Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ
методическая разработка

Фролова Екатерина Валерьевна

Методы и приемы организации совместной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frolova_ev_2.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова Екатерина Валерьевна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №19

Калининского района Санкт-Петербурга

Работа старших дошкольников в паре:

методы и приемы организации совместной деятельности детей

        Совместная деятельность является необходимым условием социализации человека, средством и фактором его общего психического и личностного развития, источником познания, переживаний, социальной практики, средством самопознания и самопроявления растущей личности. Участвуя в совместной деятельности, ребёнок учится уступать желаниям сверстников и требованиям взрослого или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

        В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, в которых на этапе завершения дошкольного образования ребёнок «активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных мероприятиях, играх, способен договариваться, учитывать мнения других, ребёнок может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками», что соответствует характеристике ребёнка как субъекта взаимоотношений.

        Для того чтобы данные целевые ориентиры были достигнуты, в ФГОС ДО рекомендуются следующие педагогические условия организации совместной деятельности в ДОУ:

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающей социальную ситуацию его развития;

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Для того, чтобы к началу школьного возраста умение работать в паре/группе было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.

Первый этап  (4-5 лет - средний возраст) - должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и в группе сверстников под руководством взрослого.

Второй этап (5-6 лет - старшая группа) - заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

Третьи этап (6-7 лет - подготовительная группа) -  должен обеспечивать полученный детьми опыт осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.

        Работа по развитию умений сотрудничать детей друг с другом ведется в непосредственной образовательной деятельности. У детей формируется умение делить между собой материал (игрушки, фигурки, краски), распределять функции посредством выбора роли (кошка-мышка, покупатель-продавец, исполнитель-контролер). Например, совместно выполняя работу по аппликации, один ребенок собирает себе круги, другой квадраты. На НОД по формированию элементарных математических представлений, тема которого – отобрать требуемое количество предметов, дети могут взять на себя, чередуя их исполнение, роли покупателей и продавцов. Продавец отбирает столько пуговиц, сколько фишек принес ему покупатель. Важно одно: дети должны меняться ролями по взаимной договоренности.

        Работая с младшим дошкольным возрастом, можно условно разделить помещение на две части: в одной дети выбирают партнера, в другой выполняют задание. Чтобы ребенок обращал внимание именно на своего партнера, лучше для каждой пары выделить столик. Воспитатель, чтобы не отвлекать детей, вначале предлагает им договориться о том, кто и что будет делать, рассказать об этом, и только после этого раздает материал (в старшем дошкольном возрасте дети «пары» выбирают материл сами). По окончании деятельности дети рассматривают работы других пар, сравнивают их со своими. Подводя итоги, воспитатель акцентирует внимание детей на том, как важно быть справедливыми, доброжелательными, конструктивно оценивать работу товарищей.

        Для успешного совместного выполнения заданий могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:

- использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);

- формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);

- разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);

- ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).

        Работа по организации начальных форм сотрудничества в паре включает четыре этапа:

        Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).

        Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).  

        Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.

Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставить детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предложить продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.

Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием  по взаимодействию детей  в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).

Четвертая часть – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе,  ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.

После нескольких образовательных ситуации, когда дети приобретают небольшой предварительный опыт взаимодействия со сверстниками, на кукольных персонажах можно проигрывать «отрицательный образец» взаимодействия (куклы выполняют задание, не обращая внимания друг на друга, ссорясь, отбирая материал и т.п.). В итоге они «не справляются с заданием». Далее с детьми обсуждаются причины сложившейся негативной ситуации, предлагается сказать, как бы они поступили в данном случае. Таким образом, педагог подводит детей к осознанию необходимости предварительной договоренности с партнером о порядке действий. После этого куклам «предоставляется возможность исправиться», то есть выполнить задание верно, сообща.

        Поэтапная работа по обучению детей взаимодействию  в паре, позволяет перейти на другой уровень развития продуктивного взаимодействия дошкольников к объединению их в более многочисленные подгруппы, по 3 -4 человека. Каждое последующее занятие усложняется по сравнению с предыдущим как в плане предлагающегося детям содержания работы, так и по линии условий для возникновения коллективного замысла будущего продукта.

Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у  детей  дошкольного возраста стимулирует  речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации совместной деятельности детей в ДОУ

Методы и приемы организации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, работа в паре....

"Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей"

В этой статье я делюсь опытом работы по проведению занятий по физической культуре. Интересной, веселой и эффективной формой работы является организация работы в парах....

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга  Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности...

Работа старших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей.

Одним из коммуникативных умений является умение работать в паре....

Методы и приемы организации совместной деятельности детей

Статья "Методы и приемы организации совместной деятельности детей"...

Статья Работа младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

СтатьяРабота младших дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей...

Работа детей раннего возраста в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...