консультация для воспитателей
консультация

Триполева Олеся Сергеевна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для воспитателей33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»»

Консультация для воспитателей

Тема: «Формирование звуковой стороны речи, игры и упражнения

для детей средней группы»

Воспитатель:

Триполева О.С.

г. Советский

Формирование звуковой стороны речи

игры и упражнения для детей средней группы

     В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Это создает благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка.

     На пятом году жизни у детей резко возрастает интерес к звучащим словам. Они уже не только вслушиваются в слова, но и пытаются установить, из каких звуков они состоят, легко подбирают слова, близкие по звучанию. При специальном обучении ребенок может узнавать знакомый звук в слове, вычленять его из слова, подбирать слова на хорошо известные ему звуки. В зависимости от содержания и ситуации высказывания он может управлять своим голосовым аппаратом: произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

     С четырехлетними детьми воспитатель продолжает начатую в младших группах работу по развитию слухового восприятия, совершенствованию фонематического слуха. Используя предлагаемые ниже игры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию {ложка — кошка, мошка и т. д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в названиях которых есть этот звук, и т. д., т. е. воспитатель обращает внимание детей на то, что слова состоят из звуков, что один и тот же звук может находиться («жить») в разных словах.

     Одновременно педагог ведет работу и по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом он уделяет правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных звуков (л, ль, р, рь). Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками, с выделением их голосом, например шшшапка, кошшшка.

     В качестве наглядного материала при проведении игр и упражнений на уточнение и закрепление правильного произношения определенных звуков воспитатель подбирает такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились бы в различных позиционных условиях (в начале, середине, конце слова). Закрепляется правильное произношение как твердых, так и мягких звуков (например, при закреплении правильного произношения звука «р» воспитатель упражняет детей и в произношении звука «рь»).

     Умение правильно произносить звуки — важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит детей четко произносить слова: он просит их произнести слово так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слово произносит воспитатель в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произнесения слова увеличивается; весьма эффективно и произнесение слов шепотом — для этого требуется четкая артикуляция звуков.

     Воспитатель продолжает обращать внимание детей на то, что слово может звучать громко и тихо, быстро и медленно, и упражняет детей в произнесении их с различной степенью громкости и в разном темпе.

     Развивая у детей слуховое восприятие, фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, воспитатель подготавливает дошкольников к обучению звуковому анализу слов. Вся работа, направленная на развитие фонетической стороны речи, планируется и проводится на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи. Некоторые игры и упражнения (например, на закрепление правильного произношения звуков, которые дети еще недостаточно усвоили) по усмотрению воспитателя могут быть проведены и вне занятия (в часы игр, на прогулке).

     Цель предлагаемых ниже игр и упражнений — развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

-  Угадай, чей голос

- Возьми игрушку

- Будь внимательным

- Найди ошибку

- Покатаем на машине

- Выдели слово

- Назови и отгадай

- Что в мешочке?

- Где что лежит?

- Наши имена

- Кому что подарим?

- Подберем игрушки

- У кого кто?

- Кто это?

- Доскажи слово

- Подбери нужное слово

     Цель следующих двух игровых упражнений — развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

- Подбери похожие слова

- Угадай, где кружки, а где кружки

     Цель следующих двух упражнений — учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

- Топ-топ-топ

-Угадай, какой поезд

- Котенок

- Интересные слова

-Что делает?

- Кто есть кто?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...