Профилактика органов зрения у детей дошкольного возраста посредством использования нестандартных тренажеров.
учебно-методический материал

Буторина Алена Геннадьевна

Для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста мы выбрали элементы технологии В.Ф.Базарного. Представленные в выступлении и слайд-презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд. Профилактика органов зрения у детей дошкольного возраста посредством использования  нестандартных тренажеров.

2 слайд. Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза - есть зеркало его души.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90%информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, так как они особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как компьютер, чтение, телевизор, травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других. Таким образом, глаза ребѐнка выполняют значительную зрительную работу, а отдыхают всего лишь во время сна. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее.

С целью профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста мы выбрали технологию В.Ф. Базарного.

Технология основана на построении занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Сигнальные метки предложенные В. Ф. Базарным вносят огромное разнообразие в развивающую среду.

3 слайд. Для расширения «зрительных горизонтов» можно поместить экологическое панно на одну из стен групповой комнаты, освободить окна от занавесок, дидактический материал для занятий размещать в разных местах групповой комнаты.

В своей работе с детьми нашей группы для снятия зрительной утомляемости в непосредственной образовательной деятельности используем тренажеры разработанные Владимиром Филипповичем Базарным:

 4 слайд.

  • Тренажер со зрительными метками.Упражнения выполняются следующим образом. В четырех верхних углах размещают образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1.5 минуты. Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.

Дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

5 слайд.

  • Метки на стекле позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствуют профилактике близорукости. Для этого детям предлагала рассмотреть круг (предмет), наклеенный на стекле. Затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что они там видят, при этом совершенствуется развитие речи и воображение.

6 слайд.

  • Большого эффекта можно достичь при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даются задания: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. Богатый материал для этой работы имеется в детских журналах «Веселые картинки», «Мурзилка».  

7 слайд.

  • С целью смягчения неблагоприятных последствий: воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств используются зрительно - координаторные тренажеры(разработанные по методике В. Ф. Базарного), с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий. Для выполнения этого упражнения нужен плакат размером примерно 1 м2, на котором изображена схема. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета: наружный овал-красный, внутренний – зеленый, крест – коричнево-золотистый, восьмерка – ярко-голубым цветом.

Каждый цвет выполняет свою функцию:

красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зелёный – цвет гармонии,  равновесия, успокаивает.

Жёлтый – цвет радости, оптимизации, поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий цвет тормозит все функциональные процессы, но активизирует химические.

Предлагается детям проследить глазами по указанным направлениям по стрелкам. Используется указка с шариком яркого цвета или бабочкой на конце.

Так же используется в работе электронная версия этого тренажера.

8 слайд.

  • Офтальмотренажер «ЧАСЫ»

При рассматривании тренажера с изображением часов дети выполняли задания такие как:

- сделать круговое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т. е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз.

 - «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Воспитатель называет цифру, а дети находят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

9-10 слайд.

  • Офтальмотренажер «Цветные дорожки»

На котором по цветным пронумерованным дорожкам «проходится» путь от одного объекта к другому.

Используя в работе это упражнение помимо поставленных целей, также закрепляем название цветов и упражняем в порядковом и обратном счете пределах 10.

В технологии В.Ф. Базарного важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная координация.

В заключение хотелось бы сказать, что зрение человека – это уникальная способность ориентироваться и познавать окружающий нас мир. При потере зрения у человека обостряются остальные чувства (слух, обоняние, тактильные ощущения), но, ни одно из данных чувств не способно заменить той картинки, которую дает человеку способность видеть. Поэтому, берегите своѐ зрение и способствуйте охране зрения детей и других окружающих вас людей.

11 слайд.

В работе с детьми нашей группы мы с коллегой продолжим использование элементов технологии В.Ф.Базарного. Через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

С помощью глаз человек воспринимает огромный  поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность  видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...

Консультация для родителей:"Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

Материал содержит рекомендации для родителей о профилактике нарушений зрения у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста»....