Методическое пособие «Комплекс игр для использования на уроках хореографии»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

справникова евгения николаевна

Цель методической разработки: всестороннее развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий. 

Задачи методической разработки:
 - формирование знаний в области хореографического искусства
- развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией;
- использование игровых технологий на занятиях хореографией;
 -развитие нравственно-эстетических, духовных и физических качеств у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_zanyatiyah_horeografiey.docx110.15 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ИГР

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ

http://sad3.gorodok.edu.by/be/sm.aspx?guid=22123

Составитель:

Справникова Е.Н.

педагог-организатор

Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач.

Дети очень любят выдумывать. Для того, чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей. Задача ведущего занятия – только направить фантазию и порыв ребенка, а не навязать ему свои собственные. Поэтому – поощряйте их фантазию и выделяйте «самостоятельное время» для воплощения их идей. Будет гораздо лучше, если Вы будете подсказывать детям танцевальные приемы и движения на «их территории», при создании интересных для них танцев.

Сборник предназначен для педагогов ДОУ.

Цель методической разработки: всестороннее развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий.

Задачи методической разработки:

- формирование знаний в области хореографического искусства;

- развитие творческих способностей детей на занятиях хореографией;

- использование игровых технологий на занятиях хореографией;

- развитие нравственно-эстетических, духовных и физических качеств у детей дошкольного возраста.

Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ»

Это «игра-повторялка» (или «зеркальный танец»). Участни¬ки садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий си¬дит в центре зала и показывает разные движения для всех час¬тей тела, давая установку:

— «смотрим по сторонам» (упражнение для головы);

— «удивляемся» (упражнение для плеч);

— «ловим комара» (хлопок под коленом);

— «притаптываем землю» (притопы) и т. д.

Игра проводится обычно в начале занятия и является час¬тью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начать двигаться можно в положении сидя.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема 1

Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР»

Ведущий дает команды:

— построиться в колонну, шеренгу, диагональ;

— сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;

— сделать два круга — круг в круге;

— встать по парам, тройкам и т. д.

Таким образом, группа «трансформируется», принимая раз¬личные фигуры и положения. При этом можно усложнить зада¬ние и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, коша¬чьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (на¬пример, на счет до пяти; до десяти).

Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопо¬ниманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

Расположение участников на площадке: схемы 29, 3, 30. 42.13.

Игра 3. «ЦЕПОЧКА»

Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, на¬крест; за руки, под руки и т. д.

При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства-. «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту — ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.

Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и вза¬имодействия в группе.

Музыка: любая ритмичная {можно «диско»), темп умерен¬но-средний.

Расположение участников на площадке: схема 7.

Игра 4. «СТОП-КАДР»

Участники располагаются по всему залу в хаотичном по¬рядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1-й вариант— в разных позах, представляя собой скульп-

2-й вариант ~ с улыбкой на лице.

Ведущий делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз).

Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».

Цель; снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств.

Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый.

Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА»

Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож-дение в контакт; развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная. темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 8, 1 3.

Игра 6. «ЭНЕРГИЧНАЯ ПАРОЧКА»

Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении:

— держась правыми руками;

— взявшись под руку;

— положив руки друг другу на плечи (на талию);

— взявшись двумя руками — лицом друг к другу (спиной друг

к Другу).

При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Игру можно провести как конкурс.

Цель: стимулировать общение в парах, развить способ¬ность взаимопонимания, развить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: разные стили и жанры с чередованием быстрого и медленного темпа (например, народные национальные мелодии).

Расположение участников на площадке: схема 13.

Игра 7. «КРЫЛЬЯ»

На первом этапе участники «отзеркаливают» ведущего, ко¬торый имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворо¬том и т. д.).

На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя меж¬ду собой. Пока одни танцуют — другие наблюдают, и наоборот.

Игра обычно проводится после активного тренинга.

Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.

Музыка: спокойная, медленная (например, инструменталь¬ные композиции В. Зинчука или джазовые композиции).

Расположение участников на площадке: схемы 8. 27, 28.

Игра 8. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Участники располагаются по всей площадке, принимая ста¬тичное положение (стоят, сложив «крылья», или приседают на корточки).

Ведущий (исполняя роль феи или волшебника) поочеред¬но дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.

Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление инди¬видуальности. ч

Цель: осознать свои танцевальные особенности и возмож ность самовыражения; развить умение импровизировать.

Музыка: вальс (например, вальсы И. Штрауса), темп сред ний или умеренно-быстрый.

Реквизит: «волшебная палочка».

Расположение участников на площадке: схема 16,17.

Игра 9. «ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД»

Участники строятся колонной и двигаются змейкой. Сто ящий во главе колонны (командир отряда) показывает при это|* какое-то движение, остальные повторяют.

Затем «командир отряда» уходит в конец колонны и егс место занимает следующий участник. И гра продолжается до те пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участ ник должен стараться не повторяться в движениях, придумы вать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, веду щий приходит на помощь.

Цель: дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально-экспрессивного стереотипа а также ощутить себя в роли ведущего и ведомого.

Музыка: любая танцевальная (например, «диско», «поп» «латина»),темп быстрый.

Расположение участников на площадке: схема 7.

Игра 10. «СОН»

Участники располагаются на стульях в удобном положена или ложатся на пол на коврики, закрывают глаза.

7-и вариант: ведущий дает тему сновидения (например «весна», «осень», «поход», «космос», «море», «облако» и т. д.) v участники под музыку отдаются своим фантазиям.

2-й вариант: ведущий говорит за ранее за готовленный текс на фоне музыки (см. Приложение № 2).

На втором этапе все делятся своими сновидениями.

Игра обычно проводится в конце занятия.

Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.

Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)

Расположение участников на площадке: схемы 5, 8.

Игра 11. «ТАНЦУЮТ ВСЕ»

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Веду¬щий дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. — участники импрови¬зируют. По команде «танцуют все» — в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.

Игра обычно проводится в начале занятия и может быть ча¬стью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема I.

Игра 12. «ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО»

Участники образуют круг и. взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавлива¬ется напротив любого из участников (в этот момент круг тоже пре-кращаетдвижение). делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.

Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричаст¬ности, принадлежности; побудить к вступлению в межличност¬ные отношения.

Музыка: русские мелодии в инструментальной обработке (например, хороводы ансамбля «Березка»), темп медленный.

Реквизит: платочек.

Расположение участников на площадке: схема 39.

Игра 13. «РЕВЕРАНСЫ»

В игре воссоздается атмосфера бала.

1-й вариант,

Участники медленным, степенным шагом двигаются по пло¬щадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком голо¬вы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза — сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).

2-й вариант,

Группа выстраивается в ряд. Король (королева, эту роль может исполнять ведущий) проходит едольучастников. каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверан¬се, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.

Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать сдвижением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать.

Музыка: менуэт, вальс или другая, темп умеренный.

Расположение участников на площадке: схемы 8, 41.

Игра 14. «РАЗРЕШИТЕ ПРИГЛАСИТЬ»

Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участ¬ников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые «отзеркаливает» партнер. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площад¬ке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный про¬цесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает» движе¬ния того, кто его пригласил.

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож¬дение в контакт, дать возможность экспериментировать с дви¬жением, ощутить себя в роли ведущего и ведомого.

Музыка: разные стили и жанры (например: чарльстон, рок-н-ролл или народные мелодии), темп быстрый.

Расположение участников на площадке: схемы 4.12,13.

Игра 15. «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ»

Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается возле любой пары, наде¬вает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним мес¬тами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.

Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, рас¬ширить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: разные стили и жанры (например, твист), темп уме-ренный.

Реквизит: шляпа.

Расположение участников на площадке: схема 14.

Игра 16. «СОЛО С ГИТАРОЙ»

Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, вы¬ражая в танце свои чувства, затем передает гитару любому участ-нику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем-либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается апло¬дисментами.

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.

Музыка: диско, поп. рок и другая (например, композиции «Бони-М»),темп быстрый.

Реквизит: в качестве гитары можно использовать ракетку от бадминтона.

Расположение участников на площадке: схема 3. 2.

Игра 17. «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РИНГ»

Участники делятся на две группы, каждая из которых по¬очередно двигается в своем стиле, при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна группа танцует, другая наблюдает, и наоборот (повторяется 3-4 раза). Затем группы пробуют свои силы в противоположном стиле (ме¬няются стилями), и игра повторяется.

Цель: развить групповую поддержку и взаимодействие, рас-ширить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл и рэп, классический и народный, джаз и техно.

Расположение участников на площадке: схема 22.

Игра 18. «МАТРОСЫ»

Игра построена на основных движениях танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.

1-й этап. Ведущий дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:

— «маршируем» (марш на месте с высоким подниманием бедра);

— «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изобра¬жают бинокль):

— «тянем канат» (на «раз, два» — выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» — переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат):

— «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице):

— «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз (упражне¬ние «releve» по VI поз.), правая рука к виску) и др.

2-й этап. Ведущий вразброс дает команды, участники са¬мостоятельно выполняют.

Игра проводится обычно в начале занятия и может быть ча¬стью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять напряжение в группе, создать настрой на работу.

Музыка: танец «Яблочко», темп умеренно-быстрый. Расположение участников на площадке: схема 21.

Игра 19. «ПРОГУЛКА»

Ведущий предлагает совершить «прогулку», импровизи¬руя с каким-либо предметом. Показывает траекторию движе¬ния (например, сделать круг по площадке или дойти до сто¬ящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Ведущий просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на преды¬дущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в ко¬лонну по одному, эстафетной палочкой служит предмет, с ко¬торым работают участники.

Цель: осознать свои танцевальные особенности и возмож-ность самовыражения, развить экспрессивный репертуар.

Музыка: разные стили и жанры (например, инструменталь¬ная ритмичная музыка, поп. вальс).

Реквизит: зонтик, цветок, газета, веер, сумочка, шляпа.

Расположение участников на площадке: схемы 36,35.

Игра 20. «ШТИЛЬ-ШТОРМ»

Ведущий просит участников включить свое воображение и говорит, что их группа представляет собой единое целое — море, а каждый из них — волна.

1-й вариант. Все становятся в круг и берутся за руки. По ко-манде «штиль» все участники медленно и спокойно покачивают¬ся, изображая руками еле заметные волны. По команде «шторм» амплитуда движения рук увеличивается, участники покачивают¬ся более динамично. «Смена погоды» происходит 5-7 раз.

2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но уча-стники строятся в две или три линии.

Цель: развить взаимопонимание и взаимодействие в груп¬пе, анализировать отношения.

Музыка: инструментальная со звуками моря, ветра и т. д.; чередование контрастных темпов и динамических оттенков. Расположение участников на площадке: схемы 3, 21.

Игра 21. «ПЛОВЦЫ-НЫРЯЛЬЩИКИ»

Все становятся в круг и имитируют стили плавания, слегка приседая: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Смена стиля про¬исходит по команде ведущего. По сигналу «ныряем» все хаотич-но перемещаются, изображая подводное плавание (руки вытя¬нуты вперед, ладони соединены и двигаются змейкой; ноги выполняют мелкий семенящий шаг). Игра повторяется 2-3 раза.

Цель: помочь самоосознанию и самопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: любая ритмичная (можно шлягеры о море), темп умеренный.

Расположение участников на площадке: схемы 3,8.

Игра 22. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Все участники хаотично двигаются в пространстве (без му¬зыкального сопровождения). Ведущий говорит: «Море волнует¬ся раз. море волнуется два, море волнуется три — фигура меду¬зы (русалки, акулы, дельфина) замри». Все замирают в разных позах. Звучит музыка. Заранее выбранный Нептун подходит к любому участнику и вступает с ним в танцевальное взаимодей¬ствие, показывая любые движения, которые нужно «отзерка¬лить». После остановки музыки участники меняются ролями. Игра продолжается с новым Нептуном. Каждый раз ведущий называет новую фигуру. Игра может повторяться, пока все не побывают в роли Нептуна.

Цель: стимулировать активность и инициативу в установле¬нии отношений с другим человеком, помочь взаимопониманию.

Музыка: разные направления и стили (например, «меду¬зы» — джаз, «русалки» — восточные мелодии, «акулы» — тяже¬лый рок). Темп разный.

Расположение участников на площадке: схема 18.

41

Л. Раздрокина

Игра 23. «ЗНАКОМСТВО»

Все образуют два круга — внешний и внутренний. Каждый круг движется танцевальной ходьбой в разном направлении. Музыка прерывается — движение прекращается, стоящие напро¬тив партнеры здороваются рукопожатием. Повторяется 7-10 раз.

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож¬дение в контакт.

Музыка: любая ритмичная, энергичная (например, полька или диско). Темп умеренно-быстрый.

Расположение участников на площадке: схемы 37,38.

Игра 24. «ТАНЕЦ АБОРИГЕНОВ»

Все становятся в круг.

1-й этап. Ведущий показывает базовые движения афри¬канских танцев, участники пытаются повторить.

2-й этап. Каждый по очереди солирует в кругу с копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные способности.

Музыка: афро-джаз. Темп быстрый.

Расположение участников на площадке: схемы 3.2.

Игра 25. «ПАРУСА»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Группа строится в форме клина, изображая парусный корабль.

1-й этап. По команде ведущегшо «поднять паруса» все под-нимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.

2-й этап. По команде «спустить паруса» — опускают руки, приседая вниз.

3-й этап. По команде «попутный ветер» — группа двигает¬ся вперед, сохраняя форму клина корабля.

4-й этап. По команде «полный штиль» все останавливаются. Повторить 3-4 раза.

Цель: восстановить дыхание, снизить эмоциональное воз¬буждение, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.

Музыка: спокойная, инструментальная. Темп медленный.

Расположение участников на площадке: схема 19.

Игра 26. «ВСАДНИКИ»

Группа образует круг, в центре которого стоит стул («конь»). Каждый участник по очереди импровизирует, сидя на стуле, изображая всадника-наездника (включая в диапазон движений различные несложные трюки: езда стоя, полулежа, на боку, спи¬ной по направлению движения и т. д.).

Игра продолжается, пока все не побывают всадниками.

Цель: осознать свои экспрессивные возможности, стиму¬лировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, дать возможность экспериментировать с движением.

Музыка: в стиле «кантри» или «лезгинка», темп быстрый.

Реквизит: стул.

Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 27. «ГЛАЗКИ, ГУБКИ, ЩЕЧКИ» (или «мимическая гимнастика»)

Участники располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица — по команде ведущего:

— «танцуют глазки» — участники:

а) стреляют глазами слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом:

в) то зажмуриваются, то широко раскрывают («выпучива¬

ют») глаза:

— «танцуют губки» — участники:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поце-луйчик, затем расплываются в улыбке:

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;

— «танцуют щечки» — участники:

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладоня¬

ми, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воз¬

дух туда-обратно.

Ведущий может сочетать объяснение с показом. Игра про¬водится обычно в начале занятия и может являться частью рит-мической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Цель: снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.

Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «дис¬ко»), темп средний.

Расположение участников на площадке: схема 1.

Игра 28. «СОСУЛЬКИ»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Участни¬ки располагаются на площадке в хаотичном порядке, изобра¬жая сосульки. Исходное положение: стойка смирно.

/-й этап:«Весна — сосульки тают». Ведущий, исполняющий роль солнышка, поочередно подает сигнал (взглядом, жестом или прикосновением) любому из участников, который начинает мед¬ленно «таять», опускаясь в положение лежа. И так, пока все «со¬сульки» не растают.

2-й этап: «Зима — сосульки замерзают». Участники одно¬временно очень медленно встают и принимают исходное поло-жение — стойку смирно.

Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после ак¬тивных упражнений.

Цель: снять напряжение, восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение.

Музыка: спокойная медитативная, темп медленный. Расположение участников на площадке: схема 15.

Игра 29. «КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ»

Все сидят на стульях, расположенных полукругом. В короб¬ке (на столе, на вешалке), стоящей вне поля зрения группы (как бы «за кулисами»), лежат различные элементы костюмов и рек¬визит. Участники по очереди выбирают что-либо из предложен¬ных вещей и исполняют сольный номер экспромтом. Ведущий делает комментарий, поощряя проявление фантазии. Каждый танцор получает в награду аплодисменты группы.

Ведущий должен заранее продумать возможные вариан¬ты музыкального сопровождения и иметь в запасе разные фо¬нограммы.

Цель: стимулировать творческое самовыражение, развить умение импровизировать, повысить самооценку.

Музыка: различные стили и жанры разного темпа и характе¬ра (продолжительность каждого сольного номера 40-50 секунд).

Реквизит: тросточка, цветок, шляпа, шарф, веер, боа. дудоч¬ка, бубен, газета, кукла, зонтик, зеркальце и др.

Расположение участников на площадке: схема 9.

Игра 30. «НЕВЕСОМОСТЬ»

1-й вариант: участники хаотично располагаются на пло¬щадке и медленно («заторможенно») перемещаются, изображая состояние невесомости. При этом в свободной импровизации вступают во взаимодействие друг с другом.

2-й вариант: участники располагаются по кругу и изобра¬жают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу им¬пульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча». Ведущий становится равноправным участником игры и собственным примером побуждает участников использовать весь спектр движений игры в волейбол.

Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать воз-можность самопонимания и самоосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаи¬модействие.

Музыка: спокойная, «космическая» (например, композиции группы «Space»), темп медленный.

Расположение участников на площадке: схемы 8.5.

Игра 31. «ВОКРУГ СВЕТА»

Участники образуют круг и двигаются против часовой стрел¬ки — «путешествуют вокруг света». При этом национальные ме¬лодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Участ¬ники должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи — при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящему — при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со все¬ми в кругу, может подсказывать базовые движения нацио¬нальных танцев, а также делать комментарий по ходу игры.

Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, расширить экспрессивный репертуар.

Музыка: национальные мелодии разных стран в современ¬ной обработке (например, «ламбада», «лезгинка», «сиртаки». «лет¬ка-енка», а также восточные, африканские, еврейские и другие мелодии; в заключение «путешествия» — русский хоровод).

Расположение участников на площадке: схема 6.

Игра 32. «ШЛЯПНАЯ ЭСТАФЕТА»

Участники образуют широкий круг и двигаются в ритме музыки.

1-й вариант: ведущий надевает шляпу себе на голову и де¬лает несколько танцевальных движений, поворачиваясь вокруг своей оси. Затем передает шляпу стоящему рядом участнику, который в свободной импровизации проделывает то же самое и передает эстафету следующему игроку. Эстафета продолжает¬ся по кругу до тех пор. пока шляпа не вернется к ведущему.

2-й вариант: ведущий пересекает круг в любом направле¬нии (импровизируя при этом) и надевает шляпу на голову кому-либо из участников, меняясь с ним местами. Принявший эста¬фету повторяет действие ведущего, используя свою лексику танцевальных движений, и в игру включается следующий участ¬ник. И так. пока каждый член группы не побывает в шляпе.

Цель: развить умение импровизировать, исследовать вза¬имное принятие друг друга, вхождение в контакт, стимулировать развитие межличностных отношений в группе.

Музыка: любая ритмичная, темпераментная (например, «чарльстон», «твист», «диско» или др.). Темп умеренно-быстрый.

Расположение участников на площадке: схемы 5,40.

Игра 33. «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Участни¬ки располагаются на площадке в хаотичном порядке. По коман¬де ведущего:

— «холодно» — все члены группы, изображая дрожь в теле, плотно прижимаются друг к другу, концентрируясь в одной точ¬ке зала:

— «жарко» — все хаотично перемещаются по площадке в свободной импровизации «млея от жары».

Ведущий делает комментарий, красноречиво описывая со-стояние погоды. Упражнение повторяется 5-6 раз.

Цель: снять внутренний зажим, помочь ориентации в про¬странстве, развить взаимопонимание и взаимодействие в груп¬пе, актуализировать отношения.

Музыка: контрастная — чередование разных по ритму и тем¬пу стилей ( например, рок-н-ролл и джаз): возможно использо¬вание шлягеров на тему зимы и лета.

Расположение участников на площадке: схемы 20,8.

Игра 34. «ПЕРЕПРАВА»

Участники располагаются на одной стороне площадки. За¬дача: переправиться на другую сторону по одному человеку.

Каждый участник должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свой танцевально-экспрессивный ре¬пертуар (в том числе различный танцевальный шаг. прыжки, под-скоки, повороты, несложные трюки и т. д.).

После того, как все члены группы оказались на другой сто¬роне площадки, упражнение повторяется еще раз под другую музыку. При этом нужно снова не повторять движения преды¬дущих участников. В случае затруднения ведущий может ока¬зать помощь игрокам.

Цель: осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовы¬ражение.

Музыка: разные стили по ритму и темпу (например, «бары¬ня» и «вальс», «рэп» и «латина» или др.).

Расположение участников на площадке: схема 33.

Игра 35. «ШАПКА-НЕВИДИМКА»

(В данной игре «шапка-невидимка» действует наоборот: тот. кто ее надевает, ничего вокруг не видит.)

Все становятся в круг. Один из участников выходит в центр, надевает «шапку-невидимку», закрывает глаза и импровизирует в пространстве, руководствуясь своими внутренними ощущени¬ями. Остальные наблюдают. Во время музыкальной паузы солист открывает глаза и тому, с кем первым встретится взглядом, пере¬дает «шапку-невидимку», меняясь с ним местами. Следующий участник повторяет все сначала, аутентично двигаясь на площад¬ке. Игра может продолжаться, пока все не побывают в кругу.

Цель: исследовать возможность ориентации в пространстве, развить танцевально-экспрессивный репертуар, стимулировать творческое самовыражение.

Музыка: спокойная инструментальная (например, компози¬ции оркестра П. Мориа).темп медленный или умеренный.

Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 36. «ПЕРЕПЛЯС»

Участники делятся на две группы, которые располагаются в хаотичном порядке на разных сторонах площадки.

На первом этапе: по одному представителю от группы вы¬ходят на середину и соревнуются в мастерстве импровизации: кто кого перетанцует. По сигналу ведущего солисты под апло¬дисменты возвращаются к своей группе, их место занимают следующие участники. Перепляс продолжается до тех пор. пока каждый член группы не примет в нем участие.

На втором этапе: музыка меняется, группы полным составом поочередно импровизируют на площадке, при этом участники вступают во взаимодействие между собой, стараясь переплясать соперников: групповые импровизации повторяются 3-4 раза.

Цель: дать возможность экспериментировать с движением, стимулировать общение в парах, развить групповую поддерж¬ку, стимулировать творческое самовыражение.

Музыка: разные стили и жанры (например, «барыня», «ла-тина», «рок-н-ролл», «лезгинка», «казачок», «брейк» и др.). Темп быстрый.

Расположение участников на площадке: схемы 34.22.

Игра 37. «ТОРТ-МОРОЖЕНОЕ»

Участники образуют круг или два круга (один в другом), бе¬рутся за руки и поднимают их вверх или вперед, представляя собой торт.

На первом этапе «торт-мороженое» тает: с началом музыки участники расслабляются и медленно томно опускаются на пол в лежачее положение, не разрывая при этом рук.

На втором этапе происходит обратный процесс — «торт-мо-роженое» замораживается: участники также медленно, как на предыдущем этапе, поднимаются, не разрывая рук. и принима¬ют исходное положение.

Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после ак¬тивных упражнений.

Цель: снять внутренний зажим, снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, развить взаимопонимание и умение чувствовать себя частью единого целого.

Музыка: спокойная медитативная, темп медленный.

Расположение участников на площадке: схемы 3.42.

Игра 38. «ВИДЕОПЛЕНКА»

Группа представляет собой видеопленку, на которой запи¬сано столпотворение людей на площади. Ведущий — это пульт управления. По сигналу:

— «пуск» — участники хаотично перемещаются в простран¬стве в среднем темпе;

— «перемотка вперед» — темп перемещения быстрый, при этом нужно стараться не сталкиваться друг с другом и заполнять все пространство, равномерно распределяясь на площадке;

— «стоп» — все останавливаются и замирают на месте;

— «перемотка назад» — темп движения быстрый, но пере-мещение происходит спиной назад (ведущий должен следить за каждым участником и контролировать ситуацию, не допус¬кая падений и столкновений; этот этап игры не должен быть про¬должительным).

Ведущий несколько раз вразброс подает разные сигналы.

Упражнение можно усложнить, дав задание двигаться ка¬ким-либо танцевальным шагом, согласно выбранному музыкаль-ному сопровождению.

Цель: помочь ориентации в пространстве, развить способ-ность взаимопонимания и взаимодействия.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения можно использовать ритм или заранее заготовленную фонограмму, состоящую из различных по темпу и продолжительности музы¬кальных отрывков (согласно этапам игры), записанных несколь¬ко раз в разной последовательности.

Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 39. «ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ»

Группа образует круг. Один из участников выходит в центр и импровизирует под музыку, затем посылает воздушный поце¬луй любому члену группы. Тот, кому был адресован поцелуй, ло¬вит его. занимает место солиста в центре круга и продолжает импровизацию.

Игра может продолжаться, пока все не получат хотя бы по одному воздушному поцелую.

Цель: развить танцевально-экспрессивный репертуар, ис¬следовать взаимное принятие друг друга.

Музыка: лирическая инструментальная (например, вальсы И. Штрауса или композиции И. Крутого). Темп умеренный.

Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 40. «ЗАГОРАЕМ»

Все ложатся на пол на коврики и ««загорают» в разных по-ложениях. По команде ведущего:

— «загораем на животе»—участники ложатся на живот: руки подпирают подбородок, голова делает наклоны вправо-влево, ноги поочередно сгибаются в коленях, доставая пяткой ягодицы:

— «загораем на спине» — участники переворачиваются на спину: руки под голову, одна нога подтягивается к себе, сгиба¬ясь в колене, стопа другой ноги кладется на колено первой, от¬бивая ритм музыки;

— «загораем на боку» — участники переворачиваются на бок: одна рука подпирает голову, другая опирается о пол перед грудью; верхняя нога как маятник касается носком до пола то спереди, то сзади, «перепрыгивая» через другую ногу.

Упражнение повторяется 4-5 раз. Игра может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять напряжение в группе, создать настрой на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 3.8.

Игра 41. «МИНУТА СЛАВЫ»

Все сидят или стоят, располагаясь полукругом. Участники поочередно импровизируют на площадке, держа в руках таблич¬ку с надписью «минута славы», стараясь максимально раскрыть¬ся. Каждый танец исполняется под разную музыку и по оконча¬нии приветствуется аплодисментами группы. Ведущий делает комментарий, стимулируя участников на проявление их скры¬тых возможностей.

Цель: развить умение импровизировать, исследовать свои танцевально-экспрессивные возможности, стимулировать твор-ческое самовыражение, повысить самооценку.

Музыка: подборка отрывков различных стилей и жанров разного темпа.

Расположение участников на площадке: схема 9.

Игра 42. «ТУСОВКА»

Участники хаотично перемещаются по площадке в ритме музыки, приветствуя проходящих мимо членов группы кивком головы, жестом или прикосновением ладоней рук. По желанию участники в свободной импровизации вступают в танцевальное взаимодействие друг с другом. В процессе «тусовки» несколько раз происходит резкая смена музыкального сопровождения. Участники должны постараться подстроиться под новый ритм и продолжить импровизацию. Ведущий может быть сторонним наблюдателем или полноправным членом «тусовки».

Цель: развить чувство ориентации в пространстве, дать воз-можность экспериментировать с движением, исследовать воз¬можность вхождения в контакт, расширить танцевально-эксп¬рессивный репертуар.

Музыка: подборка разных по стилю, ритму, темпу фрагмен¬тов клубной или дискотечной музыки.

Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 43. «ПОКАЗ МОД»

Участники делятся на две группы, каждая из которых пред¬ставляет свой «Дом моделей». Группы выстраиваются в форме шеренги: одна напротив другой. «Дома моделей» поочередно представляют свои варианты коллекции одежды (неважно, во что одеты участники, главное — выразительно представить себя). Дефиле продолжается до тех пор. пока каждая участница (участ-ник)-«модель» не пройдет по подиуму. Всем участникам показа мод после каждого выхода обе группы дарят аплодисменты.

Ведущий дает комментарий походу игры, делая комплимен¬ты всем членам творческого процесса, отмечая эксклюзивность и уникальность каждой «модели» на подиуме.

Цель: исследовать возможность самовыражения, повысить самооценку, развить групповую поддержку.

Музыка: инструментальная ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 31.32.

Игра 44. «ХУДОЖНИКИ»

Группа образует круг. Один из участников («художник») вы-ходит в центр с кисточкой в руках и рисует в пространстве во¬ображаемую картину, импровизируя в танце согласно характе¬ру музыки. Остальные члены группы наблюдают за ним. В момент смены музыкального сопровождения «художник» пе¬редает кисточку следующему участнику, который, руководству¬ясь своим внутренним миром, создает в воображаемом про¬странстве свое «произведение искусства».

Игра проводится, пока каждый не побывает в роли «худож-ника». По окончании проводится обсуждение: каждый участник по желанию может поделиться своими внутренними ощущени¬ями и впечатлениями, которые ему навеяла предложенная му¬зыка, и рассказать о содержании созданной картины. Ведущий делает комментарий.

Цель: развить чувство ориентации в пространстве, умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств.

Музыка: подборка отрывков разных стилей и жанров инст-рументальной музыки, темп медленный или умеренный. Реквизит: кисточка. Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 45. «КАРУСЕЛЬ»

Упражнение используется для того, чтобы разбить группу на пары. Участники делятся на две группы (мальчики и девочки или разнородные по составу). Каждая группа образует круг — «карусель». В центре каждого круга находится обруч, за кото¬рый все держатся правой рукой. С началом музыки «карусели» начинают вращаться по часовой стрелке, при этом на их стыке участники из разных групп пытаются дотронуться левыми ру¬ками друг до друга. Во время музыкальной паузы те посетители аттракциона, которые в данный момент коснулись друг друга, образуют пару, покидают «карусели» и отходят в сторону.

Игра продолжается, пока все участники не разобьются на пары.

Игру можно усложнить, предложив участникам двигаться определенным шагом, например: бег с захлестом ноги назад, тройной ход с каблука, шаг польки и др.

Цель: развить групповые чувства, побудить к вступлению в межличностные отношения, исследовать взаимное принятие друг друга.

Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп быстрый или умеренно-быстрый.

Реквизит: обручи — 2 шт.

Расположение участников на площадке: схемы 25.26.

Игра 46. «КОСТЕР»

Группа образует круг, все садятся на пол (поджимая коле¬ни или «по-турецки»). Двое участников, у каждого из которых в руках находится красный платок, выходят в центр и, импрови¬зируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра. По сигналу ведущего «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они «поддерживают» костер, стараясь проявить фантазию и сделать свой «танец огня» не похожим на предыдущий.

Игра продолжается, пока все не побывают в кругу.

Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных сти¬лей и жанров (например. «Танец с саблями» Хачатуряна), темп быстрый или умеренно-быстрый.

Реквизит: легкие газовые платки (или шарфы) красного цвета — 2 шт.

Расположение участников на площадке: схема 11.

Игра 47. «ДИСКОТЕКА»

Участники хаотично располагаются на площадке и самосто-ятельно двигаются в свободной танцевальной импровизации под предложенную темпераментную музыку. В момент смены музыкального сопровождения на медленный темп участники должны постараться быстро найти себе партнера и продолжить танцевать в паре. Чередование быстрых и медленных танцев происходит 5-6 раз. На каждом этапе, образуя пары, необходи¬мо найти себе нового партнера.

Цель: исследовать возможность вхождения в контакт, сти¬мулировать активность и инициативу в установлении отноше¬ний с другим человеком, развить танцевально-экспрессивный репертуар.

Музыка: дискотечная, клубная контрастных стилей и тем¬пов (например, диско и блюз или техно и транс).

Расположение участников на площадке: схемы 8.13.

Игра 48. «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Все сидят или стоят, располагаясь полукругом. Каждый участник по очереди в свободной импровизации делает торжественной походкой круг по площадке, выходит на середину зала и под аплодисменты группы «раскланивается», т. е. делает не¬сколько поклонов-реверансов. Ведущий дает комментарий, сти¬мулируя участников на проявление их скрытых возможностей.

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств; повысить самооценку.

Музыка: фанфары или торжественный, энергичный марш. Расположение участников на площадке: схема 10.

Игра 49. «ПЛЕТЕНЬ»

Группа делится пополам и образует две шеренги: одна на-против другой. При этом участники каждой группы переплета¬ют руки крест-накрест (каждый протягивает руки в стороны и берется за руку с соседом через одного).

С началом музыки шеренги в сцеплении двигаются навстре¬чу друг другу. Встретившись, стоящие напротив участники об¬разуют пары и свободно импровизируют. В момент музыкаль¬ной паузы все должны вернуться на свои места и занять первоначальное положение.

Игру можно провести как конкурс — кто быстрее построит¬ся в шеренгу и переплетет руки.

Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, исследовать возможность вхождения в контакт, сти-мулировать общение в парах.

Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп средний или умеренно-быстрый.

Расположение участников на площадке: схемы 23,24.

Игра 50. «КАРНАВАЛ»

1-й этап — «Выбор костюма». Группа образует круг и двигается на месте в ритме музыки. В центре круга стоит коробка с большим набором карнавальных масок. Один из участников выбирает себе маску и импровизирует в ней. исполняя сольный танец: затем передает эстафету следующему члену группы, меняясь с ним местами (не снимая при этом маску, становится в общий круг). Новый солист проделывает то же самое. И так продолжается, пока все участники не будут в масках.

2-й этап — «Карнавал в разгаре». Участники двигаются в свободной танцевальной импровизации по всей площадке, по желанию вступая во взаимодействие друг с другом.

Ведущий делает комментарий, поощряя участников за их уникальность и неповторимость.

Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, исследовать возможность взаимодействия в группе.

Музыка: энергичная. темпераментная в стиле «латина» (возможно попурри на тему латиноамериканских ритмов), темп умеренно-быстрый.

Реквизит: коробка с карнавальными масками.

Литература и интернет-источники:

1. https://multiurok.ru/files/ighry-dlia-zaniatii-po-khorieoghrafii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Составление рассказа с использованием мнемосхемы"

Дорогие коллеги! Мы все, работая в дошкольном учреждении, строго придерживаемся принципов при изучении материала: от простого к сложному и принципа сезонности. Тема составления рассказа о каком - то...

Учебно-методическое пособие: "Художественное творчество с использованием техники обрывная аппликация".

—По проделанной работе можно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ма...

Методическое пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста»

Данную методическую разработку могут использовать воспитатели, учителя- логопеды, педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми.Оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или и...

Методическое пособие. Арт-терапия с использованием прозрачного мольберта

Прозрачный мольберт из небьющегося стекла в раме на ножках. Прекрасный дидактический материал, для развития творческих способностей....

Методическое пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста»

Методическое пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста»Разработала воспитатель          МБДОУ г. Ирку...

Учебное методическое пособие "Комплекс общих развивающих упражнений"

Комплекс общеразвивающих упражнений бодрящей гимнастики после сна с использованием фольклора для детей младшего и среднего дошкольного возраста...