Родительское собрание в средней группе "Родительский дом- начало начал"
материал (средняя группа)

Цель родительского собрания - формировать конструктивные представления о совместном  досуге с детьми; вооружать формами, приемами и методами воспитания у детей любви и привязанности к "малой Родине". Вызвать интерес и желание совершать совместные прогулки по городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

                 Родительского собрание  в средней группе

               

       «Родительский дом- начало начал»

                                                                                                     Разработал:

                                                                             Воспитатель:  Абрамова О. И.

                                                               

                         

                                 

  г. Ядрин, январь – 2020

«Родительский дом – начало начал»

Цель: 

 

- Вооружать формами, методами и приёмами воспитания у детей любви и привязанности к «малой Родине».

- Раскрыть роль и значение художественных промыслов для развития чувство национальной гордости, эстетического воспитания.

- Вызвать интерес и желание совершать совместные прогулки по городу.

- Формировать устойчивый  интерес к изучению истории родного города.

- Привлекать родителей к сотрудничеству с ребенком.  

- Формировать конструктивные представления о современном досуге с детьми.

Ход собрания:

 

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Наша страна Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что патриотическое воспитание  состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

          Где прошло детство, там и начинается Родина.

                                                                     Кузьма Черный

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Это родительское собрание посвящается Ядрину  - городу, который является Родиной наших  воспитанников.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Ядрин  в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

К освоению этих знаний детьми  стараемся привлекать и вас, уважаемые родители. По –старинному обычаю,  мы приглашаем вас на строительство дома, по чувашскому обычаю «ниме».

Игра «Строим волшебный дом»

Воспитатель: Сегодня мы  предлагаем  построить необычный дом. Где бы мы не жили, но наш дом кажется самым уютным, светлым и красивым. Предлагаем угадать  названия различных жилищ.

«Кочевой», «переносной»  дом у некоторых народов  Севера и Средней Азии. (Юрта)

Сооружение из веток.(шалаш)

Высотный дом, в котором много этажей и квартир. (многоэтажный дом)

Хижина древних индейцев Северной Америки. (вигвам)

В монастыре  «жилое помещение», в котором живут монахи.(келья)

«Переносное» жилище некоторых народов Севера, покрытые шкурами животных.(чум, яранга)

Крестьянский дом в украинской деревне. (хата)

Помещение, натянутое из плотной непромокаемой ткани, брезента. (палатка)

Жилище эскимосов из снежных плит. (иглу)

Рубленный дом из дерева в России..(изба)

Воспитатель: (при закладке дома самым важным считается фундамент. Мы  вам предлагаем слова, напечатанные на «валунах». Наша задача – отобрать подходящие для нашего фундамента  слова  и выложить крепкий фундамент. А ненужные слова выбросить в урну. (слова приклеены к кубикам)

Слова: Дружба, Любовь, Взаимопонимание, Помощь, Уважение, Уют, Дисциплина, Труд, Знание, Ненависть, Злоба, Гнев, Ссоры, Эгоизм, Зависть, Лень, Пьянство,

Воспитатель: Итак, фундамент мы заложили. Чтобы построить крепкие  стены без такого качества, как мудрость не обойтись. Перед вами – пословицы. Они поделены на части и перепутаны. Соедините их правильно.

Пословицы и поговорки:

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом вести — не лапти плести.

Хоть по уши плыть, да дома быть.

Мой дом — моя крепость.

В каждой избушке свои игрушки.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Дом крепок не укладом, а ладом.

Каков хозяин — таков и дом.

Не купи дом, а купи соседа.

Дом невелик, да лежать не велит.

Дома — как хочу, а в людях — как велят.

Домом жить — обо всем тужить.

Воспитатель: Общими усилиями мы подняли и стены. Конечно, в нашем доме есть большие окна и дверь. Через эти  окна мы будем глядеть  на наш город Ядрин. Через резное крыльцо поведем наших детей гулять по городу и будем рассказывать о нашем родном городе. Ну что ж, идем гулять.  

Слайд 5 «Флаги»

Что же мы расскажем нашим детям о флагах? Флаг нашей страны  России – трехцветный. Эти полосы обязательном порядке расположены вот так:

  •       Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  •       Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  •       Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Флаг нашей республики Чувашии желтого цвета, что  означает богатство, постоянство. Желтый цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета. Вот это желтое поле  обозначает пространство под солнцем, населяемое  народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле обозначает Чувашскую землю. ((пурпуровый (сандалово-красный, не путать с пурпурным. Пурпуровый и желтый  — традиционные цвета чувашского народа) Пурпур в геральдическом толковании — достоинство, могущество, мужество, сила.

Обратите внимание на эмблему «Древо жизни»,  — знак  который напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях.  «Древо жизни» - означает единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики..Эмблема «Три солнца» символизирует солнечный свет, дарящий жизнь.  Звезды повторяются три раза над  эмблемой «Древа жизни», что  означает чувашское народное понятие «Пулна, Пур, Пулатпар» («Были, Есть, Будем»).

Как и все города наш город имеет свой флаг. Голубая кайма означает  нашу реку Сура и много других озер, которые  есть около города Листья дуба с желудями – символ мужества и стойкости.(что созвучно с эмблемой чувашского флага). А в красном поле лежат 10 серебряных ядра, сложенных пирамидой. Из слова ядро произошло название города Ядрин.

На праздник 9 Мая можно увидеть флаг красного цвета. Можно  рассказать детям, что это – флаг Победы, что под этим знаменем российский народ воевал в ВОВ. Можно познакомить с Андреевским флагом, который поднимают военные корабли. (информация для взрослых: в честь  святого покровителя России Апостола Андрея. Он принял мученическую смерть на косом кресте из –за того, что проповедовал христианство).

Слайд 6

Наш город Ядрин располагается на реке Суре. Интересна версия происхождения названия города Ядрин. Якобы во время войны русского царя Ивана Грозного против Казанского ханства в новом военном поселении на берегу Суры изготавливались ядра. Эта легенда до сих пор отражена на гербе города. Однако многочисленные исследования опровергают эту версию. Во время основания и в первые годы поселения не было среди жителей ни кузнецов, ни заведений, где могли отливать металл и изготавливать ядра. Тем более, что Казань была взята за несколько десятилетий до возникновения Ядрина. Название городу дано либо по имени основателя поселения чуваша Едирне (русифицировано – Ядрый), либо из-за чувашской деревни Етерне. Так или иначе, Ядрин появился в 1590 году как военное селение, жителями которого были преимущественно стрельцы, пушкари и другие военнослужащие.

Слайд 7:

Скульптура «Ангел памяти и славы» в Ядрине находится на улице 30-летия Победы, около спортивного комплекса  «Присурье».Скульптурная композиция открыта в 2005 году и является данью уважения к известным уроженцам Ядринского района. Композиция изготовлена с использованием гранита, мрамора, бронзы и меди. Ангел установлен на высокой колонне (7 метров).  Автором скульптуры является известный  заслуженный художник Чувашской Республики В.П.Нагорнов. (к сведению взрослых - По замыслу  композиция должна была состоять из восьми бюстов именитых ядринцев: братьев Таланцевых, доктора Волкова, ученых Ашмарина, Магницкого, артиста Мордвинова, первого посла – женщину СССР Миронову).

В Ядрине имеются административные здания, построенные для удобства решения проблем населения.

Слайд 8:

Первое учреждение куда попадает малыш без взрослых-  это конечно детский сад. Здесь ребенок учится первым азам правила поведения в обществе, самообслуживанию и получает маленькие познания про  окружающий  мир. Если спросим наших детей  адрес детского сада, то они хором ответят- город  Ядрин, улица Советская, 33. Данное здание построено для детей и начал работать 1967 году, правда он назывался «Детский дом». Еще в царские времена велась работа по защите беспризорных и обездоленных. В Ядрине этим занималась одна из супругов братьев Таланцевых.

После  мы идем в школу. У школы тоже своя история. Дальше знания и профессию можно получить в агротехническом техникуме. Расскажем своим детям какие профессии можно получить: автомеханик, повар- кондитер, тракторист- машинист (слесарь по ремонту автомобиля).

Слайд 9:

Памятники культуры Ядрин богат памятниками  культуры, потому что каждый век оставил свой исторический след.

Здесь есть памятник Ленину, бюст братьям Таланцевым, стела Авиаторам (самолёт Л-29, в честь лётчика Орлова), памятники погибшим воинам в ВОВ,  интернационалистам- афганцам,

Слайд 10: «Памятники архитектуры»

Тихий провинциальный Ядрин практически полностью сохранил архитектуру 19 века, приумножив её современными постройками. Так, Свято-Троицкая церковь и церковь Михаила Архангела и Алексия (Алексеевская церковь) датируются 18 веком, о чем мы детям скажем, что их построили давным–давно.  Обратим внимание  на архитектуру: есть колонны, вместо крыши – купола, на вершине которых есть кресты, точно такие же как на груди у детей и они построены совсем не так, как родной дом. Вот здания нынешнего сбербанка , краеведческого музея , бывшей женской  гимназии, действующей гимназии построены на деньги купцов –меценатов Таланцевых.  Таланцевы –это отдельная страница истории, которую стоит рассказать в более старшем возрасте.

Слайд11: «Музеи».

Вместе с детьми предлагаем посещать художественно- краеведческий музей, где можно познакомиться  с художественной галереей, с историей жизни и судьбы братьев Таланцевых, залами ВОВ, памяти жертв политических репрессий и этнографий и многим другим.В городе действует музей Мордвинова,  где можно ближе познакомиться с жизнью и творчеством  народного артиста СССР. Семья Мордвиновых принадлежала купеческому сословию, не случайно в одном из залов создана обстановка купеческого быта рубежа XIX-XX веков. В экспозицию входят подлинные предметы быта и мебель конца XIX века. Стены залов украшают фотографии и картины чебоксарских и ядринских художников с видами г. Ядрина, природу которого так любил Николай Мордвинов.

Слайд12: «Заводы»

На данный момент действуют несколько предприятий пищевой промышленности, кирпичный и деревообрабатывающий заводы. Есть месторождения глин. Также имеется чувашский конный завод.

 У всех нас есть старые фото и множество историй о предках и родственниках, которые передаются из поколения в поколение, из уст в уста. Давайте откроем фотоальбом города Ядрина.

Слайд13: «Фотоальбом»

В городе родились народный артист СССР, актёр театра и кино Николай Мордвинов (в Ядрине действует его музей),  создатель чувашского словаря Николай Ашмарин. Гущина Мария Михайловна – спортсменка, мастер СССР по лыжному спорту(1941г). Первый мастер спорта из спортсменов – женщин Чувашии, многократная чемпионка и рекордсменка Чувашии и Поволжья по легкой атлетике, входила в первую десятку лыжниц и легкоатлеток СССР. Заслуженный работник физической культуры и спорта Чувашской АССР(1960г) Первый посол - женщина Зоя Васильевна Миро́нова (1912 — 16 марта 1991 года) — советский партийный деятель, дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол (1966).

Воспитатель: Итак, мы построили наш сказочный  дом: заложили прочный фундамент,  подняли крепкие стены, установили  светлые окна, которые показывают нам и нашим детям наш огромный мир, заполненный чудесами, яркими красками, порю даже темными.

Осталось закрепить крышу и наполнить дом  дружбой.

Тренинг «Клубок»

Родители встают в круг, воспитатель - в центре. Каждый по очереди  высказывает свое мнение о том, какими качествами  должен обладать родитель или что должен делать он, чтобы наполнить дом теплом и дружбой. (образуется паутина).

Итог

Совершайте всей семьей прогулки по городу, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного города. Организуйте выезд на природу за город не только на пикник, но и в целях знакомства с растительным и животным миром.

Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком интересные места, новые сооружения; парки.

Гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбомов и фотографий  и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.

Поощряйте любознательность ребенка. 

Уважаемые родители, спасибо за внимание. Надеемся, что наша совместная работа по ознакомлению  с родным городом  будет плодотворной.

Памятка для родителей

«Знакомство детей с родным городом».

• Ребёнок должен знать: название своей улицы, свой адрес, улицу на которой находится его детский сад.

• Постарайтесь привлечь внимание детей к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах от дома. Например: школа, почта, магазин, и т. д. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

• Знакомя детей с райономгородом в целом, с его достопримечательностям, памятниками объяснять, в честь кого они были воздвигнуты.

• Прогуливаясь, знакомьте детей с городом, природой, наблюдайте за трудом взрослых.

• Вместе с детьми участвуйте в жизни города, в субботниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрания в средней группе. Тема: «Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Родительское собрания в средней группе. Тема: «Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»...

Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: рассмотреть возрастные и инди...

Конспект родительского собрания в средней группе "Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников"

Рассмотрение возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-5 лет; познакомление родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год.Рас...

Сценарий родительского собрания в средней группе «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Собрание нацелено на расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год....

Родительское собрание в средней группе №12 «Колобок» «Начало учебного года»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: рассмотреть возрастные и...

Родительское собрание в средней группе 8 «Медвежата» «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»

Родительское собрание в средней группе  8 «Медвежата»«Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»...