Кризис трёхлетнего возраста
статья (младшая группа)

Описание кризиса трёхлетнего возраста.

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagotovka_stati_krizis_tryoh_let.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИС  ТРЁХЛЕТНЕГО  ВОЗРАСТА

 

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».

Давайте попробуем разобраться, в чём суть этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребёнку.

Прежде всего, хочется отметить, что это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3-х лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

Суть кризиса трёх лет

Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая что он «вырос из них». Он стремится к самостоятельности. Изменяются его отношения с окружающими людьми. Изменяется его отношение к себе. Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка.

С одной стороны, ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Основные симптомы кризиса трёх лет


1. Негативизм. 

Это не обычное непослушание, при котором дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно именно пойти наперекор тому, что требует взрослый). Это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых.

Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно потому, что ему хочется погулять ещё).

Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет есть). Т.е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только потому, что это просит взрослый.


2. Упрямство. 

Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.

Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (потому что он уже отказался).

3. Протест. 

Ребёнок бунтует против норм воспитания, установленных для ребёнка. Протест против текущего образа жизни. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

4. Обесценивание авторитетов. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали. Например, ребёнок может сказать своему дедушке, что он его сейчас побьёт или «превратит в мясо». Маме ребёнок может сказать, что она дура. По поводу игрушки, которой ещё недавно восхищался, может сказать, что она некрасивая и неинтересная.

5. Деспотизм. У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Например, ребёнок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал. Особенно ярко деспотизм может проявляться в семьях с одним ребёнком.

6. Ревность. Обычно характерен для семей с несколькими детьми. Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и в основе деспотизма.

Как усугубить ситуацию или «вредные советы» родителям

Если вы считаете, что вы правы - настаивайте на своём, чтобы сломить детское упрямство.

Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый)!

Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт.

Постоянно ругайте.

Выполняйте регулярно эти советы и вы получите то, что хотите - сегодня.

Но вряд ли вас обрадуют последствия в ближайшем будущем: у вашего ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы, у него совершенно точно будет заниженная самооценка и он просто перестанет слышать ваши замечания. Ваш ребёнок вырастет безвольным и малоинициативным, либо упрямым и жестоким.

Что делать при кризисе трёх лет

Следите за собой. Многие слова и поступки ребёнок копирует у своих родителей.

Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку. Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.

Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.

Используйте игровой момент. Например, если ребёнок не хочет есть, возьмите куклу. Кормите их по очереди. Или пусть кукла попросит ребёнка проверить, не горячий ли суп. Кстати, приблизительно в три года ролевые игры становятся ведущими у детей. Это значит, что ребёнок в рамках игры может вживаться в разные роли. Для родителей игра может быть хорошим способом заинтересовать ребёнка в выполнении какого-либо дела. Например, ребёнок может не хотеть идти гулять. Но пойти выгуливать любимого мишку он согласиться с удовольствием.

Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела он попробует делать сам. Оставляйте время для таких попыток.


Разберём две ситуации:

1. Нужно одеваться и выходить на улицу в поликлинику. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама раздраженно отвечает: «Нет! Сейчас ты начнёшь копошиться, и мы опоздаем. Я сама тебя одену».

2. Нужно одеваться и выходить на улицу в поликлинику. Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее мама не мешает ребёнку одеваться самостоятельно. В конце она ему поможет.

В первом случае раздражается и мама и ребёнок. К тому же, ограничивая активность и самостоятельность ребёнка, мама усугубляет кризис трёх лет. Во втором случае и у мамы, и у ребёнка сохраняется хорошее настроение. Учитывайте, что ребёнку на выполнение всех дел нужно больше времени, чем взрослому.

Признайте право ребёнка на совершение ошибок. Если вы видите, что ребёнок что-то делает неправильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся.

Родителям стоит научиться переключать внимание ребёнка. Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойдём гулять!».

Если ребёнок начал капризничать, отвлеките его.

Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.

Почаще пересматривайте свои требования к ребёнку. Возможно, некоторые уже неактуальны.

Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое и не замечайте его истерик. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.

Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее. Плюс, это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми.

Проводите больше времени с ребёнком. Не забывайте про творчество, оно очень хорошо помогает справиться с эмоциями. Больше рисуйте, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество Режим дня полезен для структурирования жизни ребёнка. Он помогает формировать волю, которая так нужна для овладения своим поведением. Режим дня можно наглядно отразить на плакате в виде пиктограмм. Иногда родители поступают так: скручивают лист ватмана в трубочку. На этой трубочки в виде пиктограмм рисуют последовательность действий. Из другого листа бумаги делают кольцо большего диаметра. Его используют для отражения текущей позиции.

Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Относитесь к ребёнку не как начальник к  подчинённому, а как равный к равному: уважайте личность ребёнка.

Иногда родителям всё же нужно сказать резкое «нет». Это необходимо делать, когда действия ребёнка нарушают технику безопасности, например, если ребёнок засовывает ножницы в розетку или поворачивает ручки газовой плиты.

Не ждите, что ваши рациональные объяснения различных запретов ребёнок поймёт с первого раза.

Запаситесь терпением.

Желание ребёнка быть взрослым можно использовать в своих целях. Например, если нужно перейти дорогу, то можно попросить ребёнка вас перевести. Это намного лучше стандартного: «Так, дай сюда руку, сейчас будем переходить дорогу». В первом случае все останутся довольными, а во втором случае вы подпортите настроение ребёнку (а он вскоре вам).

Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю и стучит кулаками (в истерике), то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В царстве упрямства и капризов» или «Кризис трёхлетнего возраста»

ознакомление  родителей с психологическими особенностями ребёнка 3-х лет; актуализирование проблемы воспитания детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повышение педагогическую культур...

Консультация для родителей. Кризис трёхлетнего возраста.

Информация для родителей о кризисе трёхлетнего возраста детей. Советы и рекомендации психолога. Как вести себя родителям,если ребёнок не слушается....

Кризис трёхлетнего возраста. Тактика поведения для родителей.

В этой статье говорится о том, как желательно вести себя с ребёнком при проявлении кризиса трёхлетнего возраста. Что нужно предпринимать и как общаться с малышом....

Кризис трёхлетнего возраста

К трём годам у ребёнка появляются свои собственные желания. Возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребёнка, п...

"Кризис трёхлетнего возраста"

Памятка для родителей...

Консультация для родителей: « Кризис трёхлетнего возраста»

Цель: Помочь родителям и воспитателям пережить "кризис трёхлетнего возраста" у детей младшего дошкольного возраста. Ознакомить с физиологическим обоснованием «кризиса трёх лет&raq...

Родительское собрание на тему: "Как преодолеть кризис трёхлетнего возраста"

Что происхдит с ребёнком в трёхлетнем возрасте, симптомы? Чем родители могут помочь ребёнку в этот период? Практические советы психолога....