75-летию Победы посвящается. Поговори с ребёнком о войне.
статья (старшая, подготовительная группа)

полуэктова нина михайловна

Как рассказать дошкольнику о Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_voobshche.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

             А вообще, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, ещё рано и не нужно травмировать детскую психику? Михаил Телегин, доцент МПУ, автор программы «Воспитательный диалог» по дошкольному развитию, считает, что не только можно, но и нужно говорить. Со старшими дошкольниками. Почему? Душу развивать нужно, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии сделает сам в своей жизни. Не упустить время. «Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла». Слышите, «дать»! Слышите, «правильное»!» - пишет Михаил Телегин. Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о смерти и сами задают вопросы. Могут столкнуться со смертью, например, любимой свинки. Или задуматься о том, что бабушка старенькая и не вечная. Для вопросов морали тоже это очень сензитивный возраст, не зря написал В. Маяковский «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо?..» Мы можем видеть, как играют старшие дошкольники – пять минут играют, полчаса выясняют, кто плохой. Старший дошкольник буквально зациклен на социальной стороне жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольник пытается проникнуть в смысловую сторону мира взрослых. Это момент становления личности, когда ребенок впервые выбирает осознанно между «не хочу» и «надо», «должен» - «Но мама спит, и я молчу…». Да, говорить о войне надо. Но как говорить? Что рассказывать? Рассказывать ребенку нужно правду и только правду. Фальши ребенок не приемлет. Так рассказывать, «чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в страшном 41 –это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он поезда пускал. Что щит победы на Урале – это он ковал. Что с Зоей Космодемьянской: «Всех не перевешаете» - это он в лицо палачам бросал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он дневник поминальный вёл. Что беженцев в Узбекистане дынями – это он встречал. Что покореженную ось истории – это он распрямил! Что если кто хаять подвиг дедов начнёт, да итоги войны передёргивать, фашистских прихвостней … жертвами выставлять, на нашу свободу и самобытность зариться… Что бы понял любой надменный, самодовольный вражина: рановато Русь со счетов списывать! Придёшь на Русь с мечом, среди «нечуждых тебе могил» упокоишься» - пишет М. Телегин. У детей мышление образное, представлениями, картинками, и эти образы нужно им дать. Через картины, художественную литературу, песни, фотографии. «Покажи скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, покажи красную звёздочку на братской могиле, и тихо, убеждённо скажи: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце носите любовь, завещанную Поколением Героев, Поколением Победы!» Важно заметить, что говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне может только авторитетный, важный для них человек. Что касается литературы о Великой Отечественной войны, «плюсы» чтения таких рассказов дошкольникам в том, что можно показать Героев, которых, согласитесь, было немало во время этой войны. А детям нужен пример, образ, Герой, на которого бы хотелось быть похожим, кому подражать. А сейчас мало героев. Мало героизма. Для ребёнка понятия «тяжёлый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают, не оставляют след в душе. А ведь это важно. Поэтому нужно рассказывать о войне на конкретных примерах. Четко и точно – по существу. Зачин короткий – главная мысль и несколько примеров – иллюстраций. Объяснительно-иллюстративный метод, в форме от общего – к частному. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «День Великой Победы. Поговорим с ребёнком о войне»

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужновоспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощивзрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни глав...

Консультация для родителей «День Великой Победы. Поговорим с ребёнком о войне»

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужновоспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощивзрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни глав...

Проект «Мы правнуки войны. Помним и гордимся….» (70-летию Победы посвящается…..)

Проект «Мы правнуки войны. Помним и гордимся….» (70-летию Победы посвящается…..)...

Проект "Мы правнуки войны...Помним и гордимся...(70-летию победы посвящается)

Цель проекта :Сформировать у детей чувство исторической причастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколением, способствовать формированию убеждения о недопустимости новых войн...

СЛУШАЕМ ПЕСНИ ПОБЕДЫ «КТО СКАЗАЛ, ЧТО НУЖНО БРОСИТЬ ПЕСНЮ О ВОЙНЕ?» (75-летию Победы посвящается…)

В данной публикации представлен материал, который хорошо применять при подготовке к празднику "День Победы" в подготовительной к школе группе....

75-летию Победы посвящается. Стихи для детей о Великой Отечественной войне.

Стихи для детей о Великой Отечественной войне, о Победе, о празднике 9 мая, о воинах, о ветеранах, о братских могилах и обелисках, о вечном огне и о подвиге солдат....