осеннее время года.

Выставка «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала).

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить начатое дело до конца и видеть свой результат на выставке.

 Индивидуальные беседы  «Если ваш ребёнок кусается», «Привычки», «Первые дни ребенка в ДОУ».

Повышение педагогической культуры родителей. Нацелить  родителей на совместную работу по устранению «вредных привычек».

Информационный проспект «Профилактика гриппа и ОРВИ» 

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада.

Консультация «Режим дня в жизни ребенка».

Информировать  родителей о важности соблюдения режима для полноценного развития младших дошкольников.

Ноябрь

Консультация «Пальчиковые игры для детей 2- 3 лет». 

Развитие воспитательного потенциала семьи. Активизация взаимодействия родителей с ребенком с целью развития мелкой моторики рук.

Консультация «Воспитание культурно – гигиенических навыков».

Настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков.

Фотовыставка: «Это мы! Первые дни пребывания в детском саду».

Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. Привлечение родителей к работе детского сада.

Родительская гостиная «Учимся играть в дидактические игры».

Научить родителей играть в некоторые дидактические игры.  Осуществление практической подготовки родителей по вопросам воспитания детей. Развитие воспитательного потенциала семьи.

Копилка Добрых дел. Пошив атрибутов в театральный уголок.

Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Декабрь

Родительское собрание «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи в младшем возрасте. Обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Консультация «Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи в младшем возрасте. Развивать творчество у родителей, способствовать совместному времяпрепровождению родителей и детей.

Акция «Новогодняя сказка».

Помощь родителей в совместной подготовке к новогоднему празднику.

Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, оформлению приемной и групповой комнат, изготовлению костюмов, подделок, новогодних подарков.

Праздник «Новый год».

Развивать творчество у родителей, способствовать совместному времяпрепровождению родителей и детей. Демонстрация творческих способностей детей,

сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально - насыщенного взаимодействия.

Январь

Буклет  «Игры и упражнения для развития речи детей»

Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Активизация взаимодействия  родителей с ребёнком с целью развития речи.

Индивидуальные беседы  «Одежда детей в группе и на улице».

Напомнить, что правильно подобранная одежда в соответствии с температурным режимом благоприятно влияет  на самочувствие и здоровье детей.

Папка- передвижка «Прогулка с детьми в зимний период».

Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года.

Информационный стенд «Книжки в нашем доме».  Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

Знакомство родителей с произведениями, определяющими круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, методами и приёмами ознакомления ребёнка с художественной литературой.

Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.

Февраль

Консультация для родителей
«Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём».

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста. Показать в какие игры родители и дети могут играть дома для закрепления полученных знаний.

Папка-передвижка «Для чего развивать мелкую моторику?»

Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей.

Консультация «Как провести выходной день с детьми».

Повышение педагогической культуры родителей.

Наглядная информация «Роль отца в воспитании ребенка».

Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания детей. Внедрение положительного опыта семейного воспитания.

Беседа «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Март

Консультации «Игры для сенсорного развития детей младшего  дошкольного возраста».

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития игровой деятельности детей.

Памятка «Учить цвета просто и весело».

Активизация родительского внимания к вопросам воспитания ребенка.

Индивидуальные беседы

«Что должно быть в шкафчиках?»,

«Наши привычки - привычки наших детей».

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Папка-ширма «Зачем ребенку кукольный театр?»

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития детей младшего дошкольного возраста.

Создание подарков для мам.

Установление  эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско- родительских отношений.

Апрель

Игротека «Путешествие в страну Сенсорика».

Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Беседа «Нетрадиционная техника рисования в развитии младшего дошкольника».

Беседа с родителями об использовании нетрадиционных средств в изобразительной деятельности.

Папка-передвижка «Игры со строительным материалом детей младшего возраста».

Установить тесное сотрудничество, чтобы вовлечь малыша в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями через игру.

Организация «Калейдоскопа добрых дел» (подклеить книги, отремонтировать детскую мебель).

Способствовать развитию совместной трудовой деятельности родителей. Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Май

Родительское собрание «Чему научились наши дети за год»

Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.

 Определить перспективы на будущее.

Консультация: «Кризис трёхлеток. Что это такое?»

Повышение уровня педагогических знаний родителей. Реализация единого подхода в воспитании детей трёхлетнего возраста.

Оформление фотовыставки «Вот и стали мы на год взрослей!».

Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.

Памятка «Как организовать летний отдых детей».

Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Психолого – педагогическое просвещение родителей.

Субботник «Благоустройство участка».

Привлечь родителей к совместному труду, сплочению в общем деле. Привлечение родителей к работе детского сада.

Взаимодействие ДОО с социумом.

Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш, взгляд, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитие каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

  • Учета запроса общественности
  • Принятие политики детского сада социумом
  • Формирования содержания обязанностей детского сада и социума
  • Сохранение имиджа учреждения в обществе
  • Установление коммуникаций между детским садом и социумом

Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей, педагогов.

Система организации совместной деятельности МДОУ с социумом

  • Заключение договора о совместной работе
  • Составление плана совместной работы
  • Информирование родителей о проводимых мероприятиях
  • Активное участие родителей в запланированных мероприятиях
  • Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений
  • Совместные совещания по итогам учебного года

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.

  • Семья
  • Образовательные учреждения: школа
  • Культурно общественные учреждения: библиотека, музей, театр
  • Медико-оздоровительные организации: детская поликлиника№4

2.5. Планирование работы с детьми в группе

- Перспективное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя);

- календарное планирование (имеется в УМК).

2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.

Образовательные области

Совместная деятельность

Физическое развитие.

  • Прием детей на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Закаливание в повседневной жизни
  • Физминутки на занятиях
  • Физкультурные занятия
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Физкультурные досуги.

Познавательное развитие.

  • Занятия познавательного цикла
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экспериментирование
  • Индивидуальная работа.

Речевое развитие.

  • Чтение художественной литературы
  • Беседы
  • Обсуждения прочитанного
  • Инсценирование литературного произведения
  •  Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.

Социально - коммуникативное развитие.

  • Утренний прием детей, индивидуальная работа
  • Совершенствование культуры поведения за столом.
  • Дежурства в столовой, природном уголке
  •  Совершенствование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры.

Художественно - эстетическое развитие.

  • Занятия по музыкальному и воспитанию и изобразительной деятельности
  • Экскурсии в природу
  • Музыкальные досуги
  • Прослушивание классической музыки и детских песен отечественных.

2.7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная).

Климатические условия г. Саранска соответствуют умеренному поясу. При оздоровлении детей используются природные факторы – солнце, воздух, вода. Процесс воспитания и обучения в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с  выделением двух периодов:

-холодный период − образовательный (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание организованных образовательных форм; 

- летний период − оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой режим организации жизнедеятельности детей.

В процессе двигательной деятельности – приобщаются к подвижным и спортивным, народным играм.

В процессе образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дети знакомятся с климатическими особенностями, явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают.

В процессе образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети изображают зверей, птиц, домашних животных, растения нашего региона и др.

Национально-культурные: этнический состав воспитанников группы: русские, татары, мордва.

Обучение и воспитание в ДОО осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.

Содержание дошкольного образования в МДОУ «Детский сад №114» включает в себя вопросы истории и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.

Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения народов Республики Мордовия. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью их национальной культуры (знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами; приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи народов, живущих в Мордовии).

В процессе образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети изображают зверей, птиц, домашних животных, растения нашего региона и др.

Демографические особенности: анализ социального статуса семей выявил, что в первой младшей группе №1 все дети воспитываются в полных  семьях. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (15 чел. – 75%) и средне - специальным (5 чел. – 25%), без образования родителей нет.

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Оформление предметно-пространственной среды.

Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Среда, окружающая детей в группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Организуя предметно – пространственную среду в группе, мы опирались на ФГОС, на требования Сан Пина, образовательную программу, на принципы построения предметно – пространственной среды и личностно – ориентированную модель взаимодействия. Одна из основных задач, которая стоит перед нами – сохранение и укрепление здоровья детей.

Еще одним из принципов ФГОС является принцип интеграции, поэтому мы организовали свою предметно – развивающую среду так, чтобы при реализации задач по основным областям, возможно, было включение всех видов детской деятельности.

Содержание программы предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности дошкольников, поэтому организуя предметно – пространственную среду в группе, мы опирались на один из ведущих принципов – принцип доступности.

Реализуя задачи по основным образовательным областям, создали условия для физического развития детей и приобщения их к здоровому образу жизни, обеспечили пространство и наполняемость предметами, и игровым материалом с учетом возрастных особенностей, стимулирующих двигательную активность. Включили такой уголок как «Спортивный уголок».

Решая задачи познавательного развития, создали условия для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Включили в предметно – развивающую среду такие уголки, как: «Уголок дидактических игр», «Уголок познавательной литературы», «Уголок природы».

Реализуя область художественно – эстетического развития, создаем условия для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, элементарных представлений о видах искусства, эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через следующие уголки: «Музыкальный уголок», «Театральный уголок», «Уголок творчества и художественной литературы».

Задачи области речевого развития, направленные на овладение речью как средством общения и культуры, а также знакомство с книжной культурой, детской литературой мы реализуем через следующие уголки: «В гостях у сказки».

В нашей группе несколько игровых уголков, которые обеспечивают социально - коммуникативное развитие детей, помогают формировать у них основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. В нашей группе собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Оснащение: куклы, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, посуда, муляжи продуктов. Корзинки с предметами - заместителями пользуется у детей огромным успехом и развивает у них воображение. Есть также уголки, где расположены экспонаты для сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская».

При всем при этом, мы взрослые не забыли о себе, включив в предметную среду небольшой уголок, который помогает нам чувствовать себя более уверенно, активно и профессионально – это наши картотеки

 «Спортивный

уголок»

■ Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

  • Оборудование для ходьбы, бега, равновесия
  • Для прыжков
  • Для катания, бросания, ловли
  • Атрибуты к подвижным и спортивным играм
  • Нетрадиционное физкультурное оборудование

 «Уголок

природы»

■ Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

  • Календарь природы. Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
  • Сезонный материал
  • Паспорта растений
  • Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику
  • Макеты
  • Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы
  • Материал для проведения элементарных опытов
  • Обучающие и дидактические игры по экологии.
  •  Инвентарь для трудовой деятельности
  • Природный и бросовый материал.

«Уголок развивающих игр»

■ Расширение познавательного сенсорного опыта детей

  • Дидактический материал по сенсорному воспитанию
  • Дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Материал для детского экспериментирования

 «Строительная

мастерская»

■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

  • Напольный строительный материал;
  • Настольный строительный материал
  • Пластмассовые конструкторы
  •  Транспортные игрушки

 «Игровая зона»

■ Реализация ребенком полученных и

имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта

  • Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»,
  • Предметы- заместители

 «Уголок

безопасности»

■ Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности

  • Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП
  • Макеты перекрестков, районов города,
  • Дорожные знаки
  • Литература о правилах дорожного движения

«Маленький Патриот»

■ Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта

  • Государственная символика
  • Образцы национальных костюмов
  • Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.
  • Предметы народно- прикладного искусства
  • Предметы русского, мордовского быта

 «Книжный уголок»

■ Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

  •  Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
  •  Наличие художественной литературы
  • Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
  • Материалы о художниках – иллюстраторах. Портрет поэтов, писателей. Тематические выставки

«Театральный уголок»

■ Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх- драматизациях

  • Ширмы
  • Элементы костюмов
  • Различные виды театров

«Уголок творчества»

■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

  • Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
  • Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
  • Наличие цветной бумаги и картона.
  • Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
  • Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
  • Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
  • Место для сменных выставок произведений изоискусства
  • Альбомы- раскраски
  • Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
  • Предметы народно - прикладного искусства

 «Музыкальный

уголок»

■ Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

  • Детские музыкальные инструменты
  • Портрет композитора (старший возраст)
  • Магнитофон
  • Набор аудиозаписей
  • Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
  • Музыкально- дидактические игры

3.2. Режим дня, структура образовательной деятельности

Режим пребывания детей в МДОУ – 12 часов (с 7.00 до 19.00).

Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно сочетание различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную системы от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность к адаптации к новым условиям.

Все возрастные группы работают по двум временным (сезонным) режимам: на теплый и холодный периоды года. На период карантинных мероприятий предполагаются карантинные режимы по показаниям.

В период летнее оздоровительной компании в МДОУ действует оздоровительный режим, предполагающий увеличение дневного сна и длительности пребывания детей на свежем воздухе.

Ежедневно в летний период и в остальное время года при позволяющих погодных условиях прием детей осуществляется на свежем воздухе.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

•        Построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра;

•        Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Организация режима дня

При проведении режимных процессов МДОУ придерживается следующих правил:

•        Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании);

•        Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;

•        Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;

•        Формирование культурно-гигиенических навыков;

•        Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

•        Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;

•        Соблюдение двигательной активности детей с учетом их индивидуальных возрастных особенностей;

•        Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей напрямую зависят от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

•        Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность;

•        Режим дня учитывает психофизиологические особенности дошкольника. Поэтому в МДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня;

•        Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периодов года.

Организация сна

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном проведение подвижных эмоциональных игр не рекомендуется.

При организации сна учитываются следующие правила:

•        В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 минут до сна;

•        Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы за тем они первыми ложились в постель;

•        Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов;

•        Во время сна детей присутствие воспитателя (помощника воспитателя) в спальне обязательно;

•        Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов;

•        Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать детей в постелях.

Организация прогулки

В соответствии с требованиями СанПиН от 15 мая 2013года № 26 2.4.1.3049-13 продолжительность ежедневной прогулки составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.  Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

Режим дня

в первой младшей группе №1

(холодный период года)

Время

Режимные моменты

7.00 - 8.10

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика.

8.10 - 9.00

Подготовка к завтраку, завтрак.

9.00 - 9.30

Непосредственная организованная образовательная деятельность.

9.30 - 9.45

Второй завтрак.

9.45 - 11.30

Подготовка к прогулке, прогулка.

11.30 - 11.55

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность.

11.55 - 12.30

Подготовка к обеду, обед.

12.30 - 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00 - 15.15

Постепенный подъём,  гимнастика после сна.

15.15 - 15.25

Полдник.

15.25 - 16.00

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность.

16.00 - 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

17.00 - 17. 30

Подготовка к ужину, ужин.

17.30 - 19.00

Самостоятельная деятельность, уход домой.

Режим дня

в первой младшей группе №1

(тёплый период года)

Время

Режимные моменты

7.00 - 8.00

Приём детей на свежем воздухе, игровая зарядка.

8.00 - 8.20

Свободная игра, самостоятельная деятельность.

8.20 - 8.55

Подготовка к завтраку, завтрак.

9.00 - 10.00

Непосредственная образовательная деятельность («физическая культура» и «музыка»), игры.

9.45 – 10.00

Второй завтрак.

10.00 – 11.45

Подготовка к прогулке, прогулка. Закаливающие мероприятия (солнечные и воздушные ванны).

11.45 - 12.00

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры.

12.00 – 12.30

Подготовка к обеду, обед.

12.30 – 15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00 – 15.25

Постепенный подъём,  закаливающие и гигиенические процедуры.

15.25 – 15.50

Полдник.

15.50 – 16.40

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность.

16.40 – 17. 10

Подготовка к ужину, ужин.

17.10 – 19.00

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.

Организация ООД.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным областям — физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность.

Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога.

Непосредственная образовательная деятельность

в первой младшей группе №1

(холодный период года)

Дни недели

   Непосредственная образовательная

деятельность

Понедельник

  1.  Музыка                                       9.00
  2.  Развитие речи                            9.20

Вторник

  1. Физическая культура             9.00
  2. Лепка                                          9.20

Среда

  1. Музыка                                        9.00
  2. Развитие речи                             9.20
  3. ФЭМП                                        15.40

Четверг

  1. Физическая культура              9.00

  2.    Рисование                                   9.20

Пятница

  1.   1.    Ознакомление с
  2.           окружающим миром               9.00
  3.   2.    Физическая культура
  4.       на свежем воздухе                   10.15

Модель двигательного режима в первой младшей группе

Вид деятельности

Младшая группа

Подвижные игры во время приема детей

Ежедневно 3-5 мин

Утренняя гимнастика

Ежедневно 6 мин

Физкультминутки

2-3 мин

Музыкально-ритмические движения

НОД по музыкальному развитию 8-10 мин.

НОД по физическому развитию (2 в группе, 1 на улице)

2 раза в неделю по 8-10 мин

Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы

Ежедневно не менее 2 игр по 5-7 мин

Оздоровительные мероприятия: гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика.

Ежедневно 5 мин

Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 10-15 мин.

Спортивный праздник

2 раза в год по 10-15 мин.

Самостоятельная двигательная деятельность в течении дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

Модель закаливания детей 2-3 лет

Фактор

Мероприятие

Место в режиме дня

Периодичность

Дозировка

вода

умывание

После каждого приема пищи, после прогулки

ежедневно

T +28-20

воздух

облегченная одежда

в течение дня

Ежедневно, в течение года

одежда по сезону

на прогулках

Ежедневно, в течении года

Прогулка на свежем воздухе

После занятий, после сна

Ежедневно, в течение года

От 1,5 до 3 часов, в зависимости от сезона и погодных условий

Утренняя гимнастика на воздухе

Июнь-август

В  зависимости от возраста

Физкультурные занятия на воздухе

В течение года

10-30 мин, в зависимости от возраста

Воздушные ванны

После сна

Ежедневно, в течение года

5-10 мин., в зависимости от возраста

Выполнения режима проветривания

По графику

Ежедневно, в течение года

6 раз в день

Рецепторы

Босохождение в обычных условиях

В течение дня

Ежедневно, в течение года

3-5 мин

Литература

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста. М.:Мозаика-Синтез, 2016

Белая К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2002

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.:Мозаика- Синтез, 2016

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, Учитель, 2004

Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду / - М.: Просвещение, 1991.

Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. М. ТЦ СФЕРА, 2017

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа Издательство: Мозаика-Синтез,2014.

Горбушина С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. С-П. .Детство -Пресс. 2016

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М. Мозаика-Синтез. 2016  

Закон «Об образовании» Российской Федерации.

Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. .М. Мозаика-Синтез.2013

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. .М. Мозаика-Синтез.2016

Колдина Д.Н.  Рисование с детьми 2-3 лет. .М. Мозаика-Синтез.2016

Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. М. Цветной мир. 2017

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2003 г

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Первая младшая группа– М. Мозаика-Синтез, 2013

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Первая младшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. М. АЙРИС-пресс, 2007

Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. М., Мозаика-Синтез.2013

Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего возраста. М., Мозаика-Синтез.2017

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 года/ М., Мозаика-Синтез.2014

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. Мозаика-Синтез. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для первой младшей группы

образовательные области, цели, задачи, реализация, пути интеграции, формы работы....

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы

Рабочая программа (далее - Программа) для первой младшей группы (от 2 до 3 лет) № 3 «Пиончики» на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ первой младшей группы №3 «Теремок» Д/с №394 г.Челябинск

СОДЕРЖАНИЕ1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 31.1 Пояснительная записка  31.2 Цель и задачи основной образовательной программы ДО………………………4    1.3 Принципы и подходы в организации ...

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа для первой младшей группы по программе "От рождения до школы" под. редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (ФГОС)

Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателем МБДОУ детский сад №173: Шевцовой О.В.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовател...