Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".
консультация

Воропаева Ирина Николаевна

Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ  в условиях подготовки  к введению ФГОС»

1. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДОздоровьесберегающаяпредметно–пространственная развивающая среда.

2. Требования  ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которая:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении;
  • создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей и социальных партнёровв образовательной деятельности.

3. Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются:

1.        Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.        Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3.        Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106

4.        СанПиН

5.        ФГОС.

4. При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

  • полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
  • трансформируемости: данный принцип тесно связан с  полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
  • вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
  • насыщенности: среда соответствует содержаниюобразовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
  • доступности:  среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
  •  безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

5. Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду основывается на изучении особенностей, возможностей, функций и содержания здоровьесберегающего пространства всем педагогическим коллективом.

Опираясь на: требования  ФГОС ДО, современнуюнормативно – правовую базу, научно – методические разработки, передовые  оздоровительные технологии,

наш коллектив создал «Программу оздоровления детей», куда входит:

  • модельобразовательного и методического процессов,
  • система работы с родителями по здоровьесбережению,
  • паспорт социального партнёрства

Проект 1. «Организационная модель поддержки педагогов в процессе освоения  новых программ и технологий физического воспитания детей».

Идея:  повышение эффективности воздействия  методической службы на качество воспитательного процесса, и конечные результаты  деятельности ДОУ.

Цель: создание более совершенной  организационной  модели методической службы дошкольного учреждения, которая обеспечит качественную и эффективную поддержку педагогов в процессе освоения инновационных технологий.

Проект 2.«Здоровый ребенок».

Идея: создание новой, более эффективной   модели развития у дошкольников навыков здорового образа   жизни 

Цель:организация  благоприятных условий для будущего формирования      здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Проект 3. «Детский сад – территория здоровья».

Идея: создание новых более эффективных форм работы по здоровьесбережению.

Цель: развитие форм сотрудничества с социальными институтами по внедрению новых здоровьесберегающих технологий, расширение спектр форм  работы  по внедрению новых здоровьесберегающих технологий.

Проект 5.«Фитнес и здоровье».

Идея: оздоровление организма, поддержание высокого уровня развития двигательных способностей,  содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся.

Цель: укрепление  физического и психического здоровья детей; коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей.

Проект 8. «Здоровей-ка».

Идея: создание новой, более эффективной   модели осуществления профилактической  и коррекционной  работы по плоскостопию.

Цели: Использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.

формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия.

6. В настоящее время образовательное пространство нашего  детского сада приводится в соответствие с требованиями ФГОСДО, санитарнымитребованиями к условиям пребывания детей в ДОУ и конструируется как здоровьесберегающее,  адаптивно – развивающее, обеспечивающее проведение педагогами систематических физкультурно - оздоровительных мероприятий с  детьми,  родителями и социальными партнёрами.

7. Образовательная здоровьесберегающая среда нашего детского сада обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимыми знаниями о человеке как саморазвивающейся целостной системе, помогает  осознать ценность здоровья, сформировать необходимые полезные привычки, мотивирует к занятиям спортом.

8. В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:

  1. Инфраструктура детского сада:
  • медицинский кабинет,
  • спортивный /музыкальный зал,
  • летняя спортивная  площадка,
  • участки на территории д/сада.

9.

  1. Здоровьесберегающая предметно – развивающая среда:
  • Центры здоровья в группах,
  • Центры двигательной активности,
  • Центр уединения,
  • Центры экологического образования в старшей и подготовительной группах,
  • Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья),
  • Центры обучения ПДД,
  • Центры конструктивной деятельности,
  • Центр науки,
  • Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.

В каждой группе нашлось место для зон уединения, физкультурных уголков, игровых, театрализованных, зон экспериментальной деятельности, экологических, национальных и других. Спальные помещения используются для самостоятельных занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности.

  1. Образовательно – методическая среда:
  • Образовательная программа ДОУ,
  • Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
  • Библиотека методической литературы,
  • Модельобразовательного и методического процессов,
  • Система работы с родителями,
  • Банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению,
  • Журналы Здоровья,
  • Картотеки оздоровительных технологий и игр,
  • Нетрадиционное оборудование для закаливания.
  1. Здоровьесберегающее пространство для родителей:
  • Информационные стенды в группах,
  • Наглядно – информационный материал для родителей,
  • Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий,
  • Консультативная медицинская работа,
  • Клубные встречи.
  • Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.

В нашем учреждении уже много лет эта задача решается через реализацию программ дополнительного образования детей:
- «Обучение хореографии»
- «Танцевально-игровая гимнастика»,
- «Фитбол-гимнастика»,
- «Коррекция плоскостопия»,

- «Элементы корригирующей гимнастики».

При оснащении групповых комнат, физкультурного зала, мы учитывали

«Методические рекомендации по организации  предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования», которые предполагают наличие содержательно-насыщенной,трансформируемой,полифункциональной,вариативной, доступной и безопасной развивающей среды.

При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход:

  • Безопасные условия,
  • Санитарно – гигиенические требования,
  • Возрастные и индивидуальные особенности,
  • Федеральные государственные  требования,
  • Современный дизайн в  интерьере детских помещений и т.д.

Предметно – пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности. В физкультурном зале  есть необходимое оборудование для оздоровления, развития основных видов движений, формированию представлений о некоторых видах спорта.  Наличие оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.

Хотя в  нашем детском саду созданы достаточно хорошие условия для развития детей, однако  они ещё не полностью удовлетворяют требования ФГОС. Поэтому нам предстоит ещё много работы по оснащению предметно – развивающей здоровьесберегающей среды.

ВЫВОД: Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: "Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким". Цените и берегите свое здоровье и здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для педагогов и родителей Организация и осуществление информационно-разъяснительной работы для родителей по вопросу подготовки и введению ФГОС ДО"

Организация и осуществление информационно-разъяснительной работы для родителей и педагогов по вопросу подготовки и введению ФГОС ДО"...

Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС".

Консультация для педагогов "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС"....

Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная  среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...

Выступление на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС".

Выступление на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС"....

Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окруж...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...