«Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»
консультация

Юдина Светлана Борисовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_provedeniya_ekologicheskih_eksperimentov_v.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»

В наше время из-за недостаточной методической и фактологической
разработанности экспериментирование является одним и наиболее сложных
методов обучения. Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил; некоторые из них приведены ниже.
1. Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в детском саду не разрешается собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать, как одни животные поедают других. Например, в одном из методических пособий содержится описание такого опыта: «Оторвите мухе крылья и бросьте на паутину; пронаблюдайте, как паук опутает муху паутиной и будет высасывать ее содержимое», или «Покормите аквариумных рыбок живым
кормом и понаблюдайте, как они будут его ловить». Безусловно, ни эти, ни
аналогичные им эксперименты в детском саду недопустимы.
В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызывать солнечные ожоги или иными способами доводить растения до гибели. Воздействия данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений, а не в специально организованном эксперименте.
Детей часто тревожит вопрос, не больно ли деревьям и траве; поэтому при
осуществлении агротехнических мероприятий необходимо постоянно
подчеркивать: нет, не больно. Растения боли не чувствуют, но, несмотря на это, они все равно болеют. Их можно подрезать; тогда они хоть немного и поболеют, но потом будут расти лучше (сравнить с уколом, который делают детям по медицинским соображениям), но нельзя ломать и рвать бездумно и бессмысленно.
2.Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из
природы и приносится в детский сад, необходимо время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания наблюдения обязательно вернуть на то место, откуда оно было взято, независимо от того, было ли это какое-то крупное животное или муравей. Желательно делать это вместе с детьми. Они должны знать, что в природе каждое животное имеет свою территорию, границы которой помечает пахучими веществами. Попав на чужую территорию, животное может быть уничтожено хозяином. Кроме того, на незнакомой территории оно не знает, где можно спрятаться, где найти пищу. Животное всегда будет стремиться найти свой участок, а совершая большие переходы, почти наверняка погибнет.
3.Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или с горячей водой), опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.
4. Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей — работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т. п.
5. Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Дети уже в средней группе должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место, Оборудование.
6. При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая
вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Иногда все это связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики
экспериментирования, но чаще всего обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например, нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котенок, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение. Поэтому воспитатель должен быть постоянно готов встретиться с незапланированными явлениями. Всегда необходимо помнить и глубоко осознавать: непредусмотренный результат не является неправильным. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т. е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях.
Если он не соответствует ожидаемому, значит, не соблюдены какие-то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние и т. п.
Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего, не распустятся,
потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя. Из сказанного следует вывод: воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что Природа никогда не  обманывает и никогда не ошибается. Случается, только то, что должно случиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»

Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему «Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»

Выступление в методическом обьединении «Формирование эколо-гического сознания детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему "Проведение экологических экспериментов в детском саду"

Выступление в методическом обьединении «Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста»...

Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду

В наше время из-за недостаточной методической и фактологической разработанности экспериментирование является одним и наиболее сложных методов обучения. Чтобы эксперименти­рование оправдало в...

Консультация "Особенности проведения экологических экспериментов в ДОУ".

Консультация "Особенности  проведения экологических экспериментов в ДОУ". Работа с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер - класс на тему: «Особенности проведения экологических экспериментов в условиях ДОУ»

Мастер - класс на тему: «Особенности проведения экологических экспериментов в условиях ДОУ»...

Мастер - класс на тему: «Особенности проведения экологических экспериментов в условиях ДОУ»

Мастер - класс на тему: «Особенности проведения экологических экспериментов в условиях ДОУ»...