Народные игры в практике работы с детьми
статья

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_dlya_detey_1.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.  

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Объектом исследования являются народные игры.

Предмет исследования: применение народных игр в практике работы воспитателя дошкольной организации.

Цель работы: изучить возможность применения народных игр в практике работы воспитателя дошкольной организации.

Задачи работы: дать характеристику детей дошкольного возраста; познакомиться с понятиями: игра, народная игра, с историей возникновения народных игр; рассмотреть классификацию народных игр; определить важность детских народных игр.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитатели дошкольной организации знают и применяют народные игры в практике работы.

Методы исследования:

  1. Теоретические (теоретический анализ, теоретический синтез, работа с литературой, цитирование, составление библиографии, конспектирование)
  2. Эмпирические (педагогический эксперимент: констатирующий этап)
  3. Математические ( ранжирование, регистрация и др)

Глава I. Теоретические предпосылки использования народных игр в практике работы современной дошкольной организации


  1. Характеристика детей дошкольного возраста


Детство - это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории и очень различно у разных культур. Помимо психологии и педагогики с середины ХХ века изучением детства занимаются такие направления науки, как история, этнография и социология.

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Дошкольным возрастом детей принято считать возраст от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видах деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становится чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка – дошкольника восприятие, наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления .В дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребёнка, которые помогают ему развиваться разносторонне. Одним из первых видов деятельности является – игра.

Можно сделать вывод, что именно через игру дошкольники познают окружающий мир, развивается мышление, память, речь.

  1. Понятие игра, игровая деятельность

Понятие об игре имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «предаваться ребячеству». У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «ludo» означало радость, веселье. По – санкритски «кляда» означало игру, радость. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человека.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается игра, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства» Игра – непременный спутник детства. Игра, - говорил А.М.Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить»

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средством общения

Игра – величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связано слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр – в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры ещё явление и художественно – драматическое. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей – серьёзные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни.

В Большой Российской энциклопедии игра определяется как деятельность, которая осуществляется по добровольно принятым правилам в условных ситуациях, задаваемых в символической форме в ограниченном времени и пространств..В дошкольной педагогике игра рассматривается как, основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека – члена общества.

В.Н.Сорока – Росинский писал: «Без игры ребёнок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребёнка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия и вещи».

Что касается определения «детской игры» в точном смысле слова, то некоторые авторы, особенно немецкие, дают нам в этом отношении такой ответ: детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма, впрочем, деятельности такой, которая существенным образом отличается от серьёзной работы, так как всякая серьёзная работа имеет целю удовлетворение каких – либо практических задач жизни, между тем как всякая игра, а в том числе и детская, не задаётся никакой предвзятой целью, а, наоборот, сама по себе составляет и цель, и действие, и наслаждение .Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле слова. Как заметил Э. Эриксон, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игривым» образом уклоняется от всякого точного определения. Известный физиолог Х. Хогленд выразил убеждение, что понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры. Внимание к изучению детской игры в научных кругах говорит нам о том, что они уделяли большое значение проблеме детской игры. Рассмотрим проблему детской игры в истории мировой цивилизации.

Как известно, детство неотделимо от игры. Чем больше значение придаётся детству в культуре, тем важнее игра для развития общественных отношений. Начальный период разработки теории игры обычно связывается с именами мыслителей ХIХ в.: К. Гроссом, Ф. Шиллером, Г. Спенсером, В. Вундтом.

К. Гросс являясь представителем первой точки зрения, считал игру формой самоусовершенствования. К. Бюллер утверждал, что стремление к игре поддерживается удовольствием от самой деятельности, поэтому и игру определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую.

Для Ф. Шиллера игра – это скорее наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил.

Таким образом, игра значима в человеческой судьбе, в частности детской. Игры – не пустое занятие, это первая школа для ребёнка. Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка – дошкольника, поэтому ведущие педагоги рассматривали игру как одно из главных средств воспитания. Одним из более значимых видов игр являются народные игры.

  1. Народная игра. История возникновения народных игр

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Рассмотрим понятие «русские народные игры». Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка [18].

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А.Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

  1. Возраст играющих. Для детей дошкольников следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счёт введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям ещё очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
  2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
  3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно, если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. участие в игре должно быть интересным для каждого ребёнка.
  4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.Педагог объясняет детям правила игры. Воспитатель должен встать так, чтобы все дети видели его, и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга), чтобы ни к кому не стоять спиной. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Водящий может быть назначен воспитателем, детьми или определен с помощью считалок, которые нравятся детям. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Вот некоторые из считалок:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче,дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

***

Катилась торба

С великого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?

***

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи вон.

После выбора водящего начинается игра.

Игра – основа физического воспитания.

Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения.

Таким образом, можно сделать вывод, что народные игры играют большую роль в развитии и воспитания дошкольников.

  1. Классификация народных игр

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

  1. В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.
  2. В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.
  3. Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.
  4. Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.

Так же игры можно классифицировать:

  1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
  2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
  3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
  4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

Выделяют типологию игр для дошкольников:

  • По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
  • По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
  • По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).

Мы рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить воспитателям детского сада планирование занятий для детей дошкольников наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.

Итак, в первой главе мы охарактеризовали детей дошкольного возраста, дали понятие игра, познакомились с историей возникновения народных игр, рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.

Во второй главе мы рассмотрим народные игры, часто используемые в нашей работе с детьми дошкольного возраста. Дадим описание народных игр, познакомим с правилами игр.

Глава II. Использование народных игр в работе воспитателя дошкольной организации

В практической части данной работы мы предлагаем сценарии народных подвижных игр рекомендованных к использованию в дошкольных организациях. Данные игры мы используем в работе с детьми дошкольного возраста.

«Горелки»

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечётным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе. Выбирается водящий – он и будет «гореть».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие параспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Пока не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Данная игра учит детей действовать по сигналу, развивает ловкость, увёртливость, воспитывает выдержку, умение соблюдать правила игры, формирует дружеские взаимоотношения между детьми.

«Гуси - лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси – лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси – гуси!

- Га – га – га!

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Так летите же домой!

- Нам нельзя!

Серый волк под горой

не пускает нас домой!

- Ну летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну летите как хотите, только крылья берегите!»

Игра «Гуси - лебеди» способствует закреплению умений выполнять действия взятой на себя роли, учит согласовывать слова с игровыми действиями, упражняет в беге с увёртыванием. Также развивает у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции, воспитывает целеустремлённость, положительный эмоциональный настрой.

«Жмурки»

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

Правила игры: если «жмурка» подойдёт близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь «жмурку» от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие – либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увёртываться от «жмурки», приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

«Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришёл?

- За краской!

- За какой?

- За голубой!

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они по очереди и разбирают краски. Выигрывает тот покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

В данной игре дети повторяют и закрепляют знания цветов, развиваются навыки диалогической речи .

«Пустое место»

Игра «Пустое место» развивает внимательность, скорость реакции, ловкость, способствует улучшению беговых навыков.

Для ее проведения необходима обширная площадка без объектов, мешающих бегать. Для детей дошкольного возраста правила игры немного упрощены. Все участники, за исключением водящего, встают в широкий круг лицом к середине. Расстояние между играющими должно составлять примерно полшага. Водящий идет с внешней стороны круга и громко декламирует:

«Я иду, иду, иду, да кого-то выберу.  

Когда стукну — убегу  

Кого стукну — догони.  

Только выбрать не могу».

Водящий легонько стукает кого-либо из участников по спине и бросается бежать вдоль круга в своем первоначальном направлении. Выбранный игрок бежит в обратную сторону. Цель каждого – первым занять образовавшееся пустое место. Проигравший становится водящим. Если игроки прибежали одновременно, то они оба встают в круг, а водить идет кто-нибудь из желающих.

«Волк во рву»

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«Тише едешь, дальше будешь!»

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Задача играющих - как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего не просто. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, стоявший до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замеревших ребят. Кто рассмеётся, также возвращается за черту. Игра продолжается. Кто же сумеет занять место водящего?

Игра «Тише едешь, дальше будешь!» вырабатывает у детей слуховое внимание, выдержку, терпимость.

«Удочка»

Участники встают в круг. Ведущий встаёт в центр с «удочкой».
Удочка - это скакалка. Один её конец в руке «рыбака» - водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше, чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнув через неё. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», т.е. дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать два условия: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше чем на 10-20 сантиметров.

«Колечко»

Перед началом игры определяется ведущий по договоренности или с помощью считалочки. Он выходит на середину комнаты, а остальные игроки садятся в ряд на диване или на стульях. Каждый из них складывает ладони лодочкой. Ведущий берет колечко, зажимает его между ладонями и начинает обходить всех игроков по очереди, при этом он проводит своими сомкнутыми ладонями между ладонями каждого из игроков. Одному из них он должен как можно незаметнее передать колечко, которое игрок зажимает между ладонями и не подает вида, что колечко у него. Ведущий может всячески запутывать игроков, делая несколько кругов и продолжая обходить игроков уже после того, как колечко отдано. Затем ведущий выходит на середину комнаты и говорит фразу:

- «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»

Тот игрок, у которого колечко, должен встать и выбежать на середину комнаты. А другие игроки должны стараться удержать его на месте. Если игроку удалось выбежать «на крылечко», то он становится ведущим. Иначе он возвращается на свое место, а ведущий все начинает сначала.

Данная народная игра способствует развитию реакции и интуиции.
«Золотые ворота»

Эта игра — предшественница многих популярных забав.

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

«Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!»

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игра развивает ловкость, реакцию.

«Вышибалы»

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1.  Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2.  Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3.  Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

4.  Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

Все эти и многие другие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.

Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.

Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Практическая часть

Изучив научно-методическую литературу по проблеме, для достижения цели и поставленных задач исследования, доказательства в соответствии с гипотезой, объектом, предметом исследования мы спланировали, организовали и провели экспериментальную работу.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитатели дошкольной организации знают и применяют народные игры в практике работы.

Констатирующий этап эксперимента. Цель данного этапа выяснить, применяют ли народные игры в практике работы воспитатели дошкольной организации. С этой целью нами была разработана анкета, которая состояла из пяти вопросов. Первый вопрос нашей анкеты звучал следующим образом: Какие народные игры Вы знаете? Исходя из ответов педагогов, мы можем отметить следующие игры: «Золотые ворота», «Краски», «Третий лишний», «Лапта», «Совушка», «Колечко», «Салки», «Белка на дереве», «Чай, чай, выручай!», «Красное знамя», «Гуси - Лебеди», «У медведя во бору», «Два Мороза», «Двенадцать палочек», «Волк во рву», «Казаки разбойники», «Вышибалы», «Бабка - Ёжка», «Мышеловка», «Караси и щука», «Прятки», «Картошка», «Горелки», «Охотники и утки», «Городки», «Вытолкни из круга».

По результатам ответов, можно сделать вывод, что воспитатели дошкольной организации знают достаточное количество народных игр, их названия.

На второй вопрос: Играете ли Вы с детьми в народные игры, все педагоги ответили положительно, т.е., рассматривая результаты в процентах, можно отметить, что сто процентов опрошенных нами воспитателей играют в народные игры.

Таким образом, следуя из ответов, можно отметить, что воспитатели применяют народные игры в практике своей работы.

Какие народные игры Вы применяете на практике? - так звучал третий вопрос. Анализируя ответы, мы отметили, что педагоги применяют практически все перечисленные в первом вопросе игры, однако заметили, что некоторые воспитатели просто знают названия народных игр, но не применяют их в своей практике. Особое внимание уделяют таким играм: «Золотые ворота», «Горелки», «Третий лишний», «Гуси - Лебеди», «Краски» и др. Менее популярными играми являются: «Чай, чай, выручай», «Жмурки», «Капуста» и др.

Четвёртый вопрос: В какое время дня Вы играете с детьми в народные игры? Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. 

Пятый вопрос: Как Вы считаете, нужно ли учить детей дошкольного возраста народным играм? Почему?

По данным опроса, все опрошенные нами педагоги считают, что нужно учить детей дошкольного возраста народным играм, так как эти игры воспитывают любовь к родному языку, обычаям, нравам народа. Также развивают ловкость, , смелость, чувство коллективизма, содействуют укреплению организма детей. Игры приносят радость, через игру ребёнок познаёт действительность окружающего мира.

Таким образом, проведя исследование и проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что воспитатели дошкольной организации активно применяют народные игры в своей практике, знают большое количество игр, играют в них с детьми, применяют их в режимных моментах в течение дня, включают в различные праздники и развлечения, а так же знают и понимают значимость народных игр в жизни дошкольников.

Сделаем вывод, что предполагаемая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Заключение

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры, используемые в работе с детьми

Тип игрыНазваниеПодвижные (спортивные) игры«Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др....

Подвижные игры в практике работы воспитателя с детьми с ОВЗ

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с ЗПР и  умственной отсталостью...

Подвижная игра в практике работ с детьми раннего возраста .

Подвижная игра в практике работ с детьми раннего возраста....

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»В настоящее время в дошкольном образовании активно используют...

Русские народные игры в практике работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

 Перед многими из нас стоит вопрос: «Чем занять ребенка?». Современные игры в основном ориентированы на онлайн формат. И нам становиться все тяжелее и тяжелее «оторвать р...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...