Консультация для родителей "Как правильно наказывать ребенка?
консультация

 Надо ли наказывать ребенка, как правильно наказывать ребенка, какое наказание более эффективно, а какое категорически нельзя применять к ребенку – эти вопросы рано или поздно возникают в головах педагогов и родителей.  В этой консультации вы найдете ответы на эти вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №68»

ЭМР Саратовской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как правильно наказывать ребенка?

 Воспитатель: Кобринец Е.П.

2020г.

  «Когда наказывают ребенка и при этом говорят ему, что делают это для того, чтобы он не стал гадиной, отморозком и моральным уродом, то вероятнее всего, что ребенок больше всего запомнит слова: "гадина", "отморозок" и "моральный урод"!»

Владимир Борисов

Как наказывать ребенка?

 Надо ли наказывать ребенка, как правильно наказывать ребенка, какое наказание более эффективно, а какое категорически нельзя применять к ребенку – эти вопросы рано или поздно возникают в головах педагогов и родителей.

Первоначально давайте разберемся, что такое наказание. Слово «наказание» происходит от слова «наказ», то есть передачу какой-то особо важной информации. Дается наказ обычно в строгой, дисциплинарной форме.

Наказание – это один из методов воспитания. Не самый важный, не самый главный, только один из… И конечно в данном случае  говорится НЕ о физических наказаниях. Всякое физическое наказание порождает в душе ребенка только страх. А страх – это блокировка всяческого развития.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С.Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Поэтому вопрос «как правильно наказывать ребенка» более корректный и более продуктивный.

Как правильно наказывать ребенка? – первое – ребенок не должен быть лишен удовлетворения биологических или физиологических потребностей. Заставлять ребенка сидеть целый день за уроками, не выпуская гулять, - нефизиологично, особенно в начальной школе. Лишать обеда или ужина тоже.

Как правильно наказывать ребенка? – второе – наказание должно быть справедливым. Ссорятся братишка и младшая сестренка, она сама спровоцировала его, забрав его любимый вертолетик. Сын насупившись молчит, а дочь истерично плачет. А Вы, не разобравшись в сути дела, кричите: «Иди в свою комнату и подумай о своем поведении! Расстроил девочку!». Что чувствует ребенок?

Как правильно наказывать ребенка? – третье – чтобы наказание было справедливым, нужно, чтобы ребенок знал систему правил поведения и следующих санкций за их нарушение. Своеобразный «гражданский кодекс» в семье.

Система этих правил должна включать пункты, которые нарушать категорически нельзя (брать опасные предметы, оскорблять и употреблять нехорошие слова, физически угнетать младших и т.д.) и те, которые дают относительную свободу в выборе поведения (ты можешь это делать, если…).

Как правильно наказывать ребенка? – четвертое – вытекает из третьего: правила одинаковы для всех. Наказание следует для каждого ребенка, кто правило нарушил. Если братику можно лезть за папин компьютер, то почему нельзя делать этого сестре?

Как правильно наказывать ребенка? – пятое – ругань, оскорбления, навешивание ярлыков (дурак, тупица, неумеха, дебил и т.д.), злобное молчание приравниваются к физическому наказанию. Это те же тиски страха, а страх трансформируется либо в озлобленность и агрессию, либо в апатию.

Наиболее продуктивными и эффективными видами наказания могут быть:

  • игнорирование
  • разъяснительная беседа.
  •  символическое наказание
  •   естественное наказание.

Как правильно наказывать ребенка, игнорируя? Ребенку всегда важно внимание взрослых. И все «плохие» (на наш взгляд, замечу) поступки продиктованы желанием привлечь к себе внимание. Ведь плохо вымытая (но самостоятельно) посуда может быть и не замечена, тогда как разбитая чашка – обязательно.

Как игнорировать? Пообещать не разговаривать, или уйти в другую комнату, или не обращать внимание. Правда, это работает, если Вы действительно выполняете свое требование и делаете это спокойно и достойно. Если Вы неоднократно обещали, но «угрозу» свою не выполнили, то такой метод не срабатывает.

Как правильно наказывать ребенка в разъяснительной беседе? Беседа «по душам», «разбор полетов» - тоже своеобразный способ наказания (именно исходя из значения слова «наказ»). В душевной беседе, без обвинений и ругательства проясните с ребенком, понимает ли он, что поступил плохо, почему он так поступил, понимает ли, что нарушил правила и необходимо вести себя иначе.

Если воспитывать в ребенке уважение к нормам поведения и изначально, начиная с возраста когда он может их осознавать (после 3 лет), если практика душевной беседы не превращается в «обвинительный приговор», то это лучший способ предотвратить нежелательное поведение ребенка. А еще воспитывать ответственность за свои действия.

Как правильно наказывать ребенка символически? Классический пример - сидеть на одном месте на стуле или на диване. Ограничение ребенка в движении – это серьезный повод задуматься, потому что у ребенка по определению «моторчик в одном месте». Правда, не ждите усидчивости от трехлетнего малыша.

Как правильно наказывать ребенка естественным образом? От Вас здесь требуются усилия в меньшей степени. Наказание приходит к ребенку само собой. Например, баловался за столом – разлил сок, разбросал игрушки – куда-то запропастилась любимая игрушка, не захотел одевать теплую куртку – замерз и придется идти домой с прогулки раньше.

Предупредите ребенка заранее о возможных последствиях такого его поведения. А если следствия все же произошли – свяжите их с причинами. Но только избегайте слов «ну я же тебе говорила…». Это часто вызывает обратно противоположные реакции, из духа противоречия.

Если ребенок плохо себя ведет, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в детском саду возможно применить педагогически оправданные наказания:

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Просьбы или советы

Лишение ребенка чего-то приятного, но важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание - это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте минут 5-10 минут для них испытание! Но если таких детей насильно извне не затормозить стульчиком - они не направят энергию в мирное русло. Кроме того, дети подрастают и им надо учиться осмыслять свои поступки. Переключаясь с драки на игру в машинки, вряд ли ребенок задумается, что он кого-то обидел или был слишком агрессивен.

Лишение каких либо привилегий, например - идти первым в строю - шалуны становятся последними, не выбирают на главные роли в игре. Например, воспитатель отстраняет провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести.

Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.

Иногда применяют так называемый метод естественных последствий, т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри, оторвал пуговицу — пришей. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.                                     

  Все зависит от момента, ведь наказание откладывать нельзя. Для одного ребенка строгий взгляд или обращение полным именем - это уже трагедия и он воспринимает это как наказание, у другого, которого дома «лупят» по поводу и без повода, все получасовые нотации и лишение всех привилегий вызывают только снисходительную улыбку. Физическое наказание недопустимо, да его вообще не должно быть ни в детском саду, ни дома! Разумное наказание направляет на исправление поведения.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять врач-психолог и писатель В. И. Леви.

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение правил поведения, отказ подчиняться разумному требованию, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

Наказание не должно вредить здоровью.

За один проступок – одно наказание.

Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания как исключение (а не как система) применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия — разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Следует строго различать глубоко аморальные поступки от нейтральных, не причиняющих ущерба нравственному развитию ребенка. В каждом конкретном случае необходимо анализировать, что лежит в основе негативных действий дошкольника: жадность, своеволие, эгоизм, жестокость, лень, стремление причинять вред окружающим. Безнравственные побуждения подобного рода, конечно, заслуживают резкого осуждения, наказания. Важно помнить: прежде чем наказать, надо обязательно выявить причину непослушания.

Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.

И наконец, в заключение… в любом случае, при любом наказании  ребенок должен знать и быть уверен, что Вы его любите. Даже если он наказан, даже если идит на стуле или лишен компьютера или телевизора, ему необходимо чувствовать, что любят его по-прежнему и недовольны только его поведением, а не им самим как человеком.

Наказание – это один из способов ребенка узнать «что такое хорошо и что такое плохо». Начиная с возраста 2,5-3 года, можно воспитывать, воздействовать на ребенка подобным образом, ребенок более младшего возраста может воспринять наказание как доказательство нелюбви к нему.

За наказанием всегда должно следовать прощение. Не забывайте о похвале

Ну и конечно же, не забывайте о похвале и поощрении. Об этом также можно говорить много, в отельной теме, но наказывая ребенка, вспомните, когда вы его последний раз хвалили? Мы почему-то не замечаем хорошего поведения детей. Мы воспринимаем его как должное, не заслуживающее никакого внимания. Но стоит ребенку малейшим образом провиниться – тут ему ждать не приходится. А ведь так приятно знать, что ты совершил хороший поступок, что ты самый лучший, самый талантливый, смелый, находчивый, любящий или что угодно. Каждый ребенок хочет радовать своих родителей. Каждый (не сомневайтесь) чувствует себя просто счастливым, когда мама или папа остаются им довольны. Он хочет знать, что вы гордитесь им, цените его старания, восхищаетесь. И непременно будет искать случая, чтобы повторить этот миг – миг вашего восхищения своим самым лучшим ребенком. Похвала имеет еще большее значение, чем наказание. Ведь ее цель – сделать ребенка лучше, в то время как наказание направлено просто на остановку и предотвращение плохого. Так не скупитесь на комплименты своим детям. Введите себе правило каждый день хвалить ребенка за что-то, найдите это «что-то», присмотритесь. Выбрать есть из чего. Может, он сегодня аккуратно сложил свои книги? Или прилежно вел себя в гостях? Или помог вам развесить белье? Сделайте это, и вы увидите, как меняются ваши дети.