игры на развитие памяти
учебно-методический материал (средняя группа)

Елена Викторовна Зонова

развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_pamyati.docx77.08 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти.

                Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд десять приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

               Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

           Поставьте перед ребенком на одну минуту 4-5 игрушек, затем попросите отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?».

         Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.

         Играть можно 2-3 раза в неделю.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

            Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Фотоаппарат»

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

 В течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

В течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Сорока-белобока»

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Опиши предмет»

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Меняем внешность»

Цель: развивать наблюдательность.

Играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Верно-неверно»

Цель: развивать внимание, память.

Воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают).

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Запомни — положи»

Цель: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.

После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Постучи, как я»

Цель: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Что пропало?»

Цель: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например«Не стало картинки с куклой».

Игра «Что добавилось?»

Цель: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.       К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. 

Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Что стало по-другому?»

Цель: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек)

Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Повтори за мной действия»

Цель: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.

Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.

Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»

Цель: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Рабочая тетрадь для детей 4-5лет - Светлана Гаврина Лабиринт - книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию памяти

материал представлен в виде карточек для картотеки игр...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов ...

Игры на развитие памяти

1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. 2-ой вариант:...

Игры на развитие памяти и внимания

Игры на развитие памяти и внимания...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале ш...

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Игры на развитие памяти"

АннотацияАктуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение,...