"Особенные" дети
статья

Васильева Надежда Константиновна

Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы

Этот ребенок неохотно идет на контакт с другими детьми, предпочитая

шумным играм уединенные занятия, чем-то лишь ему одному понятным.

А родители-то мечтали о нормальном ребенке, о таком «как все». А тут… особенный ребенок. Странным он кажется им.

Он «особенный»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennye_deti.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Особые» дети, кто же они?

Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы

Этот ребенок неохотно идет на контакт с другими детьми, предпочитая

шумным играм уединенные занятия, чем-то лишь ему одному понятным.

А родители-то мечтали о нормальном ребенке, о таком «как все». А тут… особенный ребенок. Странным он кажется им.

Он «особенный»

У родителей таких детей часто возникает вопрос: «Почему у всех дети как дети, а у меня – не такой?!» И главный момент, о котором не нужно забывать: нельзя считать своего ребенка уродливым, больным или дураком. Ведь не зря таких детей называют особенными – она просто психологически и физически не похожи на других. Конечно, с ним тяжелее общаться, он требует особого подхода, но разве другие дети не такие? Между прочим, в подростковом возрасте именно обычные дети приносят своим родителям столько хлопот, сколько никогда не принесут десяток «особенных».

«Нет» социальным стереотипам

Родителей также часто отравляют социальные стереотипы, которые определяют красивых, здоровых, полноценных, а не соответствующих определенным критериям относят к уродливым, больным и умственно отсталым. Только в этом вопросе есть несколько «но»:

  • все такие нормы сейчас очень размыты, и найти точную грань вряд ли можно;
  • кто взял на себя миссию бога, чтобы решать, насколько достоин ваш ребенок быть членом общества?

«Почему я?»

Довольно часто появление «особенного» ребенка воспринимается родителями как наказание за что-то. Прежде всего, рождение такого ребенка это горе и близкие проходят все стадии переживания, первая из которых – шок: «почему?», «за что?», «зачем?». Такое состояние вполне естественное и его нужно просто пережить. Как правило, смириться с «особенным» можно в течении нескольких месяцев, но если эта стадия затянулась, то следует обратиться к психологам.

Чем все  закончится, зависит только от человека, его веры и убеждений. Некоторые приходят к выводу, что «особенный» ребенок послан свыше как испытание, другие – что это опыт, который им необходим, или даже подвиг, который нужно совершить. Но главное, что такого ребенка нельзя считать наказанием. Ведь если он будет «божьей карой», то это очень осложнит жизнь всем – и родителям, и ребенку.

Особыми называют детей инвалидов или детей с особыми потребностями. Этот термин был предложен самими инвалидами, потому что так они чувствуют себя более комфортнее.

1. Во-первых, это дети с физиологическими и физическими проблемами.

Это - астматики, ребята, выжившие на пожарах, дети с тяжёлыми артритами, пороками сердца. Сюда же отнесла бы людей, потерявших конечности, или родившихся без них, но имеющих здоровую нервную систему. Эта группа ближе ко всем обычным детям.

2. Во-вторых, инвалиды детства.

Как правило, ребята имеют тяжелые формы инвалидности. Дети синдромом Даунадети с аутизмом и ДЦП на самом деле особые дети.

Федеральный государственный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья и определяет особые условия получения ими образования, индивидуальные потребности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сейчас особое внимание уделяется инклюзивному образованию, а это возможность для детей с ограниченными возможностями обучаться в условиях общеобразовательного заведения наравне с другими детьми. Так как образовательная среда подстраивается под ребенка.

Предлагаю   рассмотреть преимущества инклюзивного образования:

1. Создание особой, комфортной среды для обучения детей с физическими и психологическими особенностями (лифты, пандусы, специальная мебель, особый подход и внимание к таким детям)

2. Программа обучения должна быть адаптирована под всех воспитанников (все должны осваивать программу на равных условиях)

3. Воспитание толерантности в группе детей (понимание нужд других детей в группе)

Если говорить о минусах, их не должно быть в идеале. Но практика показывает, что основной минус это сложность перехода к инклюзивному образованию.

Так как любые изменения в социуме предполагают кризис, что и означает трудность перехода. Первый шаг всегда трудный и обществу нужно сделать этот шаг, если мы хотим прийти к инклюзивному образованию.

Но при переходе, есть ряд трудностей, которые придется преодолеть как детям, так и родителям.

Основные барьеры – это

Особые дети будут испытывать трудности с непринятием их своими сверстниками.

- И родители в свою очередь не готовы к инклюзивному образованию.

- а так же учебные заведения не оборудованы для особенных детей и не все педагоги подготовлены в рамках работы инклюзивного образования

Какие же пути решения этой проблемы?

-во – первых, можно создавать группы кратковременного пребывания, площадки, где особенные и не особенные дети будут взаимодействовать.

- во-вторых, родители будут видеть, как происходит взаимодействие, что ребенок с ограниченными возможностями может научить их ребенка чему то хорошему. Это будет путь к смягчению ситуации.

Ведь чаще всего инклюзивное образование встречается в частных детских садах и школах, которые в основном, как правило, открывают родители, у которых дети с особенностями.

Почему же родители не готовы принимать особенных детей в группе со своими детьми? Все просто – это недостаточная информированность.

Ведь когда человек чего - то не знает, он заранее отрицает ситуацию, не принимает ее.

Так как родители боятся, что их ребенок станет таким же.

Для того чтобы этого не произошло, родителей нужно знакомить с ситуацией, проводить консультации, круглые столы, совместные мероприятия (спортивные например, беседы, творческие мастерские, создание фотостендов (Мой лучший друг, ведь даже в детской художественной литературе затрагивается эта тема Катаев «Цветик – семицветик», так же существует одноименный фонд помощи особенным детям.

И тогда люди перестанут бояться, и не принимать особенных детей.

Педагоги должны знать, как врачи клятву Гиппократа, что все дети равны, независимо от их особенностей и каждому нужно уделить внимание, и научить пониманию этой истины и родителей и детей.