Проект по духовно - нравственному воспитанию " Это русская сторонка - это Родина моя"
методическая разработка (подготовительная группа)

Проект  на учебный год в подготовительной группе по духовно - нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duhovno.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе № 5 « Это русская сторонка – это Родина моя»

Вид проекта : целевой, практика – ориентированный.

Тип: Детско – взрослый.

Образовательная область : « Социально – коммуникативное развитие», « Художественно – эстетическое развитие» «Познавательное развитие».

Вид проекта: групповой, творческий.

Актуальность проекта:

Проблема духовно – нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Дошкольный возраст – это время воспитания души , а не образования ребенка. Духовно – нравственное воспитание дошкольников – это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям : родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши деды своим детям на протяжении столетий, мы не вырастим нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Цель: Воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.

Задачи:

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду , своим близким, стремление заботиться о них

- формирование чувства любви к своему родному краю , своей малой родине на основе приобщения к родной природе , культуре и традициям.

- формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве ,как о столице России, вызвать чувство гордости за свою страну и стремление сделать ее богаче и краше.

- формировать чувство исторической сопричастности к Отечеству, интереса к его прошлому средствами эстетического воспитания.

- воспитание гражданско – патриотических чувств посредством изучения государственной символики России

- воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенных ими.

- воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

- восстановление утраченных связей между поколениями.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели,

Продолжительность проекта : годовой.

Сроки реализации : сентябрь 2018- май 2019 учебный год.

Формы организации :

-  непосредственно – образовательная деятельность.

- продуктивная деятельность

- беседы , рассказы.

- развлечения и досуги

- выставки детского творчества

- чтение художественной литературы

- оформление карты России.

- оформление уголка « Воинская слава России»

Методы и приемы:

- Словесные ( рассказ, объяснения , разъяснения, беседа)

- игровая

- объяснительно – иллюстративные,

- досуговые ( экскурсии выходного дня,

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Планируемые результаты :

-

- повышение уровня духовно – нравственной культуры детей.

- расширение представлений о традициях русской культуры, места проживания родителей, бабушек и дедушек, быт и основные занятия русских людей, историю одежды , кухни, народные приметы , обычаи , народные игры.

 - овладеют навыками ориентирования на карте России.

- познакомятся с художественными промыслами .

- расширят свой кругозор с помощью посещений экскурсий в музеи, по городу.

- познакомить детей с людьми , прославившими  нашу Родину.

План реализации проекта:

Подготовительный этап  - сентябрь – октябрь.

-Подбор и изучение литературы по теме проекта.

- Постановка цели и задач , составление плана работы.

- Анкетирование родителей по теме « Духовно – нравственное воспитание  в семье».

Основной этап реализации октябрь – апрель.

- Приобретение и изготовление дидактического  материала.

- Пополнение развивающей среды в группе   ( карта России, модули  архитектурных зданий  Кремля, собора Василия Блаженного, храма Христа – Спасителя).

- Создание картотеки  ситуаций , упражнений, по духовно – нравственному воспитанию.

- Создание картотеки русских народных игр.

Заключительный этап – май.

Обобщение результатов работы ( презентация)  на педагогическом совете, на родительском собрании.

Разделы проекта :

Раздел 1. « Мой город»

- познакомить детей с историей города Санкт – Петербург.

- показать, что город , в котором они живут современен и красив.

- рассказать о промышленных предприятиях города и продукцию , которую

они выпускают.

Раздел 2. « Родная страна»

- познакомить детей с истоками русской культуры , с ее бытом и укладом, с первыми поселениями.

- познакомить с колоритом праздников, обычаев и традиций Древней Руси.

-  познакомить с географической картой России,

- дать элементарные представления о символике страны,

- рассказать, что наша страна многонациональная , воспитывать чувство уважения к особенностям жизни людей другой национальности.

- познакомить детей с людьми прославившими Родину.

- вызвать чувство гордости за свою страну , пробудить интерес к ее истории.

- подвести детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты – Земля , и от людей зависит ,и от людей зависит , какая жизнь будет на этой планете.

Раздел 3 . « Воинская слава России».

- на конкретных примерах рассказать детям о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории.

- формировать представление о родах войск, о службе в армии в мирное время,

- воспитывать в детях храбрость , доброту, дисциплинированность.

- показать силу коллективизма

-  вызвать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них.

- обобщить и расширить знания детей об истории ВОВ. о городах – героях,

- сформировать мнение  о недопустимости повторения войн.

План реализации проекта :

Месяц

Родной город

Родная     страна

         Воинская  слава  России

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Тема : « Город, в котором мы живем»

Задачи : уточнить знания детей о городе, дать знания о достопримечательностях.

1.Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Санкт – Петербурга.

2.Продуктивная деятельность  « Чем богат наш город»

3.Речевая игра « Знаете ли вы?»

4.Д/ и « От зерна до каравая», « Что из чего сделано?»

5.С/р игра « Путешествие по городу»

6.Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города, района ( субботник)

7 Чтение художественной литературы по истории города.

8 Аппликация « Вечерний горд»

9 Рисование « Дома на нашей улице»

10 Конструирование « Детская площадка»

 11 Выставка детских работ из природного материала.

Тема « Хлеб всему голова»

Задачи: познакомить детей с орудиями труда, которыми пользовались при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова. Сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов, воспитывать уважение к нелегкому труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

1.Рассматривание  картин с изображением орудий труда: серп, соха, борона, жернова, комбайн, трактор.

2.Беседа « Хлеб на нашем столе», «Кто выращивает хлеб»

3.Беседа по репродукции картин А.Васнецова « На пашне», А.Пластова « Сенокос», « Жатва»,

4.Чтение: р.н.с « Мужик и медведь», А.Некрасов « Несжатая полоса»,Н.Ляшенко « Вот какой каравай», « Как хлеб на стол пришел».В.Сухомлинский « Моя мама пахнет хлебом».М.Пришвин « Лисичкин хлеб»

5.Толкование пословиц о труде , хлебе

6.Д/и. « Мельница» , « От зерна до каравая», « Раньше и теперь»

7.С/р.игра «Булочная»

8.Рисование « Хлебное поле»

9.Аппликация « Золотые колоски»

10.П/игра « Каравай», « Пеку пироги».

Тема « Реки  Санкт – Петербурга»

Задачи: познакомить детей с реками и каналами города. Рассказать почему был построен город на реке Неве.

1.Рассматривание карты Санкт – Петербурга.

2.Рисование схемы каналов и рек города.

3. « Путешествие по реке Неве»- виртуальное.

6.Народные игры « Мяч в стену», « Круговая лапта».

7.Конструирование « Мост через реку Нева»

8. « Лавка древностей»- выставка предметов старины ( с помощью родителей»

Тема: « Здравствуй город, я твой житель»

Задачи: продолжать знакомить детей с прошлым и настоящим города.

1.Беседа « Как горожане заботятся о своем городе»,  « Прошлое моего города».

2.Рассматривание иллюстраций « Памятники Санкт – Петербурга»

3.Речевые игры « Знаете ли вы?».

4.Составление маршрутов « От твоего дома до детского сада, библиотеки».

5.Рисование « Моя  улица»., « Наша экскурсия в библиотеку»

6.Конструирование  « Улицы и перекрестки»

7.Разбор ситуаций: « Ты потерялся», «Что бы ты построил в городе?».

Тема: « Дело мастера боится»

Задачи: продолжать знакомить с укладом жизни города. Продолжать знакомить с людьми трудовых профессий. Воспитывать уважение к мастерству наших людей.

1.Беседа « Профессии наших родителей». Что за профессия – кузнец?

2.Д/и. «Каждый предмет на свое место», « Из чего сделано»,                « Ремесла России»

3.Народные игры « Два мороза», « Краски».

4.С/и. « Ярмарка», « Кузнецы».

Тема : « Памятные места моего города»

Задачи: продолжать знакомство детей с родным городом , закрепить представление о достопримечательностях города , умение ориентироваться по схеме метро., воспитывать любознательность и активность.

1.Беседа « Где я люблю бывать с родителями».

2.Просмотр фильма о городе.

3.Игра – викторина « Знаешь ли ты свой город?».

4.Конкурс рисунков « Мои любимые места в городе»,

Тема: « Выходной с семьей»

Задачи: продолжать знакомство детей с местами отдыха, парками в своем районе. Напомнить  о правилах поведения во время отдыха на природе.

1.Экскурсия в парк с родителями.

2.Беседа « Любимые места отдыха нашей семьи»

3.Коллаж « Парк развлечений».

4.Фотовыставка « С папой и мамой выходной»

5.Конструироване « Драматический театр»

Тема: « Гостеприимный Санкт – Петербург»

Задачи: объяснить, откуда произошел русский обычай – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь.

1.Беседа « Как встречают гостей в вашем доме»

2. Придумывание детьми сказки « О том, как дружба в беде помогла»

3.Настольно – печатная игра « Этикет».

4.Чтение «Иван – Царевич и Серый волк», « Мужик и медведь», « Крошечка – хаврошечка»,П.Ершов « Конек – горбунок».

5.С./р.игра « Семья. К нам пришли гости, мы идем в гости».

Тема: « Петербуржцы – герои ВОВ»

Задачи : познакомить детей с героическими подвигами воинов – земляков, объяснить значение памятников боевой славы нашего города. Воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины.

1.Целевая прогулка по улицам, возложение цветов к мемориальным доскам героев.

2.Изготовление подарков для ветеранов ВОВ.

3.Военно – спортивная эстафета « Мы будущие защитники».

4.Рисование « Памятник бойцу».

Тема: « Славяне – значит славный народ»

Задачи: в доступной для детей форме дать понятия слов « славяне» и « предки».              

1.Рассматривание карты России.

2. Беседа «Что такое  Родина?»

3. Толкование пословиц и поговорок о Родине.

4..Рассказывание по иллюстрациям к книге Н.Майоровой « Русская история»

5.Чтение М.Исаковский « Поезжай за моря, океаны»,А.Прокофьев « Родина», С.Есенин « Русь», Александрова « Родина».

6.Д/и « Скажи иначе», « Путешествие по России».

7.С/р.игра « Путешествие с севера на юг»

Тема «Москва – столица России»

Задачи: вызвать интерес к столице нашей Родины- Москве, ее памятным местам, площадям и улицам. Воспитывать чувство гордости за нашу столицу.

1.Беседа : « Что я знаю у Москве?»

2.Рассматривание  фотоиллюстраций достопримечательностей Москвы, ее памятных мест( Кремль ,Красная площадь ,Собор Василия Блаженного, МГУ ,памятник А.С Пушкину.

3.Чтение Н.Асеев « Москва – Россия»,Н.Колпаков « Моя Москва» И.Черницкий « Есть на свете город».М Исаковский « Москва».

4.Д/ и. « Экскурсия по Москве».

5.С/р.игра « Семья – собираемся в музей»

6.Конструирование « Цирк в Москве»

7.Рисование « Салют на Красной площади»

8.Слушание записи « Звон колоколов».

Тема: « Красна изба углами»

Задачи: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей , дать представление о представление о старинных предметах быта , развивать интерес к рассматриванию предметов , отмечая их красоту.

1.Экспозиция « Русская изба»

2.Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

3.Отгадывание русских народных загадок о предметах быта.

4.Д/и. « Русская изба», « Узнай по описанию»

5.Подвижные игры « Челночок», « Горелки».

6.Рисование « Дымковская , хохломская роспись».

7.Конструирование « Русский дом»

8.Аппликация ( коллективная работа) « День единства».

9. Стенгазета « Поговорим с мамой»

10.Изготовление подарка для мамы.

Тема: « Народные праздники на Руси»

Задачи: углублять представление детей о том, что у каждого народа есть свои традиции, праздники , познакомить с русскими праздниками ( Рождество, Святки, Новый год).

1.Рассматривание рождественских и новогодних открыток,

2.Оформление лэпбука « Новогодние обычаи народов мира»

3.Разучивание рождественских колядок.

4.Изготовление масок и костюмов .

5.Чтение р.н сказки « Снегурочка»,Э.Гофман « Щелкунчик»

6.С/р.игра « Семья .Встреча Нового года»

« Магазин. Рождественские подарки»

7.Оригами « Дед Мороз».

8.Аппликация « Новогодний праздник»

9.Конструирование « Елочка»

Тема : « Государственная символика России»

Задачи: продолжить знакомство с государственной символикой России( флагом, гербом, гимном).Дать представление о их происхождении , назначении, содержании, цветовом сочетании.

1.Рассматривание и беседа по книге А.К.Кузнецова « О символах Отечества».

2.Пополнение уголка « Я – россиянин».

3.Чтение « Притча о Георгии Победоносце», Н.Забила « Наша Родина».

4.Заучивание В.Степанов « Герб России» и « Флаг России»

Тема:  « История русского костюма»

Задачи: расширить представление детей об одежде древних славян и ее украшении, познакомить с элементами вышивок , формировать эстетический вкус.

1.Рассматриваниюе иллюстраций « Из истории женского костюма», иллюстрации к русским народным сказкам.

2. Чтение :.Л.Токмакова « О народной вышивке», Е.Каменева « Снежинка, которая не тает»

3.Д/и. « Прежде и теперь», « Составь узор», « Веселые матрешки».

4.Рисование « Русский сарафан».

5.Конструиование « Кокошник».

6.Театр.деятельность « Во кузнице», « Как вставала я ранешенько» ( обыгрывание).

Тема: « Русь моя мастеровая»

Задачи: продолжать знакомство детей с русскими промыслами: (Гжель, Городец, Жостово,  русской народной игрушкой). Учить различать особенности , характерные для разного вида росписи, продолжать воспитывать детей на народных традициях, прививать чувство гордости за русский народ.

1.Выставка « Народные умельцы».

2. Рассматривание альбомов « Сказочная Гжель», « Городецкая роспись», « Росписи Хохломы», « Мастера Палеха».

3.Чтение русс.нар.потешки  П.Синявская « Незабудковая Гжель», « Золотая Хохлома»

4.Д/и. «Составь узор», « Русские узоры»

5.Народные игры « У дядюшки Трифана».

6.Рисование « Роспись доски городецким узором»

7.Лепка « Богородская игрушка .Конек – горбунок».

8.Ручной труд « Барышня – крестьянка».

Тема. « Космос»

Задачи: дать детям понятие о космосе , космическом пространстве, расширить представление о назначении космических исследований в наше время.

1.Выставка  книг о космосе.

2.Чтение .А.Леонов « Шаги над планетой»,

« В.Бороздин « Первый в космосе»,В.Гагарин « Грустная история найденыша».

3.Путешествие в космос по макету « Планеты солнечной системы».

4.С.р.игра « Космодром»

5.Рисование « Парад планет»

6.Лепка « Инопланетяне».

Тема: «Тема: « Вместе дружная семья»

Задачи: формировать представление о дружбе людей в нашей стране, вызвать желание узнать что то новое о своих сверстниках из других республик, продолжать воспитывать симпатию к людям других национальностей.

1.Беседа « Что такое – толерантность?» « На солнечном юге», « Дети севера».

2.Слушание национальных детских песен.

3.Чтение : ненецкая сказка « Айога», С.Баруздин « Страна, где мы живем», Е.Жуковский « Ситцевая улица»

3.С.р.игра « Почта», « Путешествие по странам»

4. Игры народов России.

Тема: « Русские богатыри»

Задачи :познакомить детей с подвигами защитников земли русской через былины, дать представление об одежде богатырей ( шлем, кольчуга, щит, доспехи), оружии ( булава, меч,лук).

1.Рассматривание картин В.Васнецова « Богатыри», «Витязь на распутье» и рисунков И.Билибина к книге « Русские предания»

2.Сбор коллекции « Богатыри русские»

3.Чтение былин « Илья Муромец и Соловей – Разбойник», « Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Святогор – богатырь».

4.Д/игра « Кому что нужно»

5.С /р.игра « Богатыри».

6.Изготовление лэпбука « Богатыри земли русской».

Тема : « Освободители земли русской( Александр Невский, Дмитрий Донской)

Задачи: на примере конкретных исторических событий воспитывать интерес к истории своей Родины, обьяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России.

1.Рассматривание репродукций картин П.Корина « Александр Невский».П.Попова « Ледовое побоище», В.Васнецова « На поле Куликовом».

2.Слушание музыки : С.Прокофьев « Александр Невский».

3.Чтение А.С Пушкин « Песнь о вещем Олеге»,Н.Майорова « Победы Александра Невского, « На поле Куликовом»

4 Экскурсия в музей.

5.Подвижная игра « Штурм высоты»

Тема : « Полководцы земли русской»

Задачи: познакомить детей с полководцами ( Кутузовым, Суворовым).Воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, дисциплинированность.

1.Рассматривание репродукций картины В.Сурикова « Переход через Альпы».

2.Игра – путешествие « Наука побеждать»

3.С/р.игра « Мы – военные»

4. Игра – самоделка « Русский флот».

5.Чтение С.Алексеев « Небывалое – бывает».( о Суворове).А.Митяев « Герой 1812 года».М.Лермонтов « Бородино»

Тема  « Армия России»

Задачи: Познакомить с родами войск, военной техникой, воспитывать гордость за российскую армию.

1.Рассматривание  репродукций и плакатов о сражениях.

2.Беседа « Рассказы бабушек и дедушек о воинах»

3.Составление мини – книжек « Твои защитники»

4.Пословицы о храбрости.

5.Рисование « Воины глазами детей»

Тема: « Города – герои и их защитники»

Задачи: формировать представление о том, как люди разных национальностей защищали нашу Родину. Познакомить с городами – героями, объяснить значение памятников боевой славы.

1.Репродукции картин В.Панфилова « Бой под Москвой»,А.Дайнеки» Оборона Севастополя».

2.Фотовыставка городов – героев в военное время и сейчас.

3.Чтение .С.Баренц « Подольские куранты», С.Островой « У деревни Крюково», В.Воскобойников « 900 дней мужества».Н.Внуков « Москва за нами»

Тема : « Доблестные воины России»

Задачи: Формировать интерес  к современным родам войск, уточнить представление о них, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.

1.Презентация « Российская Армия»

2. Беседа « Что такое героизм?»

3.Чтение Л.Кассиль « Твои защитники», А.Митяев « Наше оружие».

С.Михалков « Наши защитники».

3.Д/и. « Военные профессии», « Солдаты на учении».

4. С.р. игры « Летчики», « Пограничники», « Танкисты»,

5. Подвижные игры « Военные учения», эстафеты.

Тема: « Дети и война»

Задачи: расширять знания детей о мужестве юных героев в годы ВОВ,показать на примерах рассказов, очерков  о подвигах детей в военное время.

1.Рассматривание портретов « Пионеры – герои»

2.Беседа по репродукции картины « Фашист пролетел»,

3.Толкование пословиц :  « Герои за славой гонится», « Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается».

4. Чтение: А.Твардовский « Рассказ танкиста», А.Печерская « Леня Голиков», « Марат Казей», « Зина Портнова».

5.С/ р.игра « Разведчики».

Тема: «Тема « Боевые ордена и медали»

Задачи: познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ, воспитывать уважение к ратным подвигам  военных.

1.Беседа: « Военные награды в нашей семье».

2.Чтение « О маршале Жукове»,С.Алексеев « Последний штурм».

3. С.р.игра « Мы – военные». « Марш – бросок», « Полоса препятствий»,

Тема : « День Победы»

Задачи: рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом, восстанавливать утраченную связь между поколениями, формировать мнение  недопустимости повторения истории. воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

1.Беседы по картинам « Салют Победы на Красной площади», « Взятие Рейхстага».

2. Выпуск совместной газеты « Наши деды – славные победы».

3. Чтение :.С.Орлов « 9 мая 1945 года». С.Вакулов « Парад Победы», С.Михалков « День Победы»..

3. Бессмертный полк. Книга Памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию "Праздники русского народа"

Тип проекта: практико – ориентированный.Продолжительность проекта: долгосрочный.По количеству участников: групповой.Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к рус...

Конспект непосредственно образовательной деятельности По теме: «Нравственно-патриотическое воспитание» «Это русская сторонка, Это Родина моя»

Обобщить и систематизировать знание детей о России, о большой и малой Родине, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания о флаге, гербе, гимне; совершенствова...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Традиции русского народа"

Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе  "Традиции русского народа"...

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Русская душа»

Проект «Русская душа»по духовно-нравственному воспитанию детей   вместе с родителями....

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию «Традиции русского чаепития- Наш веселый самовар»

Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Р...