Обучение дошкольников диалогической речи
методическая разработка

Татьяна Ивановна Беляева

Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывают всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_dialogicheskoy_rechi.docx166.9 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников диалогической речи

Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывают всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову,  смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является:

  1.  Разговор воспитателя с детьми.

По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Инициатором разговора может быть не только воспитатель, но и сам ребенок.

При проведении разговоров О.И.Соловьева рекомендует следующее:

- с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;

- начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен;

- разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

- внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

- говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;

- необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

Разговоры с детьми можно использовать и как методический прием, который заранее планируется воспитателем. В плане воспитательно-образовательной работы следует указать:

- с кем будет проведен разговор, его тема;

- какие навыки диалогической речи будут формироваться у ребенка;

- ключевые вопросы, которые будут ему заданы.

2. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

3. Словесное поручение. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картинку, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справится. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения.

4. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например,  воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешил на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: «Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?» во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: «Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился». Дети должны придумать реплики.

  1. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные,

игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.

Словесные  дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова): «Факты», «Согласен – не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить «да» и «нет» и др.

Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски»), способствуют приучению детей к  очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступать в игру и вовремя убежать.

Игры-инсценировки и игры-драматизации обьединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

 Беседа как метод формирования диалогической речи. Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Е.И.Радина, Э.П.Короткова и др. по их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конктерного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.

 Тема  беседы должна  быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания.

Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. (Например, тема уважения старших может быть затронута в беседах о труде взрослых, о поведении в общественных местах, о маме.)

По назначению беседы могут быть:

вводными (прдваряющими), цель которых – создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знганий, умений, навыков;

сопутствующими (сопровождающими), цель которых – поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсии, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове;

заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых – уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Характер обобщения в заключительной беседе побуждает ребенка целенапраленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями.

Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое.

Обобщающая беседа состоит из трех частей: начала, основной части и окончания.

Начало беседы «крайне ответственно, так как задача педагога – собрать внимание детей и дать направление их мысли. Начало беседы должно быть образно, эмоционально, восстанавливать у ребят образы тех предметов, явлений, которые они видели.

Начать беседу можно по-разному:

- с обращения к детям типа «Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?»;

- с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествии письма может послужить стихотворение С.Я.Маршака «Загадка»);

- с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»);

- с загадки (например, беседа о бибилиотеке предваряется загадкой о книге);

- с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях), послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: «Дети, кто из вас ездил в поезеде?»).

В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным и чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели.

Непродуманная постановка вопросов обрекает беседу на неудачу. По мнению Е.И.тихеевой, умение спрашивать – дело нелегкое. Задать вопрос – значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно-речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести к репродуктивным или поисковым вопросам.

Репродуктивные вопросы требуют ответа ы форме простой констатации (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов). Это вопросы: что? какой?, как? Они помогают припомнить конкретные данные об обьектах, на основе которых можно сделать обобщение («Какой скоро будет праздник?»; «Как называется профессия человека, который учит детей?» и др.)

Поисковые вопросы начинаются со слов: почему, отчего, зачем. Эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов («Для чего нужен почтовый ящик?»; «Почему надо бережно относиться к хлебу?» и др.).

При проведении бесед важно также использовать:

- вопросы, наталкивающие на сравнение: контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: «Чем отличается корова от теленка?»;

- вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить: «Как можно облегчить ее труд, помочь ей?»;

- вопросы, требующие обобщения в слове, т.е. употребления соответствующего понятия. Например: «Яблоко, груша, слива – как все это назвать одним словом? (фрукты), а «Автомобиль, автобус, трамвай?» (транспорт).

В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей пяти-шести лет. Например, основной вопрос «Что варят из фруктов?» (компот); наводящий вопрос «Что очень вкусное, сладкое можно намазать на хлеб?» (варенье, повидло); подсказывающий вопрос «А джем варят?».

Е.И.Радина и Э.П.Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

1)формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;

2) вопросы должны быть конкретными, четко сформулированными. Например, воспитатель хочет, чтобы дети описали внешние признаки коровы и задает вопрос:»Что вы знаете о корове?» дети отвечают: «Траву щиплет», «Коровы большие», «У коровы молоко», вопрос поставлен неопределенно и не дает направления детской мысли;

3) в вопросах не должно быть непонятных для детей слов. Например: «Какие предметы делают из шерсти?» Вместо слова «вещи» употреблено слово «предметы»);

4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли. Например, неправильно задавать 5-6 летним детям вопросы: «Сколько ног у лошади?»; «Сколько глаз у кошки?»; «Где живет волк?», - так как, во-первых ничего не прибавляют к знаниям детей о животных. Правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: «Какие у него глаза, хвост и т.д.», установление зависимостей: «Почему волк живет в лесу?»;

5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме («А вы не знаете, как называетя?»), так как они провоцируют детей на отрицательный ответ;

6) вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помщи логического ударения или паузы;

7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу.

В беседе большую роль играют указания педагога. Они помогают устанавливать порядок и правила высказывания детей, привлекают их внимание к вопросам взрослого и ответам сверстников («Послушайте внимательно, о чем я буду вас спрашивать»; «Подумайте хорошо, прежде чем ответить»; «Отвечать будет тот, кого я назову» и т.д.); приучают детей к сдержанности («А ты послушай, не перебивай, надо уважать товарища»; «Ты даже не знаешь, что я хочу сказать, а уже тянешь руку»).

Ряд указаний относится к уточнению детской речи, которые имеют место во время беседы, но не нарушают ее стройности. Например, ребенок говорит:»Лазют по снегу». Не фиксируя внимание ребенка на допущенной ошибке, воспитательница замечает:»По снегу ползут». Ребенок продолжает рассказ: «Разведчики тихо ползут по снегу».

Для уточнения представлений дошкольников при необходимости можно использовать наглядный материал: картину, игрушку, предмет в натуре, модель. Но следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия.

В основной части может быть несколько подтем, но не более 4-5, все они должны быть логически увязаны между собой. Например, в беседе «О почте» можно выделить четыре подтемы: здание и помещения; почтовые принадлежности; путь  письма от отправителя до адресата; труд работников почты.

В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами:

- изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;

- провести дидактическую игру на том же программном материале;

- предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию темы беседы;

- прочитать художественный рассказ;

- дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

При проведении беседы стоит задача соблюдать правила:

- беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устаютЮ они перестают участвовать в ней, т.е. перестают активно мыслить;

- во время беседы воспитатель должен задавать вопросы всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать (неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко);

- нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно;

- дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же ответ, то можно позволить им отвечать хором;

- не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний. В таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом;

- нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка. Например, на вопрос: «Какое сейчас наступило время года?» дети, следуя требованию, вынуждены отвечать: «Сейчас наступило время года весна». Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п.  Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;

- часто вопрос, задаваемый воспитателем, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть готов к этому и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы, или прервать ребенка, заявив: «Об этом поговорим в другой раз».

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию – вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения детей диалогической речи.

Цель: научить дошкольников пользоваться диалогом, как формой общения....

Беседа, как метод обучения детей диалогической речи.

Беседа, как метод обучения детей диалогической речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Методы обучения связной диалогической речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙМетоды обучения связной диалогической речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений....

Обучение дошкольников диалогической речи

Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывают всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности....

Консультация «Использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи»

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения....

Беседа как метод обучения связной диалогической речи дошкольников

ull;Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.•Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с ...

«Обучение дошкольников диалогической и монологической речи на занятиях русского языка»

Материал по обучению дошкольников диалогической и монологической речи на занятиях по обучению русскому языку....