Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
материал

Давыдова Светлана Алексеевна

Опыт работы

  «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях

ФГОС ДО»

Актуальность опыта.  Проблема речевого развития была и остается на сегодняшний день одной из актуальных проблем системы дошкольного образования. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это  полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Неслучайно ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6.«Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работая с детьми 4-5 лет, в сентябре 2017 году я решила провести  диагностику, чтобы проанализировать и выявить, насколько эффективны выбранные мною методы и приемы реализации основной программы. В результате выявилось следующее: во всех образовательных областях, кроме «Коммуникации»  прослеживалась положительная динамика, соответствующая возрасту воспитанников и задачам общеобразовательной программы. Речевые же навыки остались почти на том же уровне, что и в начале года.  У 80% тестируемых, развитие речи оставалось на низком уровне. Дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие  речи не соответствует возрасту.

Проблема. Уровень развития  речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. В основе, которой лежит игра. Ценно то, что в процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их  думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы, сопоставление и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

Данная проблема определила цель углубленной работы: развитие речи детей-дошкольников, средствами театральной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- формировать коммуникативные навыки дошкольников, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок;

- формировать устойчивый интерес к слушанью сказок и их инсценировкам;

-  развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

- осуществлять сотрудничество с родителями  в совместной деятельности развития речевой и творческой активности детей.

Новизна  проекта:  театрализованная деятельность развивает связную речь, создает благоприятно эмоциональную атмосферу, при  которой у ребенка сохраняется способность к естественному и  раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития. Дети становятся более уверенными в себе. Что позволяет иметь и отстаивать собственное мнение. Доверять себе и своим чувствам.

Практическая значимость:  участие детей в театрализованной деятельности наполнила их жизнь яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Коммуникативные навыки, полученные в театральной деятельности дети стали применять в повседневной жизни.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет обследования: театрализованная деятельность, направленная на развитие речи детей дошкольного возраста.

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1этап-подготовительный.

   На первом подготовительном этапе  своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы.  В ходе всей  работы были выявлены следующие проблемы:

  -  недостаточное  методическое обеспечение по развитию речи детей;

  -  информированность о новых педагогических технологий;

  - низкая компетентность родителей в вопросах речевого  развития.

Поэтому провела обследование состояния сформированности  речи детей, целью которого  было выявление уровня развития  речи дошкольника.  Анализ результатов по средней группе показал,  что уровень речевого развития в основном соответствуют низкому и среднему  показателю.   В связи с этим подготовила игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики; сценарии сказок, театрализованные игры, этюды.

Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:

1.выработать систему театрализованных игр для детей.

2.оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества.

 Для того, чтобы реализовать поставленные задачи, я разработала образовательный проект «В театр играем – речь развиваем». В проекте  разработан перспективный план проведения театрализованных игр и мероприятий,  досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики. Подготовила и провела родительские собрания   по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»,  «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему:  «Развитие речи  у детей  дошкольного возраста» (приложение№1).

2-й этап – основной.

   Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр  широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Названные методы и приемы использовала в комплексе для развития внимания памяти,  творческого воображения.

1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

 2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр

 3Проведение   образовательной деятельности с элементами театрализованной деятельности. (Приложение № 2) 

4.Театрализованное представление сказок для детей средней, старшей групп: «Лисичка - сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок»

5.Показ сказок для родителей: пасхальная сказка «Теремок», «Заюшкина избушка». (Приложение № 3)

При этом образовательный процесс протекает естественно. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают  участие  воспитатели, родители и дети других групп. Большое значение имеет также использование  ИКТ.  Основным требованием к проведению театрализованной деятельности  является -  каждое последующее действие опирается на приобретённый ранее опыт и знания ребят. В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использую сказки для образования и воспитания детей.

3-й этап – заключительный.

   По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

 Анализ результатов развития детей по данному направлению показал положительную динамику речевого развития детей. Высокий уровень вырос: 2017 г., сентябрь –25 %, 2018 г., май - 38 % 2018 г., сентябрь – 43%,2019 г,  май –58%; 2019 г., сентябрь – 67 %, 2020 г. – 73%image

 Итак, проведенное мною исследование, направленное на изучение театрализованной деятельности как средства развития речи детей дошкольного возраста, даёт основание сделать вывод: благодаря проделанной работе, дети стали более сознательно и уверенно пользоваться коммуникативными средствами в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, что позволило перейти в новую социальную ситуацию развития. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи  детей и проявления их творческих способностей. Это та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Мой опыт работы показывает, что с помощью театрализованной деятельности можно реализовать задачи образовательной области « речевое развитие».

 

Список литературы:

 

1.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.

3.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.

5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

6.Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.

7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.

8.Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"

Консультация  "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС"

Театрализованная деятельность в коммуникативном и речевом развитии дошкольников в контексте ФГОС...

Опыт работы по теме: "Система заданий как фактор музыкально-творческого развития дошкольников"

Описание работы по музыкально-творческому развитию дошкольников 5-7 лет посредством системы заданий....

"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

 Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

«Факторы успешного речевого развития дошкольника»

С введением ФГОС ДО актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи дошкольников. Поэтому повышение компетентности педагогов в области речевого развития вс...