Если ребёнок обращается с жалобой...
консультация

Урбанова Инна Германовна

                         

     Дети не редко обращаются к воспитателю с жалобами. Чтобы правильно отнестись к каждому такому случаю, надо понять причины, побудившие ребёнка обратиться с жалобой, вникнуть в её суть.
     В жалобе часто выражается отношение дошкольника к возникшей в повседневной жизни группы ситуации, когда имеет место несоответствие поведения кого-либо из детей установленным правилам. Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребёнок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило, можно ли поступить по-другому. Например, воспитатель приготовил для занятия книгу и положил её на свой стол. Дети знают, что со стола педагога ничего брать нельзя. «А Миша взял с вашего стола книгу», - заявляет ребёнок, обнаружив, что сверстник поступил вразрез с правилом.
     В подобных случаях воспитатель подтверждает необходимость соблюдения введённого правила, но делает это по-разному, учитывая возраст детей. Так, если такой поступок соблюдает малыш, воспитатель учитывает недостаточное развитие его волевых процессов, в силу чего интерес к новому, необычному оказывается настолько сильным, что не может быть заторможен действием правила. «Правильно Анечка, - обращается педагог к ребёнку, - не надо брать книгу со стола. Я её всем ребятам на занятии покажу. Миша, положи книгу на стол. Ты мне её подашь, когда все сядут заниматься». Педагог помогает ребёнку выполнить правило, не вызывая упрямства, капризов.
Если такой поступок совершает ребёнок старшего  возраста, педагог напоминает о правиле, подчёркивая, что все дети умеют его выполнять. А ребёнку, обратившемуся с жалобой, советует в другой раз самому остановить сверстника, напомнить ему действующее в группе правило.
     В жалобах часто звучит обращение к воспитателю за помощью, поддержкой, неудовлетворённость поступком сверстника или его отношением, обида (отобрали игрушку, дразнили, толкнули и т.п.). В этих случаях воспитателю важно справедливо разрешить конфликт, установить долю вины каждого и воздействовать, таким образом, чтобы не только восстановить справедливость, но и урегулировать отношения между детьми. 

Жалоба на проблему 

Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».
Тайный смысл жалобы: Ребёнок хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами. Ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою) – он, таким образом, пытается объяснить вам свои приоритеты.
Как отвечать: Внимательно выслушайте жалобы ребёнка. Все, что от вас требуется это изображать неподдельный интерес (а ведь это не сложно, правда?..) к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)». Не пытайтесь проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете помочь в данной ситуации и предложите несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, и т.д.)
Что не надо говорить: Не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «это разве проблемы! Вот у меня сегодня …». В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными, чем ваши.

Жалоба на других детей
Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» - и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие – один он хороший.
Тайный смысл жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз - это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок старшего возраста – это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Если ребенок всегда ищет виноватых – он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего ребёнок мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.
Как отвечать: Почаще оставляйте ребенка один на один с другими детьми. Например, в ответ на жалобу ребёнка о том, что товарищи не принимают его в игру, воспитатель предлагает сначала подумать, почему они так поступают: может быть, он сам вспомнит, как нередко спорил со сверстниками из-за желания всегда быть первым  или в игре для него не нашли подходящей роли, или просто не поняли его. Вместе с обиженным, воспитатель может обсудить этот вопрос с детьми, помочь им включить сверстника в общую игру (найти роль, наладить взаимоотношения и т.д.).
Естественно, воспитатель категорически запрещает детям бить или толкать друг друга. Однако даже в таких случаях он глубоко вникает в мотивы совершённых поступков.
Бывают иногда случаи, что кто-либо из детей часто обращается к воспитателю с несостоятельными жалобами. Следует разъяснить ребёнку неправильность такого поведения, но не обсуждать его в коллективе детей, чтобы не вызвать их отрицательное отношение к сверстнику.
Детям старшего дошкольного возраста воспитатель помогает самим разбираться в возникшем недоразумении, приучая их, выслушивать друг друга, убеждать, доказывать свою правоту, вместо того, чтобы обращаться с жалобами.
Что не надо говорить: «Ты сам виноват» - сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.

Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать!

- На здоровье

- На чувство голода

- На жажду

- На желание спать

- На страх

 

 
 
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребёнок кусается

В статье говорится о том почему ребёнок кусается, как справится с этой проблемой...

" Как поступить, если ребёнок лжёт?"

Важно разобраться, зачем ребёнок обманывает, какие обстоятельства его на это толкают......

Если ребёнок дерётся

Методическая ремомендация для родителей....

Консультации натему:"Здость и жестокость", "Если ребёнок вынуждает вас делать покупки", "Если в семье появился ещё один ребёнок"

Если в семье появился еще один ребенок   Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он р...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...