Опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников
статья

Опыт работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorcheskoy_lichnosti._iz_opyta_raboty.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:


В одном мгновенье видеть вечность

                                                            Огромный мир – в зерне песка

                                                                  В единой горсти – бесконечность

                                                      И небо – в чашечке цветка

(Уильям Блейк)

Кажется, эти слова мог сказать ребенок. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобретательная деятельность в детском саду и школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, или что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка, придавал большое значение в развитие ребенка предметам эстетического цикла (музыке, рисованию). Он подчеркивал, что рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты.

Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Великий чешский педагог Я.А.Коменский, утверждал важность рисования для формирования всесторонне развитого человека, предлагал внести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте детям также срисовать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдаленными деталями вещей. Наконец, будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Он считал, что изобретательное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильность и стройность в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

О важном значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог Ф.Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший уникальную по тем временам систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку: «Развитие способности к рисованию в ребенке,  - утверждал он, - составляет одну из существеннейших задач развивающе - воспитывающего обучения человека, существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для всеобщего единения жизни. Благодаря тому, что сила рисования была познана не вполне и на ее укрепление и дальнейшее упражнение не обращалась общего внимания как на неразрывное звено истинно человеческого образования,  и оно не рассматривалось как существенное воспитательное средство образования человечества, человечество, и, прежде всего дети и юношество были до сих пор лишены одного из самых сильных средств обучения.

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, П.П.Чистяков, Б.П.Юсов и др.). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Э.Крамер, Б.Джефферсон, У.Ламбер, К.Роуланд и др.).

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного и младшего школьного возраста? Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и  для общества.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Исследовательница изобретательного творчества Н.П.Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей  необходимы определенные условия

  • Приоритетное внимание уделяю игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.
  • Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
  • В детском саду, в своей группе создаю художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают мои дети. Они вместе со мной  украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр – драматизаций, инсценировок. Рекомендую широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
  • Постоянно включаю в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Во всем должна присутствовать вариативность. Постоянно использую разнообразные формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.
  • Исключила из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывания своего представления о решении образа, сюжета.
  • Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и результатам деятельности. Всегда создаю творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формирую такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.
  • Всегда демонстрирую доверие к ребенку, исключаю излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.
  • Рекомендую региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдаю ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком. Учитываю местные традиции, характерное для региона народное искусство.

Основное внимание уделяю психическим свойствам и качествам личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Выделяю общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игровой и др.), и специальные, важные для конкретной области (только для музыкальной или только для изобразительной).

Общими процессами являются: восприятие, образное представление и мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней, память и внимание, а также чувство ритма. Ритм характеризует практически все виды художественно-творческой деятельности. Некоторые процессы проявляются в той или иной деятельности специфично. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное) выступает в качестве приоритетного в каком-либо одном виде работы. Например, в музыкальной деятельности главное место занимает слуховое восприятие,  в рисовании – зрительное.

В творческой деятельности ребенка выделяю три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (например: дети трех лет только в 30-40% случаев могут создать задуманное ими изображение. Лишь к концу года при условии систематических занятий у 70-80% детей замысел и его воплощение совпадают). Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает замысел.

Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение. Значительно большие возможности появляются, когда рисунок (аппликация) создается по замыслу ребенка. На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ  осуществляю при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляю на специальном стенде. Каждый ребенок сможет посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить.

Просмотр и разбор работ организую, не допуская шаблона, иначе это будет скучно и не вызовет интереса, положительного эмоционального отклика. Просмотр и анализ детских работ должны быть связаны с задачами занятия.

Изучив труды знаменитых педагогов, психологов, художников, упомянутых выше, поняв значимость этого направления, мною была поставлена цель: «Развитие  творческих способностей детей через изобразительную деятельность. Для реализации этой цели были определены следующие задачи:

  1. Изучение методической литературы по теме, технологии ТРИЗ, работ художников.
  2. Изучение и пополнение развивающей среды в группе, обеспечивающей реализацию цели.
  3. Разработка перспективного планирования.
  4. Работа с родителями.
  5. Разработка поэтапного планирования.
  6. Специально организованные занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
  7. Диагностика процесса изобразительной деятельности.


Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность

Изучение методической литературы

 Пополнение развивающей среды

Специально организованные занятия

Кружковая

работа

Технологии ТРИЗ

Методика В.И.Вислоушкина

рисова

ние

лепка

ручной труд

аппли

кация

Программа художественного воспитания И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Материал для самостоятельной деятельности

Дидактические

игры

Работа с родителями

Изостудия

«Пятнышко»

Пособия по изодеятельности

День открытых дверей

Родительские собрания

Родительские

уголки

Анкетирование

Консультации


Прогнозируемый результат

Основная образовательная программа

этнокомпонент

Знания, умения, навыки

Знает

Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство

Особенности внешнего вида животных РК. растений, одежды коми народа, сочетание цветов коми орнамента, персонажей коми сказок, коми народное искусство

  • Знает различные приемы изображения
  • Способы использования материалов
  • Приемы фантазирования

Умеет

Рисование

Аппликация

Лепка

- Передавать особенности внешнего вида животных, растений, одежды, обуви, жилища, сезонные изменения в природе

- Изображать персонажей коми сказок

Рисование

Аппликация

Лепка

  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства
  • Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения
  • Соединять в работе разные техники для создания выразительного образа

- Использовать в работе различные техники:

По-сырому, монотопия, выдувание, пальцевая живопись, оттиски на стекле, кляксография

Сминание, коллаж, смятой тканью, прорезной декор и др.

Модульная лепка, декорирование, Пластилинография, плетение из соленого теста

- Выделять форму, цвет, величину, строение, колорит, композицию

- Размещать изображение на листе, соблюдая перспективу

- Определять название цветов и оттенков

Передавать форму, строение, пропорции предмета

- Использовать различные материалы:

Уголь, гелевые ручки, восковые свечи, зубные щетки, поролон, нитки, целлофан и др.

Ткань, нитки, скотч, крупы, бросовый материал и др.

Соленое тесто

- Создавать сюжетные композиции из 2-3 предметов

- Использовать в рисунке теплые и холодные тона

- Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы

Лепить, опираясь на схему

- Преобразовывать простые предметы в определенные образы

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски  сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии… И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

Организованное приобщение ребенка  к изобразительной деятельности начинаю с первой младшей группы. Вызываю у детей интерес к действиям с бумагой и карандашами, фломастерами, красками, кистью. Наиболее доступными для детей этого возраста видами изобразительной деятельности являются рисование и лепка. Необходимо подводить ребенка к пониманию того, что карандашом, красками и кистью рисуют.

В своей работе с детьми, начиная с первой младшей группы, стараюсь использовать разные изобразительные материалы. Подбор средств  и материалов для осуществления замысла является одним из компонентов творческой работы. К таким материалам относятся – карандаши (простые и цветные, древесный уголь, сангина, пастель, цветные восковые мелки, акварель, гуашь). Начиная со второй младшей группы использую дополнительный материал. Огромное значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, бусинкам, пуговицам, гвоздикам, ракушкам; кусочкам кружева, меха, ткани и др). На взгляд взрослого, это « ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки.

Так почему бы эти «необычайные материалы» не включить в детское творчество?

Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получится результат, направляю  его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребенка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом – морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы!

Рисовать дети начинаю рано, они умеют и хотят фантазировать (сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, потом, в процессе дальнейших художественных занятий – ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму). Но если в 2,5 года ребенок может «раскрепоститься» в рисунке, то уже в подготовительной группе появляется нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка нарисовать что-то. Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности, проявляющихся в следующем:

  • Ребенку навязывают определенные штампы и стереотипы (трава – зеленая, небо – синее).
  • Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например круги в изображении снеговика).
  • Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чистых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура, как в мультипликации).
  • Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование – только цветными карандашами, лепка – только пластилин, аппликация – только цветная бумага).

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующими все же необходимо.

Все художественные материалы подразделяю на неоформленные и полуоформленные.

I. Неоформленные – бумага, ткань, нитки, проволока. фольга, шерсть, веревки. В каждом из них изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера.

II. Полуоформленные – несут в себе какую-то изначально задуманную смысловую нагрузку. Они в свою очередь подразделяются на искусственные и природные.

  • Искусственные – коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т.д. (Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам  конструкторам).
  • Природные – опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. (красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия).

Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

В своей работе с детьми я не сразу пришла к таким выводам. В 1993 году я прошла курсы в г. Вуктыле у Владимира Ивановича Вислоушкина, профессионального художника по теме: «Раскрепощенное развитие детей» (Уроки экспресс - рисования). И очень долгое время работала по этой методике. У Владимира Ивановича нет уроков рисования с натуры. С первых же минут, рисующий по его методике, делается творцом: строит свой сказочный замок, конструирует невиданной формы кувшин, пишет свой натюрморт.

«Научу детей видеть мир, как он есть – через себя, через собственное видение, через собственное я!» - говорил Владимир Иванович.

Данная методика включает в себя уроки раскрепощения, коррекции, нежности, психоразгрузки. Основное направление уроков раскрепощения предполагает коррекцию визуального (зрительного) мышления и тактильных (движения руки рисующего) рефлексов.

Наглядный показ учителем движений, линий в рисунке, его словесные объяснения должны с первых же минут раскрепостить рисующего, показать простоту и естественность этих действий. Основной упор в объяснении ставится на то, что начинающие учиться рисовать не должны думать о том, что их рисунок может получиться в чем-то слабее рисунков окружающих, что в конечном результате рисунок может не удовлетворить самого автора, хотя бы тем, что будет не похож на реалистическую форму уже известных в природе форм животных, птиц и различных предметов. Автор предполагает в течение всего занятия больше шутить и увлекать рисующих самим действом рисования, а не результатом работы (игровые моменты).

Мною было проведено очень много занятий по данной методике:

  • «Урок жалости и нежности» - «Цветок», «Больная ворона», «Верблюжонок», «Пингвины на льдине».
  • «Урок Дизайнера» (рисование посуды – ваза, кувшин, графин).
  • «Урок Архитектора» (сказочный дворец).
  • «Урок Раскрепощения» (образ коровы).

Материал, используемый художником – уголь, пастель, краски (гуашь, акварель, масляная). Во время рисования углем художник предполагает способ рисования от пятна, путем растирания. Предполагается выбор различных форм для изображения одного и того же предмета (геометрической фигуры).

Система экспресс – рисования ставит своей целью одновременное развитие и мастера и художника.

Большое внимание в своей работе уделяю ознакомление детей с изобразительным искусством (народно-прикладным, графикой, живописью). Выделила для себя общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

  1. Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
  2. Различать виды и жанры изобразительного искусства.
  3. Знакомить с творчеством художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.
  4. Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
  5. Приобщать детей к искусству, формировать интерес к музеям, выставкам, произведениям изобразительного искусства.
  6. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

Для приобщения дошкольников к искусству я считаю, что важно правильно осуществлять отбор произведений живописи. Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). В перспективном плане на год мною учитывались разные формы работы:

  • Посещение выставок.
  • Занятия по ознакомлению детей с искусством.
  • Занятия по рисованию, лепке, аппликации.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста сначала изучаем произведения одного художника. Учу детей определять образы животных – реальные, сказочные; выразительные средства, которые использует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои – главные и второстепенные, и одежда и др.).

Учу детей видеть содержание, выделять и называть персонажей, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, веселый).

С детьми старшего дошкольного возраста занятия по ознакомлению с искусством провожу не менее 1 раза в месяц (в группе, в комнате по эстетике, в музыкальном зале). Посещали с детьми старшей и подготовительной группы выставку работ Н.Рериха в городском музее.

Часто ознакомление с произведениями искусства использую как часть занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Пример – занятия из цикла «Ожившие предметы».

В I части занятия проводится работа по ознакомлению с искусством, во II части дети выполняют задание по рисованию на тему, которая соответствует содержанию занятия.

На всех занятиях по изобразительной деятельности использую классическую музыку (в обработке Джеймса Ласта, А.В.Клаудермана). Музыка затрагивает эмоции ребенка. Рассматривая картину, скульптуру под музыку, ребенок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника. В каждой части занятия музыка используется с разной целью. В I части занятия воспитатель создает с помощью музыки возможность эмоционального отношения к изобразительному образу. Во II части музыка чаще служит фоном занятия, ребенок попадает в мир изображения (важно, чтобы музыка соответствовала теме, звучала не очень громко и не тихо). В III части занятия музыка помогает почувствовать выразительность образа.

Большое внимание на занятиях по изобразительной деятельности уделяю национальному воспитанию. На данных занятиях ставлю задачи:

  1. Углублять знания детей о коми народных промыслах.
  2. Продолжать приобщать детей к культуре коми народа.
  3. Знакомить детей с традиционными праздниками, обрядами народа.
  4. Продолжать знакомить детей с элементами коми орнамента.
  5. Воспитывать гордость за мастерство нашего народа, любовь к своему краю.

Проведены занятия на тему:

«Веселая ярмарка»

«Создание весенне-летней коллекции детской одежды» (коми-орнамент) и т.д.

Игры и упражнения на расслабление

(используемые мною на занятиях по изобразительной деятельности)

I. Релаксация

Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления.

Упражнения:

  • «Давайте притворимся, что мы свечки на торте (оранжевые, желтые, зеленые, красные). Поначалу мы стоим высоко и прямо. Тела наши крепкие. Огонек над нашей головой припекает все сильнее и жарче. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова, затем плечи, руки. Воск, из которого вы сделаны, медленно тает. Ваши ноги оседают, и вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднялся холодный ветер и дует на вас ф-ф-ф,  и вы снова становитесь стройными и прямыми»
  • Дети лежат на ковре, им предлагаю закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь приятное место. Через некоторое время дети, по просьбе взрослого возвращаются в комнату.
  • Музыка (звуки живой природы: шелест листьев, шум дождя, ветра; раскаты грома, звуки набегающей волны и т.п.).

После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать и воображать, они готовы неординарно мыслить и творить.

II. Ассоциативное рисование

Детям предлагаю разнообразные материалы на выбор (гуашь, акварель, карандаши, мелки, уголь и др). Темы для рисунков: «Мой дом», «Моя мама», «Мое сердце», «Детство», «Я и группа», «Мой страх, радость, свет, тепло» и др. Дети получают удовольствие от приборов, используемых на занятиях – секундомеров, счетчиков, таймеров.

  • Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. Мы засекаем время по секундомеру, и по истечении времени вы должны нарисовать не цветок, а те чувства, которые испытываете, глядя на него.
  • Проделайте некоторые дыхательные упражнения, изобразите, что вы чувствуете.
  • Нарисуйте счастливые, мягкие, печальные, сердечные, испуганные, радостные, озорные и всякие другие линии.
  • Нарисуйте каракули, отыщите в них картинку. Что вы увидели? Расскажите историю.
  • Нарисуйте себя в виде зверя и обстановку, в которой вы оказались.
  • Просто водите рукой по бумаге и делайте с ней что угодно. Затем посмотрите, как теперь выглядит лист бумаги.
  • Нарисуйте себя такими маленькими, какими вы были бы в раннем возрасте.

III. Рисование с помощью клубка

Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть «плохим» или «хорошим»  и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку. У меня всегда есть клубок ниток или веревки любого  цвета и толщины. Разматывая нить, я показываю детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему. Затем я обсуждаю с детьми, что получилось.

  • Можешь ли ты здесь увидеть какие-либо буквы?
  • Какие фигуры ты здесь видишь?
  • Какая еда здесь нарисована?
  • Что напоминает тебе эти линии: людей, пейзажи, события?

IV. Игра «Натюрморт»

Цель – стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.

  • Детям показываем натюрморт, предлагаем внимательно посмотреть и после слов «Раз, два, три – говори!» - назвать красный овощ или красный фрукт и волшебной палочкой до него дотронуться.
  • «А теперь берем в руки маленькую кисточку, обмакиваем ее в воде и набираем желтую краску. Желтой краской закрашиваем солнышко» и т.д.

Заключение: Таким образом, знакомя детей с разнообразными техниками рисования, добилась следующих результатов:

1.У детей повысился интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, как следствие интерес к изобразительной деятельности в целом.

2.Дети стали более самостоятельными, раскованными. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора ,что развивает творческие способности.

3.У детей хорошо развита мелкая моторика, психические процессы, тактильная чувствительность, познавательно-коммуникативные навыки.

4. Повысился интерес родителей к данной теме ( как следствие выставки совместных творческих работ).

Мои дети успешно учатся в школе, я получаю хорошие отзывы от учителей .Для дальнейшей деятельности ставлю перед собой задачу продолжать работу по развитию творческих способностей детей через изобразительную деятельность,используя разнообразные техники и методики рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей...

«Рисование шерстью – один из приемов работы по развитию творческих способностей дошкольников»

Одним из увлекательных и интересных направлений в декоративно – прикладном творчестве является работа с непряденой шерстью.В отличии от рисования привычными изобразительными материалами шерсть д...

ПРОЕКТ «Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей дошкольников»

  Пусть ребенок чувствует красоту ивосторгается ею, пусть в его сердце ипамяти навсегда сохраняются образы,в которых воплощается Родина»В. А. Сухомлинский.Это один из моих первых...

ШЕРСТЯНАЯ АКВАРЕЛЬ. Опыт работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание картин из шерсти.

- создать условия для формирования и развития у детей культуры художественного творчества,-раскрытия творческого потенциала;- учить различным художественным способам работы с шерстью;- учить смешивать...