Картотека по нравственному воспитанию
картотека (старшая группа)

Рейттих Татьяна Михайловна

Игры и ситуации по социально - нравственному воспитанию для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_starshie.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 206 комбинированного вида»

Игры и ситуации

По социально – нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

                                                                                   

                                                                                   

                                                                                  Составители:

                                                                                       Рейттих Т. М.

Воспитатель

     

1. «Ласковое имя»

Детям предлагается : «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых ифмен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

2. «Утреннее приветствие»

Детям предлагается разыграть ситуацию раннего утром в семье. Выбирается папа, мама и ребёнок. Мама проснулось, как она разбудит папу, а потом как они разбудят своего ребёнка. Скажут «Вставай, проа просыпаться, доброе утро, солнышко уже проснулось». Родители отвели ребёнка в детский сад, что скажет ребёнок воспитателю? И т.д.

3. «Забота о больном»

Детям предлагается ситуация, в которой кошечка или друг заболели. Выбирается больной, усаживается на стульчик перед другими детьми. Задача детей обыграть ситуацию, помочь больному, позаботиться о нём, поддержать ласковым словом, дать лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.

4. «У меня зазвонил телефон»

Из группы детей выбираются два человека. Им предлагается обыграть телефонный разговор диалог. Воспитатель помогает ввести в разговорную речь слова – алло, здравствуйте, перезвоните позже, я занят, как ваши дела, досвидания и т.д.

5. «С мамой в магазин»

Детям предлагается обыграть ситуацию похода в магазин с мамой. Напомнить детям правила поведения в магазине. Также можно предложить рассмотреть ситуацию, если мама отказывается ребёнку что - то покупать. В диалоге воспитатель помогает использовать слова:  «купи пожалуйста», «хорошо,купим в следующий раз» и т.д.

6. «Щедрые подарки».

   Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

 «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

    Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

7. «Забота»

Взрослый называет слово, ребёнок  говорит: как можно заботиться и почему. Например: Собака – кормить;  карандаш – не бросать, потому, что сломается.

8. «Палочка-выручалочка»

  Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

   Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

   Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.  

   Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

9. «Поход в гости»

Детям предлагается обыграть ситуацию похода в гости к кому либо. Напомнить правила поведения в гостях. Объяснить, как пригласить в гости, встретить гостей, познакомить их между собой, угостить их конфетами и чаем, входя из за стола сказать СПАСИБО, как развеселить гостей, уходя сказать ДОСВИДАНИЯ или ПРИХОДИТЕ ЕЩЁ.

10. «Мы поссорились»

Из группы детей выбирается два человека. Воспитатель предлагает детям представить, что поссорились и им необходимо найти выход из этой ситуации, помириться. Затем дети меняются ролями. Потом обязательно объяснить детям, что нужно уметь прощать друг друга.

11. «Фантазёры и лгунишки»

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту. Объяснить детям почему лгать плохо.

Воспитатель совместно с детьми беседуют на предложенные темы и ситуации (я вырасту и стану космонавтом,  а кошки бывают синими и я их видел, я вчера летала на самолёте одна без родителей и т.д.)

12. «Будь опрятным и аккуратным»

В гости к детям пришла грязная кукла Оля. Воспитатель беседует с детьми о её внешнем виде, поясняет почему не прилично так выглядеть. Затем детям предлагается исправить внешний вид куклы Оли с пояснением, что по утрам и вечерам нужно чистить зубы и умываться, при себе иметь индивидуальные носовой платок и расчёску, как нужно аккуратно кушать, играть на улице и т.д.

13. «Разбойник Дима»

В гости к детям приходит кукла Дима, разбойник в рваной одежде. Воспитатель рассказывает, что он на детской площадке сломал все игрушки свои и других детей, разрушил все песочные постройки, сломал цветы, которые вырастили бабушки этого двора и т.д. Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги. Дать понять, что остальным очень обидно за их сломанные вещи.

14. «Жадный Петя»

Воспитатель знакомит детей с куклой Петей, у которого есть большая коробка с игрушками и он их ни кому не даёт поиграть, теперь и с ним ни кто не играет. Почему?

Задача воспитателя раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость», дать понять, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо, нужно уметь делиться со своими друзьями.

15. «Нужно - нельзя»

Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома, помещения детского сада).

Воспитатель спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).

За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

16. «Объясни, зачем?»

Воспитатель предлагает детям правила игры:

- Я скажу вам несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… ».

Дети дополняют:

- чтобы было тепло.

- чтобы пойти гулять.

- чтобы не замёрзнуть.

Воспитатель подготавливает заранее ряд предложений по необходимой теме «Поведение в транспорте, магазине, на улице, в аптеке, в парке… »;

по закрепляемой ситуации, например, «Дети, делают зарядку, чтобы… »,

«Сын помогает маме нести сумку, чтобы… », «Мальчик вытер подошву обуви о коврик, чтобы… ».

За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

17. «Как можно?»

Воспитатель предлагает детям правила игры:

- Мы будем играть с вами в игру в которой я буду спрашивать, а вы отвечать. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет, получит фишку за каждое точное и правильное слово.

- Как можно играть? (весело, интересно, скучно, дружно, увлечённо, с приключениями) .

- Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько, долго) .

- Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, тщательно, старательно) .

- Как можно пахнуть? (приятно, аппетитно, вкусно, прекрасно, восхитительно, изумительно, превосходно, замечательно, нежно, противно, резко, неприятно, ароматно) .

- Как можно быть одетым? (аккуратно, модно, красиво, небрежно, бедно, богато, стильно, по сезону. по погоде, плохо, хорошо, тепло, легко) .

- Как можно смотреть? (ласково, заботливо, участливо, внимательно, зло, невнимательно, рассеянно, весело, грустно, грозно, гневно, хитро) .

 18. «Профессор»

Каждому ребенку по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:

-нечаянно обидел своего друга…

-с тобой никто  не хочет дружить…

-твоего друга обидели…

-твой друг заплакал и загрустил…

-твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…

-у твоего друга что-то не получается…

-твой друг знает больше чем ты…

-твой друг нарушил правила поведения в группе…»

20. «Хорошо – плохо»

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Взрослый раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Плохие: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, ударил котенка, разрушил птичье гнездо.

Хорошие: защитил слабого, проводил больного друга, обогрел и накормил котенка, помог младшей сестре одеться и т.п.

21. «Вежливый трамвайчик»

В игре участвуют воспитатель, кондуктор и пассажиры.

Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т.д.). При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды. Билеты можно сделать из старых открыток, календариков. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.

 22. «Помоги слепому дедушке»

В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

23. «Вежливая просьба»

Воспитатель зачитывает текст. В дальнейшем текст может быть другим.

Мама купила большие красные яблоки. Таня подошла к маме и попросила:

- Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

- Съешь после обеда, ответила мама.

- Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробовать красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Федя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое.

Как вы думаете, получила ли Таня яблоко до обеда и почему?

Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? Как бы вы поступили на месте Тани и Феди?

- Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

- Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это следует обратить особое внимание детей.)

 24. «Обзывалки.»
Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «а ты Иришка - редиска» и т.д. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», т.д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

 25. «Спокойной ночи»

Среди детей выбираются мама, папа, и ребёнок. Им предлагается уложить спать свое сыночка или дочку. А перед сном можно спеть колыбельную и говорит СПОКОЙНОЙ НОЧИ или ПРИЯТНЫХ СНОВ.

Используемые интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/20/kartoteka-igr-na-nravstvennoe-razvitie-starshikh-doshkolnikov
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/11/didakticheskie-igry-po-sotsialno-nravstvennomu-vospitaniyu-dlya-detey
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/21/igry-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu
  4. https://infourok.ru/kartoteka-igr-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov-3167390.html
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/04/didakticheskie-igry-po-sotsialno-nravstvennomu-vospitaniyu-v-sredney
  6. https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-socialnonravstvennomu-vospitaniyu-1406240.html
  7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/05/10/kartoteka-besed-po-vospitaniyu-nravstvennosti
  8. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/11/02/kartoteka-besed-po-vospitaniyu-kultury-povedeniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по социально-нравственному воспитанию

Картотека игр по социально-нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста...

Картотека бесед по воспитанию нравственности (средняя группа).

Материал может быть полезен воспитателям средних групп....

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

Картотека "Беседы по нравственному воспитанию" старшая группа

Картотека "Беседы по нравственному воспитанию" старшая группа...

Картотека. Духовно нравственное воспитание дошкольников

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Картотека "Картотека бесед по нравственному воспитанию дошкольников"

Картотека бесед по нравственному воспитанию детей 5-7 лет....