Пальчиковые игры средствами здоровьесберегающих технологий.
рабочая программа

Макрагузова Светлана Анатольевна

Программа здоровьесберегающей технологии « Веселые пальчики» направлена на то, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_palchikovye_igry.docx59 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Оглавление.

Введение

  1. . Целевой раздел программы.
  1. Пояснительная записка
  1. Цели и задачи здоровьесберегающей образовательной технологии
  2. Физкультурно-оздоровительная работа.
  3. Здоровьесберегающие образовательные технологии,    используемые в работе с родителями:
  1. .Пальчиковые игры средствами здоровьесберегающих технологий.
  1.   « Веселые пальчики» средствами здоровьесберегающих технологий.
  2.   Цели и задачи пальчиковых игр.
  3.   Планируемые результаты программы.

        2.4    Условия реализации программы

        3.    Перспективный план работы 

  1. Целевой раздел программы

    1.1. Пояснительная записка

       На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в Законе РФ «Об образовании»,  51 статья « Охрана здоровья обучающихся, воспитанников», которая  начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.

        Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

  1. Цели  и задачи здоровьесберегающей образовательной технологии

Целью является охрана и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,  

  - сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по  здоровому образу жизни,

  - научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  - воспитывать дружеские взаимоотношения.

1.1.2. Физкультурно-оздоровительная работа.

                 Виды занятий

Особенности организации

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Физкультминутки

Ежедневно по 3-5 минут во время ООД

Подвижные игры в группе и на прогулке

Ежедневно

Индивидуальная работа на развитие основных движений

Ежедневно на прогулке

Пальчиковые игры                                      

Ежедневно 5-10 минут в любое время

                                           Учебные занятия

Физическая культура

Проводится в первой половине дня по 10-15 минут

                               Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностях воспитанников

Спортивные развлечения

1 раз в месяц длительность 10-15 минут

Программа здоровьесберегающей технологии « Веселые пальчики» направлена на то, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность. Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в работе с родителями:

– Консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий.

– Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и др.)

– Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).

– Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.

2. Пальчиковые игры средствами здоровьесберегающих технологий.

  1.  « Веселые пальчики» средствами здоровьесберегающей технологий

    В раннем возрасте большое внимание уделяют мелкой моторике. Пальчиковые игры служат для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения, превращаясь в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитии фантазии. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности и успокаивают.

Общеизвестно, что движения рук человека тесным образом связаны с развитием речи, а упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В последнее время у педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук ребенка. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

 Пальчиковые игры - это инсценировка,  каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обоих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: вправо, вверх, влево, вниз.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбор игровых упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав ( то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Методическое пособие « Веселые пальчики» является синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, « пальчиковый» бассейн.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

2.2.  Цели и задачи пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой и общей моторики детей раннего возраста.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки.

При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Формировать любовь к художественной литературе.

Развивающие:

Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами,  лепке.

Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Воспитательные:

Воспитывать желание  к совместным играм.

Воспитывать у детей  дружеские взаимоотношения, доброжелательность.

Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Принцип построения программы:

- Общекультурная: формирование у детей общей культуры через мировую и национальную культуру.

- Целостность и непрерывность: педагогического процесса воспитания и обучения от младенчества до поступления в школу.

- Системность и последовательность: материала усложнения от возраста к возрасту, от простого к сложному.

- Интегрированный подход: тесная связь с изо деятельностью, игрой, художественной литературой, развитием речи, сенсорно-математическим представлением, физической культурой.

- Игровой принцип: принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, все занятия построены на играх.

2.3.Планируемые результаты программы.

1. Совершенствование развития мелкой моторики рук.

2. Эмоциональное развитие ребенка.

3. Совершенствование творческих способностей

4. Совершенствование познавательных способностей.

Ожидаемые результаты к концу обучения детей:

Должны знать:

Названия пальцев рук, их очередность.

Народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту.

Должны уметь:

Управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек.

Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

У детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Согласовывать движения рук с речью.

Общаться между собой.

Понимать речь взрослого, уметь ему подражать ( звукопроизношение).

Материалы и оборудование:

Карандаши, массажные мячики

2.4 Условия реализации программы

Условия реализации здоровьесберегающей образовательной технологии:

Данная  работа рассчитана на один год обучения, игровые упражнения проводят  ежедневно, с подгруппой или со всеми детьми в любой удобный отрезок времени, по 5-10 минут,  а также на утренней гимнастике.

Перспективный план работы  « Веселые пальчики»

                             в группе раннего возраста « Улитка»

Игровое упражнение:  « Моя семья ».

Цель:  Учить детей поочередно сгибать и разгибать пальчики, начиная с большого пальчика. Учить правильно, проговаривать слова за воспитателем, запоминая последовательность.  

Этот пальчик — дедушка,                               Разгибаем большой пальчик
Этот пальчик — бабушка,                          
Разгибаем указательный пальчик
Этот пальчик — папочка,                           Разгибаем средний пальчик
Этот пальчик — мамочка,                         Разгибаем безымянный пальчик
Этот пальчик — я.                                     Разгибаем мизинец
Вот и вся моя семья!                                Показывают кулачок

Игровое упражнение:   « Прятки ».

Цель: Учить детей ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках. Учить правильно, договаривать слова за воспитателем, запомнить стихотворение.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Игровое упражнение:   « Вышли пальчики гулять ».

Цель: Учить детей на первые строчки поочерёдно разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки — поочерёдно сгибать пальчики в кулачки, начиная с мизинца. Выполнять движения согласно тексту стихотворения.

Раз, два, три, четыре, пять                     разгибаем по очереди пальчики

Вышли пальчики гулять.                         Шевелят пальчиками

Раз, два, три, четыре, пять                           сгибаем по очереди пальчики

В домик спрятались опять.                         показывают кулачки

 Игровое упражнение:  « Утюжок».

Цель: Учить детей прокатывать карандаш по поверхности стола, сначала правой рукой, затем левой. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Карандаш я покачу,

Вправо-влево, как хочу!!!

Игровое упражнение:   « Капуста ».

Цель: Учить детей стучать по столу ребром ладони, сжимать и разжимать кулачки, поочередно поглаживать подушечки пальцев большим пальцем, подносить щепотку пальцев ко рту. Учить правильно, проговаривать слова за воспитателем, запоминая последовательность.  

Мы капусту рубим-рубим,                     ручками показываем как мы рубим капусту

Мы капусту жмем- жмем,                                                 ручками «мнем» капусту

Мы капусту солим-солим,                                               пальчики щепоткой — солим

А потом ее жуем:                                                 пальчики щепоткой подносим ко рту

Хрум - хрум, хрум - хрум.

Игровое упражнение:   « Игра с карандашом ».

Цель: Учить детей держать карандаш между ладонями, прокатывать его ритмичными движениями. Учить детей дотрагиваться карандашом до каждого пальчика,  договаривать слова за воспитателем, запомнить стихотворение. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли,

И немного покатали.

Карандашик я возьму,

Непременно каждый пальчик,

быть послушным научу.

Игровое упражнение:   « Замок ».

Цель: Учить детей сжимать пальцы в замок, тянуть пальцы не разжимая их, вращать кисти рук, стучать основаниями ладоней, разжимать руки. Выполнять движения согласно тексту стихотворения.

На двери висит замок,                                  руки в замке
Кто его открыть бы смог? 
Потянули,                                              Пальцы тянем, не разжимая
Покрутили,                                           Вращаем руки, пальцы не разжимая
Постучали                                            Стучим основанием ладоней
И - открыли!                                                            Руки разжимаются

 Игровое упражнение:  « Апельсин ».

Цель: Учить детей сжимать пальцы в замок, разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого пальца,  встряхивать обе кисти, перебирать пальчиками. Учить правильно, проговаривать слова за воспитателем, запоминая последовательность.  

Мы делили апельсин.                        Сжимаем пальцы  в замок

Много нас, а он один!                       Разжимаем кулачок и показываем все пальцы

Эта долька для ежа,                           Разгибаем большой пальчик
Эта долька для чижа,
                            Разгибаем указательный пальчик
Эта долька для утят,                             Разгибаем средний пальчик
Эта долька для котят,
                           Разгибаем безымянный пальчик
Эта долька для бобра,                          Разгибаем мизинчик
Ну, а волку - кожура.!                          Встряхиваем обе кисти
Он сердит на нас - беда!    
Берем вторую ручку и двумя руками показываем волчью пасть
Разбегайся кто куда!                            
Перебирают  пальчиками по ножкам

Игровое упражнение:   « Цветок».

Цель: Учить детей разгибать пальцы из кулачков, шевелить пальчиками рук, качать кисти рук из стороны в сторону. Развивать мелкую моторику рук. Учить правильно, проговаривать слова за воспитателем.

Наши алые цветки                                 Пальцы в кулачке

Распускают лепестки,                           Медленно разгибать пальцы из кулаков
Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                               Шевелить пальчиками рук
Наши алые цветки,

Закрывают лепестки,                                 Медленно сжимать пальцы в кулаки
Головой качают,

Тихо засыпают.                                     Покачивать кулаки вперед – назад

Игровое упражнение:   « Горка ».

Цель: Учить детей придерживать карандаш другой рукой , скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти рук ( как с горки) . Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

С горки мы потом катались.  
А еще в снегу валялись.  
Все в снегу домой пришли,  
Съели суп и спать легли.  

Игровое упражнение:   « Комар ».

Цель: При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Летит муха вокруг уха, жжж                        Водим пальчиком вокруг уха
Летят осы вокруг носа, сссс                         Водим пальчиком вокруг носа
Летит комар, на лоб – оп                             
Пальчиком дотрагиваемся до лба
А мы его – хлоп                                               Ладошкой до лба
И к уху, зззз                                               
Зажимаем кулачок, подносим его к уху
Отпустим комара? Отпустим!              
Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку

Игровое упражнение:  « Хозяйка ».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение.

Кукле кашу я сварю:                                                     Мешаем кашу
В миску молока налью,                                                Наливаем молоко
Положу туда крупу                                                      
Насыпать крупу
И поставлю на плиту.                                                  
Поставить на плиту
Будет каша хороша!                                                    
Хлопать в ладоши
Кушай, кукла, не спеша.                                              
Пригрозить пальчиком

Игровое упражнение:  « Домик».

Цель: Учить детей разгибать пальцы из кулачков, шевелить пальчиками рук, качать кисти рук из стороны в сторону. Развивать мелкую моторику рук. Учить правильно, проговаривать слова за воспитателем.

 Я гуляю во дворе                Хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой
 Вижу домик на горе                  Ритмичные хлопки ладошками
Я по лесенке взберусь        
Раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно    кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!            
Поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой

 Игровое упражнение:  « Добывание огня ».

Цель: Учить детей придерживать карандаш двумя  руками , прокатывать карандаш между ладонями. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Игровое упражнение:   « Этот пальчик хочет спать ».

Цель: При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Этот пальчик хочет спать,                                Разжать большой пальчик
Этот пальчик лёг в кровать,                            
Разжать указательный  пальчик
Этот пальчик лишь вздремнул,                      
Разжать средний  пальчик
Этот пальчик уж заснул.                                  
Разжать безымянный пальчик
Этот крепко, крепко спит.
                                               Разжать мизинец
Тише! Тише, не шумите!                                  
Грозят пальчиком
Солнце красное взойдёт,                                
Растопырить пальчики
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!                                
Похлопать в ладоши

Игровое упражнение:   « Этот пальчик в лес пошел ».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. Развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

    Этот пальчик — в лес пошёл.                                     Разжать мизинец
Этот пальчик — гриб нашёл.                              
Разжать безымянный пальчик
Этот пальчик — занял место.                            
Разжать средний  пальчик
Этот пальчик — ляжет тесно.                            
Разжать указательный  пальчик
Этот пальчик — много ел,                                  
Разжать большой пальчик
Оттого и растолстел.

Игровое упражнение:  « Тесто ».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. Развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

- Тесто ручками помнем                                   Сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем                                    
Как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом     
Круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом 
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко                 
Сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай.

 Игровое упражнение:  « Прятки ».

Цель: Учить детей сжимать карандаш в руке и перекладывать его из руки в руку. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Карандашик пожимаю

И ладошку поменяю.

Игровое упражнение:   « Помощник».

Цель: При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Топором дрова колю 
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад
Отнесу их бабушке,                                                
показать ладоши
Чтоб испечь оладушки.                        
похлопать ладонями друг о друга

Игровое упражнение:   « Веселые пальчики ».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке
   Этот пальчик хочет спать.

   Этот пальчик - прыг в кровать!
  Этот пальчик прикорнул.
  Этот пальчик уж заснул.
  Встали пальчики. Ура!

   В детский сад идти пора.

Игровое упражнение:   «Детеныши диких животных».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. Развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Это зайчонок, это бельчонок,              Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок         Вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Игровое упражнение:   «Догонялочки ».

Цель: Учить детей сжимать карандаш в руке и крутить его вокруг своей оси. Учить бегать пальчиками по карандашу. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

Игровое упражнение:   «Новогодний праздник».

Цель: При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Здравствуй, Дедушка Мороз!                         Ладонь поглаживает подбородок

Что в подарок нам принёс?                                Руки вперёд ладонями вверх.

Громкие хлопушки,                                             Хлопнуть в ладоши.

Сладости, игрушки.                                              Вертим кистями.

Игровое упражнение:   «Части тела».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность, называя части тела.

У меня есть голова,                   Указываем на соответствующие части тела.

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Игровое упражнение:   «Домашние птицы и их детёныши».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. Развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь. Закрепить с детьми названия детенышей.

Есть у курицы цыплёнок,      Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –                              Перебирают пальцы по очереди.

Все красивы, хороши.

 Игровое упражнение:  «Волчок».

Цель: Учить детей вращать карандаш  на столе  указательным и большим пальцами. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

Игровое упражнение:  «Наш дом».

Цель: При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Этот дом – одноэтажный.             Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Игровое упражнение:   «Жил был зайчик».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Жили-были зайчики,                                   Хлопают в ладоши

На лесной опушке.

Жили-были зайчики ,                                Показывают уши.
    В беленькой избушке.                               Показывают крышу над головой.

Мыли свои ушки,                                          Трут  уши

Мыли свои лапочки,                                      Трут руки

Наряжались зайчики,                    Движение ладоней сверху вниз по туловищу.
 
  Надевали тапочки.              

 

Игровое упражнение:  «Солнышко ».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. Развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Солнышко, солнышко,             Зовут руками 

Дай свои колечки.                 Одной рукой имитируют собирание колечек в ладошку

Мы колечки соберем,

Вверх по лесенке пойдем.                      Перебирают пальчиками по воздуху

А потом тебе вернем.                             Дуют на ладошки

Игровое упражнение:   «Вертолет».

Цель: Учить детей вращать карандаш    указательным и большим пальцами. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Отправляется в полёт

Наш красавец-вертолёт.

Игровое упражнение:   «Сорока».

Цель: При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

- Сорока-белобока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,                                                
Загибаем большой палец
Этому дала,                                                
Загибаем указательный палец
Этому дала,                                                
Загибаем средний палец
Этому дала,                                                
Загибаем безымянный палец
А этому не дала:                                                
Загибаем мизинец
Ты дров не носил,

Ты печку не топил!

Кашу не варил, нет тебе ничего!

Игровое упражнение:   «Кролики».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Согласовывать движение и речь.

Маленький кролик с большими ушами,         Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,                               Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами                            
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.                    
Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе                                      "Чистим шёрстку". 
Или спит.                                              
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.                          
Шевелим "ушами".
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов                      
Сжаться в комочек.

 Игровое упражнение:  «Ягоды ».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, учить работать каждым пальчиком правой и левой руки. Развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

- С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.      

 Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Игровое упражнение:   «Подъемный кран».

Цель: Учить детей поднимать карандаш с поверхности стола одними пальцами. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

Карандашик поднимаю,

Крепко пальцем прижимаю.

Игровое упражнение:   «Я хочу построить дом».

Цель: При повторении стихотворных строк  и одновременном движении пальцев, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность  согласовывать движение и речь.

Я хочу построить дом,                   Руки сложить домиком, и поднять над головой
Чтоб окошко было в нём,            
Пальчики обеих рук соединить в кружочек
Чтоб у дома дверь была,        
      Ладошки рук соединяем вместе вертикально
Рядом чтоб сосна росла.      
 Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики 
Чтоб вокруг забор стоял,                                                                          
Пёс ворота охранял,    
                  Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой
Солнце было, дождик шёл,         Сначала поднимаем руки вверх, пальцы  

               "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл!         Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана"

Игровое упражнение:   «Котик».

Цель: Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Согласовывать движение и речь.

(выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик. Вымыл ухо.
Вытер сухо
.

                             Используемая литература

М.С. Рузина « Страна пальчиковых игр».- М.: Кристалл, 2000 г.

Л.Ф. Климанова «Уроки веселого карандаша». – Тула: “Родничок”, 2001г.

В.В. Абраменко  «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком». – М., Лепта Книга, 2008г.

М.М. Безруких «Тренируем пальчики» . – М.: ООО “Дрофа”, 2000г.

А.Е. Белая « Пальчиковые игры». - М.: “Астрель”, 2001г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                                                       

                                                                                               Заведующий МАДОУ

                                                                                детского сада № 4

                                                                     г.Туймазы

                                                                                          _________Такашова Л.Г.

Пр. № __101__ от 02.09.2019 г.

                               

Рабочая программа по дополнительному образованию

педагога с детьми по здоровьесберегающей технологии

« Веселые пальчики»

                                  в группе раннего возраста № 1 « Улитка»

Выполнила: воспитатель

Макрагузова С. А.

Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете

МАДОУ детского сада № 4 г. Туймазы

Протокол № 1 от 30.08.19 г.

                                                    Туймазы, 2019

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Пальчиковые игры как здоровьесберегающяя технология в ДОУ"

Значение пальчиковых игр трудно переоценить .Известными исследователями института физиологии дете и подростков была доказана связь моторики рук и речевой функции....

Пальчиковые игры как одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.Задачи:1.Укрепить здоровье ребенка, так как раздраженные массажем нервные окончания, располо...

Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, одно из средств здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Семинар-практикум "Здоровьесбережение- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ."...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как одно из средств здоровьесберегающих технологий»

Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реа...

Пальчиковая гимнастика как средство здоровьесберегающей технологии

Проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому р...

Тема : Подвижные игры как средство здоровьесберегающей технологии.

Значение, цели подвижной игры в основе здоровьесберегающей технологии в ДОУ....