Конспект занятия по развитию речи для старшей группы с использованием элементов ТРИЗ "В гости к сказкам"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тумакова Анастасия Геннадьевна

С элеметами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_skazkam.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ на тему: «В гости к сказкам»

Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Задачи: вызвать позитивные эмоции, продолжать развивать особенности детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения; формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, развивать связную речь. Учить детей узнавать знакомые русско-народные сказки, сказочных героев;

Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.

Материал к занятию: мяч, «Волшебный сундучок», в нем Колобок, карточки-схемы к сказке «Кот петух и лиса», рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятями»«Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).

Ход занятия

Воспитатель:

Встаньте дети, пожалуйста, в круг повторяйте за мной слова:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель:

А теперь посмотрите все друг на друга и подарите свои улыбки.

2.Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к сказкам. Но, для начала я хочу, узнать хорошо ли вы знаете сказки? (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм»).

Воспитатель: - Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

Дети: Колобок

Воспитатель: - Кто съел козлят?

Дети: волк

Воспитатель: - Кто пришел в гости к медведям?

Дети: Маша

Воспитатель: - В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

Дети: Курочка Ряба

Воспитатель: - Что выросла «Большая – пребольшая»?

Дети: Репка

Воспитатель: - Что случилось с ледяной избушкой?

Дети: растаяла

Воспитатель: - В какой сказке кот спасал петушка?

Дети: Дрозд, кот и петух

Воспитатель: - Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Дети: Медведь

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

Воспитатель: - Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: - Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок).

Воспитатель: - Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).

Воспитатель: - Это кто?

Дети: Колобок

Воспитатель: - А Колобок какой?

Дети: круглый, румяный, непослушный

Воспитатель: - А что бывает круглое как колобок?

Дети: солнце, яблоко, луна, часы, мяч.

Воспитатель: А колобок какого цвета?

Дети: желтого?

Воспитатель: А что бывает желтого цвета, как колобок?

Дети: цыпленок, солнце, шапка, машина.

Воспитатель: - Что случилось с Колобком? (ответы детей).

Воспитатель: - Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из сундучка листы-схемы

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?

(«Кот петух и лиса»)

Воспитатель: - А лисичка, какая в сказке?

Дети: хитрая, лукавая, рыжая,

Воспитатель: А какая на ощупь лисичка?

Дети: пушистая

Воспитатель: А что бывает пустое на ощупь, как лисичка?

Дети: снег, ковер, кошка, шарф.

Воспитатель: - А петушок какой?

Дети: любопытный, доверчивый, голосистый.

Воспитатель: - А котик какой?

Дети: смелый, отважный, быстрый, ловкий.

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.

Воспитатель: - Что это?

Дети: рукавичка

Воспитатель: - А рукавичка какая?

Дети: теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная

Воспитатель: - А из чего она сделана?

Дети: из ниток, из ткани.

Воспитатель: - А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей).

Воспитатель: - Для чего нужна рукавичка?

Дети: руки греть, что-то вытереть, взять горячее.

Воспитатель: - А кто жил в рукавичке?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: - Почему они там жили?

Воспитатель: - Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

(Метод эмпатии).

Воспитатель спрашивает у каждого ребенка:

- Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного).

Ребенок: Я комар, я живу в лесу, пью кровь, люблю летать и жужжать (изображает, как жужжит, боюсь людей и лягушек, дружу с другими комарами.

5. Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”

Воспитатель: Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево. Вправо

6. Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

Воспитатель: - Кто здесь живет?

Дети: Коза с козлятами

Воспитатель: - У мамы Козы было трое козлят?

Дети: нет семеро

Воспитатель: - Почему козлята попали в беду?

Дети: волк их обманул, были непослушными

Воспитатель: - А какой был серый волк?

Дети: серый, злой, зубастый

Воспитатель: - А какая была мама Коза?

Дети: добрая, заботливая.

Воспитатель: - А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес?

(метод «Хорошо - плохо»).

- Хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних.

7. Дидактическая игра «Кто, чем будет».

Воспитатель достает из сундучка:

Дощечка-стол, стул, теремок…

Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек - шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семя - цветочком, редиской, деревом…

8. Воспитатель достает из сундучка зайчика - он плачет.

Воспитатель: - Как вы думаете,, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

Дети: его лиса выгнала из дома.

Воспитатель: - А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(Метод проб и ошибок)

Воспитатель: - А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).

9. Художественное творчество (рисование)

Воспитатель: - А вы хотите, чтобы зайчик опять стал радостным, веселым?

Воспитатель: - Ребята, вы бы хотели стать маленькими волшебниками и творить чудеса и помочь зайчику?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебное заклинание

«Топ – топ,

Хлоп – хлоп,

Вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись!»

Воспитатель: Вот мы превратились в волшебников и нам помогут в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Прощается с детьми).

Рефлексия

Что понравилось?

Что запомнилось?

Что было трудно?

Кому можно рассказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие по сказкам"

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий"Путешествие по сказкам"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания.Пр...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. В гостях у сказки «Три медведя@

Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству.Задачи:1. Образовательные задачи :Закрепить  с  детьми содержание сказки...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием метода наглядного моделирования. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

Обучение детей самостоятельному пересказу и пониманию сказки на основе построения наглядной модели;                            ...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием элементов кинезиологии.

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием элементов кинезиологии....