Главные вкладки

    Методики диагностики познавательных УУД
    материал (старшая, подготовительная группа)

    Аксютина Татьяна Александровна

    Описание методик для диагностики познавательных УУД дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodiki_diagnostiki_poznavatelnyh_uud.docx45.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика «Последовательные картинки»

    Методика позволяет оценить словесно-логическое мышление детей (с 5 лет)

    Стимульный материал. Серия из 3-5 рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии.

    Инструкция. Посмотри на эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь разложи карточки так, чтобы получился связный рассказ.

    На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5-6‒летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: «Кто здесь изображен? Что они делают?» и т.д. Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, им предлагается разложить картинки по порядку. Можно помочь, уточнив: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается». После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа. При анализе результатов учитывают, прежде всего, правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

    Методика «Исключение четвертого»

    Стимульный материал. Карточки с четырьмя изображениями, одно из которых лишнее.

    Инструкция. Посмотри на эти картинки. Одна из них здесь лишняя. Подумай, какая это картинка, и назови ее.

    Перед ребенком выкладывают карточки с картинками. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

    Методика «Разрезные картинки»

    Данная методика позволяет проверить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность.

    Стимулъный материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних ‒ картинки, разрезанные на 4-6 частей.

    Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

    Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов ‒ от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет. При интерпретации, прежде всего, обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 3-4 летний ребенок не может узнать ни машинки, ни собаки.

    Тест «Нахождение недостающих деталей»

    Используется для исследования уровня развития образного мышления у детей 4—7 лет

    Стимулъный материал. Рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части — иногда достаточно важные и хорошо видные (например, лицо без рта, расческа без зубцов), а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета (винтик в ножницах, петли в пиджаке). При проведении данного теста ребенку можно давать не все фигуры, но не менее десяти изображений предметов и так, чтобы среди них присутствовали как изображения с деталями, отсутствие которых хорошо видно, так и такие, для нахождения которых надо затратить определенное время.

    Инструкция. Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает.

    Проведение теста. Детям дают картинки и достаточное время (не более 5-7 минут) для того, чтобы каждый ребенок мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку; если ответ неправильный, взрослый просит внимательно посмотреть на картинку еще раз. Если по истечении отведенного на данную картинку времени ответ не найден, переходят к следующему заданию.

    Анализ результатов. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. В норме при предъявлении 14 картинок ребенок должен набрать 10—11 баллов. Если вы даете не все картинки, норма, естественно, снижается и при 10 картинках составляет 7—8 баллов.

    Тест «Невербальная классификация»

    Используется для изучения словесно-логического мышления у детей 5-7 лет

    Стимульный материал. 20 рисунков предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5-5,5 лет можно взять более легкий материал, то есть изображения предметов, далеких друг от друга, например одежда и транспорт. - Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково (н-р, 10 диких и 10 домашних животных)

    Инструкция. «Посмотри внимательно, что я буду делать» ‒ после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».

    Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку. После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

    Анализ результатов. Данный тест выявляет уровень развития словесно-логического мышления детей. Именно поэтому так важно, чтобы дети самостоятельно сформулировали заданный принцип классификации. Время работы практически не ограничивается, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5—7 минут. Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.Мы можем говорить о норме, то есть о среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее. Однако в случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о том, что он не смог понять

    Источник Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...

    Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

    Проведение маниторинга выявлений игровых умений у детей старшего дошкольного возраста...

    Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

    Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....

    Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В, Синельников, В. Кудрявцев)

    Показаны методики "Солнце в комнате", "Складная картинка", "Как спасти зайку", "Дощечка"...

    Методика диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

    В данной статье раскрыта актуальность изучения состояния мелкой моторики. Приведены методики для оценки состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...

    Методики диагностики познавательных процессов дошкольников.

    Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чт...

    Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

    Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...