Использование методов РТВ и ТРИЗ в развитии коммуникативных навыков общения
материал

Шманина Дарья Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_ispolzovanie_metodov_triz_i_rtv.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов РТВ и ТРИЗ в развитии коммуникативных навыков общения

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого.

Девиз тризовцев – «Можно говорить всё».

Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и

увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе

методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам.

• Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

• Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой

штурм.

• Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно

рассматриваться в развитии).

• Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных

операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и

заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

Обязательная активация творческого воображения;

В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется

придерживаться следующей последовательности:

а) выбор темы занятия в соответствии с комплексно - тематическим планом. При

этом не имеет значения, какая программа лежит в основе деятельности педагога;

б) определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный

вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая

обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в

продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится,

происходит закрепление материала и рефлексия;

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ

РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в

этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой

задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с

дошкольниками на протяжении дня.

(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными

моментами, вечер).

Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:

Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп),

Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах

и структуре систем,

Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,

Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,

Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых

приёмов фантазирования,

Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение

поля поиска.

Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с

элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми

дошкольного возраста:

• Кляксография,

• Ниткография,

• Пальцеграфия,

• Рисование штампами и шаблонами,

• По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже,

• Создание коллажей,

Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл.

гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В

старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).

Проведение игр и тренингов с элементами рисования:

• «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).

• «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей

других героев (для средней и старшей групп).

• «Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.

«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по

содержанию.

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности

• Придумывание сказки по предложенному началу.

• Составить сказку на свободно выбранную тему.

• Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать

зависимость между отдельными событиями.

• Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.

• Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для

воплощения образов.

• Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.

• Изменять заимствованные из сказок ситуации.

• Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи

(добрая Баба Яга, щедрая Лиса).

• За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.

• Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние

знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для

ребёнка) образы и образные ситуации.

• Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей

действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных

фрагментов с незначительными их преобразованиями.

• Учит воспринимать образ средствами музыки, художественного слова,

изобразительной деятельности.

• Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные

признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.

• Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие

на пути к достижению цели.

• Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа

сказок, рисунков, песен.

• Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для

сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.

Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое

слово «дождь».

Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё

чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах.

Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.

Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно

простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду.

Наводнение.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем

мире.

Выполнила: воспитатель группы № 9 Шманина Д. А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные планы на развитие коммуникативных навыков общения.

Перспективные планы на вторую младшую, среднюю, старшую, подготовительную группы....

Конспекты воспитательных занятий по развитию коммуникативных навыков общения.

Данный материал содержит конспекты воспитательных занятий по развитию коммуникативных навыков общения детей....

Статья "Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком"

Совместная деятельность воспитателя и детей по развитию коммуникативных навыков общения у младших дошкольников. Как правильно общаться с ребенком....

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста».

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных пр...

Проект "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью театрализации".

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью театрализации....