Консультация для педагогов"« Экологическое воспитание через игровую деятельность»
консультация

Пудова Ольга Федоровна

        Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Речь пойдет об игровых технологиях, ставших неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает пребывание в детском саду более интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков.

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования самой природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Интенсивно развивается методика экологического воспитания среди дошкольников: совершенствуются методы, создаются программы работы с детьми с учетом специфики природных и социальных условий страны. К числу таких методов относят и игру, в которой обязательно должны быть задействованы взрослые. Взрослому нужно не только руководить, но и участвовать в игре, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель использования игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников- это формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.

Через игровую деятельность, направленную на экологическое воспитание, решаются образовательные и воспитательные задачи, такие как:

• углублять и расширять у детей экологические знания;

•прививать начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;

•развивать познавательную, творческую активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;

• воспитывать у дошкольников чувство бережного отношения к природе.

Так как тема экологического воспитания детей в детском саду является актуальной. И учитывая, что игра - это ведущий вид деятельности, педагоги нашего детского сада в работе с детьми активно используют игровые технологии, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Экологические игры делятся на подгруппы:

Творческие игры:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные и имитационные;

- игры-путешествия;

- соревновательные.

 

Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные.

 

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство нового города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»; подвижные имитационно – подражательные игры: «Лягушки» (прыжки), «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание), «Заяц» (метание), «Змейка» (бег с препятствиями) и т.д. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места проведения самой игры. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это можно  использовать в качестве природного материала при организации и проведении экологических игр.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Наша задача донести до детей, что человек - часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое удивительное ее творение – жизнь на земле.

Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дощк. воспитанию / С.Н. Николаева. - М.:, 1998. - 43 с.

2. Николаева С.Н. Актуальность экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - Ниж. Новгород: Академия развития, 1991. - 56 с.

3.  Бондаренко А.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. - М.: Наука, 1984. - 86 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«  Экологическое воспитание через игровую деятельность»

Подготовила

 старший воспитатель

 детского сада №4 г.о.Отадный

 Пудова О.Ф.

        Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Речь пойдет об игровых технологиях, ставших неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает пребывание в детском саду более интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков.

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования самой природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Интенсивно развивается методика экологического воспитания среди дошкольников: совершенствуются методы, создаются программы работы с детьми с учетом специфики природных и социальных условий страны. К числу таких методов относят и игру, в которой обязательно должны быть задействованы взрослые. Взрослому нужно не только руководить, но и участвовать в игре, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель использования игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников- это формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.

Через игровую деятельность, направленную на экологическое воспитание, решаются образовательные и воспитательные задачи, такие как:

• углублять и расширять у детей экологические знания;

•прививать начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;

•развивать познавательную, творческую активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;

• воспитывать у дошкольников чувство бережного отношения к природе.

Так как тема экологического воспитания детей в детском саду является актуальной. И учитывая, что игра - это ведущий вид деятельности, педагоги нашего детского сада в работе с детьми активно используют игровые технологии, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Экологические игры делятся на подгруппы: 

Творческие игры:

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные и имитационные;

- игры-путешествия;

- соревновательные.

Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство нового города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д. 

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать подвижные игры типа: «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»; подвижные имитационно – подражательные игры: «Лягушки» (прыжки), «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание), «Заяц» (метание), «Змейка» (бег с препятствиями) и т.д. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр, являются строительные игры с природным материалом. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места проведения самой игры. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это можно  использовать в качестве природного материала при организации и проведении экологических игр.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Наша задача донести до детей, что человек - часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое удивительное ее творение – жизнь на земле.

Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дощк. воспитанию / С.Н. Николаева. - М.:, 1998. - 43 с.

2. Николаева С.Н. Актуальность экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - Ниж. Новгород: Академия развития, 1991. - 56 с.

3.  Бондаренко А.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. - М.: Наука, 1984. - 86 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Формирование основ экологической культуры через игровую деятельность»

В данной работе говорится о влиянии игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста....

Экологическое воспитание через игровую деятельность

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей любого возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заб...

Консультация для педагогов: " Экологическое воспитание дошкольников через художественно- творческую деятельность"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);формирование системы экологических знаний и пр...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста» В ознакомлении дошкольников с природой особую роль я отвожу ди...

Проект "Экологическое воспитание через игровую деятельность"

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Консультация для педагогов«Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность» (средний дошкольный возраст)...