Проект "Да здравствует мыло душистое!" (формирование гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста)
проект (младшая группа)

Гаврюшева Елена Владиславовна

Краткосрочный проект по формированию у младших дошкольников простейших гигиенических навыков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_da_zdravstvuet_mylo_dushistoe.docx723.76 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида» г. Печора

Проект

«Да здравствует мыло душистое!»

(формирование гигиенических навыков

у детей раннего и младшего дошкольного возраста).

Разработала

Гаврюшева Е.В.

воспитатель I категории

2020 год.

Проект «Да здравствует мыло душистое!»

Актуальность проекта.

ФГОС и Образовательная область «Здоровье» требует от педагога создать предпосылки для формирования у воспитанников привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Обучение дошкольников гигиене - задача родителей и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Воспитание у детей раннего дошкольного возраста навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. 

Почему же актуальность воспитание и формирование у детей навыков гигиенических процедур возникает уже на ступенях в группах раннего возраста в ДОУ?

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание маленьким дошкольникам о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.  

       Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Тип проекта:  краткосрочный – 1 месяц.

Вид проекта: познавательно-практико-ориентированный, индивидуально - подгрупповой.

Цель проекта: Привитие детям раннего возраста культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Участники проекта: воспитанники ДОУ от1,5 до 2,5 лет, их родители (законные представители), педагоги.

  • Задачи проекта ( для воспитанников) :

*Образовательные:

 -Обучать доступным возрасту детей навыкам самообслуживания;

 -Систематизировать знания о необходимости проведения гигиенических процедур;

        *Развивающие:

- Формировать представления о правилах личной гигиены;

- Учить использовать в игровых действиях ( в играх рядом со взрослым, ситуативных играх) полученные знания и умения.

       *Воспитательные:

-Воспитывать интерес к гигиеническим процедурам, желание выглядеть опрятным, чистым;

  • Задачи проекта для родителей (законных представителей):

-Вызывать желание участвовать в совместной проектной деятельности с педагогами для обучения и воспитания у детей навыков гигиенической культуры.

  • Задачи проекта для педагогов :

- Пополнение  (обогащение) ППРС в группе по теме проекта;

Принципы работы над проектом:

-Развивающий характер обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка;

-Системный подход, планомерность и непрерывность;

Интеграция образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Методы работы:

  • Практические:

- Игровая образовательная деятельность;

- Создание проблемных игровых ситуаций;

- Практические игры с водой (включает в себя исследовательскую деятельность);

- Дидактические игры и упражнения;

- Ситуативные игры (игры рядом).

  •  Словесные:

- Объяснения, беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора малых форм по теме проекта;

  • Наглядные:

- Внесение и рассматривание картин по теме проекта «Мы умываемся», «Купаем куклу» и т.д.;

- Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах по теме;

- Просмотр мультфильмов из серии «Азбука здоровья. Смешарики», «Лунтик», подборка короткометражных познавательных мультфильмов (песенок), используя Интернет.

Материалы и оборудование:

Игровые атрибуты по теме, игрушки-заместители, сюжетные картинки, альбомы для рассматривания, гигиенические принадлежности, мини-центр для исследовательской деятельности с водой.

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

Овладение простейшими культурно-гигиеническими навыками и навыками

самообслуживания;

Овладение умением мыть руки перед едой и по мере загрязнения, использование личного полотенца;

Желание выглядеть чистым, обращать внимание на чистоту рук.

Для родителей (законных представителей) воспитанников:

Желание сотрудничать с коллективом ДОУ, повышение педагогической грамотности и компетенции по данной теме. Повысится заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей,

Для педагогов:

Повышение педагогической компетенции за счёт проектной деятельности, представление опыта работы для педагогов ДОУ, разработка игр и упражнений по данной теме, самореализация и профессиональный рост. Разнообразятся формы сотрудничества с семьёй.

План работы по проекту:

 

I этап (организационный):

- Определение уровня умений и знаний (мониторинг) в области культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего дошкольного возраста через наблюдения, беседы с родителями;

- Разработка содержания проекта, изучение методической литературы, консультация со старшим воспитателем ДОУ;

-Подборка художественных произведений, фольклора малых форм по теме, словесных игр, использование средств ИКТ;

- Составление плана работы по проекту;

- Разработка конспектов игровых ситуаций, исследовательской деятельности, бесед;

-Консультирование родителей (законных представителей) воспитанников по теме проекта, пополнение информационных стендов, создание брошюр;

-Создание картотеки пальчиковых, дидактических, словесных игр по теме;

- Подготовка и изготовление оборудования, атрибутов, дидактического материала.

II этап (основной):

- Выполнение плана по работе с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников;

-Образовательная деятельность с воспитанниками группы;

-Проведение «круглого стола» с родителями (законными представителями) воспитанников на тему «Обучение и развитие у малыша культурно-гигиенических навыков».

III этап (заключительный):

-Развлечение с детьми «Водичка, водичка, умой моё личико!»;

- Использование нетрадиционных форм работы с родителями: «День открытых дверей – В гостях у Капитошки».

-Мониторинг по проекту на заключительном этапе;

-Подведение итогов проекта.

План реализации проекта «Да здравствует мыло душистое!».

Срок проведения

Тема и форма проведения

Задачи

I неделя

С детьми: 

Наблюдение за имеющимися гигиеническими навыками.

С родителями: беседа «Какие гигиенические умения развиты у Вашего ребенка? Кто в семье занимается решением этого вопроса?»

Выяснить уровень умений выполнения гигиенических процедур детьми.

Выяснить уровень педагогической компетенции родителей (законных представителей) по данному вопросу.

Понедельник

Вторник

С детьми:

  1. Игровая ситуация «Мы купаем куклу».

  1. Использование потешек, песенок во время проведения гигиенических процедур.

С родителями: предложить варианты игр с водой во время купания.

Познакомить детей с предметами гигиены и их использованием.

Знакомить с фольклором малых форм, поддерживать интерес к выполнению гигиенических процедур.

Повышать уровень знаний по теме.

Среда

С детьми:

  1. Упражнение «Мыльные ладошки» (индивид-но).

2.Дыхательная гимнастика во время умывания «Сдуй мыльные пузыри с ладошки» (индивид-но)

Учить намыливать ладошки мылом, соблюдать осторожность при намыливании (не касаться лица, глаз).

Вызывать интерес к умыванию.

Четверг

С детьми:  

  1. Исследовательская деятельность «Мыльная пена».

2.Игра на развитие движений «Вылови шарик».

Познакомить детей со свойством пены, развивать познавательную активность и любознательность.  Развитие словаря: легкая, мягкая, воздушная.

Развивать точность движений, мелкую моторику, аккуратность, ловкость. Вызывать интерес к играм с водой.

Пятница

С детьми:

  1. Создание игровой ситуации «Мишка – грязнуля».
  2. П/И: «Что за радость принесли для нас мыльные пузыри!».

С родителями:

Консультация старшего воспитателя ДОУ «Родитель-пример для ребенка».

Воспитывать негативное отношение к неряшливости, желание быть чистым, опрятным.

Повысить Д/А детей, развитие ловкости, вызывать интерес к играм с мыльной пеной.

Помочь родителям (законным представителям) формировать у малыша основы гигиены.

II неделя

С детьми:

1.Игра с движениями

«Мы умеем чисто мыться, мы водицы не боимся…».

2.Игры с водой и губкой.

С родителями:

Консультирование по личным вопросам по теме.

Учить выполнять действия умывания. Учить находить и показывать у себя части лица, тела.

Развитие точности движений, воспитывать интерес к играм с водой.

Создавать условия для сотрудничества с семьями воспитанников.

Понедельник

Вторник

С детьми:

1.Игра-ситуация «Купаем куклу».

2.Дыхательная гимнастика «Открываем колпачки, выдуваем пузыри»

Учить воспроизводить знакомые действия умывания и купания в игре.

Развитие длительности выдоха, поддерживать интерес к играм с мыльными пузырями.

Среда

С детьми:

1.Игра «Пену-по формочкам».

2.Словесные игры с движениями с использованием песенок и потешек.

Развивать представления малышей о свойствах пены, развивать точность движения, тактильные ощущения.

Учить самостоятельно производить действия, имитирующие умывание и вытирание.

Четверг

С детьми:

1.Рассматривание алгоритма умывания в умывальной комнате, выполнение действий с контролем педагога (индивидуально).

2. Д/упражнение: «Найди свое полотенце».

С педагогическим коллективом ДОУ:

Встреча-обсуждение «А как у Вас?»

Побуждать к самостоятельному выполнению процессов умывания и мытья рук.

Развивать умение находить свой шкафчик для полотенца, пользоваться личными предметами гигиены.

Обмен педагогическим опытом с педагогами ДОУ по теме «Формирование у дошкольников основ гигиенической культуры на начальном этапе».

Пятница

С детьми:

1.Просмотр развивающего  м /ф «Развивающие мультики для малышей про умывание, мытье рук» https://www.youtube.com/watch?v=ZHfEIDEenak

2. Театрализация «В гостях Степашка и Хрюша: «Зачем мы моем руки?»

Продолжать обучать малышей правильно мыть руки, желание содержать их в чистоте.

III неделя

С детьми:

1.Рассматривание картины «Мы умываемся».

2.Игры с водой «Переливание жидкости».

С родителями:

Пополнение информационных стендов по теме, индивидуальные консультации.

Вызывать интерес к рассматриванию картин, следить за рассказом воспитателя, выполнять действия по показу, находить и показывать предметы гигиены.

Поддерживать интерес к играм с водой, развитие точности движений, мелкой моторики.

Поддерживать благоприятный микроклимат для сотрудничества.

Понедельник

Вторник

С детьми:

1.Практические упражнения по обучению мытью рук и умыванию.

2.Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям по теме.

С родителями: опрос «С какими трудностями Вы встречаетесь при обучении ребенка гигиеническим навыкам?»

Формировать умение намыливать ручки, мыть руки, смывать пену с рук, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Развивать умение понимать выполняемые действия, следить за объяснениями воспитателя, находить и показывать на картинке предметы гигиены.

Подготовка к проведению «круглого стола» по теме «Обучение и развитие у малыша культурно-гигиенических навыков».

Среда

С детьми:

1.Игры с водой и пеной «Водные прятки».

2.Пальчиковые и словесные игры с действиями.

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, поддерживать интерес к играм с водой и пеной.

Развивать умение повторять действия по показу, понимать речь, развитие движений, обогащение словаря понимаемых слов.

Четверг

С детьми:

1.Игровая проблемная ситуация «Малыш (пупс) садится за стол, не вымыв руки».

2.Исследовательская деятельность: «Тонет, не тонет»

Побуждать принимать участие в решении проблемной ситуации, уточнить представления детей, что за стол можно садиться только с вымытыми руками.

Провести игру с предметами из разных материалов (шарик, мяч, кирпичик деревянный, металлическая машинка), определить, что держится на поверхности воды. Давать первые представления о материалах, из которых сделаны предметы. Развивать тактильные ощущения.

Пятница

С детьми :

1.Игровая ситуация «Нехочуха не хочет мыться».

2.Игры с мыльными пузырями.

С родителями: Проведение «круглого стола» по теме «Обучение и развитие у малыша культурно-гигиенических навыков» совместно со старшим воспитателем.

Воспитывать негативное отношение к неряшливости, поддерживать желание самостоятельно умываться и мыть ручки.

Поддерживать интерес к играм с водой и пеной, проведение дыхательной гимнастики в занимательной форме.

Обмен мнениями и опытом по проблеме формирования у ребенка гигиенических навыков, поддерживать интерес к сотрудничеству между родителями (законными представителями), педагогами ДОУ.

IV неделя

С детьми:

1.Дидактические упражнения: «Покажи, как ты моешь руки?» (индивидуально).

2.Создание и решение проблемной ситуации «Садимся за стол, а руки помыть не можем, потому что нет воды».

Развивать умение самостоятельно намыливать руки мылом, класть мыло на место, тщательно смывать пену с рук, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Учить пользоваться гигиеническим влажными салфетками, объяснять, что нельзя садиться за стол с невымытыми руками.

Понедельник

Вторник

С детьми:

1.Практические упражнения «Мы моем руки».

2.Игры с водой и губкой «Перенеси воду из одного ведерка в другое».

С родителями:

Консультирование по личным вопросам по теме проекта.

Используя алгоритм, предложенный педагогом, учить самостоятельно мыть руки, закрывать кран, сушить руки личным полотенцем.

Поддерживать интерес к играм с водой, развивать точность движений, формировать представления о воде.

Поддерживать модель сотрудничества в группе.

Среда

С детьми:

Развлечение «Водичка, водичка, умой моё личико!».

Развивать интерес к театрализованной деятельности, развивать и закреплять представления о воде, ее свойствах и назначении. Побуждать к выполнению движений по показу под музыку.

Четверг

С детьми:

1. Практическая деятельность «Мы умылись как большие, вот мы чистые какие!».

2.Игровая ситуация «Купаем куклу (зайку и т.д.)»

Закреплять умение умываться, намыливать руки, смывать пену водой.

Развивать умение отображать в игровых действиях простые гигиенические процедуры.

Пятница

С детьми и родителями:

Проведение «Дня открытых дверей» - В гостях у Капитошки».

Просмотр презентации «Да здравствует мыло душистое!»

Развивать интерес к совместной деятельности между родителями (законными представителями) и сотрудниками ДОУ.

 Знакомить с проводимой работой по формированию у детей основ гигиенической культуры.

Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи.

Способствовать развитию у родителей (законных представителей) и детей умения настраиваться друг на друга в совместной деятельности.

Установление доверительных отношений между родителями законных представителей) и педагогами, определение дальнейших задач совместного воспитания детей и их реализация.

Итоги реализации проекта «Да здравствует мыло душистое!»

 

Начало проекта                         Итог проекта

        Самостоятельно выполняют простые гигиенические процедуры.

   Владеют простыми гигиеническими умениями, нуждаются в небольшой помощи взрослого.  

    Не владеют простыми гигиеническими умениями, полностью нуждаются  в помощи взрослого.

 Согласно проведенной диагностике по окончанию проекта был достигнут следующий результат:

- проводена планомерная деятельность по привитие детям раннего дошкольного возраста культурно - гигиенических навыков  и навыков самообслуживания;

- созданы у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослыми;

- созданы условия для развития познавательной деятельности воспитнников;

-достигнут контакт с целью сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников группы, для успешной реализации проекта использованы традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями);

-показанные и освоенные во время ОД действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности создали предпосылки для формирования устойчивых гигиенических навыков у  воспитаников.

Делая вывод, можно сказать о том, что в результате проведенной работы дети раннего возраста постепенно овладевают культурно-гигиеническими навыками и, что не маловажно, процесс умывания и мытья рук, выполнение простейших гигиенических процедур, вызывает у малышей удовольствие.

Список методической литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.-Воронеж «Учитель», 2014.-236с.
  2. Григорьева Г.Г. КРОХА: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др.-3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2000.-256с.
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 12 с.
  4. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений/ Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова, Л.Я.Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.-М.:Просвещение,1987.-143с.

Интернет – ресурсы:

- https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-volshebnyh-opytov-kotorye-zastavyat-detej-ahnut-1073560/

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/04/10/konspekt-obrazovatelnoy-deyatelnosti-opyty-s-penoy-tema

- https://www.baby.ru/blogs/post/133621582-75614841/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Формирование хозяйственно- навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Формирование хозяйсвенно-бытовых навыков"у детей раннего и  младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со сверстниками.

Электронный методический сборник статей, конспектов, игр, консультаций для воспитателей и родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со све...

Консультация для родителей "Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Культурно-гигиенические навыки - это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Работа содержит материал по формированию культурно-гигиенических навыков  у детей раннего  и младшего дошкольного возраста. Широко раскрыт вопрос об особенностях формирования навыков с учето...

Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста ...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....