Современные формы организации методической работы с педагогами.
учебно-методический материал

Пушкина Наталья Александровна

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/2AEJ/2QJyVwZw924.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ Рекомендуемая квалификационная категория

Рекомендуемая квалификационная категория

1. Психолого-педагогический консилиум».

Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития.
Частота работы 1 - 2 раза в год в каждой возрастной группе. Рекомендуется использовать в ДОУ где ведется экспериментальная, инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса.

новаторы, психолог, узкие специалисты
1 -2 раза в год

2. «Годичные команды педагогов».

Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума Частота работы ежемесячно.

новаторы, мастера, педагоги опытные-активные, узкие специалисты
1 -2 раза в год

3. «Школа профессионального мастерства».

Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени:

1 ступень: Группа повышенного внимания администрации включает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков, не желающих по каким -либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся от участия в инновационной работе
Целью этой группы является стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.

2 ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога

3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.

4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии.

опытные-малоактивные,
молодые специалисты "консерваторы"
1 раз в месяц

 

 

молодые специалисты по мере необходимости

 

опытные-активные по мере необходимости

новаторы постоянно

4. «Школа передового опыта».

Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной формой работы занятий в школе являются лекции, семинарские занятия, просмотр открытых занятий, даваемых руководителем школы.
Девизом является: «Делай как я!»
Частота работы не чаще 1 раза в месяц

Варианты школы передового опыта:
Индивидуальное наставничество.
Педагогическая студия

Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог ДОУ, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми (малоопытными) педагогами на равных Ведущей формой проведения занятий в студии является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов ДОУ, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий.
Режим работы не чаще 1 раза в месяц.

 

новаторы, мастера, опытные-активные, опытные-малоактивные
1 раз в месяц

 

 

 

 

 

все категории

5. «Педагогическое ателье или педагогическая мастерская».

Имеет целью передачу педагогом - мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье-вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Частота занятий и длительность по потребностям педагогов.все категории 1 раз в месяц

 

все категории 1 раз в месяц

6. «Мастер класс».

Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других дошкольных учреждений района, города.
Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы.

 

все категории

7. «Творческие микрогруппы».

Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов. Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы.

 

педагоги новаторы, мастера, опытные-активные
по мере необходимости

8. «Кружки качества».

Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм» Обязательным условием при организации работы кружка является : наличие хотя бы одного педагога способного обучать коллег без участия администрации.
О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.
Главной задачей работы кружка является нахождения способа повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
Длительность работы кружка по потребностям педагога во времени для нахождения способа решения проблемы.

 

педагоги новаторы, мастера

9. ВТК (временные творческие коллективы)

Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекты занятия и др.
Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток.
 новаторы, мастера, опытные-активные.

 

все категории по мере необходимости

10. «Школа исследователя».

Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми.
У школы исследования есть научный руководитель.
Длительность ее работы от 1 до нескольких лет.
Частота встреч 1 раз в 1-2 месяца.

 

все категории по мере необходимости

11. ВНИК (временные научно исследовательские коллективы). Создаются по инициативе администрации при необходимости разработки какого – либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции.
Работа во ВНИК требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК, обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков.
Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, Образовательной программы, перспективного плана работы и т.д.
В ее цели не входит реализация полученного документа и отслеживания результата, т.к. для этого требуется длительное время, а ВНИК, работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев).

 

новаторы, мастера опытные-активные по мере необходимости

«Коучинг–сессия» — интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ).

КРУГЛЫЙ СТОЛ ТЕХНИКА «АКВАРИУМА» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». Что дает эта форма педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

«МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ)»,  краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебно-методической проблемы. Группа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы озвучивает общее решение.

КРУЖКИ КАЧЕСТВА организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

КВИК – НАСТРОЙКА: индивидуальное обучение и настройка от профессионалов на успешную работу

КЕЙС – МЕТОД: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

«СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). «Слушается дело о нарушении педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Методический мост. Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

https://cloud.mail.ru/public/2AEJ/2QJyVwZw9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических  и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, откровенн...

Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО

Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Нар...

Методический час «Современные формы организации профилактической работы с детьми и подростками»

Теория и практические рекомендации для педагогов по профилактической работе...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических  и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, отк...