Сборник народных игр.
учебно-методический материал (старшая группа)

Харук Ирина Леонидовна

Сборник "Народных игр" составлен для детей старшего дошкольного возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сборних народных игр24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.

  Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.

Дидактические игры

На что похоже

(в игре принимают участие вся группа)

Дидактические задачи: учить создавать в воображении образы на основе схематического изображение предметов (корыто, коромысло, радуга, матрешка и т.п.).стремится к тому, чтобы каждый ребенок придумал что-то новое своё.

Детям предлагаются карточки с нарисованными фигурками, которые могут восприниматься, как деталь или контурное изображение, какого –либо предмета, напоминающего предметы быта русского народа. Чтобы детям было интереснее играть, можно отгадывать с ними предметы по очереди, и конечно же делать при этом ошибки. В виде подсказки можно загадывать загадки.

  Дети, сидят по кругу, воспитатель показывает им картинку, а они должны придумать, на что картинка похожа. Если ребенок затрудняется с ответом, можно спросить следующего ребенка. По ходу игры воспитатель поддерживает  инициативу у каждого ребенка.

Цветы на платке

Дидактические задачи: познакомить детей с элементами русского орнамента; закрепить у детей умение составлять узор из отдельных предметов; закрепить знания цвета помочь детям сделать открытие, что все прекрасные платки – это произведения искусства.

Детям предлагаются разрезные карточки с элементами русского орнамента. Дается задание выложить из карточек (треугольной, квадратной, прямоугольной формы) платки с разными орнаментами. В эту игру могут играть 2-3 ребенка.

Угадай сказку

Дидактические задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными сказками: научить называть сказку по сюжету; научить давать характеристику персонажам сказки; развивать творческое воображение,  речь. Всем участникам игры показывают карточки с иллюстрациями сказок. Каждый желающий берет одну из карточек, называет сказку и рассказывает отрывок из сказки. Выполнившему задание ребенку выдается фишка в конце игры подсчитываются фишки и выбирается победитель.

Укрась сарафан

Дидактические задачи: продолжить знакомить детей с русским народным костюмом; научить  называть части костюма: сарафан, сорочка, кокошник, лапки; закрепить название цвета и формы; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Детям предлагают трафареты кукол в русских сарафанах и кокошниках разных цветов; наборы геометрических фигур ) круги, квадраты, овалы, треугольники), пуговицы разных размеров, конфетти. Дети проявляют фантазию, творчество, украшая костюм своим орнаментом.

Найди тень

Дидактические задачи: учить детей сравнивать предметы по форме. Классифицировать предметы: птицы, домашние животные, посуда, русские народные игрушки и т.п. развивать творческое воображение.

Детям предлагается набор из 20 карточек. На 10 карточках нарисован предмет черным цветом, который представляет собой «тень» этого предмета, а на других – его цветное изображение. Это могут быть животные, птицы, народные игрушки, предметы быта. Каждый участник игры берет себе несколько карточек с  «тенью». Затем карточки с цветным изображением предметов воспитатель раскладывает перед детьми на столе. Дети называют изображенные предметы и находят соответствующие «тени» для них.

Найди отличия

Дидактические задачи: познакомить детей с северо-двинской, городецкой, полхов - майданской росписью; научить находить в рисунках сходства и различия, развивать внимание; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Детям предлагают парные картинки с изображением, например, матрешек, лошадок, поднос, подносов  и т.д. наборы фишек.

Ребята рассаживаются на стулья перед фланелеграфом. Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки с различными видами росписи, на которых нарисовано почти одно и тоже, но с небольшими отличиями. Эти отличия надо найти. Ребята по очереди называют несоответствие между картинками (можно организовать соревнования команд. Выигрывает тот ребенок (или команда) который наберет наибольшее количество фишек.

Листопад

Дидактические задачи: развивать зрительную память, внимание, логическое мышление, закреплять название деревьев, цветов.

Детям предлагается 4 листка (три деревьев и один цветка). Необходимо найти лишний предмет; отметить чем похожи все эти листья, чем различаются; выложить дорожку из листьев.

Пуговичная карусель

Дидактическая задача: развивать зрительную и тактильную память, внимание, логическое и образное мышление.

Дети должны рассортировать пуговицы по форме и цвету ( с открытыми глазами на ощупь); выложить из пуговиц геометрический орнамент; нанизать пуговицы на нитку (бусы), чтобы была какая – либо закономерность; создать картинку из пуговиц.

Собери картинку

Дидактические задачи: познакомить детей с предметами быта русского народа в игре с печкой, сундуком, крынкой, самоваром; научить собирать из частей целое; углубить представление детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы (металл, дерево, камень, глина).

  В игре используются целые и разрезные карточки различных предметов.

  Дети рассаживаются за столами, педагог сообщает, что сейчас они будут складывать картинки. Затем он показывает первую картинку, например печку. Каждый участвующий ребенок в игре получает комплект разрезных карточек, из которых можно сложить эту картинку. Дети конструируют картинку, а педагог наблюдает за качеством работы: картинка должна соответствовать образцу. После выполнения первого задания воспитатель предлагает детям сложить новую картинку.

Примечание.  Педагог отмечает тех детей, кто это сделал быстрее и правильнее остальных. Дети могут играть в эту игру самостоятельно.

Ладошки

Дидактические задачи: развивать образное мышление, воображение, память.

Детям необходимо нарисовать только березовыми  (рябиновыми и др.) листьями дом, дорожку, цветок и т.д.; определить и назвать, на что похож тот или иной листик; приклеить листики на бумагу и дорисовать образ.

Загадки – отгадки

Дидактические задачи: продолжать упражнять детей в классификации предметов: животные, растения, овощи, фрукты; развивать речь детей.

  В игнре используются десять пустых карточек, десять карточек с загадками. Детям раздаются таблички с картинками. Педагог берет карточку с текстом загадки и читает её. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про ……» - объясняет почему. Тот кто отгадал загадку, получает пустую карточку,  которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, то педагог объясняет ошибку, но не дает отгадки, и карточка с загадкой снова возвращается в общую стобку. Игра продолжается пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.

Заключение

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Игры удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа.

  Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.  Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

   К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов  детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности заложенных в них.

  Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения.  В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.

Литература

  1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Бударина Т.А. // – СБ., 2001, - 49с.
  2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. Детство – Пресс 2010, - 35с.

Приложение

Настольно – печатные игры

  1. Игра «Что лишнее»
  2. Игра «Хлеб всему голова»
  3. Игра «Угадай сказку»
  4. Игра «Герои русских народных сказок»
  5. Игра «На каждую загадку – четыре отгадки»
  6. Игра «Чудо узоры»
  7. Альбомы «Хохломские узоры»

                 «Гжельские узоры»

                  «Жостовские подносы»

                  «Каргопольская игрушка»

                  «Дымковская роспись»

  1. Пуговицы разной формы и цвета.
  2. Дидактическое пособие «Деревья»
  3.  Изделие народных умельцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник народных сказок, чистоговорок, стихов и загадок о хлебе

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей...

сборник "Народный календарь в стихах и поговорках"

сборник "Народный календарь в стихах и поговорках"...

Сборник народных игр – забав для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) «Кубанские забавы»

Сборник разработан с целью воспитания  интереса к народным играм, а также уважительного отношения к культуре родного края....

Сборник народных игр

Народные игры для разных возрастных групп...

Сборник народных подвижных игр для физического развития дошкольников

quot;Игры - путь детей к познанию мира, в котором они живут и призваны изменить" М.ГорькийНародные игры актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количеств...

Сборник «Народные приметы. Зима»

Сборник «Народные приметы. Зима»...

Сборник «Народные приметы. Весна»

Сборник «Народные приметы. Весна»...