Сидим дома с пользой!
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Неботова Светлана Витальевна

Предварительный просмотр:

http://www.ds45.detkin-club.ru/images/ads/_5e81bc867f974.jpg

И снова здравствуйте, уважаемые родители!

С 18 по 29 мая у нас реализуется тема недели:                                           «Знакомство с народной культурой и традициями»

Очень хочется, что бы Вы:hello_html_12abdf83.gif

1. Рассказали детям о русских

народных игрушках, рассмотрели  их на

иллюстрациях и в натуральном виде.


2. Рассмотрели материал, из которого

сделаны игрушки - глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, вместе с детьми  обсудили, как в них играют.


3. Побеседовали с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.


4. Посетили совместно с детьми (насколько это возможно) выставку декоративно-

прикладного творчества, обратили внимание на красоту произведений

искусства.


5. Побеседовали с детьми о том, какую одежду носили бабушки наших бабушек.


6. Рассказали детям о семейных традициях.


hello_html_m769fa443.gif






Эти игры помогут закрепить  полученные знания:

«Один – много»

Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много...

(павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т.д.
«Скажи ласково»

Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка,

лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.

«Из чего сделаны – какие…» (согласование прилагательных с существительными)

Из фарфора  … какие? - фарфоровые, из керамики - … керамические, из резины - … резиновые, из пластмассы - … пластмассовые, из железа - … железные, из дерева - … деревянные, из тряпок - … тряпичные, из

глины - … глиняные, из соломы - … соломенные, из бересты - …

берестяные.

Загадайте детям и выучите загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Прочитайте, выучите с детьми  «Игрушкины частушки» и не только…

Частушки для девчонок:

Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские -

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни -

Кавалеры наши.

Частушки для мальчишек:

Мне не надо пуд гороха,

Мне б одну горошину.

Мне не надо много девок,

Мне б одну – хорошую!

Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы частушки – хохотушки

Пропоём со всей душой.

Заиграй-ка балалайка

Начинай гуляние!

Пропоем мы вам частушки,

Для всего собрания!

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

hello_html_1d2002e5.gif




Я приглашаю и родителей, и детей исполнить частушки и записать на видео! Это было бы здорово! По одному куплету, я думаю, совсем не трудно выучить. А потом создать общий видеоролик. Ну, как, уважаемые родители, вы согласны?

Вот фонограмма для частушек. Берем самую первую фонограмму и поем!   https://hotplayer.ru/?s=частушки%20минус

Оставайтесь дома! Берегите себя и близких!



Предварительный просмотр:

http://www.mastera-sibiri.ru/sites/default/files/styles/catalog_list_tovar/public/-katalka_enl.jpg?itok=ciLsWxJOКонсультация для родителей                                                                          «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине... Пусть ребенок  чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.                                                                                                                          В. Сухомлинский.

 Приобщение детей дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.   Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные  чувства, развивать духовность.                                        

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа  надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

 - Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

- Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

- Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

- Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь. Заботясь о своих близких, своём народе, он сражается с различными чудовищами и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи духовно - нравственного воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песнях, закличках. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка,  утомившего криком и беспокойством, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущей под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калача, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. В играх используются          считалки - одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых.  Традиция пересчитывания  в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами, возникают забавные в своей нелепости сочетания слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. Детям очень нравится проговаривание скороговорок. Это способствует развитию артикуляционного аппарата и дикции.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «коляда» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Уважаемые родители! Рассказывайте своим детям о культуре нашего народа, его традициях, праздниках, посещайте краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного творчества, читайте пословицы и поговорки, читайте сказки, небылицы, басни!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы

Слайд 2

Хохлома Хохломская роспись - русский народный художественный промысел. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором. Основными цветами орнамента являются красный, чёрный и золотой. Посуда Хохломы создает ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна.

Слайд 3

Элементы хохломской росписи

Слайд 4

Дымковская игрушка Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Слобода Дымково стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожжённой в печи. Дымковские игрушки разнообразны: барышни, лошадки, всадники на конях, расписные птицы. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа и характерные черты русской национальности.

Слайд 5

Элементы росписи дымковской игрушки Различные круги — символ солнца, волны - неба

Слайд 6

Гжель Гжель - народный керамический промысел. Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор. Живописный регион Гжель расположен в Подмосковье. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели, в изящной посуде радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, используемый мастерами: синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская роза.

Слайд 7

Элементы гжельской росписи

Слайд 8

Городецкая роспись Городецкая роспись - русский народный художественный промысел . Существует в районе города Городец . Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Слайд 9

Основные элементы городецкой росписи

Слайд 10

Палехская миниатюра Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области . Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.

Слайд 11

Русская матрешка Матрёшка (от уменьшительного имени « Матрёна ») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке.

Слайд 12

Виды росписи матрешек Видов росписи матрешек всего шесть и называются они по месту возникновения данного народного промысла: семеновская, вятская, сергиево-посадская , тверская, полховская, крутецкая.

Слайд 13

Жостовская роспись Жо́стовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области .

Слайд 14

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному ). Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Особенности жостовской росписи

Слайд 15

Филимоновская игрушка Филимо́новская игру́шка — русский художественный промысел , сформировавшийся Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново .

Слайд 16

Волшебная береста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9

План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе  № 9С  13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Консультация для родителей «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры» ( 13.04- 17.04)

Воспитывают у детей умение контролировать свое поведение.Игры развивают фантазию ребенка, учат смотреть на ситуацию с разных сторон. развивают воображение ребенка, а также у детей появляется возм...

Сидим дома с пользой - чем занять малыша дома.

      В условиях самоизоляции, когда посещение детского сада, прогулки резко ограничены, перед родителями встаёт вопрос чем занять малыша дома? Дети раннего  возраста у...

Формат СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ Советуем приготовить дома с детьми

Формат СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ Советуем приготовить дома с детьми...