Амплификация познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами семейных проектов
методическая разработка (старшая группа)

Колина  Светлана  Александровна

Амплификация  познавательного  развития  детей  старшего  дошкольного  возраста  средствами  семейных   проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные  образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в    соответствии с новым регламентирующим документом – «Федеральным   государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой    важной для общества социальной сферы требуют нового  подхода как к   организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так и к системе её   планирования.

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят  к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их  сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в  школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. ФГОС ДО предусматривает  изменение форм и методов образовательной деятельности, интеграцию

образовательных областей при организации обучения дошкольников. А п. 3.2.5. части  3 «Требования к условиям реализации ООП» предполагает использование метод  проекта, который делает образовательную систему ДОУ открытой и доступной для

активного участия родителей.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

ФГОС  ДО направлен  на  решение следующих  задач:

  • Создания  благоприятных  условий  развития  детей  в  соответствии  с  их  возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями, развития  способностей  и  творческого  потенциала   каждого  ребёнка  как   субъекта  отношений с  самим  собой, другими  детьми, взрослыми  и  миром;
  • Обеспечения  вариативности  и  разнообразия  содержания  Программ  и  организационных  форм  дошкольного  образования, возможности  формирования  Программ  различной   направленности  с  учётом  образовательных  потребностей, способностей  и  состояния  здоровья  детей;
  • Обеспечение  психолого – педегогической   поддержки   семьи  и  повышения  компетентности  родителей  в  вопросах  развития  и  образования, охраны  и  укрепления  здоровья  детей.

Условия, необходимые  для  создания  социальной  ситуации  развития  детей, соответствующей  специфике  дошкольного  возраста, предполагают:

     взаимодействие  с  родителями по  вопросам  образования  ребёнка, непосредственного  вовлечения  их  в  образовательную  деятельность, в  том  числе  посредством  создания  образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе  выявления  потребностей  и  поддержки  образовательных  инициатив  семьи .

«Всё, что  я  познаю,  я  знаю, для  чего  мне  это  надо  и  где  и  как  я  могу  эти  знания  применить» – вот  основной  тезис  современного  понимания  метода  проектов.

                                                                (Л.А.Каменщикова)

К  особенностям  метода  проектов  можно  отнести  такие  характеристики, как  эффективность, полипарадигмальность – отсутствие  единого  подхода, постоянное  совершенствование  технологии  в  течении  длительного  времени (М. И. Гуревич)

Основоположник  метода  проектов – американский  педагог В. Кильпатрик, который  в  своих  работах  указывал, что  весь  учебный  процесс  должен  представлять  собой  ряд  опытов, связанных  таким  образом, чтобы  знания, приобретённые  в   результате  одного  опыта, служили  развитию  и  обогащению  последующих  опытов.

Метод  проектов  нашёл  своё  отражение  в  идеях  отечественных  учёных  20 – х гг.  прошлого  века: Б.В.Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В.Крупениной, В.Н.Шульгина.

Как  полагала  М.В.Крупенина, метод  проектов  комплексно  реализует   такие педагогические  принципы,  как  самостоятельность, сотрудничество  детей  и  взрослых, учёт  возрастных, индивидуальных   особенностей  детей, деятельностный  подход, актуализация  субъективной  позиции  ребёнка  в  педагогическом  процессе  с  окружающей  средой.

Реализация Программы подразумевает тесный контакт педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Программа направлена на обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель взаимодействия семьи и детского сада – развитие субъектной позиции родителей в педагогическом образовании через интерактивные формы и методы работы.

  Задачи;

1.        Помощь  родителям в нахождении личностного смысла в пед образовании (познание своего ребёнка и себя),развитие личной педагогической культуры

2.        Организация педагогической поддержки родителям в развитии и воспитании ребенка и себя как родителя, с учётом дифференцированного подхода.

3.    Рост психолого - педагогической компетентности родителей, активное включение в совместную деятельность с ребёнком, с работниками ДОУ , при этом создавать атмосферу сотрудничества.

Результаты   совместной  работы  с  родителями:

  • Ценностное, ответственное, активное, инициативное отношение родителей к образовательной деятельности, направленной на развитие и воспитание своего ребёнка, и саморазвитие себя как родителя.
  • Достижение оптимального уровня конструктивных и благоприятных отношений педагога и родителей, родителей и детей.
  • Рост охвата родителей в совместной образовательной деятельности.

Амплификация  познавательного развития - максимальное обогащение познавательного  развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Каждый из  видов  детской  деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка.  Так, познавательно-исследовательская деятельность способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности и др.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность».

                                     (Уильям Кильпатрик)

    Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.

Функции  метода  семейных  проектов:

  • Повышение  детской  самостоятельности, активности, любознательности.
  • Развитие  у  детей  творческого  мышления, умения  находить  выход  из  трудной  ситуации.
  • Дети  становятся  увереннее  в  своих  силах.
  • Ребёнок  успешнее  адаптируется  к  изменившейся  ситуации  школьного  обучения.
  • Вовлечение  родителей  и  других  членов  семьи  в  образовательный  процесс  ДОУ

        Организация  работы  по  амплификации  познавательного  развития средствами  семейных  проектов

В  основе  системы  работы  средствами  семейных  проектов  лежит календарь   профессиональных  праздников  и  памятных  дней  России.

Каждый  праздник  или  памятный  день  связан  с  ознакомлением с   великими  и  знаменитыми  людьми  той  или  иной   профессии. Реализация  семейных  проектов  осуществляется  с  учётом  уровня  познавательного  развития  детей.

                       Календарь  профессиональных   праздников

13 января – день  российской  печати

  23 февраля – день  Защитника  Отечества

27  марта – Международный  день  театра

12 апреля – день  космонавтики

9 мая – день Победы

Последняя суббота  июня – день  изобретателя

Последнее  воскресенье  июля – день  Военно – морского  флота

27 августа – день  российского  кино

26 сентября – день  машиностроителя

1 октября – день  музыки

4 ноября – день  народного  единства

7  декабря – международный  день  гражданской  авиации

Использование   продуктов  семейных  проектов
в образовательном процессе

Совместная деятельность

  • В индивидуальной работе с детьми: как  ситуативный разговор, беседы, в создании  настроения, как демонстрация своих достижений.
  • В НОД как средство мотивации к деятельности, развития любознательности, развития речи, развития коммуникативных и творческих способностей
  • В режимных моментах: в организации выставок личных достижений ребёнка

Самостоятельная  деятельность

  • Для развития общения со сверстниками
  • Для обеспечения эмоционального личного благополучия ребёнка

Работа  с  родителями  по  реализации  семейных  проектов

1  Этап : подготовительный

Цель- Планирование работы родителей по реализации  семейных  проектов, составление перспективного плана по включению семейных  проектов в образовательный процесс.

Осознание родителями значимости реализации  семейных  проектов для  познавательного развития  детей  старшего  возраста, позитивное отношение к ребёнку, интерес к созданию семейных  проектов.

Содержание работы:

  •   Презентация « Проектный  метод  в  ДОУ»
  • Обсуждение содержания  работы  по  амплификации   развития  детей  старшего  возраста
  • Составление плана работы по  реализации  семейных  проектов.

Формы работы с родителями: анкетирование, опросы родителей, ознакомление с результатами познавательного  развития  группы  в  целом,размещение информации на стендах  группы

Результат  1   этапа:

  • Ценностное, ответственное, активное, инициативное отношение родителей к образовательной деятельности, направленной на развитие и воспитание своего ребёнка, и саморазвитие себя как родителя.
  • Достижение оптимального уровня конструктивных и благоприятных отношений педагога и родителей.
  • Рост охвата родителей в совместной образовательной деятельности.

2 Этап :деятельностный

Формы и методы работы с ребёнком  по  реализации  семейных  проектов :

Высокий  уровень  познавательного  развития:

  • составление  видео  презентаций
  • создание  коллажей, макетов
  • пересказ  прочитанного  произведения

Средний уровень  познавательного  развития

  • разучивание  стихотворений
  • создание  фотовыствки
  • создание  тематических  альбомов

Низкий   уровень  познавательного  развития

  • организация  выставок  рисунков
  • организация  выставок  художественной  литературы

Результат  2  этапа:

  • партнёрское взаимодействие  родителей  с  детьми в реализации единой цели, общие требования к ребёнку в д/с и дома, единство в  использовании форм  и  методов  познавательного  развития. Активное участие родителей в создании  продукта  семейного  проекта.
  • Демонстрация детьми своих достижений

3 Этап :заключительный

Формы  работы  с  родителями

Родительские  собрания

Беседы, индивидуальные разговоры, анкеты, карты  познавательного развития  детей

Результат  3  этапа:

Презентация коллажа  семейных   проектов, осознание индивидуальности каждого ребёнка, его возможностей .

Эффективность  технологии  семейных  проектов  амплификации   познавательного  развития   детей

  • Семейные  проекты стали эффективным средством в организации  образовательного  процесса  в

Портфолио обеспечило личностно-ориентированный подход в образовательном процессе .

  • Семейные  проекты  позволили выявить индивидуальность ребёнка , его способности, увлечения и интересы. Дети стали ярче демонстрировать свои достижения, обладать чувством собственного достоинства.
  • Родители осознанно участвуют в образовательном процессе.
  • Семейные  проекты способствовали налаживанию более тёплых  взаимоотношений родителей и ребёнка.

Выводы:

  • Метод  семейных  проектов  представляет  собой  современную  технологию  по  привлечению  родителей  к  активному  участию  в  воспитательно – образовательном  процессе
  • Способствует  укреплению  связи  между  ДОУ  и  семьями   воспитанников.
  • В  результате  общения  детей  и  взрослых  создана  внутри  семейная  дружеская   атмосфера, что  послужило  раскрытию  творческих  способностей  детей  и  взрослых

План по организации  работы  с семейными  проектами   на  год

Цель: амплификация  познавательного  развития  детей  старшего  возраста, применение  семейных  проектов  как  одного  из  способов  взаимодействия  и  сотрудничества семьи  и  ДОУ,

Праздники  и  памятные  дни  России

Задачи

Название  проекта

Изменения, произошедшие  в  развитии  ребёнка

12  апреля  - День  Космонавтики

Формировать  представления  о  данном   профессиональном  празднике, расширить  кругозор  детей, формировать  умения  сотрудничества  родителей и  детей  посредством  семейных  проектов

Семейные  проекты «Космонавты  эпохи»        ( Юрий Гагарин, Валентина  Терешкова)

Семейный  проект «Покоряем  космические   просторы»

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  космонавтах  эпохи.

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей.

Составлять  описательные  рассказы.

Семейный  проект  «Занимательные  рассказы  о  космонавтах»

Развитие  умений

пересказывать  ранее  прочитанный  материал,  развивается  речь

9  мая – День  победы

Формирование  представлений  о  Великой  Отечественной  войне, героях  войны, Дне  Победы.

Воспитание  чувства  гордости  за  своих  дедушек, родственников, победивших  в  этой  жестокой  войне.

Семейные   проекты «Великие  полководцы  Отечественной»

(Георгий   Жуков, Константин  Рокоссовский)

Дети  самостоятельно  могут  объяснить  значение  праздника, перечислить  героев  Великой  Отечественной  войны. Развиваются  умения  логически  выстраивать  полученную информацию  об  изучаемом  человеке.

Семейный  проект «Герои  земли  Воскресенской»

Дети  могут  рассказать  самостоятельно  о  героях – земляках, их  заслугах  пере  Отечеством.

Семейный   проект  «Гордость  нашей  семьи»

Дети  могут  самостоятельно  рассказать  о  своем  родственнике – участнике  Великой  Отечественной  войны. Развивается  речь, любознательность.

Семейный   проект «Книги   о  той  войне»

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей.

Составлять  описательные  рассказы.

Развиваются  умения  выразительного  чтения  стихотворений

Последняя суббота  июня – день  изобретателя

Формировать  представления  о  данном   профессиональном  празднике, расширить  кругозор  детей, формировать  умения  сотрудничества  родителей и  детей  посредством  семейных  проектов

Семейные  проекты  «Великие  изобретатели  эпохи»

(Александр  Попов, Владимир  Зворыкин)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  изобретателях    эпохи.

Семейный  проект  «Делаем  сами  своими  руками»

Развивается   творчество  детей, любознательность, познавательная  активность.

Последнее  воскресенье  июля – день  Военно – морского  флота

Формировать  представления  детей   о  данном     празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  историей  Российского  флота

Семейные  проекты  «Великие  флотоводцы  России»

(Павел  Нахимов, Петр 1)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  флотоводцах  России.

Семейный   проект  «Занимательные  рассказы  о  Военно – морском  флоте»

Развитие  умений

пересказывать  ранее  прочитанный  материал,  развивается  речь

Семейный   проект «Корабли  Военно – морского  флота»

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей.

Составлять  описательные  рассказы.

27 августа – день  российского  кино

Формировать  представления детей   о  данном    празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  великими  актёрами   советского  кино

Семейные  проекты «Великие  актёры  советского  кино»

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких   актёрах  советского  кино.

Семейный  проект «Кино  для  детей»

Развиваются  навыки  правильного   поведения   в  кинотеатрах

25 сентября – день  машиностроителя

Формировать  представления  о  данном   профессиональном  празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  великими машиностроителями

Семейные  проекты «Великие  машиностроители»   (Генри  Форд, Карл  Фридрих  Михаэль  Бенц)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  людях  этой  отрасли.

Семейный  проект  «Удивительный   мир  автомобилей»

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей.

Составлять  описательные  рассказы.

Отвечать  на  поставленные  вопросы.

Семейный  проект «Автомобиль  моей  мечты»

Развивается     мышление, воображение, трудолюбие, познавательная  активность, творчество.

1 октября – день  музыки

Формировать  представления детей  о  данном   празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  великими композиторами  эпохи

Семейные  проекты          « Выдающиеся  композиторы»

(Пётр  Чайковский, Дмитрий  Шостакович)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  выдающихся  композиторах  эпохи.

Семейный  проект «Копилка  любимых  детских  песен»

Развивается   познавательная  активность  детей, творчество, музыкальный  слух.

4 ноября – день  народного  единства

Формировать  представления  детей  о  данном    празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  историей  его  возникновения  и его  идейными  вдохновителями

Семейные  проекты

 « Ополченцы   земли  Нижегородской»

(Козьма  Минин  и  Дмитрий  Пожарский)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  ополченцах.

Семейный  проект «День  народного  единства»

(выпуск  стенгазет)

Развивается  воображение, творчество, познавательная  активность, речь.

Семейный   проект «Я, ты, он, она – вместе  дружная  страна»

(выставка  детских  рисунков)

Развивается  воображение, творчество.

Семейный  проект «Рассказы  о  дружбе  взаимовыручке»

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей.

Составлять  описательные  рассказы.

Развиваются  умения  выразительного  чтения  стихотворений.

7  декабря – международный  день  гражданской  авиации

Формировать  представления  о  данном   профессиональном  празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  выдающимися  летчиками  гражданской  авиации

Семейные  проекты «Лётчики  гражданской  авиации»        ( Владимир  Шарпатов, Константин  Ярошенко)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  лётчиках  нашей эпохи.

Семейный   проект «Самолёты  гражданской   авиации»

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей.

Составлять  описательные  рассказы.

  1. января – день  российской  печати

Формировать  представления  о  данном   профессиональном  празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  известными  детскими  писателями

Семейные  проекты «Знаменитые   детские  писатели»  ( Эдуард  Успенский, Виктор   Драгунский)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  любимых  детских  писателях.

Семейный  проект  «Любимые  произведения»

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей, пересказывать  прочитанное  произведение.

Развитие  воображения, творчества  детей.

23 февраля – день  Защитника  Отечества

Формировать  представления  о  данном     празднике, расширить  кругозор  детей, познакомить  детей  с  выдающимися  полководцами  великой  Руси, историей  возникновения  праздника

Семейные  проекты «Выдающиеся  полководцы  великой  Руси»

(Александр  Невский, Дмитрий  Донской)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  полководцах  великой  Руси.

Семейный  проект «День  Защитника   Отечества»

(выпуск  стенгазет)

Развивается  воображение, творчество, познавательная  активность, речь.

Семейный    проект «Мой  папа»

(фотоколлажи)

Развивается  воображение, творчество, познавательная  активность, речь.

Семейный  проект            « Рассказы  о защитниках   Родины, Отечества»

Развитие  умений  выступать  перед группой  детей.

Составлять  описательные  рассказы.

Развиваются  умения  выразительного  чтения  стихотворений.

Развивается  воображение, творческая  активность  детей.

  1. марта – Международный  день  театра

Формировать  представления  о  данном   профессиональном  празднике, расширить  кругозор  детей,  познакомить  детей  с  великими  актёрами  театра

Семейные  проекты

«Актёры  театра  нашего  времени»

(Максим   Аверин, Вера  Алентова)

Развитие  связной  речи, умений  находить  информацию в  различных  источниках, отбирать  нужную  и  структурировать  её.

Составлять  рассказы    о  наиболее  ярких  актёрах  театра  современности..

Семейный  проект

«Театры  Нижнего   Новгорода»

(Стенгазета)

Развивается  воображение, творчество, познавательная  активность, речь.