Патриотическое воспитание
методическая разработка

Татьяна Юрьевна Онофрук

Патриотическое воспитание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Программа патриотического воспитания дошкольников для всех возрастных групп.

Младшая группа

«Мой дом, мой детский сад, мой город»

  • Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города), по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория).
  • Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живёт ребёнок; подчёркивать значение окружающих предметов быта (одежда, игрушки и т. д.); обращать внимание на природное окружение.
  • Знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним. Рассматривать русские народные костюмы, атрибуты народного театра. Привлекать детей к драматизации, режиссёрским играм.

Средняя группа

«Мой город»

  • Расширять представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где они живут.
  • Знакомить с географическим расположением города, его экономическим значением, социальной сферой, архитектурными особенностями.
  • Знакомить с историческим прошлым родного города (на  материале печатных изданий, экспонатов музея).
  • Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своём городе.
  • Знакомить с почётными людьми города, прославившими его (Ю. А. Гагарин – первый космонавт).

Старшая группа

«Мой край»

  • В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настояшим Смоленщины.
  • Дать представление о его географическом расположении, природных ресурсах.
  • Рассказать о климатических условиях как о факторе, определяющем экономическое развитие края.
  • Знакомить с городами области и их достопримечательностями.
  • Знакомить с культурным наследием Смоленщины (с произведениями поэтов, художников, музыкантов, архитекторов, фольклором, обрядами, ремёслами).

Подготовительная группа

«Моя страна – Россия»

  • Формировать понятие родины как места, где человек родился (город), и страны, где он живёт, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
  • Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей страны.
  • Знакомить с географическим расположением России, её климатическими поясами, природными ресурсами.
  • Дать представления о старинных городах (города – столицы, города – памятники, города – крепости), их достопримечательностях.
  • Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа.
  • Знакомить с подвигами русских солдат и военачальников.

Работу по патриотическому воспитанию лучше осуществлять тематически в рамках системы образовательных или исследовательских проектов.

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая память поколений. Задача педагогов – передать её детям, наполнив их сердце негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своей страны.

В истории России всегда были достойные примеры самоотверженного труда, преданности, самопожертвования и героизма во благо процветания Отечества. Эти ценностные ориентиры рассматриваются в учебно – воспитательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Дошкольнакам об истории Отечества»

Основные темы

«Земля русская в старину далёкую»

Просторы и богатства русской земли. Понятие «столица». Столицы Руси. Городища и города.

«Князья, купцы да бояре, да русский мужик – лапотник»

Князья и богатыри защитники русской земли. Уклад жизни, сословная принадлежность жителей. (Использование произведений А. С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

«Одежда древних русичей»

История русского костюма. Русские народные промыслы. (Создание элементов одежды и моделирование одежды детьми.)

«Дома – терема тесовые, ставенки узорчатые»

Деревянное зодчество на Руси, мастерство плотников, столяров, резчиков по дереву. (Рисование, аппликация и конструирование из бумаги.)

«Русская изба углами красна»

Убранство жилища россиян, утварь. Эстетика быта и её истоки. Народные промыслы. (Создание детьми макета горницы.)

«Изба красна не только углами, но и пирогами»

Отношение россиян к хлебу. Профессии людей, «создающих» хлеб. Традиции хлебопечения.

«Книгопечатание на Руси»

История книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Способы хранения книг. Культура чтения. (Игра «Библиотека»)

«Наши столицы красотой и историей славны»

Достопримечательности и архитектурные памятники Санкт – Петербурга. История Москвы, запечатлённая в архитектурных памятниках. (Выставка – экспозиция «Моя Москва»)

«История транспорта»

Транспорт встарину. О каком транспорте мечтали люди много лет назад? Будущее нашего транспорта. (Творческое моделирование экологически чистого транспорта)

«Русский человек здоровьем славился»

Понятие «здоровый человек». Факторы здоровья. Ценность здоровья для человека. Былинный богатырь – символ несгибаемости духа. Народные средства сохранения здоровья. Физкультура и спорт. Народные виды спорта. Культура питания. Особенности и достоинства русской кухни.

«Русский солдат славу Отечества достойно защищал»

История великих сражений. Знаменитые полководцы. Русские солдаты – славные защитники родной земли. Одежда и оружие русских воинов. Армия в наши дни.

Познавательное занятие (в старшем дошкольном возрасте)

Город Гжатск (Смоленская область ныне город Гагарин)

Цель: познакомить детей с историей города Гжатска.

Задачи:

- Дать детям представление об истории города, в котором живём;

- В доступной форме рассказать детям о роли Гжатской пристани в снабжении хлебом и другими товарами новой столицы государства  Санкт – Петербурга;

- Вызвать у детей познавательный интерес к прошлому города;

- Воспитывать любовь и гордость к славной истории Гжатска.

Материал к занятию: портрет Петра I, свиток с указом Петра, репродукции с видами Петербурга и Гжатска, картинки с гербом города, карта мира или глобус.

Предварительная работа: посещение краеведческого музея города, рассматривание репродукций с видами старого города, разучивание стихов о городе, экскурсия  к реке Гжать.

Ход занятия

 Воспитатель читает стихотворение местного поэта, почётного гражданина города Гагарин Михаила Чекусова:

Город мой не приметен сначала,

Нет ни моря, ни огненных скал.

При Петре, он речным был причалом,

В век двадцатый космическим стал.

Ребята, я прочитала вам небольшое стихотворение о нашем родном городе.

- Как называется наш город, в котором мы все живём? (Гагарин)

Правильно, город Гагарин, который получил своё название в честь нашего земляка, героя, первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Но это название наш город получил сравнительно недавно. Ведь раньше у нашего города было другое название.

Сегодня я хочу познакомить вас с историей возникновения, старинного русского городка Гжатска, который впоследствии был переименован в город Гагарин. Это наш родной город, в котором мы все живём.

История эта началась давным – давно. В ту пору в Государстве Российском правил царь Пётр I (показывает портрет Петра). Это был великий и могущественный государь. Очень много важных и путных дел  сделал он для Государства Российского. Одним из таких дел было строительство великого стольного града Санкт – Петербурга. Город этот строился на северной границе нашего государства (показывает на карте или глобусе) и связывал его через море с другими великими государствами мира. Поэтому Санкт – Петербург был необходим государству. Вырос град Петра (он и назван был в честь Петра – Петербург). И чем больше и величественнее он становился, тем больше нужно было еды, одежды и других товаров, чтобы накормить, одеть строителей и других жителей города (показывает фотографии и репродукции).

Но где их взять? Ведь в то далёкое время в государстве Российском было полное бездорожье. Не было ни асфальтных дорог, ни железнодорожных дорог. Не было автомобилей, поездов, не летали в небе самолёты. Люди добирались из города в город, из деревни в деревню пешими или на лошадях. Было это очень долго, да и неудобно. Гораздо быстрее можно было добраться из города в город, если перебраться (перевезти груз) по реке.

 И задумал царь Пётр построить водный путь, чтобы стольный град Санкт – Петербург одеть, накормить и обуть.

Послушайте, как это описал поэт Валерий Свистунов:

Он карту старую раскинул: Россия кладезь и сумма.

Холмы, леса и цветом синим протоки, малых речек тьма.

Был царь в своих решеньях смелым, ведь и по речкам можно плыть,

Товар сплавлять, наладить дело – ход судовой, тому и быть!

И издал царь такой указ: (читает указ, написанный на красивом свитке)

« По рекам Гжати, от устья малой Гжати, по реке Вазузе, от села Власова сделать судовой ход, как возможно, чтобы могли суда с пенькой и хлебом и иными товарами, ходить без повреждения. Да на тех же реках, в пристойных местах сделать амбары»

Ребята, знакомо ли вам название реки Гжать? Где она протекает? Глубокая ли она? А какой река бывает весной?

В то далёкое время, Гжать во время половодья, становилась большой, глубокой рекой. И плыли по ней тяжёлые барки и прочие торговые суда.

И вот после указа царя, застучала топоры, закипела работа. Одна за другой возникали вдоль реки пристани. Реку промеряли, русла выравнивали. Царь сам участвовал в обследовании рек, прежде чем начать строительство. Самой крупной пристанью была Гжатская, выросшая в том месте, откуда начинается судовой ход вниз по Гжати.

Давайте послушаем, что говорится в стихотворении Михаила Чекусова «Житница Петербурга». Дети читают стихи.

1 ребёнок:

Среди болот, большой и сильный,

В глуши, где мхи ковром лежат,

Стоял сам Петр – глава России, пред ним струила воды Гжать.

2 ребёнок:

Смотрел волнением объятый,

Шептал, восторга не тая:

«Ах, как вокруг земля богата,

Да это ж житница моя!»

3 ребёнок:

«Здесь быть селенью» – царь великий,

Сказал, метнув на волны взгляд.

«Возить зерно, пеньку и лыко,

Отсюда будем в стольный град!»

Так была основана Гжатская пристань. Основав её, царь Петр I стал заботиться о заселении  пристани купцами и мастеровыми людьми. Не хотели купцы ехать в такую глухомань. А без купцов и мастеровых людей нечего было и надеяться, что пойдут отсюда в северную столицу суда с хлебом. И тогда пустился царь на хитрость. Велел он своим служивым людям написать на некоторых купцов тайный донос (или жалобу), что де виновны они в разных беззаконных делах. Доносы написали, виновных посадили в ямы (так назывались тюрьмы), а выпускали под одним условием: уезжай в Гжатскую пристань и селись там.

И поехали в Гжатскую пристань купцы со своими семьями. Стали они дома строить, торговлю налаживать. За ними потянулся и мастеровой люд. Гжатская пристань стала расти и богатеть. Появились нарядные купеческие дома и маленькие домики мастеровых людей. (Показывает иллюстрации с видами старого города)

Давайте, ребята, и мы с вами построим дом. Выполняют упражнение «Строим дом»   

Все движения выполняются руками

Тук, тук, молотком, мы построим себе дом.

(Дети стучат кулачком по кулачку)

Крыша большая, большая. Вот какая.

(Дети складывают руки над головой в виде крыши)

Окна большие, большие. Вот какие.

(Дети держат руки параллельно одна другой на небольшом расстоянии перед собой)

Тук! Тук! Подружней! Строить дом нам всем не лень.

(Дети стучат кулачком о кулачок)

Позовём к себе гостей (Движения ладошками к себе подзывают)

В доме будет веселей! (Хлопают в ладошки)

Вот мы с вами немножко отвлеклись, а теперь продолжим.  

Из разных мест привозили и складывали в Гжатских амбарах: зерно, масло, пеньку, кожи, железо и другие товары. Здесь же строили небольшие суда – барки. А весной на эти барки грузили весь собранный товар и в половодье, по высокой воде, шли караваны барок в Санкт – Петербург.

А в Петербурге ждали хлеб. Люди голодали, мёрзли, болели.

Давайте послушаем отрывок из поэмы Валерия Свистунова «Гжатск»:

…Измученные голодом,

Смурнее становился люд.

Кто посмелее, не роптали:

Когда же хлеба подвезут?

Царь Пётр, молясь на провиденье, мрачнел,

Закрался в душу страх.

И вдруг, глазам своим не веря,

Увидел барки на волнах.

Народ на берегу притих,

Уткнулась барка глухо в берег.

Другая… Странный флот застыл.

И царь в счастливый «сон» не веря,

 Тревожным голосом спросил:

- Откуда барки? Чем гружёны?

Куда держали крестный путь?...

- Ребята, как вы думаете, что это были за барки? Откуда они прибыли? Сейчас увидим, правы вы или нет.

…И на берег сошли смущённо

Купцы толпой: Не обессудь, -

Прими гостей к тебе с поклоном.

Откланявшийся перед царём

Продолжил старший – прямо к трону,

От Гжатских пристаней идём!

Его царь обнял, что есть силы

В глазах и слёзы и восторг:

- Спасибо Вам от всей России!

Для вас без пошлин будет торг.

Ваш хлеб – великое спасенье,

Не приплыви вы быть беде.

Царь отблагодарил Гжатских купцов. Позволил им торговать без уплаты налогов. И в честь своего великого расположения велел построить в Гжатской слободе царский дворец. А сам Гжатск назвал «житницей» Петербурга.

 Как вы понимаете выражение «житница» Петербурга? У нашего города есть свой герб, который всегда напоминает нам о великом прошлом нашего небольшого городка. На гербе изображена груженая барка. ((Показывает герб города и объясняет понятие «барка»)

Итак, сегодня вы познакомились с историей возникновения нашего города. Вы узнали, как маленький городок (на небольшой речке) стал важным и нужным нашему государству Российскому. Но у нашего города не только славное прошлое, но и великое будущее. Но это уже другая история.

Занятие по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Мой любимый город Гагарин»

Цель: дать детям представление о городе Гагарине.

Задачи:

- В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Гагарин (его истории, достопримечательностях, о людях прославивших его);

- Вызвать познавательный интерес к родному городу, восхищение его красотой;

- Дать представление о его географическом расположении, природных ресурсах;

- Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – Гагаринец!).

Оснащение: Большие видовые фотографии с видами города, открытки с достопримечательностями, карта России, презентация «Мой любимый город Гагарин».

Предварительная работа: Рассказы, беседы  о городе, с использованием стихов и иллюстраций, посещение музеев города: «Первого полёта Ю. А. Гагарина в космос», Дом – музей школьных лет Ю. А. Гагарина, Дом космонавтов, оформление в группе стенда «Наш город – Гагарин», аудио запись песни «Знаете, каким он парнем был?»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом.

- В какой стране мы живём?

 - Как называется город, в котором мы живём? Любите ли вы свой город Гагарин? А хорошо ли вы его знаете? (Ответы)

 Первое название города Гагарина – Гжатск. (На прошлом занятии  вы узнали, почему он так назывался и об основании Гжатска)

Современная история города связана с именем первого космонавта Юрия Гагарина. Город носит его имя. Они прославились одновременно, человек и город. 12 апреля 1961года мир услышал их имена. Юрий Гагарин, открывший человечеству дорогу в космос, и Гжатск – город, где он родился. (Показывает фотографии и портреты Юрия Алексеевича Гагарина; прослушивание песни «Знаете, каким он парнем был?»)

 Юрия Гагарина помнят в бывшем Гжатске и сегодня. Ежегодно в день рождения первого космонавта (9марта) в городе проводятся «Гагаринские чтения» (общественно – научные). На это мероприятие съезжаются все, кто имел какое – либо отношение к первому полёту человека в космос, а также все те,  кто связан с космонавтикой сегодня.

Современный город достоин имени, которое он носит. Многое здесь связано с космосом и Гагариным. Центральная улица города носит название -  улица Гагарина;  Гостиница, куда приезжают гости города называется «Восток» (так назывался космический корабль, на котором Гагарин полетел в космос); Кинотеатр называется «Космос» (воспитатель показывает детям слайды достопримечательностей города, идёт обсуждение).

Наш город небольшой, но очень светлый и красивый. Послушайте, как описывает красоту нашего города поэт Михаил Чекусов:

Над светлой Гжатью тихий шепот ив,

И тополей серебряный наряд…

Да разве ты, мой город не красив?

Твои дома растут за рядом ряд.

А главы золочёные церквей,

Что к выси устремились над тобой,

Сверкают в буйстве зоревых лучей

И юностью твоей и стариной…

- Ребята, а давайте отправимся на экскурсию по своему родному городу. Вот нас уже ждёт автобус. (Показать детям на стулья, поставленные в два ряда, как сиденья в автобусе) Проходите в автобус и рассаживайтесь по местам. Мы отправляемся на экскурсию по городу, а я буду вашим экскурсоводом.

На экскурсию мы едем – город свой узнать хотим.

(Вращения руками, как будто держат руль)

Вдоль по улицам поедем и в окошко поглядим.

(Слегка развести руки в стороны, а затем повернуть голову направо и налево)

Стоп! Смотрите прямо – что же перед вами?

(Воспитатель показывает 1 слайд презентации «Центральная площадь города и памятник Ю. А. Гагарину, памятник архитектуры казанская церковь»; выслушивает ответы детей; игра продолжается)

На экскурсию мы едем… (Повторяют движения, как вначале игры)

Стоп! Смотрите прямо – что же перед вами?

(Воспитатель показывает 2 слайд: река Гжать, мост через неё; дом творчеста «Звёздный»; памятник Петру I; выслушивает ответы детей; продолжает игру)

На экскурсию мы едем…(Повторяют движения, как вначале игры)

Стоп! Смотрите прямо – что же перед вами? (Слайды: « Д/К «Комсомолец»,  «Дом – музей школьных лет Ю. А. Гагарина», Дом космонавтов)  

(Далее игра продолжается аналогично. Слайды для просмотра: «Музей первого полёта человека в космос», Школа имени Ю. А. Гагарина, наш детский сад на улице Гагарина, центральный парк, железнодорожный вокзал)

- Вот и закончилась наша экскурсия по городу. Вам понравилось наше путешествие. Вы все молодцы! Знаете наш город, его улицы, памятные места, достопримечательности, памятники и архитектурные здания города.

- А кто знает, где находится наш город?

Гагарин имеет выгодное расположение. Он расположен недалеко от Москвы и Смоленска (Показывает на карте расположение) Такое расположение влияет на рост и успехи города. Недалеко от города находится Яузское водохранилище, крупнейшее в Смоленской области. На берега этого водоёма постоянно приезжают любители рыбной ловли и туризма. Многие туристы и жители города хотят провести свой отпуск недалеко от родного города.

Наш город растёт и обновляется. Он превратился в город с удобной планировкой, современной архитектурой, высоким уровнем жизни.  И мы, его жители, очень любим свой родной город Гагарин и годимся им.

Дать родителям задание: побывать в памятных местах города, сфотографировать эти места. Рассмотреть эти места с детьми, уточнить, что это за памятники, здания, парки. Используя эти фотографии оформим фотоальбом «Мой город – Гагарин»  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...