Консультации для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Журкова Надежда Юрьевна

Материал содержит подбор консультаций на особенно актуальные и интересные для родителей  темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx75.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей в младшей группе.

Как не заболеть гриппом.

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Желание любого родителя — уберечь своего ребенка от всех существующих в мире невзгод и болезней. Профилактика гриппа у детей — это важное и обязательное сезонное мероприятие, с помощью которого вы сможете защитить здоровье ваших детей от опасного вируса.

Неспецифические меры профилактика гриппа у детей:

1.  Основной неспецифической мерой по профилактике гриппа у детей  является личная гигиена. Правилам личной гигиены следует обучить ребенка с младшего возраста — например, часто мыть руки, особенно перед едой. Напоминайте ребенку, чтобы он не прикасался руками к лицу в публичных местах — на поручнях, столах и других предметах может оставаться слюна больного человека. Ребенку достаточно схватиться за поручень в автобусе, а затем положить палец в рот, как микробам уже «открыт доступ» в его организм.

2.  Часто родители боятся «застудить» ребенка, поэтому весь отопительный сезон форточки и окна в доме закрыты и заклеены, и помещения не проветриваются. Сухой и теплый воздух прекрасно способствует распространению вируса. Лучше одевать ребенка потеплее, но проветривать комнату, в которой он находится, хотя бы пару раз в день.

3.  Если в доме появляется больной человек, его следует изолировать от ребенка, надеть маску, выделить отдельный комплект посуды.

4.  Лучшая профилактика гриппа у детей — это здоровый образ жизни. Регулярный сон, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, отсутствие стрессов — все это укрепит сопротивляемость малыша болезням.

Специфическая профилактика гриппа у детей.

1.  Вакцинация: прививка от гриппа снижает вероятность заболевания среди детей на 60-90 процентов. Проводить вакцинацию можно с полугодовалого возраста.

2.  Иммуномодуляторы: различные иммуно- и биостимуляторы влияют на иммунную систему и усиливают ее защитные свойства.  В качестве поддерживающей терапии рекомендуется применение препаратов на основа эхинацеии, лимонника китайского, леутерококка, радиолы розовой и др. Вопреки распространенному мифу, витамин С не играет никакой роли в профилактике гриппа.

3.  Фитонциды. От гриппа может защитить природная дезинфикация — такими свойствами обладают некоторых растения (в основном, хвойные — например, эфирные масла можжевельника, пихты, эвкалипта), а также продукты, содержащие фитонциды (чеснок, лук).

Профилактика гриппа у детей не требует каких-либо тяжелых или очень затратных мероприятий, так как, по сути, включает в себя вакцинацию, соблюдение правил общей гигиены и здоровый образ жизни. А окупается она самым важным, что только может быть — здоровьем ваших детей.

 

Противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе и вирусам, помогает соблюдение правил гигиены и активный, рационально организованный образ жизни, а именно:

·  Поддержание гигиены кожи и слизистых верхних дыхательных путей (полоскание горла, промывание носа, частое мытье рук с мылом и регулярные водные процедуры)

·  Соблюдение гигиены жилища (регулярные проветривания, поддержание температуры в пределах 20-24С и влажности 30-35%)

·  Полноценное сбалансированное питание, включающее достаточно овощей и фруктов, а также продуктов, обогащенных бифидобактериями

·  Систематическая физическая активность на воздухе или в проветренном помещении

·  Оптимальный режим труда и отдыха

Если ребенок заболел, не надейтесь на собственные силы - это опасно для здоровья и жизни ребенка. Вызывайте врача - только он может поставить верный диагноз и назначить эффективный курс лечения.

Требования к детской одежде в группе и на улице.

Уважаемые родители! Каждый из вас без сомнения хочет, чтобы его ребенок оставался здоровым и счастливым в течение всего времени пребывания в садике. Одним из главных факторов остается то, во что ребенок будет одет.

Только родители решают, во что будет одет ребенок - всё сугубо индивидуально. Однако существуют общие рекомендации.

  • У детей в шкафчике должен быть как минимум один запасной комплект одежды: сменная футболка, трусики (шортики) и носочки не будут лишними (ведь ребенок может просто вспотеть).
  • Если в детском саду жарко - подбирается легкий комплект одежды (например, футболка, шортики, юбочка, гольфы); если холодно – более теплый (кофта, свитер, колготы, брюки).
  • Понадобятся несколько комплектов одежды и обуви – для простого нахождения в группе, для сна, для занятий физкультурой, для прогулок.

Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть, ни запутаться в одежде и не упасть из - за одежды.

Первое что мы разберем – это прогулки.

Ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию.   Сложная одежда забирает время от прогулки – умножьте 26 детей на минимум – 1 минута и получите в прогулке минус полчаса, а если два предмета одежды сложны в одевании, то это минус час свежего воздуха и игр. Также развивайте самостоятельность своих детей – никогда не делайте за них то, что они могут сделать сами.

Для закаливания организма ребенка необходима одежда, соответствующая времени года, погоде, температуре воздуха, как наружного, так и комнатного, а также учитывающая вид детской деятельности. Чрезмерно теплая одежда вызывает перегревание организма, ребенок потеет, а затем при малейшем воздействии свежего воздуха происходит переохлаждение, приводящее к простуде. Одетый в слишком легкую одежду, малыш мерзнет, испытывает неприятные ощущения, и организм его вынужден в ущерб здоровью приспосабливаться к неблагоприятным условиям.

Погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой.

Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.

Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки).

Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.

Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.

Одежда сверху должна быть трехслойной.

Первый слой – майка, футболка.

Второй слой – трикотажная кофточка и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.

Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше, чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.

Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хорошая куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.

Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.

Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – каппиляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.

Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенной, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки - травмоопасны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.

Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая.

Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить.

Если ребенок склонен к частым простудам, подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.

Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.

Второе, о чем я хочу сказать – это сон.

Для «тихого часа» хорошо подойдет одежда, в которой ребенок обычно спит дома: майка и трусики, пижама, ночная рубашка. Главное, чтоб малышу было комфортно отдыхать.

Третье – это занятия физкультурой

Занятия спортом требуют сменного комплекта. В основном для занятий физкультурой используют футболки и шорты. Одежда не должна сковывать движения. Из обуви отдают предпочтение спортивным чешкам. Эта обувь удобна и легка в переобувании.

И в завершении хочу вам рассказать общие рекомендации по выбору одежды пребывания в группе:

  • Одежда малыша должна быть удобной, сшита из натуральных тканей.
  • Нужно отдавать предпочтение таким вещам, большинство из которых ребенок сможет одеть самостоятельно (это удобно не только ребенку, но и воспитателю, т.к. значительно облегчает процесс переодевания).
  • Пуговицы на одежде лучше исключить, отдать предпочтение липучкам и кнопкам.
  • Одежда должна быть, как можно меньше украшена различными бусинками и мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности.
  • Обувь необходимо подбирать точно по размеру (она должна четко фиксировать стопу), избегать «сложных» застежек (лучше отдать предпочтение застежкам-липучкам). Наиболее популярны в детском саду – сандалии, также в качестве сменной обуви для группы можно использовать тапочки с закрытой пяткой.        
  • Старайтесь, чтобы одежда не затрудняла движения, дыхание и кровообращение ребенка.
  • Подбирайте фасон детского платья такой, чтобы он был простым, красивым и соответствовал своему назначению, не повторяйте варианты моды взрослых, так как при этом детская одежда теряет свою привлекательность.
  • Ничто не должно раздражать малыша; платье, костюм должны соответствовать его размеру: быть не слишком длинным и широким, не очень узким и коротким.   

Здоровый сон – залог здоровья.

Сон - одна из самых больших загадок человечества. Зачем мы спим, почему тратим на него треть своей жизни? Сон играет ключевую роль в развитии человека. Полноценный сон столь же важен, как и воздух, пища, вода, а недостаток сна негативно сказывается на здоровье человека.

Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а регулярный недосып может привести к серьезным болезням. Необходимо создавать  ребенку условия для засыпания и тщательно следить, чтобы ничто не мешало его полноценному сну.    Именно во сне происходит рост ребенка, он отдыхает от физических и психологических нагрузок, которые  испытывал в течение дня.

Очень важно следить, чтобы ребенок имел здоровый и полноценный сон. Часто случается, что ребенок плохо спит. В этом случае нужно обязательно определить причину беспокойства и плохого сна.

Часто причиной плохого сна ребенка может быть перевозбуждение в течение дня или активные игры перед сном. В таком случае стоит уменьшить активность игр, поиграть в спокойные, нединамичные игры, а пред сном сделать успокаивающую ванну, например, с ромашкой или лавандой, чтобы ребенок успокоился и нервная система была не столь возбуждена.

Для лучшего сна необходимо соблюдать режим, то есть должно быть четко установленное время отхода ребенка ко сну.

Плохой сон может быть вызван стрессами, которые ребенок переживает днем, например, просмотр страшного мультика или испуг. В таком случае нужно очень стараться ограждать ребенка от стрессовых ситуаций и пугающих впечатлений.

Несколько полезных советов:

1. Страшные сны – сигнал о том, что нервная система перегружена, что-то неблагополучно. Родителям необходимо проконсультироваться с врачом.

2. Наличие внезапных, обычно случающихся в один и тот же час пробуждений, когда ребёнок «пугается» чего-то, вскакивает, затем «обмякает» и может в этот момент обмочиться. Такое возможно как во время дневного, так и во время ночного сна. Родителям необходимо обратиться к врачу, так как такого рода нарушения сна могут быть началом эпилептических приступов.

3. Сон «пунктиром», когда в течение  тихого часа ребёнок спит по 15-20 минут, затем просыпается, некоторое время бодрствует, а потом засыпает опять. Такой сон бывает при некоторых психических заболеваниях.

Консультации для родителей в средней группе.

Движение – путь к здоровью детей.

Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах здорового образа жизни, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.

Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей, и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, пример для подражания.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Только говорить о значимости здоровья – это мало. Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.

Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.

Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск. Командовать может любой – мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т. д.  Можно «периоды» разделить, и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие», свой отрезок времени.

Утром, еще в постели, сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:

- лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;

- напрячь стопы ног, носочки;

- отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;

- расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть. Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!»;

- из того же исходного положения, подложив руки согнутые в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло) сделать несколько полуподъемов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати;

- лежа на спине, прямые руки вдоль туловища или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол»;

- продолжая лежать на спине, выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.

Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.

Повторять упражнения стоит от двух до четырех раз с улыбкой и хорошим настроением.

Общий подъем, команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают всех положительными эмоциями.

Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.

Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.

Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.

Затем всевозможные спокойные и подвижные  игры дома или на воздухе, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри».

Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.

Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей. Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т. п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.

Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно, чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.

Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но недолго – детям вредно.

Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.

Будьте здоровы!

Правильное питание – залог здоровья.


Питание детей должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

                           

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов.
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше — на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания — преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Не рекомендуется!

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

Можно и нельзя

Источником белка строительного материала для быстро растущего организма являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам, т.к. они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.

Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но несильно, жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.

Что и сколько

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты: кефир, ряженку, творог, йогурт и сыр. Их можно давть на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты главный источник витаминов для ребенка. Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Соблюдаем режим.

Очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наесться поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов на обед, 15 процентов на полдник и 20 процентов на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, творог, сметану и сыр достаточно получать раз в два-три дня.

Желания и безопасность.

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами. Этим можно добиться только полного отвращения.

Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.

Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.

В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно зачастую означает делать двойную работу. Так что, соблюдение принципов рационального питания для малыша, хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.

Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как хронические гастродуодениты, холециститы и даже язвенная болезнь. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний детей.

Несколько слов об аппетите.

Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее — сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни.

Привычка быть здоровым.

Уважаемые родители!

Согласитесь, что приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня – биологическое, социальное и психологическое. Родители и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. Сегодня разговор пойдет о полезных привычках.

«Привычка – образ действия, состояние поведения или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшее обычным состоянием для кого-нибудь. (Д. Ушаков. Толковый словарь) .У каждого человека в течение жизни вырабатываются много привычек. Для кого-то стало привычным делом  заниматься спортом, читать книгу, трудиться на огороде. Все это полезные привычки. Представьте себе человека, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома горы немытой посуды, крошки, вокруг них вьются мухи. Вечно отсутствует носовой платок. Заботится ли этот человек о своем здоровье? Верно, не заботится. Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных болезней.

Итак, чтобы ребенок был здоровым, нужно:

Заботиться о чистоте его тела, стричь ногти. Учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета. Учить чистить зубы. Приучать убирать свою комнату, заправлять кровать и мыть посуду.

Ведь недаром говорится: «Чистота – залог здоровья». Давайте, совместными усилиями будем приучать детей к здоровому образу жизни и полезным привычкам. Показывать и объяснять на собственном примере, что нужно делать, а что нельзя.

1 привычка. Соблюдение чистоты и личной гигиены.

Культурно – гигиенические навыки воспитывают:

• опрятность;

• чистоплотность;

 • прививают навыки поведения за столом

2 привычка. Соблюдение питьевого режима.

3 привычка. Закаливание. Дома детей закаливают по рекомендации педиатра из поликлиники, а в детском саду под присмотром медицинского персонала. Водные процедуры (обтирание, обливание, душ) тренируют организм и помогают ему противостоять опасным микробам

4 привычка.  Наш вечный друг – утренняя гимнастика.

После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит. Ведь зарядка регулирует работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм. Зарядка должна стать ежедневной привычной процедурой уже с трехлетнего возраста. Делайте упражнения вместе с ребенком, поощряйте его, подбадривайте. Может ли человек быть здоровым, если он ведет неподвижный образ жизни? Нет! Его мышцы не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.

Велосипед, самокат, роликовые коньки, купание в речке, игра в бадминтон, катание на коньках, лыжах – это ли не праздник для детей, тем более с любимыми папой и мамой.

5 Привычка. Двигательная активность помогает:

• формировать гармоничное тело, правильную осанку и мелкую моторику рук;

• обогащать двигательный опыт за счет усвоения детьми основных движений в играх, упражнениях.

Помогайте ребенку в тех видах движений, которые вам кажутся легкими, не трудными. Пусть ребенок почувствует, что вы дорожите им каждую минуту и в то  же время не мешайте ему быть самостоятельным. Ребенку необходима достаточная двигательная активность в любое время года и ваша забота. Посещайте бассейн, принимайте водные процедуры, ходите в лес. Особенно полезен воздух в хвойных лесах. Это - настоящий целительный настой.

6 привычка. Длительная прогулка на свежем воздухе.

Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день не менее 3 часов. А летом неограниченно. Поэтому после детского сада не спешите с ним домой, погуляйте. Поверьте, вы не сделайте ему хуже. От вечерней прогулки ребенок будет лишь крепче спать.

7 привычка. Соблюдение режима дня. Если мы всегда в одно, и то же время встаем, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается биологический ритм, который поможет сохранить здоровье и бодрость.

8 привычка. Правильное питание.

По поводу рационального питания, вы можете проконсультироваться у врача – педиатра или у медицинской сестры в детском саду.

• Самый главный совет - не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте ребенка съесть что-то, не заставляйте. Лучше покажите пример.

• Очень важно создать за столом доброжелательную обстановку и хорошее настроение.

И помните всегда, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20 % - от здоровья родителей, на 20% - от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные здоровые привычки, которые помогут добиться успеха, достичь цели в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывать с детства уважение к самому себе.

Способы формирования умственных способностей у детей дошкольного возраста.

  Умственное развитие ребёнка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Умственные способности необходимо формировать уже в раннем возрасте.

  «Разве не тогда я приобрёл всё то,  чем я теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние, - писал Л.Н.Толстой.

  Играть с малышами интересно и весело. Они полны любви, уверенны, энергичны, беззаботны, порой трудны и всегда удивляют. Как помочь мозгу этих удивительных человечков «вырасти»? С помощью развивающих игр, пения, танцев, общения и ласки можно помочь мозгу малыша выработать новые связи. К трём годам в мозге ребёнка формируется около тысячи миллиардов связей, что вдвое больше, чем у взрослых. Мозг ребёнка обладает чрезвычайной плотностью, и это качество сохраняется на протяжении первых десяти лет жизни. К 11 годам мозг начинает избавляться от лишних связей. Откуда мозг знает, какие связи ему сохранить, а от каких избавиться? Здесь-то и вступает в игру ранний жизненный опыт. Если ребёнок приучается к речи с самого раннего возраста, вероятность того, что он станет хорошим оратором, повышается. Если первый лепет ребёнка встречается улыбками, а не безразличием, малыш скорее всего вырастет эмоционально чутким человеком. Если с ребёнком в первые годы жизни мало разговаривают, если ему мало читают, позже малышу будет трудно овладеть речевыми навыками. Ребёнок, с которым мало играют, может впоследствии иметь проблемы с социальной адаптацией.

  Учёные утверждают, что способность человека учиться и приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам зависит от взаимодействия двух различных факторов – природных дарований (т.е. наследственности) и воспитания (как о ребёнке заботятся и чему его учат). Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного воспитания. Умственные способности совершенствуются в процессе усвоения знаний. А новые знания маленький ребёнок получает на каждом шагу. Любопытство, любознательность, стремление действовать с разнообразным кругом игрушек  и предметов, желание узнать, что это такое – всё это должно замечаться, поощряться взрослым. Нет специального времени для развития умственных способностей малыша – оно происходит во всём: в играх и занятиях со взрослыми, в подвижных играх и на прогулке… Мало просто занять малыша – вся его жизнь должна быть организована так, чтобы живой интерес к миру не угасал.

  Вот игрушки. Дело не в том, чтобы их было много. Важно, чтобы они были разнообразными: и для игр, в которых малыш изображает действия взрослых (кукла, наборы посуды, мебели, звери, птицы); и для подвижных игр (мячи, тележки, машинки); и для сборки и разборки (матрёшки, пирамидки, пазлы); и материалы для построек; и простейшие орудия труда – лопатки, совочки, ведёрки, грабельки…

  Важно, чтобы интерес ребёнка к игрушке не пропадал, чтобы он старался подольше «исследовать» её, обнаруживать в ней всё новые достоинства. Для этого нужно сделать так, чтобы на глаза ребёнку одновременно не попадало много игрушек. Поэтому часть игрушек следует убирать, менять их время от времени. Важно продумать расположение игрушек в детском уголке. Поставьте их так, чтобы само расположение как бы подсказало малышу игру: пирамидку поставьте на низенький столик, мишку усадите в машину (ребёнок может возить её), куклу усадите за столик (малыш её покормит), строительный материал поместите на полу.

  Играть целый день в одиночестве ребёнок не может. Поэтому надо взять за правило – несколько раз в день включаться в игру малыша. Своевременная подсказка, даже простое внимание к игре побуждает ребёнка к новым действиям, что и требуется для более успешного развития умственных способностей. Кроме того, существуют игрушки, правильно играть в которые ребёнок не научится без помощи взрослого. Это пирамидки, матрёшки, пазлы. Например, пирамидку можно собрать в любом порядке, не считаясь с величиной колец. И если взрослый не научит примеривать кольца друг к другу, малыш вообще не овладеет действиями с пирамидкой.

  Даже самому маленькому  ребёнку уже необходимы книжки с картинками. Дети с удовольствием рассматривают разные книги: про животных, машины, про принцессу и т.п., они называют персонажей, предметы. Чтение и рассматривание книг способствует развитию слухового и зрительного восприятия, развивает речь ребёнка, что в конечном итоге способствует активизации умственного развития. Прочитав малышу книжку, обязательно побеседуйте по её содержанию, спросите, про кого была сказка, хорошо ли поступил медведь, какого цвета был Колобок, кто больше, зайка или мишка и т.п. Одни и те же книги надо периодически убирать и приносить обратно. Детям, которые тянуться к книге, надо чаще давать новые книги. Если же ребёнка не привлекает чтение книг, просто рассматривайте с ним каждый день две-три иллюстрации, рассказывайте об их содержании, ничего не спрашивая и ничего не требуя от малыша, пока он не заговорит сам, не удивится и не восхитится чем-то.

   Дети очень любят наблюдать за тем, что делают взрослые. Они пытаются даже помогать маме в её хлопотах по дому. Любознательность ребёнка, его желание включиться в ваши дела надо всячески поощрять. Пусть кладёт на место вымытые вами ложки, ставит на стол чашки и т. п. Постепенно возможности малыша обогащаются, а вместе с тем расширяется и круг дел, к которым его можно привлечь. Это весьма полезно для его умственного развития.

  Очень важны для активизации умственных способностей детей прогулки. Действительно, выходя из дома, малыш очень много видит. Животные, растения, автомобили, труд людей… Есть на что посмотреть. Во время прогулки обращайте внимание ребёнка на то, что ему доступно, полезно, интересно. Иногда стоит специально повести малыша туда, где он увидит что-то новое.

   Начиная примерно с трехлетнего возраста, ребёнок задаёт массу вопросов. Ни в коем случае не отмахивайтесь от них, сколь «бессмысленными» и малозначащими они вам не казались бы. Нельзя отвечать формально. «А как ты это сделал?» - спрашивает малыш. «Взял и сделал», - отвечает папа. «Почему?»  «Потому!» -  отвечают ему. Что, кроме разочарования, могут вызвать у детей подобные ответы. Постарайтесь давать объяснения правильные, доступные пониманию ребёнка. Помните, что ваши ответы развивают у малыша пытливость ума, вызывают стремление разобраться, понять, узнать. Когда вы отвечаете ему, вы воспитываете убеждение, что объяснять – это и в самом деле важно. В дальнейшем ребёнок начнёт и сам искать причины и следствия. Это очень ценно для развития его умственных способностей.

  Интерес к окружающему у  ребенка дошкольного возраста очень велик. Всячески поддерживайте его, учите наблюдать, внимательно слушать, рассматривать. Развивая эти качества, вы тем самым развиваете его умственные способности, которые в свою очередь будут способствовать успешному умственному развитию.  

Консультации для родителей в старшей группе.

Откуда берутся вредные привычки.

К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки, и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста.

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.

Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Какими бывают детские вредные привычки?

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам психологи относят следующие ритуалы:

ковыряние в носу;

чавканье;

обилие слов-паразитов;

нецензурная речь и т.д.

Профилактика вредных привычек у детей.

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

  • Своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье.
  • Проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом.
  • Привитие правильных культурных ценностей.
  • Правильное питание и планирование корректного распорядка дня.
  • Родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

Последствия вредных привычек.

Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Этапы развития мышления у дошкольников.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. Оно необходимо для решения задач, вопросов, проблем, которые постоянно ставятся перед людьми окружающей действительностью. Нахождение ответа всегда способствует приобретению новых знаний. Поиски правильного решения часто бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность – процесс активный, он требует сосредоточенного внимания, терпения.

На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень пирамидки, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное. На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников «работают» картинки-пазлы, конструкторы, простейшие головоломки из подвижно-сцеплённых колец, треугольников и др., а также игры с пирамидками, матрёшками, коробками с вырезами определённой формы, куда надо опускать подходящие фигурки... Игрушки такого рода как бы сами учат малыша, за что и называются самообучающими. Но участие взрослых в подобных играх должно быть обязательным. Например, пирамидку можно собрать в любом порядке, не считаясь с величиной колец. И если взрослый не научит примериванию, малыш вообще не овладеет действиями с пирамидкой.

Овладение речью вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку, дети начинают мыслить обобщённо. Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово. На основе наглядно-действенного мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности, закрепляющемся в слове. Решение ряда задач осуществляется ребёнком уже в уме, без участия практических действий – он оперирует лишь образами. Много значат для развития наглядно-образного мышления конструирование, изобразительная деятельность, труд в природе. Именно здесь у детей складывается способность представлять себе будущий результат своих действий (постройку, рисунок какого-либо предмета и т.д.) Отсюда и возможность планировать свои действия, начиная с замысла и кончая осуществлением его.

Наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления дошкольников становятся своеобразной базой для развития словесно-логического мышления. В полной мере эта форма мышления сформируется уже в школе (при условии планомерной работы в этом направлении), но основу для развития логического мышления можно заложить уже в раннем детстве. Научите малыша наблюдать за явлениями природы, окружающей действительностью, объясните в доступной форме суть происходящих событий, изменений в природе, окружающей действительности. Расскажите, почему идёт дождь, наступает ночь, куда пропали птицы осенью и т.п. Не оставляйте без внимания ни одного вопроса, постарайтесь чётко и ясно ответить на него, даже если он кажется вам нелепым. Помните, что ваши ответы развивают у малыша пытливость ума, вызывают в нём стремление узнать, разобраться, понять. Когда вы отвечаете ему, вы (помимо того, что объясняете явление, которое его заинтересовало) воспитываете у него убеждение, что объяснять – это в самом деле важно. В дальнейшем ребёнок начнёт и сам искать причины и следствия. Это очень ценно для развития его мышления.

Развитию логического мышления дошкольников способствуют также настольно-печатные игры на классификацию предметов, их обобщение («Ассоциации», «Логика»), различные виды лото («Растения-животные», «Транспорт»), простейшие головоломки (квадрат Никитина, «Абрис»). Своеобразной «зарядкой для ума» являются загадки. Ведь само слово «загадка» образовано от слова «гадать», то есть «думать», «размышлять». А значит она учит думать, анализировать.

 Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мысли. По мере взросления ребёнка содержание мысли постепенно расширяется, возникают новые формы и способы мыслительной деятельности. Разумное руководство и помощь со стороны взрослого способны значительно активизировать эти процессы, сделать их более плодотворными.

Игра в жизни ребенка.

В настоящее время ученые отмечают более низкий уровень развития детской игры по сравнению с недалеким советским прошлым. Наблюдения за свободной деятельностью детей показали, что большинство дошкольников не играет, а просто рисует, конструирует, рассматривает картинки в книгах и т.п. А между тем, ФГОС ДО ставит во главу угла, наряду с индивидуальным подходом к ребенку, именно игру, где происходит сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Так следует ли способствовать оптимизации детской игры? Постараемся ответить на этот вопрос.

Игру принято называть спутником детства. Она составляет основное содержание жизни ребенка, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. Процесс обучения в игровой форме не только развлекает, доставляет удовольствие и радость, но и превращает познание окружающего мира в увлекательное путешествие. Например, занятие по ознакомлению детей с миром насекомых можно провести по-разному: можно посадить детей на стулья и, показывая им картинки, рассказывать, как живут насекомые, чем питаются и т.д. А можно пригласить детей в гости к Хозяйке луга, попросить отыскать насекомых на лугу (ковер с цветочным орнаментом), дать подержать муляжи насекомых в руках, чтобы как следует их рассмотреть. Дети в процессе игры будут летать, как бабочки, прыгать, как кузнечики, помогать Хозяйке луга спасти муху от паука. И, конечно, получат новые знания.

И все же, самой привлекательной деятельностью для детей дошкольного возраста является свободная сюжетная игра, позволяющая ощутить состояние внутренней свободы, т.к. действие в ней происходит в воображаемой, условной ситуации. Надо ли вмешиваться в такие игры, руководить ими? Во многих играх дошкольников позиция взрослого состоит не столько в непосредственном участии, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре (создание игровой атмосферы, тщательное разъяснение содержания и правил игры, корректная помощь в распределении ролей между игроками, адекватный подбор игрового материала и оборудования и т.д.).

Создавая коллективные взаимоотношения в игре, взрослый должен стремиться, чтобы дети играли дружно, помогали друг другу, проявляли навыки взаимовыручки, не ссорились, не смеялись над проигравшим.

Общей рекомендацией взрослому при проведении игр любого вида является создание и поддержание у детей особого – игрового – эмоционального состояния. Несмотря на то, что помимо радости и гордости, играющие могут испытывать иногда чувства огорчения и обиды, в ходе игры важно корректно, но настойчиво поправлять ошибки игроков, при необходимости – разумными способами поддерживать их дисциплину, не допускать пререканий и грубости, постепенно воспитывая у детей выдержку, чувства справедливости, товарищества и взаимовыручки, настойчивости в достижении цели.

Порой взрослым людям бывает трудно договориться друг с другом, найти общий язык с собеседником. А ребенка можно научить делать это с помощью игры. Зная возрастные и индивидуальные особенности детей, обладая организаторскими и творческими способностями, взрослый поможет детям наладить контакты, научит слышать друг друга, уважать выбор товарища, согласовывать свои действия с другими участниками.

Консультации для родителей в подготовительной группе.

Как преодолеть страх перед школой.

Уважаемые родители, важно знать, что страх перед школой достаточно частое явление у ребят, которые еще только собираются быть школьниками! Как правило, это связано с тем, что школа для большинства детей представляется чем-то особенным, непонятным и сложным. Как же помочь будущему первокласснику?

Стоит готовить ребенка к новому этапу его развития. В первую очередь, необходимо рассказывать своему ребенку о том, что ребята делают в школе, чем занимаются. Чем больше информации, тем лучше. Ребенку не будет необходимости фантазировать о том, что же такое школа, родители сами рассказывают ему об этом. Вместе с информацией, что такое школа, школьник, учитель, для ребенка важен практический опыт в выполнении заданий, подобных школьным заданиям. Родители могут предлагать ребенку решать какие-либо задачки, учить его читать и писать дома. Можно и нужно родителям играть с детьми в школу, меняясь ролями и проигрывая ситуации уроков, ответов у доски, даже перемен.

Родители могут создать своеобразное рабочее место - домашнюю «парту», определить конкретное время, когда они будут заниматься с ребенком. Школьная жизнь отличается большей упорядочностью, регламентированностью поведения. И дома, приближая обстановку к школьной, важно выдерживать нормы и правила официального учреждения. Только учитывайте при этом возраст малыша, помните о его ресурсах и все занятия проводите в игровой форме.

Очень важным условием является готовность родителей обсуждать с малышом его страхи. Такие беседы позволят понять, что кроется в основе страха или тревоги: возможно, это просто фантазии ребенка, а возможно способ привлечь внимание к себе и получить дополнительную поддержку родителей.

В том случае, если ребенок уже пошел в первый класс, страхи перед школой могут быть вызваны другими причинами. Это могут быть строгая учительница, слишком активные одноклассники, сложности в усвоении школьной программы. В первую очередь, стоить понять причины страха, а затем уже, в зависимости от ситуации, принимать меры. Если учитель слишком строг, можно поговорить с ним, обсудить особенности вашего ребенка. Если педагог не готов идти на контакт, есть смысл подумать о переходе в другой класс. Конфликт между учеником и учителем в начальной школе могут послужить причиной множества сложностей в будущем. Ведь учитель становиться для ребенка следующей по значимости фигурой после родителей. И если он не принимает ребенка, не ценит его успехов, слишком часто наказывает, это может привести к заниженной самооценке, снижению мотивации к обучению в дальнейшем.

Если страхи перед школой обусловлены сложностями в отношениях с одноклассниками, ребенка надо учиться дружить, отстаивать свое мнение. Стоит поговорить с ним об этом, вместе поискать выходы из сложившейся ситуации. Только не стоит активно самому налаживать контакты ребенка с одноклассниками, регулировать конфликты, «организовывать» дружбу. Такое поведение родителей не послужит повышению авторитета сына или дочки среди одноклассников, а для самого ребенка препятствием на пути собственного развития, приобретения навыков успешного общения, уверенности и самостоятельности.

Возможно, страх перед школой связан со слишком большой нагрузкой для ребенка, с которой он не справляется, и потому чувствует себя неуспешным и боится такой ситуации. Тогда стоит помочь ему, развивая его внимание, память, мышление, или принять решение о снижении нагрузок.

Одаренность и одаренный ребенок.

  1. Понятие одарённости.

Одарённость – это творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Сила одарённого человека – в его творчестве. Несмотря на различие сфер деятельности, интересов, характеров выдающихся людей, их объединяет одно общее – стремление к творческому поиску и новаторство. Но творчество взрослого человека и творчество ребёнка очень различаются, они по-разному оцениваются и анализируются. Однако истоки взрослого творчества, по мнению исследователей, обнаруживаются в детские годы. Психолог Н.С.Лейтес утверждает, что именно в детстве внутренние условия возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей.

  1. Творческий потенциал ребёнка и его проявления.

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одарённые дети имеют высокий творческий потенциал.

Одарённость – развивающееся творчество. Наиболее общей характеристикой одарённости является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации, которая у одарённого ребёнка преобладает над другими типами мотивации. Познавательная мотивация ребёнка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления.

Признаками познавательной активности можно назвать следующее: ребёнок ищет источник информации, задаёт многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное, опираясь на полученную информацию и собственное воображение. Он готов поделиться своими новыми знаниями, открытиями с близкими людьми, любимыми игрушками, но непременно в собственном понимании. Он не повторяет, что услышал, а рассказывает так, как понял. Выражение, оформление результатов творческого поиска становится необходимым, чтобы ребёнок мог лучше понять то, что он сделал. Это как бы вынесение вовне итогов большой внутренней работы для того, чтобы лучше оценить их «со стороны», увидеть возможности дальнейшего творческого совершенствования.

  1. Рекомендации родителям.

     Признаки одарённости. 

  1. Раннее и успешное развитие двигательной активности.

Овладевая ползанием, ходьбой, движениями рук, ребёнок познаёт предметы и действия с ними. Одновременно идёт развитие понимания речи. Следовательно, если малыш довольно рано начинает хорошо ползать, ходить, бегать, легко манипулировать мелкими предметами (карандашом, кисточкой), значит более активно идёт ознакомление с окружающим, создаются предпосылки раннего овладения речью и быстрого развития интеллектуальной сферы. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, если он постоянно придумывает новые способы познания (бросание игрушек, разрывание бумаги и пр.) – всё это признаки зарождающейся творческой одарённости.

2.Ребёнок рано овладевает навыками чтения и счёта.

Научившись читать и считать, дошкольник стремится использовать эти умения как можно чаще и шире – он читает вывески, заголовки и даже книги, везде отыскивает знакомые цифры, постоянно считает предметы, живые объекты, потом пробует составлять разные новые комбинации. Такой ребёнок много знает, поражает логичностью, последовательностью суждений.

  1. Большая чувствительность к  звукам музыки.

До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: ребёнок затихает при звуках мелодии, у него на лице появляется улыбка, он начинает активно «гулить», как бы подпевая. Примерно в 3-5 лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально малыш имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах – всё, связанное с музыкой удаётся увидеть у взрослых. К 5-6 годам ребёнок предпринимает попытки придумать что-то своё. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, несмотря на невысокое качество, появление их знаменует собой переход на более высокий уровень развития одарённости ребёнка.

  1. Острая наблюдательность, сильная впечатлительность, способность всё вокруг видеть в красках, замечать необычное, красивое и запоминать это.

Развитие этих качеств приводит к раскрытию художественного таланта.

  1. Интерес к шахматной игре.

Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, дети часто большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать сверстников, старших детей, взрослых. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Она может стать для ребёнка желаннее любой другой игры, если познавательная активность обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

 Условия раскрытия детской одарённости.

Что же нужно делать, чтобы ростки одарённости не погибли, а зацвели и дали плоды?

  1. Своевременно удовлетворять потребность малыша в новых впечатлениях.

Эта потребность появляется с рождения наряду с физиологическими потребностями в пище, сне и пр. и вызывает поисковую активность, которая первоначально выражается в рассматривании, слежении за предметами. Взрослый должен обратить внимание младенца на предметы, показать способы взаимодействия с ними, обеспечить постоянную новизну игрушек и занятий, поощрять первые самостоятельные действия маленького «исследователя». На этом возрастном этапе поисковая и исследовательская активность обеспечивает ребёнку непроизвольное открытие мира, становление сенсорных эталонов (первых понятий о цвете, форме, величине предметов).

  1. Поддерживать и поощрять интерес ребёнка ко всему новому.

У одарённых детей вследствие повышенной познавательной активности знания о мире шире и сложнее, чем у сверстников, но особенность познавательной потребности состоит в том, что она ненасыщаема. Это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребёнка.

  1. Внимательно относиться к вопросам детей, стараться давать продуманные, обоснованные ответы.

Вопросы одарённых детей очень глубоки по содержанию, широки по тематике. У них гораздо раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений.

  1. Поддерживать самостоятельный поиск решений.

Часто, будучи не удовлетворён ответом взрослых, пытливый ребёнок пытается найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. Поставленную проблему, вопрос дошкольник обращает к самому себе. Возникающая при этом  познавательная потребность приобретает новое качество: она вполне осознаётся ребёнком.  

  1. Начинать развивать творчество с младенчества.

М. Ибука советует как можно раньше дать ребёнку карандаши и огромный нестандартный лист бумаги. Ребёнок уже с 8 месяцев, по мнению исследователя, может держать карандаш. Не следует покупать готовых игрушек. Разрешите ребёнку трудится столько, сколько он может, ведь для него важен не результат деятельности, а сам процесс. Не навязывайте ребёнку книги, а окружите ими малыша с раннего детства. Постоянно повторяйте: «Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком.

    6.  Развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать.

Раннее развитие нередко сводят к тому, чтобы дать как можно больше информации ребёнку или научить читать, писать в раннем возрасте. М. Ибука выступает против этого, считая, что важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. А для этого не нужно специальных программ, всё зависит от отношения родителей. Семья на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребёнка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своего таланта.  

      7.Выбрать оптимальное соотношения между желаниями,         требованиями взрослых и стремлениями, интересами самого ребёнка.

Многие родители интуитивно угадывают высокий творческий потенциал ребёнка и даже пытаются помочь в его раскрытии, но сталкиваются при этом с массой трудностей. Специалисты отмечают, что ребёнок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одарённые дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей. Свободные игры – такой интересный         для ребёнка и значимый для его развития элемент детства,  заменяются занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство как бы сокращается. Такая искусственная акселерация подвергалась серьёзной критике со стороны многих учёных, т.к. отрицала качественное своеобразие последовательных возрастных периодов детства. Ведь в детстве, на каждом определённом возрастном этапе ребёнок не только усваивает новые знания и умения. У него образуются новые психофизиологические уровни, новые планы отражения действительности. По утверждению А. В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлечённый, оторванный от конкретной действительности характер.

Особенности отношения к одарённому ребёнку в семье. 

Учитывая особую ранимость одарённого ребёнка, взрослым следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что такой малыш остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, и выражения лица собеседника, и его жесты. То, что у других детей не вызовет никакой реакции, у одарённых при их высокой чувствительности может вызвать бурю эмоций, сильный протест. Это касается слов и действий взрослых. В связи с этим любые конфликты в семье пагубно сказываются на развитии творческой личности. Ошибочны надежды как на то, что ребёнок мал и не поймёт причин ссор, разлада, так и на то, что он достаточно умный, и можно апеллировать к его мнению. Несомненно, вовлечённый во внутрисемейный конфликт малыш будет остро переживать происходящее, он действительно много понимает по-своему, по-детски. От бессилия что-либо изменить, а для этого он действительно мал, ребёнок очень страдает. У него ухудшаются аппетит и сон, появляются раздражительность, капризность, слёзы, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам. Спад наблюдается и в интеллектуальном развитии, и в творческом.

Для творческого развития крайне необходима атмосфера любви, добра и уважения в семье. Одарённый ребёнок обладает уникальными возможностями, но всегда нужно помнить, что прежде всего это ребёнок, и ему необходимы помощь и поддержка. А это не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, работам, вопросам, сомнениям, не только создание условий для его творчества (обеспечение необходимым материалом, устройство места для занятий, определение в специальные кружки, студии), но и раскрытие новых возможностей для творческого поиска и самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...