Проект "Огород на окне"
проект (средняя группа)

Муханова Наталья Алексеевна

Экологический проект на тему:

«Огород на окне» в средней группе

I. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный  20.03.2017-07.04.2017.

Участники проекта: дети средней  группы, воспитатель группы.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур.
• Создание дневника наблюдениий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx700.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35»

__________________________________________________________________

Тел.64-12-22                                                                                                                                                                                            

г.Солнечногорск ул.Красная д.37 а

        sunsad35@mail.ru

Экологический проект

на тему:

«Огород на окне»

в средней  группе

                                  Воспитатель:

       Муханова Наталья Алексеевна

2017 год

Экологический проект на тему:

«Огород на окне» в средней группе

I. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный  20.03.2017-07.04.2017.

Участники проекта: дети средней  группы, воспитатель группы.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных культур.
• Создание дневника наблюдениий.

II. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка (4)\20170301_082646.jpgсемян и луковиц, используя для этого огород на окне.

http://ginbo.ru/uploads/board/7/70104_img_09958892.jpghttp://vm.ru/photo/vecherka/2013/09/doc6bw2eesq3esczxo6g9e_800_480.jpg

III. Цели проекта

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом и детьми

IV. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.


Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Посадка семян лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление. 
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.

Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена». 

3. Практическая деятельность:
• Отбор и посадка лука

• Посев семян укропа 
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам: 
• «Семена»
• «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».

  • Лепка «Лук – здоровью друг».

7. Речевое развитие.
• Чтение сказок:  «Вершки и корешки», «Чиполлино ».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 

V. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта
1) Подготовительный
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне» 
2) Основной 
1. Рассматривание и посадка семян укропа и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность. 
3) Заключительный 
.Анализ полученных результатов.

VI. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

VII. Библиографический список:

  1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
    2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
    3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
    4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
    5. Интернет ресурсы.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ ОВОЩАХ

Существует большое количество народных пословиц, поговорок и загадок об овощах. Вот лишь несколько примеров народной мудрости. 

  • Каждому овощу свое время.
  • Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
  • Любовь не картошка – не выкинешь в окошко.
  • Капуста любит воду да хорошую погоду.
  • Голова садовая (значит: капустный кочан, т.е. несообразительный, нерасторопный, неловкий человек, разиня.)
  • «Языком капусту не шинкуют.»
  • «Без капусты щи не густы.»
  • «Капуста — не пуста, сама летит в уста»
  • «Хлеб да капуста лихого не попустят» (пища здоровая)
  • «Ни один рот без капусты не живет»
  • «Вешний пир капустой дивен»
  • Проще пареной репы (т.е. очень просто)
  • .Дешевле пареной репы (т.е. очень дешево).
  • Репу да горох не сей подле дорог
  • Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу (про нерадивого огородника)
  • Сидит, как репа на грядке
  • Лук от семи недуг.
  • Лук да баня все поправят.
  • Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
  • Лук с чесноком – родные братья.
  • У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.
  • Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).
  • Редька хвалилась: «Я с медом хороша!»
  • Надоел, как горькая редька.
  • Надоел хуже горькой редьки.
  • Морковь прибавляет кровь.
  • Съешь и морковку, коли яблочка нет.
  • В море огурцы сажать (т.е. преувеличивать, обманывать).
  • Бобы не грибы, не посеешь — не взойдут
  • Если б на горох не мороз, он бы давно через тын перерос
  • Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут).

СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО ОВОЩИ

Н. Довженко

У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.


Л. Громова

Как у бабушки на грядке
Вырос овощ очень сладкий,
Проведем мы тренировку -
Кто быстрей сгрызет морковку.


М. Днепровская

Очень красная морковка,
От морковки много толка:
Витамины, сок и вкус -
Кушай смело карапуз! 

Ю. Симбирская

Поливаю, поливаю
От ботвы до корешков.
Пусть растут, скорей носищи
Для моих снеговиков. 

Е. Неменко

Блеск на кожице атласной. 
Стоп! На грядке – светофор! 
Это светит ярко-красный 
Сочный спелый  помидор
А. Алферова

Почему меня сорвали
и томатом обозвали?
Что за шутки, что за вздор?
Я – весёлый помидор!
Он круглый и красный 
Как глаз светофора
Среди овощей 
Нет сочней помидора.


Е. Неменко

Говорят, ты острый, перец, 
Что, и вправду ты как нож? 
Ну, не веришь, так не веришь… 
Надкуси, тогда поймёшь!

Н. Довженко

Тыква наша растолстела,
Раздуваются бока.
К сентябрю позолотела
Стала цвета медяка.
***
Ах, зацвёл в капусте густо
В центре плотный белый ком.
Это - плод  цветной капусты
Вырос снежным бугорком.

***
Редька нас зимой спасает
От хворобы и простуд.
Нам здоровье предлагает
С мёдом редечный сосуд.

Г. Шмонов

Красивее всех томаты –
Так красны и так пузаты,
Помидоры! Не томаты!
Всё равно – красны, пузаты!

А с морковкой всё в порядке,
Рядом со свеклой на грядке,
Распушив свою макушку,
Спрятала от солнца брюшко.
     

У капусты платьев шилось
Штук, наверное, пятьдесят,
Их одела, нарядилась,
Как красив её наряд!

Вот зелёный огурец,
Крепкий чудо-молодец!
И пупырчатою  кожей,
На лягушку чуть похожий.

Друг от дружки близко-близко
Ярко-красная редиска,
Им бы всем купить расчёски
К модным хвостикам-причёскам!

В. Сибирцев

Ох, сидит в земле и крепко
Наша сказочная репка!
Помоги, не стой, не смейся,
Овощ тянем всем семейством!

Глянь, капуста в огороде
Разодета вся по моде!
Сто нарядов, это слишком!
Под листами – кочерыжка!

До чего ж они похожи,
Их узнаешь по одеже
Это братья-близнецы
Зеленеют огурцы!

Сразу виден овощ этот
Ярко красного он цвета,
Соберем с кустов мы скоро
Много сочных помидоров!

Ловко спряталась девица,
Ладно ей в земле сидится.
Выдаёт коса плутовку,
Тянем из земли морковку!

День за днем у нас на грядке
Подрастает перец сладкий,
Рядом от зари до зорьки
Созревает перец горький.

Папе я не понарошку 
Помогал копать картошку:
Пол ведра – мой ценный вклад,
Не картошка – просто клад!

Овощ этот съесть не просто,
Запах - резкий, привкус – острый,
Но полезность высока
Даже в дольке чеснока!



В. Лызлова

Кто лежит такой пузатый
И в рубашке полосатой?
Это вам не пустячок,
Это чудо - кабачок!

Длиннотелая Морковка
В землю спряталась, плутовка!
Как девица, спит в темнице,
Наверху одни косицы.

Помидор, он же Томат,
Ничему уже не рад,
Он от страха покраснел:
Как бы кто его не съел!

О. Карелин

До апреля, до весны
В огороде стало пусто.
Горкой в доме - кочаны:
Мы убрали всю капусту.

***
У хозяйственной соседки
Есть крольчиха в тёплой клетке.
Поедают дружно, с хрустом
Детки-кролики капусту.
Т. Юдина

Мы редиску поливали,
Когда вырастет, все ждали...
Со сметанкой, очень вкусно,
С добавлением капусты!

И. Ефремов

У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!

Альвазор


Вверх зелёная стрела
Прямо в луке проросла,
Лук не даст лететь стреле –
Бородой прирос к земле.

Вот морковка-невеличка,
Раскудрявая косичка,
Носа высунуть не смеет,
Под землёй сидит, краснеет.

В грядку бедную редиску
Посадили слишком близко.
Выдерну четыре штучки –
Пусть уменьшится толкучка!

Принц-горошек для красы
Отпустил себе усы
И на колышки полез –
Там теперь усатый лес!

И. Дарнина

В огороде у Анфисы
Урожай большой редиса.
И соседи все подряд
Рвут редиску на салат.

М. Днепровская

Тыква больше всех на грядке,
Будет твой живот - в порядке.
Каша с тыквы - хороша...
Кушай Миша - не спеша!

Р. Маскаева

Тыква выросла на грядке -
Не поднимете, ребятки!
Если ягода она,
То, наверно, для слона!

ЗАГАДКИ ПРО ОВОЩИ

Круглая, большая, с грядки,
Белая, со вкусом сладким,
Щей наваристых душа
И в салате хороша!

(Капуста)

Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная... 
(Картошка)

Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает.

(Лук)

В землю спряталась Девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную 
(Морковку.)

 

Никогда он не грустит,
А хрустит, хрустит, хрустит.
Хочешь, так подай на стол, 
Хочешь, брось его в рассол.

(Огурец)

Красный вкусный, хоть не сладкий.
Зреет на обычной грядке,
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»!
(помидор)

Огурца я пополней.
Больше - я. Он - зеленей.
Вам не буду, детки, врать я:
Мы - двоюродные братья.
Только он - малыш, сморчок,
Я же - ладный ... (кабачок)

Луку я родной братишка.
Я  не нравлюсь ребятишкам!
Только, как же я полезен -
Тот не знает и болезней,
Кто со мной, ребята, дружит,
Ешь меня и врач не нужен!
Хоть не очень то и вкусный -
Организму, все же, нужный!
Вот такой я паренек
И зовут меня... ( 
Чеснок. )

 

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ  «Беседа об овощах» .

Задачи.

1.Формировать обобщенные представления об овощах (овощи это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представления о многообразии овощей, формировать умения обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.

2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

3. Учить детей составлять целое из частей.

4. Способствовать развитию умения вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы.

Развивающая среда: поднос с овощами, два обруча (красный и черный), муляжи овощей на тарелке, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы, ножницы, клей, кисточки, клеёнки, тряпочки.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, метод ТРИЗ, обследование предмета, пальчиковая гимнастика, худ.слово, показ способа действий, оказание помощи детям.

Ход занятия:

Воспитатель приносит в группу поднос с овощами, накрытый полотенцем.

-Ребята, посмотрите что у меня в руках?

-Поднос.

-Как вы думаете, что лежит на подносе? (ответы детей)

-Хотите посмотреть, что там лежит? (дети перечисляют)

-Как всё это назвать одним словом?

-Откуда пришли к нам овощи?

-Где они растут? (на огороде)

-Как выращивают овощи?

Воспитатель уточняет: человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть.

-Скажите, все ли овощи растут на поверхности земли?

-Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи –корнеплоды).

-Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова их поверхность на ощупь).

-Ребята, а для чего люди выращивают овощи? (чтобы употреблять в пищу)

-Все ли овощи одинаковые на вкус?

-Правильно, овощи различаются и по вкусу.

Отгадаете загадку.

Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна».

Игра»Узнай по вкусу»

Воспитатель с блюдом сырых и вареных овощей предлагает ребенку зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об том ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел. Игра продолжается. Последний ребенок получает морковь. (Да, об этом овоще была загадка).

Живет дед – во сто одежек одет.

Сверху легкий шуршащий чехол.

Кто отгадку нашел? (лук)

Желтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Ее и варят, и парят, и сырую едят

И сказки о ней говорят. (репа)

Дети опять пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу (по 3-4 ответа).

Ребята, давайте сами сочиним загадку про любой овощ. (ТРИЗ ).

Пальчиковая гимнастика:

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры

А на грядке у Филата

Много разного салата.

А у бабушки Феклы

Четыре грядки Свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

Раз, два, три, четыре, пять-

Поможем урожай собрать.

-Ребята сейчас мы поиграем в игру « Вершки и корешки»

Воспитатель берет два обруча: черный и красный, кладет их так, чтобы обручи пересеклись.

-В обруч черного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета - те, у которых используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям, кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка)

- Сейчас, ребята вы выберите какой овощ  вы будете вырезать. Дети подбирают цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным для аппликации овощем. Вырезают овощи, раскладывают их на тарелке (лист), приклеивают.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Овощи»

Чищу овощи для щей, (вертикальные движения рук)

Сколько нужно овощей? (показываем ладошки)

Три картошки, (загибаем три пальца левой руки)

Две морковки, (плюс ещё два пальца)

Луку полторы головки.

Да петрушки корешок, (загибаем постепенно три пальца на правой руке)

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка, ты, капуста, (делаем круговые движения обеими руками)

От тебя в кастрюле густо.

Раз, два, три, огонь зажжён, (делаем сжимание пальчиков в кулачок)

Кочерыжка, выйди вон! (выставляем из кулаков большой палец)

«ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД И ЧТО В НЕМ РАСТЕТ»

 Цель: расширять и углублять знания детей об овощах.

 Материал к занятию:

импровизированная грядка из трёх больших обручей, обтянутых  тёмно – коричневой бумагой или материей. Натуральные овощи:  лук, морковь, свёкла, чеснок, картофель, капуста, помидор, огурец.  (Овощи желательно с корнями и ботвой). Овощи равномерно расположены «растут» на грядке.

Комплект нарисованных овощей на ленточках

 Предварительная работа:

 беседа об овощах, рассматривание иллюстраций с изображением овощей, чтение стихотворений и рассказов об овощах; загадывание загадок.  

Дидактические игры: «Узнай и назови овощи»;  «Что где растёт?»; «Угадай по вкусу».

 Ход занятия:

       Воспитатель подзывает детей к себе. У неё в руках картинки овощей на ленточках.

Воспитатель: Дети! Посмотрите, сколько у меня нарисованных овощей! К ним я прикрепила красивые ленточки. Какие это овощи? Узнали? (дети называют овощи). Правильно, это лук, морковь, чеснок, картофель, помидор, огурец, капуста, свёкла. Молодцы!  А сейчас мы с вами поиграем и все превратимся в «овощей».  Воспитатель называет имя ребенка, и какой овощ он получает. Предлагает детям назвать, в кого они превратились.

 Воспитатель:  Ну вот,  всё готово и мы отправляемся на наш огород. А вот и наша волшебная грядка. Посмотрите на неё, сколько там овощей! Сейчас мы к ней подойдём и зелёный лук сорвём.  Кто у нас лук? Выходи вперёд, расскажи нам о себе.  (Ребёнок рассказывает, дети помогают).  Вы всё правильно сказали о луке, что он в земле растёт, он горький, когда его чистят и режут ножом, то из глаз слёзы текут, что сверху зелёные стрелочки растут. Это луковые перья, их едят, в салаты и в супы режут. Давайте кулачками потрём глазки, ладошками помашем на них, глазкам плакать не дадим! Что вы ещё знаете о луке?  Я добавлю – чтобы не болеть, простуды не бояться – надо на зиму луком запасаться!  Молодцы!

А это что за овощ с пушистым хвостом? (Ответы детей).  Правильно, это морковь, морковка!    Где наша морковочка? Выходи, расскажи нам о себе!  (Ребёнок    рассказывает,    дети    помогают).    Молодцы,    всё    правильно  рассказали,  не  забыли, что она  в земле  растёт и чтобы вытащить её оттуда  нужно потрудиться. Морковь оранжевого цвета, вкусная, сладкая и в ней очень много витаминов.

 Воспитатель предлагает детям рассмотреть ботву, говорит, что хвостик (ботва) у моркови зелёного цвета, пушистый, листочки резные. Когда ветер дует, хвостик у моркови качается в разные стороны.  Предлагает детям поднять руки вверх, пальчики растопырить (как ботва), и покачаться вправо, влево.  Воспитатель хвалит детей.

  Воспитатель:  Я сейчас чеснок из грядки вытащу, он тоже в земле растёт. Вот он чеснок, чесночок. Ну – ка, кто у нас чеснок? Выходи, расскажи о себе. (Ребёнок рассказывает, дети помогают). Вы только знаете, что чеснок язычок жжёт? Тогда я вам расскажу о нём. Им  можно корочку чёрного хлеба натирать – очень вкусно получается, а ещё можно  в суп и щи порезать. Чеснок очень полезный овощ, от многих болезней помогает – и от простуды и от насморка. Какого он цвета? Правильно  листья у него длинные, узкие и зелёные, а сам чеснок белый!  Белый чесночок сам как зубок!  А сейчас  упражнение выполняем: рот открыли, зубки показали, закрыли, и  ещё раз.  А теперь руки вверх подняли и покружились в одну сторону, а потом в другую. Вот какие, ребятки, молодцы!

А вот и наша любимая картошка, картошечка, картофель! Кто у нас картошка? Иди – ка сюда, расскажи нам о себе.  (Ребёнок рассказывает, дети помогают, что  картошка растёт в земле, её  варят, жарят,  она очень вкусная). Воспитатель предлагает детям сказать, какая картошка? (большая, круглая, кожура по цвету похожа на землю). Ну – ка давайте изобразим картошку: поставьте руки на пояс, и идём, переваливаясь с ноги на ногу. Воспитатель хвалит детей и предлагает обойти грядку вокруг и подойти к свёкле.

  Воспитатель:  Давайте подойдём поближе и скажем: «Здравствуй свёкла!  До чего же ты хороша!» Кто у нас свёкла? Выходи вперёд, расскажи нам о себе! Какого она цвета? Вкусная? Сладкая?  (Ответы детей).  А сейчас все приседаем, приседаем и запоминаем: свёкла бывает красная, круглая, вкусная и сладкая.  Ребята! Посмотрите, какие листья у свёклы? Они на длинных ножках, с одной стороны зеленоватые, а с другой – бордовые. Как по-другому можно назвать листья? Правильно, ботва.

 Воспитатель: А  это что такое большое, круглое и белое? Правильно, это капуста! Где же наша капуста, ну-ка выходи вперёд, расскажи про себя!  (Ответы детей). Совершенно верно! Капуста бывает и белая и зелёная, хрустящая, у неё много – много листьев, а внутри у неё сладкая кочерыжка. Молодцы дети! Я добавлю, что капусту все любят и дети, и взрослые, и разные жучки – червячки. Давайте мы как жучки вокруг грядки на четвереньках обойдём.

   Воспитатель:  Посмотрите -  ка, ребята! Что это за овощ так важно висит на ветке и на нас глядит? (Ответы детей). Так это помидор! Синьор помидор! Молодцы детки, сразу его узнали! Давайте покажем синьору помидору нашу зарядку: присядем, руки за голову поставим, встанем, руки на пояс поставим. Пусть знает помидор, что не зря для нас растёт! А где же наш синьор помидор? Выходи вперёд, расскажи про себя. (Ребёнок рассказывает, дети помогают). Молодцы детки, всё правильно сказали. Помидоры растут на кусте, сначала они бывают маленькие, зелёные, а потом растут – растут, постепенно краснеют, становятся красными, сладкими и вкусными.  Ой, а кто это на нашей грядке так важно лежит!?  Посмотрите – ка? У него даже цветочек есть! Какого он цвета? (Ответы детей). Правильно, это огурец, огурчик. Кто у нас огурчик? Выходи, не стесняйся вперёд, расскажи нам о себе! (Ребёнок рассказывает, дети помогают). Да, огурец зелёного цвета, длинный, сладкий, хрустящий! Какой формы огурец? Не знаете? А я знаю – овальной!  Молодцы, всё правильно рассказали! А теперь попробуем в воздухе огурец нарисовать! Поднимите руки вверх, в стороны разведите и внизу соедините, - рисуем огурец, а теперь дотроньтесь до кончика носа – это мы цветочки огуречные на нос повесили. Вот какие мы молодцы!

Воспитатель:  Про все овощи на грядке мы рассказали? (Ответы детей). Что ещё есть у овощей? О чём мы не рассказали? Да, у овощей есть корни? Для чего они нужны? (Ответы детей). Ну конечно, через эти корешки овощи «пьют» воду, а если корешки оторвать, то и растение погибнет, завянет!  А сейчас скажите мне, пожалуйста, чтобы овощи росли что нужно? (Ответы детей). Да, для того чтобы овощи росли нужны солнце и вода. Солнышко согревает землю и всё -  всё на огороде растёт, а чтобы они  не засохли их надо поливать водой. А ещё за ними нужно ухаживать, пропалывать, землю рыхлить, и тогда наши овощи вырастут вкусными и полезными, и ребятки будут их с удовольствием кушать!

 Вот и закончилось  путешествие на нашу волшебную грядку. Вам понравилось? Много хорошего мы узнали об овощах. Молодцы ребята, хорошо работали, правильно отвечали на мои вопросы.

Примечание: так как занятие большое по объёму, проводится в первой младшей группе детского сада, его целесообразно разделить на два занятия.

РИСОВАНИЕ  « Лук от всех недуг»

Цель:

  • Воспитывать интерес к рисованию
  • Развивать воображение, мелкую моторику, эстетический вкус, умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом
  • Закреплять зеленый цвет
  • Активизировать словарь
  • Учить рисовать прямые вертикальные линии
  • Способствовать повышению эмоционального тонуса

Материал:

  • Кукла- бабка
  • Корзинка с овощами
  • Баночка с луком в земле
  • Гуашь зеленого цвета
  • Кисточки
  • Баночки с водой
  • Тряпочки
  • ½ альбомного листа с силуэтом луковицы по количеству детей
  • Влажные салфетки

Ход занятия

1 часть.

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. Вносит игрушку- бабушку Варварушку. Дети и бабушка здороваются. Воспитатель от имени бабушки Варварушки предлагает назвать овощи, которые она принесла в корзинке. Дети называют овощи (помидор, картошка, морковка, капуста, огурец).

Бабушка Варварушка хвалит детей.

2 часть.

Воспитатель показывает детям лук, который вырастила бабушка Варварушка. Дети рассматривают называют цвет лука. От имени бабушки воспитатель показывает нарисованный лук, предлагает детям тоже нарисовать. Воспитатель показывает приемы рисования.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Поднялся наш огород, (поднимают руки вверх)

Все на солнышке растет (вращают кистями рук)

Свекла, лук, морковь, горох

(загибают пальцы на правой руке)

Уродился он неплох (играют кистями рук)

Вот картошка, вот капуста (загибают пальцы на левой руке)

Помидоры, огурцы

Угощайтесь молодцы!

(протягивают раскрытые руки вперед).

3 часть.

Дети рисуют лук.

Воспитатель предлагает спеть песенку ждя бабушки Варварушки. (на мелодию русской народной песни «Я на горку шла» слова Сторожевой Н.П.)

Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом песни.

Мы для бабушки, для Варварушки

Рисовали лук, лук зелененький

Посмотри- ка ты, наша бабушка,

Какой зелен лук, вырос у ребят.

Воспитатель с детьми и бабушкой Варварушкой рассматривают работы детей.

Вопросы воспитателя к детям:

  1. Что рисовали?
  2. Каким цветом получился лук?

Бабушка Варварушка хвалит детей и прощается.

Конспект занятия по лепке «Зеленый лучок — мой дружок!»

Тема «Зеленый лучок- мой дружок!»

Задачи: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы. Продолжать учить детей пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию к моделированию лука разной формы, толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

Предварительная работа: Наблюдение за луком, рассматривание картинок с изображением лука. Освоение техники лепки (создание формы цилиндра и шара).

Материалы, инструменты, оборудование. Картинка лука, пластилин желтого, зеленого цвета, стеки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

Содержание занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку

Сарафан не сарафан

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать

Досыта наплачешься.

Воспитатель показывает детям картинку с изображение лука. Затем определить вместе с детьми основные характеристики части лука (сам лук, стрелки лука) .

Говорит«Вот такой лучок растет у нас в огороде!» Поясняет и показывает, что у лука основание круглое, а потом от него идут стрелочки (зеленый лучок). Предлагает слепить сначала круглое основание, а затем стрелочки.

Демонстрирует способ лепки луковицы.

-Отщипываем (или отрываем, отрезаем стекой) кусочек желтого пластилина и раскатываем, формируя шар, это и есть луковица. Затем отщипываем еще один кусочек от зеленого пластилина, раскатываем как колбаску (прямыми движениями ладошек, потом сжимаем один кончик, чтобы он стал остренький. Воспитатель уточняет положение рук и характер движения ладоней. Следить, чтобы в процессе лепки дети плотно прижимали одну часть предмета к другой.

В конце занятия педагог читает детям стихотворение:

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Художественное творчество» (рисование) в интеграции с образовательными областями «Социализация»«Физическая культура»

Тема«Лучок наш»

Задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.

2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.

3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть и осушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист, гуашь. фломастеры, лук, игрушка Чиполино.

Ход мероприятия:

Игра «Росток». Дети садятся на ковер, представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, (воспитатель стучит пальцами по спинам детей). Из семечек появились росточки (дети вытягивают вверх руки). Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами (дети встают в полный рост и разводят руки в сторону). Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня обещал прийти необычный гость.

Он сказал, что любит путешествовать, знакомиться с новыми друзьями, любит, когда с ним происходят веселые приключения. (Раздается стук в дверь, входит Чиполино, здоровается с детьми)

Чиполино: Ребята, вы узнали меня?

Воспитатель: Да, ты Чиполино.

Воспитатель: Кто такой Чиполино?

Дети: Чиполино - это мальчик луковка.

Воспитатель: Но, что случилось, почему ты сегодня такой грустный?

Воспитатель говорит от имени Чиполино:

«Мне грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, поможем Чиполино.

Воспитатель: Чиполино, вот посмотри, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушай рассказ про путешествие одной из них.

Дети подходят к столу, где находится луковица в стаканчике с водой.

Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.

- Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.

Чиполино: Ребята, а нарисуйте и мне такую подружку луковку, и мы с ней вместе будем путешествовать.

Физкультминутка. (На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и выполняют движения в соответствии со словами)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей нашему Чиполино.

(Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что рисуем сначала круг и закрашиваем его слитными линиями сверху вниз. В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски. Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти. А корешок дорисуем фломастером желтого цвета.

По окончании работы воспитатель спрашивает у Чиполино, понравились ли ему друзья.

Воспитатель от имени Чиполино: «Я теперь веселый мальчик Чиполино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. У меня теперь столько друзей… Очень этому рад. Спасибо вам».

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Чиполино сделаем выставку наших рисунков!

“СЕМЕНА”

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование основ экологического воспитания, «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественная литература», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога: продолжать знакомить детей с процессом появления растения из семян, развивать внимательность, расширять словарный запас детей, формировать умения грамматически правильно строить предложения, воспитывать желание трудиться и самостоятельность в выполнении задания, любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: эмоционально - заинтересованно следит за игровой ситуацией и участвует в ней, проявляет интерес к участию в совместной и трудовой деятельности, активно отвечает на вопросы педагога, с интересом слушает выступающих.

Материал: дидактическая игра «Подбери семена» (с карточками овощей, фруктов и семян, иллюстрации процесса роста подсолнуха; плошки с землёй, палочки – рыхлилки и семена подсолнуха, салфетки, подносы всё по количеству детей, сосуд с подсолнечным маслом, сладости (халва), лейка.

Словарь: «семя», «плод», «росток».

1. Организационный момент.

Потянуло солнышко

Спящее зерно

За ушко на солнышко

И - взошло оно.

2. Беседа.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

Кто может рассказать, зачем нужны семена? (Ответы детей).

А все ли семена одинаковые? (Проверим.) (Коллекция различных семян.)

У вас на столе коллекция семян, посмотрите все ли они одинаковые, какая у них форма?

Гладкие, овальные, маленькие, какого цвета? Ребята, а квадратные семена бывают? (Ответы детей, рассматривают семена.)

Семена каких растений используются в пищу?

3. Дидактическая игра «Подбери семена»

Задание

Перед вами карточки плодов фруктов и овощей, они потеряли свои семена, возьмите каждый по одной карточке, посмотрите, какой у вас плод, я вам буду показывать коллекцию семян, вы по карточкам, которые перед вами, должны найти семя к своему плоду.

Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знакомы с плодами и их семенами. Единственная цель растения - размножение и продолжение вида. Как только появились семена, растение выполнило свое предназначение. Всё для семян! Это закон, растения.

Кто мне ответит, что такое семя?

(Ответы детей: это из чего вырастает будущее растение; зачаток будущего растения.)

СЕМЯ - это из чего начинается растение, и чем заканчивается.

4. Слушание сказки: «Путешествие семечки».

А сейчас ребята я расскажу вам сказку о семени. (рассказ сопровождаю показом иллюстраций и музыкой).

Как-то раз летела маленькая птичка и держала в клювике несколько семечек подсолнуха. Летела она, чтобы накормить своих малюток птенцов, но не удержала все семечки в клюве, и одно упало в землю. Вот лежит себе семечко и думает: «Как же так? Росло я вместе со своими братьями и сестрами семечками в большом красивом подсолнухе, и вот теперь лежу себе одна-одинешенька в земле. Никому я теперь ненужное, ничего-то я теперь не увижу, хорошо, что хоть птичка меня не съела». Лежит и скучает. Пошел дождик, напоил семечко, а потом выглянуло солнышко, пригрело семечко и стало ему интересно, что там наверху творится. Потянулось семечко наверх к солнышку, потянулось, потянулось, и…появился из земли маленький зелененький росточек. Это он из нашего семечка стал расти. Поглядело семечко-росточек по сторонам, понравилось ему над землей, солнышко согревает, ветерок обдувает. И стал росточек вверх расти. Растет, тянется к солнышку, дождик его водичкой поит, хорошо росточку. Вскоре превратился наш росточек в стебелек и что не день, то становился он все выше и выше, появлялись на нем новые зеленые листочки. Через несколько недель вырос на стебле большой желтый бутон, лепесточки бутона стали потихоньку распускаться и вот уже прекрасный цветок подсолнуха поднял свою головку к небу к солнцу. «Ах, в какой красивый подсолнух я превратился!»- подумало бывшее маленькое семечко. Вскоре внутри большого цветка появилось много- много бело-зеленых семечек, семечки созрели и стали черного цвета. Подсолнух качал своей головой, улыбался солнышку и думал: «Как же все-таки удивительно устроен этот мир! Совсем недавно я со своими братьями и сестрами семечками преспокойно жил в большом красивом подсолнухе. Прилетела птичка, схватила меня в клювик, да не удержала и выронила на землю. Потом я пророс, превратился в росточек, потом в стебелек, рос, рос и стал большим настоящим желтым подсолнухом. Теперь у меня самого много - много маленьких черных семечек, которые вскоре разлетятся, кто - куда и вырастут из них большие красивые подсолнухи, похожие на маленькие солнышки».

5. Физминутка

Игра "Зернышко"

Представьте, что вы зернышки, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)

Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)

Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).

Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)

Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)

И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)

Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)

И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца.

Вам понравилось быть живым зернышком?

6. Трудовая деятельность детей.

Предлагаю вам отправиться на огород и посадить наши семена а что из них вырастит вы скажите, посмотрев на семя (кладу на ладошку пророщенное семя подсолнуха, обращаю внимание на то, что находится внутри семени: ядрышко.) .Ответы детей.

Дети подходят к столу с подготовленным оборудованием. С помощью деревянной палочки делают углубление в плошке с землёй, опускают семя и засыпают. Вытирают руки влажными салфетками.

 Ребята, что надо сделать, чтобы семена дали начало новому растению? (полить, поставить поближе к свету.)

– Ребята, вот мы с вами посадили семечки в землю, полили их. А что ещё нужно, чтобы оно росло (чтобы солнышко их пригрело и стало тепло).

– Давайте попросим об этом наше солнышко с помощью заклички:

1. Чтение детьми заклички.

Солнышко выгляни!

Красное, свети!

На холодную водицу,

На шёлковую траву,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....