Картотека экологических игр
картотека (старшая группа)

Волкова Вера Борисовна

Картотека экологических игр.

Живая природа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ekologicheskih_igr.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека экологических игр.

Живая природа.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

голубая ткань или бумага (пруд),

 несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход игры:

 детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепить умения детей классифицировать.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением насекомых и животных.

Ход игры:

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Материалы и оборудование:мяч.

Ход игры:

     Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Цепочка»

Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением объекта живой и неживой природы.

Ход игры:

     У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

Цель: развивать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением животных,

карточки с изображением мест обитания различных животных.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.

Ход игры:

     Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:

игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

«Выбери нужное»

Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.

Ход игры:

     На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Игра "Журавли-журавли".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры:

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрас-тающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра "Птица без гнезда".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры:

     Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впе реди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится за нять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы выле тают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Игра "Пищевые цепочки на лугу".

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Материалы и оборудование: карточки с силуэтами обитателей луга.

Ход игры:

 Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра "Пищевые цепочки водоёма".

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Материалы и оборудование: карточки с силуэтами обитателей водоёма,

Ход игры:

 Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра "Пищевые цепочки в лесу".

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Материалы и оборудование:карточки с изображением растений и животных.

Ход игры:

 Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы и оборудование: предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Ход игры:

 Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес

                                         

    Игра «ЗВУКИ»

  Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).

Материалы и оборудование:Различные звуки природы.

Ход игры:

 Воспитатель даёт задание:

   «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все  пять пальцев  будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».  

  Воспитатель задаёт  детям вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?

Издавал ли ветер какой-либо звук?

  В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»

Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт  прямого общения с ней (проводится в природе).

Ход игры:

  Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

Оно гладкое или нет?

Есть ли на нём листья?

Высоко ли от земли начинаются ветки?

   Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает  угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

   В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

Занятие 1. «Скажи, который час»

Групповая работа для детей старшей группы. Педагог знакомит детей с конструкцией солнечных часов, расширяет кругозор, вводя новые понятия и объясняет их принцип действия.

«Дети, посмотрите внимательно на наши солнечные часы. Давайте скажем, какой они формы.  Правильно – круглые. Вы видите на них цифры – это циферблат часов. А вы заметили, что на наших часах, в центре, есть плавничок. Этот плавничок называется гномон, и именно он поможет нам определить время.

Когда солнце встает над землей, у гномона-плавничка появляется тень. Вот посмотрите!  Солнце катится по небу, и тень скользит по нашим часам, переходит с одной цифры на другую. Вот эта тень и есть стрелка солнечных часов. И на какую цифру тень-стрелка показывает — такое сейчас время.»

Вопрос: «Скажите, а сейчас у нашего гномона-плавничка есть тень? (Ответы) Правильно, есть! На какую цифру она показывает? (Ответы) Верно, это значит, что сейчас ___ часов. Теперь мы с вами умеем определять время по солнечным часам. Молодцы ребята!»

Дети задают вопросы. Завершает занятие игра, в которой каждый ребенок группы пробует определить время.

Занятие 2. «Научный эксперимент»

Групповая работы для детей старшей группы. Вместе с детьми отмечайте длину тени гномона 3 раза в день (утром, днем, вечером). Одновременно фиксируйте время и обращайте внимание детей на положение солнца.

Понаблюдав так за солнечными часами в течение 2-3 дней, помогите детям сделать важный научный вывод. Длина тени гномона зависит от положения Солнца. Тень всегда длиннее утром и вечером. А днем она короткая.

Задайте детям вопросы:

Всегда ли можно определить время по солнечным часам. Почему так?

Чем удобны или неудобны солнечные часы?

Можно ли самим смастерить солнечные часы?

В конце упражнения прочитайте детям стихотворение о том, как делить сутки (можно показывать время суток по солнечным часам).

Я хочу Вам объяснить,

Как на части день делить.

Каждый может по часам

Время дня увидеть сам.

Утром солнышко встает,

За окошком рассветет.

Просыпаться нам пора,

В детский сад идти с утра.

Вот на улице светло.

Время полдника пришло.

Мы гулять, играть идем,

Много дел бывает днем!

Вот и солнышко садится,

Это вечер к нам стучится.

Вся семья вернется в дом,

Соберется за столом.

День закончился давно.

На дворе совсем темно.

Ночь приходит. Нам она

Доброго желает сна.

Занятие 3. «Какое время суток?»  

Групповая работа для детей старшей группы. Педагог учит детей определять время суток. Дает понятия: сутки, утро, день, вечер и ночь. Это занятие проводится с детьми во время прогулок в течение дня. Лучше в летнее время, когда утром воспитатель встречает детей на игровом участке детского сада.

Задача состоит в том, чтобы определить по солнечным часам:

 утреннее время – время прихода детей в сад,

дневное время, когда дети выходят на улицу играть,

и вечернее время – уход домой.

Можно использовать сюжетные картинки с изображением времени суток. Или предложить четыре варианта цветных карточек. Например, черная карточка – ночь, желтая – день, голубая –  утро, синяя – вечер.

Игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий – «дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок группы, где стоят дети и веранда).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических сказок.

Картотека экологических сказок....

Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста

Знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, общение....

Картотека экологических игр

Подборка экологических игр направлена на обогащение активного словаря детей всех возрастных групп, привитие экологической культуры....

картотека экологические физкультминутки

картотека экологические физкультминутки...

Картотека экологических игр.

Картотека экологических игр  «Что было бы, если из леса исчезли…»Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы ...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....