«Моделирование индивидуальной и групповой деятельности дошкольников в рамках реализации проектов в детском саду»
статья

Петрова Ирина Александровна

Описание опыта работы по моделированию индивидуальной и групповой деятельности дошкольников в рамках реализации проектов в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petrova_i_a.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Моделирование индивидуальной и групповой деятельности дошкольников в рамках реализации проектов в детском саду».

Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания», «Концепция модернизации образования»).

В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза".. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

Многие задают вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность - в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети  участвуют

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддьякова Н.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со средними дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Особая педагогическая значимость данной работы по организации проектной деятельности детей заключается в практико-ориентированной сущности, что позволяет оценить позицию ребенка как субъекта педагогического взаимодействия.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом, могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Мы разрабатываем различную тематику проектов.

Темы игровых проектов могут быть следующими:

-        «Игра-путешествие в подводное царство»;

-        «Театр» (сюжетно-ролевая игра);

-        «Строим город будущего» (игра);

-        «Путешествие в древний мир»;

-        «Строим сказочный снежный городок».

Темы творческих проектов:

-        осенний, весенний, зимний вернисаж (т.е. от времени года);

-        музыкальная сказка (по выбору детей);

-        настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

-        «Веселая ярмарка» (изготовление пособий, открыток, атрибутов и др.);

-        создание фильмотеки рисованных диафильмов.

Темы познавательных проектов:

-        фестиваль искусств «Весенняя капель»;

-        журнал «Почемучка» (вопросы о природе, ОБЖ и др.);

-        «Путешествие в Царство Математики»;

- КВН;

-        конкурс «Моя родословная»;

-        музей народной культуры; (история чаепития, история колыбельных песен история одежды и др.);

-        «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

Моя работа над проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода проходит в несколько этапов:

1)        постановка цели;

2)         поиск формы реализации проекта;

3)        разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4)        организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5)        определение направлений поисковой и практической деятельности;

6)        организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7)        работа над частями проекта, его коррекция;

8)        коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.        обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.        развитие познавательных способностей;

3.        развитие творческого воображения;

4.        развитие творческого мышления;

5.        развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте - это:

•        вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

•        активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

•        формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

•        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

•        развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

•        формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

•        развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской  деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.        Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2.        Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.        Формулирует задачу (нежёстко).

1.        Вхождение в проблему.

2.        Вживание в игровую ситуацию.

3.        Принятие задачи.

4.        Дополнение задач проекта.

2 этап

4.        Помогает в решении задачи.

5.        Помогает спланировать деятельность

6.        Организует деятельность.

5.        Объединение детей в рабочие группы.

6.        Распределение амплуа

3 этап

7.        Практическая помощь (по необходимости).

8.        Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9.        Подготовка к презентации.

10.        Презентация.

8.        Продукт деятельности готовят к презентации.

9.        Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется мной в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1.        пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.        приобщать детей к процессу познания;

3.        формировать различные представления;

4.        привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.        побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1.        формирование эмоциональной заинтересованности;

2.        знакомство с предметами и действиями с ними;

3.        развитие мышления и воображения;

4.        речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.        осознание поставленной цели;

2.        овладение различными способами решения поставленных задач;

3.        способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4.        поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

Социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеологическое древо»);
  • познавательное развитие:
  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

Эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям

искусства и художественным образам;

  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1.        развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.        развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

3.        формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4.        развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1.        произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2.        потребности в создании собственной картины мира;

3.        навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.        выявить проблему;

2.        самостоятельно искать нужное решение;

3.        выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4.        самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

•        развитие самопознания и положительной самооценки;

•        овладение способами внеситуативно-личностного общения;

•        высокий уровень коммуникативной компетентности;

•        осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

•        развитие осознанного отношения к своему здоровью;

•        формирование потребности в здоровом образе жизни;

•        совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

•        систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

•        развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

•        углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

•        овладение различными видами худ. деятельности;

Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке можно систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. В групповой комнате можно организовывать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, могут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнаты и в приемной можно повесить плакаты экологического содержания, выполненные детьми.

К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.

Последний этап проекта - защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М, 1986.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1990.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.
  4. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1987.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.
  7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.
  8. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1983.
  9. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1994.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1999.
  11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. - М., 1985.
  12. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. - М.: Владос, 1999.
  13. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара; Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
  14. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов пединститута / Под ред. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1989.
  15. Дошкольное образование в России / Ред. Р.Б. Стеркина. - М.: Изд-во ACT, 1997.
  16. Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психическое развитее дошкольников. - М., 1984.
  17. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М., 2000.
  18. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1997.
  19. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: АРКТИ, 2003.
  20. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. - М.: Владос- пресс, 2001.
  21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996.
  22. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2 .-Киев, 1992.
  23. Мухина B.C. Детская психология. - М., 1985.
  24. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1-2. - М.: Владос, 1997.
  25. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1985.
  26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
  27. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Academia, 2000.
  28. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. - М., 1997.
  29. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат - М, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду...

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в ДОУ". Тема выступления: "Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду"

Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой ...

Методическая разработка: Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

      При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду .

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей....

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие комму...

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду.

Рекомендации педагогам дошкольного образования при организации проэктной деятельности в детском саду....