Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"
методическая разработка (старшая группа)

Колина  Светлана  Александровна

Семинар - практикум "Проектная  деятельность  как  способ   развития   познавательной  активности  дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум  «Проектная  деятельность  как  способ  развития  познавательной  активности  дошкольника»

Цель: помочь родителям понять значение, значимость и пользу проектно - исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте, помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.

Задачи:

  • рассказать родителям о понятии   проекта, о его пользе;
  • вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности;
  • развитие творческих способностей родителей и их желание совместной работы с детьми над проектами.

План родительского собрания:

1. Организационный  момент- сообщение целей  и  задач  собрания.

2. Изменения, происходящие  в  системе  дошкольного  образования.

3. Актуальность  метода  проектов  в   дошкольном  образовании.

4. Знакомство  с  методом  проектов (определение, виды  проектов, этапы   работы ).

5. Значение  проектной  деятельности  в  развитии  детей.

6. Участие  родителей  в  проектной  деятельности.

7. Практическая  часть – разработка  проекта

8. Рефлексия

                                                 Ход  семинара - практикума:

1. Организационный  момент

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о проектной  деятельности   как  способе  развития  познавательной  активности   детей старшего дошкольного возраста.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

  1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
  2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
  3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
  4. Как ваш ребенок относится к книгам?
  5. Как часто вы читаете своему  ребенку?
  6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
  7. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

Если  на  большую  часть  вопросов  вы  ответили  положительно, значит  познавательное  развитие  вашего   ребёнка  соответствует    возрастным  особенностям.

Если  же  положительных  ответов  у  Вас  меньше  половины, значит  надо  задуматься  над  тем, что  познавательное   развитие  вашего  ребёнка  необходимо  расширять.

Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

В  связи  с  этим  сегодня я  приглашаю вас совершить космическое путешествие. Во  время  путешествия  мы  познакомимся  с  проектным  методом, как  способом развития  познавательной  активности  детей  дошкольного  возраста. Уважаемые космонавты, прошу вас, используя «телепатические» способности выбрать космического напарника. Тренинговое   упражнение «Молчанка».

 Встать в круг и найти глазами глаза будущего партнера по семинару. Подойти друг к другу.

(Данная игра позволит быстро сформировать социально активные подгруппы). Команды готовы - создаем космолеты .

  Каждой  паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников: молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства.  На это отводится 2 минуты.

(Данная игра развивает чувство делового сотрудничества в участниках).

Перед запуском на орбиту необходимо пройти инструктаж. Сегодня инструктаж проводит космонавт  (педагог – психолог ДОУ)

2. Изменения, происходящие  в  системе  дошкольного  образования.

Слайд 2

В  связи  с  изменениями, происходящими  системе образования,

в том числе и дошкольном  образовании, позитивно воспринимаются  новые

стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС.

В соответствии с требованиями ФГОС к ДО:

  1. Основными принципами дошкольного образования являются:

• содействие сотрудничеству детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

•  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• развитие творческой и самостоятельной личности;

•  сотрудничество ДОУ с семьёй;

Приоритетным  направлением в работе является осуществление  инновационных

педагогических технологий в организации образовательной деятельности

дошкольников.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение

научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу

необходимость выбирать более эффективные средства обучения и

воспитания на основе современных методов и новых интегрированных

технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой

проблемы, является метод проектной деятельности.        

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает  познавательную

активность, исследовательское мышление,  коммуникативные  и практические

навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу  к

следующей ступени обучения.

3. Актуальность  метода  проектов  в   дошкольном  образовании.

Слайд 3

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы

ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности

в аспекте личностного развития ребенка - дошкольника. И это

свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской

деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане

развития ребенка.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы,

которые   легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с

детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более

устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам

анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной

деятельности. И, что немало важно, проект учитывает   совместную

познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма

актуальна по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный

социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность

личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое

социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым,

представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации

социального принятия,  которая стимулирует его личностный рост и

самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность   экономических и социальных

отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных

обстоятельствах.  Нестандартность действий основывается на оригинальности

мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма

социального развития также предполагает умение проявлять  продуктивную

инициативу.

Работая по ООП ДО, можно реализовать проектную деятельность   в  работе с детьми.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

Слайд 4

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием

гуманистического направления в философии и образовании, начало которому

положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который

предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика,

сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах У.Х.

Кильпатрика и Э. Коллингса. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь

воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд

опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в

результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда

последующих опытов.

В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца

девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов

деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа

познакомилась с ним еще в первые годы советской власти - одновременно с

разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность

воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать

решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее

результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее

время проектная деятельность органически входит в новые стандарты

образования.

4. Знакомство  с  методом  проектов (определение, виды  проектов, этапы   работы ).

Слайд 5

Проект – от лат. выброшенный вперед, бросающийся в глаза – это совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду – это специально организованный воспитателем комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

     

Слайд 6                              

                                          Этапы проектной деятельности:

Проект можно представить как «Шесть П»:

 Проблема – проектирование проекта – поиск информации – продукт – презентация – портфолио проекта.

Слайд 7

1 этап – Организационный (целеполагание):

- выбор темы проекта;

- формируется проблема, цель, задача, актуальность проекта, вводится игровая ситуация, выводится гипотеза (предположение, догадка);

- удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей.

Воспитатель – инициатор.

Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую

ситуацию. Принятие задачи.

Роль родителей: подвести к пониманию важности проблемы и вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему, получить помощь.

2 этап – Разработка проекта (планирование):

- воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы: «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?).

-   составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

- планирование проектов (конечный продукт). Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа (ролей, действий).

3 этап – Основой (реализация проекта): 

- воспитатель или родители организовывают деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление.

- дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап – Заключительный (подведение итогов): 

- дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности;

- возможно - определение задач для новых проектов;

- педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации;

- представление презентации.

Слайд 8

                                           Виды проектов:

1. Информационно – социальные проекты. В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

2. Практико-ориентированные или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

3. Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.

4. Исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

5. Игровые проекты. Дети входят в образ персонажа сказок и решают по-своему поставленные проблемы.

Слайд 9

5. Значение  проектной  деятельности  в  развитии  детей.

Слайд 10

Значение проектной деятельности:

Проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка:

1. Расширяются знания ребенка об окружающем мире.

2. Развиваются познавательные и коммуникативные способности.

3. Развивается умение регулировать свое поведение.

4. Развиваются нравственные качества.

5. Развивается творческое мышление, творческое воображение.

6. Развивает наблюдательность и любознательность.

7. Развивается умение определять этапы реализации проекта, планировать и следовать задуманному плану.

8. Развивает самостоятельность в ребёнке;

9. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

10. Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля, а не исполнителя.

Слайд 11

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

 Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребенок в силу ограниченного кругозора, он еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, ответить на все вопросы. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и на добровольной основе вовлекаются родители.  Семья и детский сад – это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт и определённый багаж знаний, умений и навыков.

6. Участие  родителей  в  проектной  деятельности.

                         Участие родителей в проектной деятельности:

В  настоящее  время в дошкольных  образовательных  учреждениях  наблюдается  низкий  уровень  познавательного  развития  детей.      Это  обусловлено  такими  факторами   как:

  1. низкое   материально – техническое  обеспечение  детских  садов;
  2. не   заинтересованность  родителей  воспитательно – образовательным  процессом  в  детском  саду;
  3. нежелание  родителей    заниматься  развитием  детей  в  рамках   семейного  образования.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Реализация проектной деятельности в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей.  В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной:

- родители создают для ребёнка проблемную ситуацию, которую ему предстоит решить, помогают найти  и сформулировать ответы на появившиеся вопросы;

-  родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта;

- родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т.д.

Дошкольник, еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: оформление альбомов, рисование, лепка.

7. Практическая  часть – разработка  проекта

А сейчас я предлагаю космическим командам выбрать, на какую планету нашей педагогической галактики вы полетите. Для этого нужно разработать проект работы с детьми и родителями по путешествию на выбранную планету. Например, такие - "Что такое Новый год", «Насекомые: пчела», «День  Победы» и  др.

Уважаемые космические путешественники! Из нашего Центра управления полетов видно как сияют необычные планеты!

 Пригласите нас к себе в гости! Презентация своего проекта.  После презентации родителями  продукта своей деятельности, другими группами даются советы родителям   по   работе.

8. Рефлексия

Уважаемые открыватели новых планет! Посмотрите, как засияло солнце педагогических успехов! Как вы думаете, почему?

Тренинговое упражнение «Солнце светит МНЕ потому, что...»

На доске изображен круг (солнце без лучей). Задача каждого участника семинара назвать, что нового для себя он освоил (узнал, приобрел…) на семинаре и нарисовать мелом (маркером) солнечный луч;

по второму кругу назвать, что еще бы хотел узнать (научиться, освоить.) Участник говорит: «Солнце светит мне потому, что сегодня я ….». Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы.

(Данная игра позволит выявить эффективность семинара- практикума,  затруднения родителей)

9.Заключение

Уважаемые родители! Полагаю, что наше  космическое путешествие  было  плодотворным  и  динамичным, было прослушано достаточно много интересных выступлений. Позвольте мне объявить  о  финише  нашего  интереснейшего  путешествия! Спасибо за внимание!

Список  использованной  литературы:

  1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис- пресс, 2008. – 208 с.
  2. Давыдов О., Кизил М. Семейные проекты/ О. Давыдова, М. Кизил //Обруч. 2004. № 2. – С. 25-28.
  3. Данюкова А. Вы любите проекты? / А. Данюкова //Обруч. 2001. Л 4. . С. 16-17.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  6. Новиков А. М., Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию / Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3 – С. 14-19.
  7. Новиков Д. А. Образовательный проект (методол. образоват. деят-ти). М.: Эгвес, 2004. – 120 с.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения 02.02.2016).
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. М.: Аркти, 2003. – 96 с.
  10. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. Ярославль: Академия развития,2002. – 160 с.
  11. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательсво «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.
  12. Тимофеева Л., Бережнова О. Проектирование образовательной деятельности в детском саду. – М.: Цветной мир, 2013. – 144 с.
  13. Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи / Н. П. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 4. – С. 44-46.
  14. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
  15. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...