ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Особенности гендерной социализации детей младшего возраста посредством игры»
учебно-методический материал (младшая группа)

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА  «Особенности гендерной социализации  детей младшего возраста посредством игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска

 муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

 «Особенности гендерной социализации  детей младшего возраста посредством игры»

Заприкутенко Н.А., воспитатель,

 МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска,

первая квалификационная категория

Холмск

2016


Содержание

Введение

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………..

  1. Социализация детей дошкольного возраста…………………………….
  2. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей………………

ГЛАВА II.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ……….

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Проблемы гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей происходит принятие гендерной роли, формируется гендерная идентичность, т.е. усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола.                                                                                                                                                                                                                      

Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило и законодательное обоснование. Так, согласно принятым  23 ноября 2009г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,  в области «Социализация» поставлена задача-формирование у детей гендерной принадлежности. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанный со  всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой.

С первых дней своего существования человек окружен другими  людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.                                                                                                      

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.                                                                                                                                          

В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни, познавательной, бытийной.

На  основании выделенной проблемы была определена цель работы: Совершенствование дифференциального подхода в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

Объект исследования – процесс гендерной социализация детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - условия гендерной социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • выявить организационные условия эффективного функционирования процесса гендерной социализации личности ребенка в игровой деятельности.
  • разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

В основу работы положена гипотеза, согласно которой процесс гендерной социализации личности дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:

  • в дошкольном учреждении будут созданы условия для гендерной социализации личности ребенка-дошкольника;
  • будет создана и реализована модель, обеспечивающая активное усвоение детьми младшего дошкольного возраста гендерной роли через игровую деятельность;
  • будет организован процесс взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающий полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

  1. Социализация детей дошкольного возраста

Социализация – процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе все новые разнообразные влияния этого окружения, включается во все новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять новые для себя социальные роли. Это приводит к тому, что индивид в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

  • оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.
  • овладение социальным опытом реализуется и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.
  • социальный опыт складывается спонтанно.

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.

В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.

Чаще всего процесс социализации понимается как процесс адаптации или приспособления. Эта трактовка наиболее ранняя. Она возникла в период господства природоцентризма, но остается популярной за рубежом и сегодня.

Возникает необходимость раскрыть особенности и специфику процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Важно выявить, какие факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной гендерной социализации личности ребенка в условиях ДОУ.

1.2 Воспитание детей младшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.

 Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами «мальчикам» и женщинами «девочками», а существующие свойства и отношения называется гендерным

         Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста.

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.

Половое развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель.

Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).

Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В.Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками.                                

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

От рождения до 3-х лет. В этот период происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил-ходила), от отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны.

Ребенок от 3-х до 4-х. В этом возрасте ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) сюжетно ролевая игра «Семья». Появляется интерес к своему телу.

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

  • в физическом развитии и социальном поведении;
  • в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
  • в проявлении агрессии и многом другом.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

Общие вопросы полоролевого воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных видов деятельности с детьми.

Цель полоролевого воспитания человека (в широком значении) означает:

  1. Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
  2. Формирование определенной модели поведения;
  3. Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

ГЛАВА II.

2.1.ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В УСЛОВИЯХ ДОУ

Работа проводилась с воспитанниками 1-й младшей группы «Одуванчики» МБДОУ «Золушка» с сентября 2011 по август 2012 год. В группе: 5 девочек и 10 мальчиков.

Направления работы: работа над данной темой включила в себя разделы: "Создание предметно-развивающей среды", "Работа с детьми" и "Работа с родителями".

Создание предметно-развивающей среды:

Пространственно-предметная развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.

С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детей полотенца для умывания, так же  сделали различение по цвету в «Домиках для одежды», на детских кроватках. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.

В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась и дополнялась ежеквартально.

Раздел "Я и люди":

  • Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.
  • Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).
  • Картинки с изображением семьи, их действиями.
  • Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами.
  • Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).

Раздел «Я и сверстники»

  • Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).
  • картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется».
  • набор картинок изображающий взаимодействие детей друг с другом.

Раздел «Я – социальное»

  • Уголок уединения с телефоном.
  • В раздевалке, на шкафчиках, имена детей.
  • Моделирование «Мое настроение».

Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, в пространстве группы, где они проявляют самостоятельность, свободу.

«Работа с детьми»

Игровая деятельность занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни детей являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:

  • развитие ребёнка;
  • развиваются его действия в представлении;
  • происходит ориентация в отношениях между людьми;
  • ребенок приобретает навыки кооперации. (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.П. Усова и др.).

      В начале года, когда дети пришли в детский сад они не имели представление о положительных сторонах детского сада, не умели ориентироваться в помещении группы и на участке. Не проявляли интерес к игровым действиям сверстников, они не могли играть вместе, во время игры мешали друг другу, забирали игрушки. Дети не могли выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, не могли самостоятельно подирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Они не проявляли заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Дети при встрече не здоровались, а при расставании не прощались.

      В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками, в младшем дошкольном возрасте игра–является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Для детей игра – радость, увлеченность, ощущение легкости задания – дает всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но, прежде всего, эффективный прием раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.

Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.

Работа с детьми была направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:                                                                                                                    

  • воспитывать у детей стойкий интерес и положительное отношение к   себе, формировать в ребенке «внутренний взгляд» на себя как на объект познания и переживания;
  • поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
  • воспитывать у детей стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними:
  • обогащать знания о своей семье;
  • углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин;
  • формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.

Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделили особое внимание.

  • на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери.

В работе с детьми мы использовала маркеры гендерных различий:

  • дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
  • были подобраны горшки отличающиеся по цвету для девочек и мальчиков;

          В детском саду гендерное воспитание провожу в ходе режимных моментов (умывание, прием пищи, подготовке к прогулке и ко сну), обращаю внимание детей на правила поведения в быту.

Особое внимание уделяю этому при организации игр: сюжетно-ролевых, дидактических, настольных, подвижных.

         Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если в начале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа»

          Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками побуждаю детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам - девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что, действуя с куклой, они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Если я в процессе наблюдения за игрой детей вижу, что дети играют на уровне подражания или ограничиваются «ролью в действии», это даёт мне повод по принятию мер по устранению этих недостатков.

Ежедневно участвую в играх детей. При этом руковожу, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играю с девочками и мальчиками.

 Кроме того, объясняю родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, приглашаю родителей для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

 Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Для мальчиков в группе  мы предоставляем больше пространства и следим, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого учим играть мальчиков в солдат, моряков и создаём для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), мы предлагаем детям конструкторы «сборно–разборные модели транспорта».

 Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, мы всегда делаем так чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому в их распоряжении достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

  Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, мы переходим к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

  Воспитывая детей с учётом их гендерных особенностей, помогаю ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей формируется гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

    Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Мы заботимся  о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками,  вызывать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.    

Часто в практике своей работы использую такой приём: предлагаю девочкам и мальчикам назвать или указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществляли свой выбор, предлагаю детям рассмотреть игрушки, которые выбирали мальчики и девочки.

При обучении детей на основе игры возникали трудности, связанные с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому в работе по гендерному воспитанию предложила детям персонажи: зайчика и зайчиху-маму. С помощью персонажей зайчика- мальчика, зайчика-девочки возможно «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность, придумываю игровую мотивацию, которая стимулирует детей к выполнению задания.

В рассматривании игрушек, стремлюсь вызвать у детей расположение и симпатию к ним, желание участвовать в их обустройстве в группе. Так, например, предлагаю девочкам гуся, уточку с утенком, рыбок, лягушек и других животных, средой обитания которых является вода, размещаю на специально подготовленной для этого ткани. Мальчикам для игрушечной собаки со щенком предлагаю сделать из коробки или конструктора конуру. Девочкам игрушечную кошечку разместить в корзине или на подушке, половичке. Игрушки, изображающие обитателей леса (зайцев, лисицу, медведя и др.) разместили на одной полке и рядом поставили искусственные елочки, которые выступают в качестве маркера символизирующего лес.  Также предлагаю девочкам придумать куклам имена, а мальчикам - клички животным                                                                                                                          

    Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль отводим чтению художественных произведений с последующей беседой.

В младшей группе большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют игрушками. С цель обогащения игровых действий мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофера, дворника.

 В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку. Дружно играть нам помогает Мишка, житель нашей группы. С его помощью дети запоминали некоторые правила игры, которые мы вместе с ними придумывали сами.

 Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

 Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые она могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. В игровом уголке у нас расположены различные виды посуды, кран, полотенце для вытирания посуды, ванночки, градусники для измерения температуры воды, губка, полотенце, ковшик для ополаскивания после купания своего «младенца», созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.

У мальчиков, для ухода за автомобилем и его «ремонта» имеются протирочные материалы, инструменты, и другие ролевые атрибуты.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей младшего возраста принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под моим руководством, а затем самостоятельно конструируют различные постройки для игр. Это может быть большая машина, вагон поезда и т.п. Есть обязательное условие: поручить «тяжелую» работу: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п. Крупный строительный материал требует много места, поэтому его разместила на стеллажах, в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. На полки расставили машины, которые мальчики используют в играх со строительными материалами.

  Для повышения грамотности родителей в вопросах гендерного воспитания детей был разработан консультативный материал (приложение 4, 7).

Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально  особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Взаимодействие с родителями мы начали с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка:

  • здоровье и физическое развитие;
  • социально – личностное;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое.

Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация на тему « О воспитании девочек и мальчиков» (приложение 5), о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.

       Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек (приложение 6).

         Изменилось и отношение родителей к детям: родители стали более обдуманно относиться к подбору игр, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности детей

     К концу года, дети уже имели представление о детском саде, они приходили в детский сад с радостью, умели ориентироваться в помещении группы, знали, что где находиться. Стали проявлять интерес к игровым действиям сверстников, научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг другу внимание,  вместе радоваться успехам, красивым игрушкам, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дети научились выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, стали самостоятельно подбирать игрушки для игры. Научились проявлять заботу о товарище, здороваться и прощаться.

Заключение

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

         Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться следующими принципами в работе:

  • духовная направленность;
  • комплексность, систематичность, и постоянство воспитательных воздействий
  • перманентность полового воспитания;
  • опережающий характер воспитания;
  • учет круга общения детей и источников информации;
  • оптимальное использование всех возможностей.

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные и специально подготовленные ситуации. Это могут быть:

  • организованная НОД (групповые, индивидуальные);
  • этические беседы:
  • игры:
  • момент общения с детьми;
  • прогулка, экскурсия.
  • самостоятельная работа детей;

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы
  2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007.
  4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007.
  5. Виноградова Н.А., Миклева Н.В. Формирование гендерной индентичности. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2012.
  6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008.
  7. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009.
  8. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008.
  9. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.                                                          
  10. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М., Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТС Сфера, - 2008.
  11. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.                                                                            
  12. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007.
  13. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009.
  14. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994.
  15. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009.
  16. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
  17. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравтвенное воспитание в детском саду. Програма и методические рекомендации. – 2-изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
  18. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.
  19. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006.
  20. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009.
  21. Cушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.:ТЦ  Сфера, 2008.
  22. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008.
  23. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ...

ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного...

Развитие речи детей младшего возраста посредством игры в кинетический песок.

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Особенности гендерной социализации детей младшего возраста посредством игры»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Особенности гендерной социализации детей младшего возраста посредством игры»...

Обобщенный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительнос...