ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»
статья (подготовительная группа)

Давыдова Светлана Алексеевна

 

 
ПРОЕКТ

 

«МОЯ СЕМЬЯ»
Подготовительная группа " Яблонька"
  
Воспитатель:
Давыдова Светлана Алексеевна
 
 
Сентябрь-ноябрь 2019
 
Проект «Моя семья»
Тип проекта: Информационно-практический
 
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы ДавыдоваС.А, родители.
 
Продолжительность: краткосрочный 3 месяца. (сентябрь- октябрь)
 
Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
 Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
 
Цель:
 Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, культуре и традициях своей семьи.
 
Задачи:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.
4. Развивать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта наблюдений традиций своей семьи.
5. Воспитывать уважительное, ценностное отношение к культуре своего народа.
 

 

Предварительная работа:
1. Анализ методической и художественной литературы по данной теме.
2. Наблюдения детей за любимыми занятиями мамы и папы, за приготовлениями любимых блюд, за проведением праздников в семье.
3. Рассказ родителей детям о традициях в своей семье, любимых занятиях членов семьи, любимых видов отдыха.
4. Знакомство с пословицами о семье.
 
 
Моя семья
М. Скребцова
У нас огромная семья —
Два брата, две сестры и я.
В придачу мама и папуля,
И бабушка еще с дедулей.
У нас в квартире шум всегда,
Но все привыкли, не беда,
Зато нам скучно не бывает —
Один поет, другой играет,
А третий что-то мастерит,
И кто-нибудь всегда гостит —
Подруга мамы, папин друг,
Звонка мы обожаем звук.
Мы к двери радостно бежим,
«Входите! — гостю говорим, —
У нас местечко всем найдется,
В гостях грустить вам не придется:
Вас ждет чай вкусный с пирогом,
И фильм посмотрим мы потом,
И будем в шахматы играть,
И вальс в гостиной танцевать!»
Семья огромная у нас,
В ней много рук и много глаз,
Улыбок и веселья — море,
Конечно, иногда в ней спорят,
И слезы льют по пустякам,
Но это не мешает нам.
Я счастлив, что родился здесь.
У вас семья такая есть?
 
Тематическое планирование проекта
 
1 этап – подготовительный (сентябрь).
Определить цель и основные задачи проекта, участники проекта, содержание проекта, разработать перспективный план.
Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства.
1. Анализ методической и художественной литературы по данной теме.
2. Наблюдения детей за любимыми занятиями мамы и папы, за приготовлениями любимых блюд, за проведением праздников в семье.
3. Рассказ родителей детям о традициях в своей семье, любимых занятиях членов семьи, любимых видов отдыха.
4. Знакомство с пословицами о семье.
5. Анкетирование родителей, мониторинг детей и определение перспектив
6. Поиск информации о значении имен членов семьи: совместно дети с родителями.
 
С/Р игры «Школа», «Семья», «Поликлиника»
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Мини-музей «Моё имя»
Беседы: «Что означают наши имена»
«Кем я стану, когда вырасту»
«Профессии в моей семье»
«Моя семья»
«Моя семья — радость»
Чтение: К. Паустовский «Теплый хлеб»
Стих-е: Моя семья М. Скребцова
Е. Благинина «Посидим в тишине»
пословица: «При солнышке светло, а при матушке — добро».
Мама — лучший другМ. Скребцова
 
 
 
 
 
2 этап – формирующий октябрь
Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
работа воспитателей с детьми
«Бабушки и дедушки». День пожилого человека. 1 октября
Беседы с детьми
«Мой дом – моя крепость»,
«Моя родословная»,
Материнские руки
Братская любовь
«Вместе с братом и сестрой»
Творческая деятельность:
Портрет группы.
Портрет мама и папа.
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
утренник «Осенины»,
Чтение худ литературы Вересаева В «Братишка». «Косточка» Л. Толстой
«Старый дед и внучек» Л. Толстой.
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский,
«Похищенное имя» Т. А. Шорыгина
«История о чайке» М. Скребцова
С. Чёрный «Когда никого нет дома».
Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
«Сердце матери» М. Скребцова
Стих-е 2Мама с нами» М. Скребцова
Слеза матери А. Лопатина
Музыка: Песенка для мамы, П. Чуковский Мамины ласки.
Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, и привлечения к активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
работа детей и родителей
сентябрь-ноябрь) Консультации для родителей в приёмной группы.
Консультация для родителей «Нравственно — психологическая готовность ребенка к школе»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Создание картотеки имён детей.
Создание герба семьи
Семейное древо
 
   3 этап – заключительныйНоябрь
Повторное анкетирование родителей и диагностика детей.  Анализ и подведение итогов работы.
Консультация для родителей
Роль семьи в формировании у детей привычек культурного поведения
День Матери.29 ноября
Совместная деятельность родителей и детей «Герб семьи»
Беседа: «Любовь мамы»,
Беседа. Дети и взрослые.
Дружная семья.
Старые и молодые
«Материнские руки»; «Мудрость отца»; Чему учит отец; «Роль отца»
Чтение: «Сердце матери» М. Скребцова
«Семейная драгоценность» Китайская сказка
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-Семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
Мальчик-Звезда О. Уайльд
Сюжетное рисование «Моя семья»
Моя Бабушка и дедушка.
Содружество «Творческая лаборатория»
 
 
 
 
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы  находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
 Но в последние годы в патриотическом воспитании детей в условиях семьи сегодня невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:
1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов;
2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;
3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;          
4) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.
Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.  Одним из таких методов является проектная деятельность. Мой проект называется «Вместе дружная семья».
Актуальность
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализируя    работы    современных    исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях, как «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности –одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Результат:
В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
 
 
 
 
 
 
Список литературы
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.
2.  Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
3.Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169с.
4. Евдокимова Е.С.  Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова - М.: 2006 г.
5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.
6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.
7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва - М.: 2004 г.
9.  Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. /В.Макарова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
10.  Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загик, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
11.  Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада./ Л.Ф. Островская – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.
12.  Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения./Л.Ф. островская – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
13.  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8. – С. 9 – 11.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_proekta.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь).

Определить цель и основные задачи проекта, участники проекта, содержание проекта, разработать перспективный план.

Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства.

1. Анализ методической и художественной литературы по данной теме.

2. Наблюдения детей за любимыми занятиями мамы и папы, за приготовлениями любимых блюд, за проведением праздников в семье.

3. Рассказ родителей детям о традициях в своей семье, любимых занятиях членов семьи, любимых видов отдыха.

4. Знакомство с пословицами о семье.

5. Анкетирование родителей, мониторинг детей и определение перспектив

6. Поиск информации о значении имен членов семьи: совместно дети с родителями.

С/Р игры «Школа», «Семья», «Поликлиника»

Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Мини-музей «Моё имя»

Беседы: «Что означают наши имена»

«Кем я стану, когда вырасту»

«Профессии в моей семье»

«Моя семья»

«Моя семья — радость»

Чтение: К. Паустовский «Теплый хлеб»

Стих-е: Моя семья М. Скребцова

Е. Благинина «Посидим в тишине»

пословица: «При солнышке светло, а при матушке — добро».

Мама — лучший другМ. Скребцова

2 этап – формирующий октябрь

Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

работа воспитателей с детьми

«Бабушки и дедушки». День пожилого человека. 1 октября

Беседы с детьми

«Мой дом – моя крепость»,

«Моя родословная»,

Материнские руки

Братская любовь

«Вместе с братом и сестрой»

Творческая деятельность:

Портрет группы.

Портрет мама и папа.

рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

утренник «Осенины»,

Чтение худ литературы Вересаева В «Братишка». «Косточка» Л. Толстой

«Старый дед и внучек» Л. Толстой.

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский,

«Похищенное имя» Т. А. Шорыгина

«История о чайке» М. Скребцова

С. Чёрный «Когда никого нет дома».

Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

«Сердце матери» М. Скребцова

Стих-е 2Мама с нами» М. Скребцова

Слеза матери А. Лопатина

Музыка: Песенка для мамы, П. Чуковский Мамины ласки.

Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, и привлечения к активной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

работа детей и родителей

сентябрь-ноябрь) Консультации для родителей в приёмной группы.

Консультация для родителей «Нравственно — психологическая готовность ребенка к школе»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Создание картотеки имён детей.

Создание герба семьи

Семейное древо

   3 этап – заключительныйНоябрь

Повторное анкетирование родителей и диагностика детей.  Анализ и подведение итогов работы.

Консультация для родителей

Роль семьи в формировании у детей привычек культурного поведения

День Матери.29 ноября

Совместная деятельность родителей и детей «Герб семьи»

Беседа: «Любовь мамы»,

Беседа. Дети и взрослые.

Дружная семья.

Старые и молодые

«Материнские руки»; «Мудрость отца»; Чему учит отец; «Роль отца»

Чтение: «Сердце матери» М. Скребцова

«Семейная драгоценность» Китайская сказка

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-Семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

Мальчик-Звезда О. Уайльд

Сюжетное рисование «Моя семья»

Моя Бабушка и дедушка.

Содружество «Творческая лаборатория»