Презентация "Экскурсия"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Золкина Светлана Викторовна

Представляю Вашему вниманию виртуальную экскурсию на тему "Традиции народов России"

В данном материале представлены самые известные празднества и традиции нашей страны.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Презентация1.6 МБ
Файл Текст к презентации23.7 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

К путешествию в старину

Мы вас всех приглашаем-

О русских обычаях, традициях предков

Сегодня мы много узнаем.

Будем слушать сказки, песни запевать,

Русские народные игры затевать.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали-

Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!

Слайд 2

        Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и национальные праздники.

        Русские традиции, обряды и обычаи являются неотъемлемой частью культуры славянского народа. Их влияние прослеживается во всех сферах современной жизни. Обряды русского народа органично впитались в нашу плоть и кровь. Невзирая на то, что мы живём в городах, мы продолжаем чтить традиции предков.

        Национальные русские традиции прослеживаются в различных сферах жизни нации: в устной и письменной речи, в фольклоре (былины, сказки, частушки, поговорки), в проведении праздников, в национальной кухне, в изготовлении игрушек, в народном костюме, в религиозных обрядах.

Русские традиции

Слайд 3

        Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. Все, что связано с чаепитием играет важную роль в русской культуре.

        Чай согревает холодными зимними вечерами, «прохлаждает» во время неспешных летних чаепитий на веранде, собирает за одним столом гостей или членов семьи.

        Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья.

        Самовар издавна считался символом русского гостеприимства, он был неотделимой частью жизни нашего народа. Не смотря на то, что в Китае существует прибор со сходным устройством, настоящий самовар можно увидеть только в России.  До сих пор неизвестно, кто и когда сделал первый самовар. 

        Самовар растапливался еловыми шишками, самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола.

По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались  и порция горячего и крепкого чая, и  радушное внимание хозяина. 

        Пили чай из саксонского, дрезденского, или  же отечественного фарфора (особенно славился Поповский). Мещане и купцы любили пить ароматный горячий напиток из глубоких блюдец, с колотым сахаром «вприкуску». У народа считалось признаком крайней бедности  пить «пустой» чай – то есть чай, не сопровождающийся какой-нибудь закуской. В разных городах и губерниях, в разных эпохах, к чаю полагались разнообразные угощения. 

Слайд 4

        С давних времён на Руси существовала красивая традиция встречать у дома дорогих гостей "хлебом и солью". "Хлеб да соль" остаётся и сегодня свадебной традицией встречи молодоженов при входе в дом жениха. Хлеб и соль заносят новосёлы в новый дом. Единым словом «хлебосольство» называют сегодня радушие и щедрость, которые проявляют хозяева при встрече и угощении гостей. Хлебосольным хозяином называют того, кто всегда готов к приёму гостей.

        Древняя традиция «хлеб да соль» появилась в народе потому, что хлеб широко использовался в качестве обрядового дара. Наши предки считали, что хлеб символизирует благополучие и богатство, а соль способна защитить от враждебных сил. Люди верили, что встреча гостя хлебом-солью не только поможет установить с ним дружеские отношения, но и придаст им оттенок сердечного расположения. Даже русский царь мог во время трапезы послать кому-либо со своего стола «хлеб да соль», выражая свою милость. И получить такой дар считалось высшей честью. Отказ гостя принимать «хлеб да соль» воспринимался как большое оскорбление.

        Слова «Хлеб да соль!» являлись добрым пожеланием тем, кого заставали за трапезой. Предполагалось, что таким образом от принимающего пищу отгоняются злые духи..

        Когда хлеб с солью брали с собой в дальний путь в качестве оберега, то приговаривали: «Злому человеку соль в глаз, а доброму - хлеб в рот».

        Возможно, широко известные продукты хлеб и соль стали традиционными символами гостеприимства ещё и потому, что они точно отражали дневной рацион наших предков. Прапрадеды съедали хлеба и соли намного больше чем мы потребляем сегодня, откуда и пошла поговорка про пуд соли, который нужно съесть с тем человеком, которого хочется узнать получше.

        Сохранившаяся с незапамятных времён традиция «хлеб да соль» навсегда закрепилась в жизни и быту русского народа, отражая его душу.

        

Русские праздники

        Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

        Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Слайд 5

        Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.

        Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями..

        Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.

Слайд 6

        Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.

        В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. 

        Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой.

        Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. 

        На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои

        Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. 

        Суббота в Масленичной неделе была тому,что молодые невестки принимали у себя родных.

        Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности.

         В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы

Слайд 7

        Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

        В это день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.

        В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее.

        Ходили слухи, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.

        С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах.
Русские изделия

        Что может оставить самое яркое воспоминание о стране? Фотографии достопримечательностей, посещение музеев, прогулка по городу? Да, конечно, но одним из самых наглядных напоминаний может стать традиционный сувенир. Ведь это часть души этого места, часть истории и культуры.

Слайд 8

        Вспомним знакомую всем Русскую матрёшку! Её облик во всем мире связан с позитивным нарядным традиционно-русским фольклорным жанром. Многие народы восхищаются этой игрушкой, ставшей символом русского творчества и искусства.

        Первая матрёшка в России – легкая, изящная, непосредственная – изображала крестьянскую девочку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом, серпом и хлебом в руках.

Первоначально классическая Русская матрёшка вмещала семь фигурок.         Согласно традиции, платочек и одежда каждой компонентной матрёшки были окрашены в один из цветов радуги: начиная с красного и заканчивая фиолетовым. В результате, самая маленькая матрешка всегда была красной, а самая крупная – фиолетовой.

        Среди мастеров существовало предание, что если внутрь маленькой матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в изготовку и чем качественнее роспись изделия, тем быстрее наступит исполнение желания. Процесс изготовления всех матрёшек одинаков и по сей день. В качестве исходного сырья используется просушенная древесина лиственницы, берёзы и липы, срубленных ранней весной. Сначала вытачивают форму на токарном станке: первой всегда вырезается самая маленькая матрёшка. Затем подготавливают её под роспись: шлифуют, грунтуют. Мастера расписывают матрёшек без предварительного рисунка с образца. После раскраски матрёшек лакируют.         Это ремесло подхватили мастера из Сергиева Посада, где и началось массовое производство этой игрушки. Деревянная кукла, задуманная как детская, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что получила небывалое признание, как символ русского народного искусства и роль традиционного русского сувенира.

Слайд 9

        Павлопосадские платки – это уникальные произведения искусства Павлово-посадской мануфактуры. Эта фабрика знаменита еще и тем, что ей на государственном уровне дан статус народного промысла России. 

        Павлопосадские платки и шали уже давно стали знаковыми элементами русской культуры, а многие и вообще принимают их за символ России. В народе их еще называют «русскими», «бабушкиными» и «народными».

        Когда павлопосадские платки появились в Павловом Посаде, то практически сразу приобрели немыслимую популярность. Павлопосадские мастера разработали специальные доски, с помощью которых и наносился оригинальный орнамент, а также профессионально вырезали на этих досках нежные и тончайшие узоры, гармонично подбирали цвет узора и вплетали в платок необычные золотые нити.

        Истинный павлопосадский платок имеет традиционную квадратную форму и уникальную симметричную композицию, в основе которой – цветочный орнамент. В современности многие детали в создании платка делают с помощью машин, но только не узоры – их так же, как и в старину, делают собственноручно мастера, сохраняя старые русские традиции.         Главным орнаментом в композиции павлопосадских платков остается букет из цветов и разнообразие его вариаций.

Слайд 10

        Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ! 
        Как же начиналось это удивительное, хохломское художество?

        Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.

        Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.

 В росписи хохломской художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.

        Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды

        Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.