Развитие у дошкольников навыков общения и взаимодействия со сверстниками с использованием двойного прозрачного мольберта
статья

В данной статье рассказывается об организации игровой деятельности дошкольников с использованием прозрачного двойного мольберта. Данный мольберт предполагают взаимодействие детей в паре, которые учатся взаимопониманию и  сотрудничеству. Нетрадиционные формы работы  в значительной степени повышают заинтересованность и увлеченность дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у дошкольников навыков общения и взаимодействия со сверстниками с использованием двойного прозрачного мольберта  

На  современном  этапе  развития  дошкольного образования  идет  активный  поиск  и  внедрения  в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов  обучения,  повышающих  эффективность образовательного процесса в дошкольных организациях.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально - коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление воспитания ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, в том числе формирование готовности к взаимодействию детей в паре.

Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта.

Взаимодействие детей паре — одно из важнейших умений. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи.

В классической социальной психологии в общении выделяются три стороны, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

- коммуникативная — связана с передачей информации (обеспечивается речевым развитием ребенка);

- перцептивная — связана с пониманием и познанием другого человека (является естественным результатом общения);

- интерактивная — связана с обеспечением взаимодействия и совместной деятельности людей.

Таким образом, взаимодействие детей в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения.

Значение взаимодействия детей в паре

Полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника. И, наоборот, без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

Значение развития в дошкольном возрасте взаимодействия детей в паре велико.

Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. производственных целей.

Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе.

В-третьих, взаимодействие детей в паре создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары.

В-четвертых, при взаимодействии детей в паре ребенок получает опыт «лидерства -  сотрудничества - подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны.

В-пятых, при взаимодействии детей в паре  развиваются многие коммуникативные умения, например, умение, слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать.

Прозрачный двойной мольберт как средство развития взаимодействия детей в паре

Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольника навыков взаимодействия в паре, следует ответить на вопрос: какое коммуникативное умение является здесь центральным, системообразующим, что именно обеспечивает продуктивность совместной деятельности? С нашей точки зрения, это умение договариваться о предмете и способе деятельности. Другими словами, дети должны уметь договариваться о том «что делать?» и «как делать?».

Существует множество средств, в том числе «технических», обеспечивающих выработку у детей этого умения. Мы предлагаем в качестве такого средства разработанный нами «Прозрачный двойной мольберт». Следует отметить, что прозрачные мольберты применяются в работе разных специалистов дошкольного образования, каждый из которых адаптировал это средство для решения своих дидактических целей и задач. 

Использование данного средства в нашем ДОУ направлено на решение важнейших задач: развитие партнерского взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, коррекцию трудностей в общении, а также снижение уровня конфликтности в поведении. 

Почему именно прозрачный мольберт? Главное правило совместной работы на прозрачном мольберте – постоянно договариваться  и согласовывать друг  с другом свои действия. А значит, использование этого средства может развивать у детей  способность  чувствовать  друг  друга,  формировать рефлексивные навыки.  В процессе создания  продукта  совместной  творческой  деятельности у детей происходит формирование коммуникативных навыков, ребенок  раскрепощается,  устраняются  страхи,  комплексы,  развивается уверенность в себе и общительность.

Традиционный прозрачный мольберт, состоящий из деревянной рамки с небьющимся стеклом, предназначенный главным образом для изодеятельности, мы трансформировали для решения поставленных задач. Мы сделали его «двойным». Он состоит из двух стеклянных поверхностей, между которыми ставится ширма. «Двойной»  характер нашего мольберта уже предусматривает работу в парах. Задания, которые выполняют дети на мольберте, также рассчитаны на двоих.

Каждый ребенок должен выполнить свою часть рисунка – задания. Но перед тем, как приступить к выполнению, дети должны договориться: какую именно часть задания выполняет каждый, какие будут использованы способы для выполнения (цвета, краски, материалы и т.д.). В процессе выполнения задания дети также продолжают общаться, что развивает их коммуникативные, речевые навыки. После завершения работы дети могут оценить совместное творчество. Оценка будет определяться характером  выполненного задания. Но в любом случае, диалог, сотрудничество детей  продолжается.

В процессе совместно выполнения задания, обсуждения, поиска общего решения и выработки совместной оценки эффективно формируются коммуникативные навыки детей, развивается их речь, происходит снижение психо - эмоционального напряжения, что, несомненно,  способствует, в том числе, и  сглаживанию конфликтных ситуаций, если они возникли. Важно отметить, что предлагаемые нетрадиционные формы работы на стеклянном полотне, да еще и в парах, вызывает у детей и удивление, и основанную на этом живую заинтересованность и увлеченность.

Особенности деятельности педагога при организации взаимодействия детей в паре с использованием прозрачного двойного мольберта

Развитие у дошкольников умения взаимодействовать в паре  друг с другом и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности воспитателя. Взаимодействие детей в паре должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.

Первый этап — 4–5 лет (средняя группа) — должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре со сверстником под руководством взрослого.

Второй этап — дети 5–6 лет (старшая группа) — заключается в получении дошкольниками опыта договора о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, при этом здесь уже начинается развитие самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

Третий этап — 6–7 лет (подготовительная группа) — должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного взаимодействия детей в паре о предмете и способе деятельности.

Воспитатель, предлагая паре детей задания для совместной деятельности, должен создать необходимые условия для их эффективного выполнения. Эти условия направлены на выполнение целого комплекса задач, решаемых в определенном алгоритме:

- мотивация пары на совместную деятельность;

- обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;

- побуждение воспитанников к договору, предметом которого является вклад каждого в выполнение задания и способы этого выполнения;

- побуждение детей по завершению совместной деятельности к осознанию того, что им удалось выполнить задание правильно, быстро и красиво  именно благодаря тому, что дети сумели успешно и конструктивно договориться.

Рассмотрим подробнее реализацию этих условий. Что касается мотивирования пары сверстников на совместную деятельность, то она  может быть легко осуществлена. Для этого достаточно сказать детям, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать в паре, совместно выполнять одно задание.

Развитию  самостоятельности и инициативности детей в совместной деятельности предшествует то, что педагог вначале знакомит детей с предметами, материалами, инструментами, правилами действий с ними. И лишь после этого детям предлагается воплотить свой собственный замысел, выбирая самостоятельно материалы, инструменты, способы работы и т.д.

Способы побуждения воспитанников к договору зависят от достигнутого социально-коммуникативного уровня развития детей. Педагог либо просто напоминает, либо ему приходится объяснять детям то, что они должны договориться: кто, что и как будет делать, чтобы успешно выполнить работу. При этом педагог контролирует, чтобы последовательно прозвучали ответы на вопросы: «Кто?», «Что?» и «Как?».

В ходе выполнения общего задания воспитатель наблюдает и слушает, о чем договариваются воспитанники, задает, если необходимо, вопросы о том, договорились ли они, побуждает к этому, помогает.

По завершению совместной деятельности, педагог эмоционально, позитивно оценивает результат, подчеркивает, что задание выполнено успешно и быстро благодаря результативной работе пары детей и тому, что участники договорились о том, кто, что и как будет делать.

В целом эта специально организованная образовательная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел, проявить творчество, но и получить важный психологический опыт договора со сверстником. Опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать желание другого, договориться так, чтобы достичь общей цели.

Так же важно отметить, чтобы повысить заинтересованность детей, педагог может использовать игровые и словесные приемы: читать стихотворения, петь песенки, загадывать загадки, вызывать тем самым положительные эмоциональные чувства.

Элементы игры, используемые педагогом во время совместной деятельности, способствует формированию у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, развитию его личностных качеств.

Взрослому следует постоянно контролировать процесс, используя при необходимости советы, указания, напоминания, но не лишая детей творческой инициативы.

Прозрачный мольберт помогает воспитателю в работе с конфликтами, которые могут возникнуть между детьми. Взрослый словно «превращает» конфликт детей в совместную деятельность и в этой сложной задаче ему помогает двойной мольберт, который состоит из двух стеклянных поверхностей, между которыми ставится ширма. Каждому ребенку дается задание выполнить часть рисунка, затем ширма убирается, и дети дополняют

совместный рисунок, вместе додумывают сюжет, подбирают цвет, гамму. В процессе поиска общего решения происходит снижение эмоционального напряжения, что способствует сглаживанию конфликтных ситуаций. 

Инструментарий для работы на прозрачном двойном мольберте

Мольберт настольный прозрачный из небьющегося стекла состоит из двух деревянных рам, соединенных шарнирами,  имеет устойчивую подставку (Размер 68 × 59 × 45 см.)

Ширма – вкладыш для мольберта – это лист из плотной бумаги с рисунком – заданием (Размер А2).

На мольберте можно рисовать водными фломастерами,  густыми красками, гуашью, с помощью кисточек, пальчиков, ватных палочек. Рисование оттисками, штампами и печатями.

В продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Можно сделать штампы и печати самостоятельно из подручного материала (картофель, пробки, поролон, пенопласт). Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции и узоры.

Рисование кремом, для данного вида рисования можно использовать любой густой крем (лучше детский). На стекло равномерно наносится крем и равномерно распределяется «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле.

Стирать рисунки со стекла можно бумажными салфетками, влажными губками или тряпочками.

Методическое сопровождение по использованию прозрачного двойного мольберта

Наш мольберт можно использовать многофункционально, он предназначен для выполнения различных заданий и проведения разноплановых дидактических и творческих игр. При разработке этих игр и заданий мы использовали опыт, представленный на различных образовательных сайтах и форумах.

Но при этом имеющийся материал  был адаптирован  для нашего двойного мольберта и для работы именно в паре. Соответственно и задания мы разрабатывали, учитывая специфику нашего мольберта.

Можно выделить несколько вариантов предлагаемых игр и заданий. Задания типа: «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение» и т.п. направлены на выработку у  детей способности различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов.

Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения.

К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами: «Найди сходство и различие», «Подбери другую половину изображения, предмета» и т.д.

На развитие мелкой моторики у детей и умения читать изображения направлены такие задания как: обводка по контуру, силуэту, трафарету. При этом активизировать детей можно игровыми приемами: «Кто больше фигур заштрихует», «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «У кого более похоже», «Кто лучше закрасит фломастерами изображение» и т.д.

Наш опыт может стать основой для дальнейшего творческого развития и эвристического поиска каждого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками....

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы....

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками»

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образов...

Практикум для педагогов «Формирование и развитие у дошкольников навыков общения посредством коммуникативных игр»

Проведение практикума организовано на содержании педагогического опыта образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире....

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"...