Картотека дидактических игр по составлению загадок детьми
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Волкова Ирина Александровна

Дидактические игры по загадкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_d.igr_po_zagadkam.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Игра «Какой объект?»

Цель: учить детей выделять разные признаки в объекте.

Содержание: воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

Методические рекомендации: 

с младшего возраста – полуактивный этап. Далее – активный.

           

              Игра «Цепочка»

Цель: учить детей выделять разные признаки у объектов.

Содержание: воспитатель показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. 

Методические рекомендации: 

с младшего возраста.

Игра «Угадай по описанию»

Цель: учить детей по названным признакам определять объект.

Содержание: ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

Методические рекомендации:

С младшего возраста – полуактивный этап. Далее – активный.

Игра «Выбери признак, который есть у других объектов».

Цель: учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Содержание: ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).

Методические рекомендации:

со среднего возраста.

Игра «Необычный подарок»

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

Содержание: ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2 – 3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак.

Игра «Невпопад»

Цель: учить детей объяснять несвойственные объекту действия.

Содержание: ведущий называет предмет и бросает мяч ребенку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми: как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещь (расческа пищит) в реальной жизни.

Методические рекомендации: 

со среднего возраста

Игра «Выбери самое главное»

Цель: учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Содержание: ведущий называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычеркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки.

Методические рекомендации: 

со среднего возраста

Игра «Давай поменяемся»

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

Содержание: воспитатель раздает картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком и как его можно будет использовать (игра проводится с подгруппой в 4 – 5 человек).

Методические рекомендации: со среднего возраста

Игра «Ожившие предметы»

Цель: Учить наделять живые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками.

Содержание: Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.

Методические рекомендации: со среднего возраста

Игра «Я назову признак, а вы перечислите его значение»

Цель: Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Содержание: Ведущий предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое – либо значение, а дети угадывают признак (светящийся – бывает цвет; холодным бывает температура вещества).

Методические рекомендации: 

Проводится с младшего возраста с последующим усложнением.

Игра «Противоположные свойства»

Цель: Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

Содержание: Воспитатель просит назвать противоположность по цвету (бесцветный – цветной, черный – белый). Затем по форме (бесформенный – с формой, круглый – угловатый), по температуре (холодный – горячий) и т.д.

Методические рекомендации: со среднего возраста

Игра «Что такое же у другого объекта?»

Цель: Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…»

Содержание: Ведущий называет объект (самовар). Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и перечисляют признаки объекта (блестящий, дымящийся, пыхтящий). К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен (блестящий – монета, дымящийся – вулкан, пыхтящий – ежик). Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». Произносится текст загадки: «Самовар: блестящий, как монета, дымящийся, как вулкан, пыхтящий, но не ежик».

Методические рекомендации: со среднего возраста

Игра «Что делает так же?»

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» «Какой, что такое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Содержание: ведущий называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено («Воробей что делает? Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

Методические рекомендации:

проводится со средней группы.

Игра «Ключевое слово»

Цель: учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно».

Содержание: ведущий называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые слова (дождь подобен водопаду с неба; одуванчики на лугу вроде как цыплята).

Методические рекомендации: со среднего возраста – полуактивный этап. Старший – активный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ПДД с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ПДД направленная на формирование и закрепление знаний безопасного поведения дошкольников на дороге....

Картотека дидактических игр по экологии с детьми раннего возраста

В картотеке собраны дидактические игры по экологии с детьми раннего возраста. У каждой игры есть цель и ход игры....

Картотека дидактических игр по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для работы с детьми 4-7 лет по развитию количественных представлений

разработана для развития математических представлений у ребенка4-7 лет...

Картотека дидактических игр по ПДД с детьми среднего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по ПДД с детьми среднего дошкольного возраста...