консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Есина Мария Николаевна

Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка.

   . Разместите  компьютер в общей комнате – таким образом, обсуждение  Интернета станет повседневной привычкой, и ребёнок не будет наедине с компьютером, если  у него возникнут проблемы.

   . Используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребёнка в Сети. По санитарным нормам ребёнок не может проводить за компьютером более 15 минут подряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.

   . Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.

   . Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера – это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ребёнок, установить временные рамки использования компьютера или Интернета; блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети. Самыми популярными программами родительского контроля являются:

    - «Дополнительная безопасность» в WINDOWS 7  - обеспечит сохранность личных данных от всех возможных угроз;

    - «Семейная безопасность» в WINDOWSLIVE – поможет уследить за контактами и интересами вашего ребёнка даже с другого компьютера;

     - Родительский контроль» в WINDOWS VISTA – с её помощью вы можете определить время, когда ребёнок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, узлам, программам;

     - «Родительский контроль» в Kaspersky Cristal – помимо антивирусной программы, она позволяет следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, и ограничивать посещение «неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию (семейные фото, пароли, файлы) от вторжения и хищения.

    . Создайте «Семейные интернет-правила», которые будут способствовать онлайн-безопасности детей.

    . Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования компьютера, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.

   . Предложите ребёнку другие возможности времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры.

   . Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения (например, за уборку в своей комнате).

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать сон ребёнка.

   Время для сна. Необходимо стремиться ложиться спать в одно и то же время (желательно с  19.00 до 21.00). Важно, чтобы ребёнок учился определять время, когда нужно ложиться спать. Например, можно сказать, что наступил вечер, закончилась передача «Спокойной ночи, малыши!», все ребята ложатся спать и ты тоже ложишься спать. Полезно приобрести будильник, по которому ребёнок будет учиться контролировать время для игр, отдыха и сна. Если малыш заигрался, можно ласково ему напомнить о том, что подошло время сна и показать на будильник.

   Ритуал для засыпания. Пытайтесь обыграть семейные ритуалы, одним из которых может стать укладывание спать. Убавить громкость музыки в квартире, приглушить свет (если ребёнок боится темноты, можно оставить ночник). Почитать малышу книгу нараспев, тихим голосом или спеть колыбельную. Семейные ритуалы человек запоминает на всю жизнь, они создают атмосферу уюта и комфорта. Время для засыпания нельзя затягивать (не более получаса). Если ребёнок засыпает в одно и тоже время, то вы сможете уделить больше времени друг другу.

    Обратите внимание, что ритуалы укладывания спать должны прекращаться раньше, чем малыш уснёт, иначе они создадут зависимость, от которой будет трудно избавиться.

     Укладывание игрушек спать. Одним из примеров ритуала засыпания дошкольника может быть укладывание игрушек спать. Можно сказать ребёнку: «Наступил вечер, пора готовиться ко сну. Твои любимые игрушки ждут, когда ты пожелаешь им спокойной ночи». Он может уложить игрушки спать, а может просто пожелать им спокойной ночи. Данный ритуал очень полезен. Так как ребёнок сам начинает готовиться ко сну.

Вечернее  купание.  Вода  расслабляющее   действует на организм. Возможно добавление в воду специальных масел (если нет противопоказаний). Нужно дать ребёнку время для игры в ванне: он может переливать воду из одной ёмкости в другую, поиграть с плавающей игрушкой. Не забудьте про умывание и чистку зубов. Время пребывания в ванне не должно превышать 25 минут.

     Любимая пижама. После купания ребёнок надевает пижаму. Она должна быть из натуральных, мягких тканей, с изображением любимых сказочных героев, милых животных. Важно, чтобы пижама доставляла удовольствие ребёнку. Рассматривание картинок на пижаме можно продолжить уже в постели малыша.

    Укладывание в постель с музыкой. Когда в семье начинается ритуал подготовки ко сну, хорошо включить негромкую релаксационную (звуки дождя, моря, пение птиц) или плавную классическую музыку. Попросите ребёнка показать пижаму его любимой игрушке.

     Полезно варьировать ритуалы  укладывания спать, чтобы ребёнок не привык к чему-то одному. Например, сегодня папа укладывает, завтра – мама; малыш спит то с плюшевым мишкой, то – с зайчиком и т.д.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка.

   Вниманию мам и пап! В настоящее время большинство детей дошкольного возраста испытывают дефицит двигательной активности. Для компенсации потребности в движении ребёнок должен ежедневно активно двигаться не менее двух часов.

    Для того чтобы зарядка стала для вашего ребёнка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

     . Приучать ребёнка к гимнастике как можно раньше (с 2-3 лет).

     . Делать зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

     . Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.

     . Включать весёлую и ритмичную музыку.

     . Раздвигать шторы и открывать окно для потока солнечного света и воздуха.

     . Делать зарядку вместе со своим ребёнком в течение 10-20 минут.

     . Включать в комплекс зарядки не более 10 упражнений

     . Подмечать и подчёркивать достижения своего ребёнка в выполнении упражнений комплекса зарядки.

     . Менять упражнения, если они наскучили ребёнку, и придумывать вместе с ним новые упражнения.

     . Если ребёнок мало двигается, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.

     . Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.    

 

Игровой калейдоскоп на развитие устойчивости и переключения внимания

«Пуговица».

     Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – квадрат, разделённый на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц.

    Можно усложнить игру, используя большее количество клеток и пуговиц. В неё же полезно играть для развития памяти, пространственного восприятия и мышления.

«Маленький жук».

     Перед двумя игроками поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Взрослый диктует малышу ходы, а тот передвигает по полю жука в нужном направлении, при чём делает это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например: «Одна клеточка вверх – одна клеточка влево – одна клеточка вниз – одна клеточка влево – одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

      (Если ребёнок  затрудняется  выполнять  задание  мысленно , то  сначала можно позволить  ему  показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребёнок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.)

    Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено – перейти к движению по полю из 25, 36 клеток, усложнить задания ходами: две клетки наискосок вправо-вниз, три клетки влево и т. д.

« Найди отличие».

      Все дети с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать приятное с полезным – предложить малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (котёнка, рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается найти различия.

      Можно ещё подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребёнка найти несоответствия.

               

«Съедобное – несъедобное».

    Взрослый кидает ребёнку мяч и при этом называет предметы – съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет – отбрасывает.

«Летает – не летает».

  Взрослый называет предметы. Если предмет летает, малыш поднимает руки, если нет – руки опущены. Взрослый может сознательно ошибаться, а ребёнок часто непроизвольно, в силу подражания, поднимает руки. Необходимо реагировать своевременно, быть внимательным.

«Будь внимательным».

        Взрослый называет ребёнку любые слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если сбивается, необходимо повторить игру с начала.

       Ещё можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем -  объединить первое и второе задания: хлопать в ладоши на слова, обозначающие животных, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения. Такие упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка. Интереснее проводить такие упражнения с несколькими детьми.

«Найди лишнее».

      Взрослый называет четыре слова: три слова связаны между собой, а четвёртое – лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Ребёнок называет или рисует лишнее слово.

«Зеркало».

      Один из играющих – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должно в точности копировать движения своего партнёра по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

      Затем можно включить музыку и предложить ребёнку нарисовать её. Пока он рисует музыку, взрослый  - зеркало воспроизводит движения художника. При этом руки художника, воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего зеркального отражения, хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнёру. В процессе игры партнёры меняются ролями («Теперь ты – зеркало»).  

     

«Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка».

       Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли-игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

      Особенно чётко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.

      Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами.

     Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, оно и без того на редкость красноречиво и увлекает в свой волшебный мир оживших образов всякого, кто только может прикоснуться к нему. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идёт от простого к сложному: бабочка, пчёлка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь; игрушки-забавы, например прыгающий лягушонок, - и так до целой сказки с несколькими персонажами. Сейчас можно найти множество книг по этому виду  искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок.

        Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:

      . работа с раскрасками – штриховка;

      . пальчиковая гимнастика – шнуровка;

      . игры с конструктором, мозаикой;

      . лепка из глины и пластилина;

      . нанизывание бус, бисера;

      . сматывание цветных ниток в клубочки;

      . работа с ножницами.

       Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки Монтессори, сенсорные панно, «Волшебные горшочки», наборы тканевых образцов различной фактуры).

        Подробнее остановлюсь на играх-шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широки. Эти игры:

   - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

   - развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

    - формируют навыки шнуровки (шнурование,завязывание шнурка на бант);

    - способствуют развитию речи;

    - развивают творческие способности;

    - косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

    Познают мир руками не только крохотные малыши – игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев, полезны и старшим дошкольникам. Мария Монтессори почти сто лет назад  давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки – и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придётся сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить игру-шнуровку – набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска  сыра» или какого-нибудь ещё деревянного предмета с дырками. Иногда к ним ещё прилагается и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать «совсем как мама»?

      Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков. Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по развитию мелкой мускулатуры рук должна начинаться задолго до поступления в школу.

      Разнообразная самостоятельная практическая деятельность по развитию мелкой мускулатуры рук не только оказывает ценное развивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и готовит к овладению письмом в школе. Письмо – сложный навык, основанный на выполнении тонко-координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определённой функциональной зрелости коры головного мозга.

      Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьёй развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

     . Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт и кто по нему должен пройти. Например: «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».

     . Для развития рук полезно обводить любые вкладыши Монтессори, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что поштриховать придётся и вам.

     . Можно обводить всё что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.

      . Дошкольнику вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.

      . Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

      . На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда её точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.

      . Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги – задание на тренировку руки и развитие аккуратности.

      . Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что-нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастерами, карандашами.

Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка. 

   . Разместите  компьютер в общей комнате – таким образом, обсуждение  Интернета станет повседневной привычкой, и ребёнок не будет наедине с компьютером, если  у него возникнут проблемы.

   . Используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребёнка в Сети. По санитарным нормам ребёнок не может проводить за компьютером более 15 минут подряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.

   . Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.

   . Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера – это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ребёнок, установить временные рамки использования компьютера или Интернета; блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети. Самыми популярными программами родительского контроля являются:

    - «Дополнительная безопасность» в WINDOWS 7  - обеспечит сохранность личных данных от всех возможных угроз;

    - «Семейная безопасность» в WINDOWSLIVE – поможет уследить за контактами и интересами вашего ребёнка даже с другого компьютера;

     - Родительский контроль» в WINDOWS VISTA – с её помощью вы можете определить время, когда ребёнок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, узлам, программам;

     - «Родительский контроль» в Kaspersky Cristal – помимо антивирусной программы, она позволяет следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, и ограничивать посещение «неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию (семейные фото, пароли, файлы) от вторжения и хищения.

    . Создайте «Семейные интернет-правила», которые будут способствовать онлайн-безопасности детей.

    . Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования компьютера, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.

   . Предложите ребёнку другие возможности времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры.

   . Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения (например, за уборку в своей комнате).

Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.

«Пальчиковый бассейн»

     Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5-10 минут перемешивают содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Опознай фигуру (цифру, букву)»

    На правой или левой руке ребёнка взрослый «рисует» пальцем фигуру (цифру или печатную букву), а тот старается отгадать, что нарисовано.

   Второй вариант: подобрать настоящие фигуры, цифры или буквы и предложить ребёнку опознать их на ощупь поочерёдно правой и левой рукой. Более сложный вариант – дошкольник с закрытыми глазами одной рукой ощупывает предложенный предмет, а затем другой рукой (уже с открытыми глазами) его зарисовывает.

   Третий вариант: дошкольник лепит из пластилина геометрические фигуры (буквы, цифры). Затем взрослый предлагает ему с закрытыми глазами опознать то, что слепил.

«Пальчики здороваются»

    Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

«Резиночка»

   Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4-5 см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; сперва одной, потом другой рукой.

«Перекаты»

         Ребёнок перекатывает карандаш между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочерёдно каждой рукой.

«Повтори движение»

                              (вариант игры Б.П.Никитина «Обезьянки»)

      Взрослый садится напротив ребёнка и изображает пальцами одной руки какую-либо фигуру. Ребёнок должен повторить фигуру, сложив пальцы руки точно так же. Так кА взрослый сидит напротив, ребёнок вынужден отразить фигуру зеркально. Если дошкольнику сразу это сделать сложно, то сначала можно потренироваться: взрослому сесть рядом с ребёнком, а не на

 против него. Так малышу будет легче копировать положение пальцев.    

«Обведи по трафарету»

          Взрослый предлагает ребёнку наперегонки обводить по трафаретам квадратики, кружочки и т.д. Сейчас в продаже много различных трафаретов, но их можно изготовить и самим.

«Лабиринт»

              Ещё одна игра – продвигаться пальцем по нарисованному заранее лабиринту. Лабиринты малыш и взрослый могут рисовать друг для друга, стараясь сделать их более запутанными.

«Рисунок на крупе»

                 Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Рисунок пуговицами»

             Взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок сам, затем просит малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.

«Иголки»

            Ребёнок берёт круглую щётку для волос и катает её между ладонями, приговаривая:

                                 У сосны, у пихты, ёлки

                                 Очень колкие иголки.    

                                  Но ещё сильней, чем ельник,

                                 Вас уколет можжевельник.

«Зоопарк»

       Для этого упражнения нужна пластиковая решётка для раковины (обычно она состоит из множества клеток). Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. Упражнение выполняет поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

                            В зоопарке мы бродили,

                            К каждой клетке подходили

                            И смотрели всех подряд:

                            Медвежат, волчат, бобрят.

«Месим тесто»

    Взрослый насыпает в кастрюлю примерно килограмм гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

                                    Месим, месим тесто,

                                    Есть в печи место.

                                    Будут-будут из печи

                                    Булочки и калачи.

«Разложи горох»

    На столе две кружки: в одной – сухой горох, другая пустая. Взрослый читает четверостишия, а ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

«Набери горох»

      Перед ребёнком блюдце с горохом. Большим и указательным пальцами он берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.  

«На лыжах»

    На столе перед ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный средний пальцы, как ноги. Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

                        Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

                        Мы любим забавы холодной зимы.

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Дом из спичек»

      Ребёнок собирает спички (счётные палочки) подушечками пальцев правой и левой рук одновременно: двумя указательными, двумя средними и т. д.

      Строит «сруб». Чем он выше и ровнее, тем лучше. (Для этой игры у спичек необходимо предварительно удалить головки в целях безопасности ребёнка.)

«Котёнок кусается»

      Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

                           Сильно кусает котёнок-глупыш,

                            Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

                            Но я же играю с тобою, малыш,

                           А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

         (Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.)

«Двенадцать месяцев»

        Перед ребёнком верёвка толщиной с его мизинец, на ней 12 узлов. Дошкольник, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Прикрепи прищепки»

         На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог дошкольник цепляет прищепку на верёвку:

                                  Прикреплю прищепку ловко

                                  Я на мамину верёвку.

«Спрячь платочек»

        Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

«Орех»

       Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

                                  Я катаю мой орех,

                              Чтобы стал круглее всех.

     

    Два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игровой калейдоскоп

«Будь внимательным»

  Цели: развить устойчивость внимания, научить классифицировать объекты по заданному признаку.

  Оборудование: картинки с изображением животных, игрушек, посуды и т.д.

  Взрослый показывает различные картинки, а ребёнок должен воспроизвести то действие (подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой), которое обозначает заданный признак, свойство или отнесение к данной группе.

   Например, можно заранее договориться: если предмет относится к посуде, то дошкольник хлопает в ладоши, если это одежда – подпрыгивает. Вариантов действий и картинок тут может быть сколько угодно (подойдут вырезки из газет и журналов, рисунки взрослого и ребёнка).

«Домашний боулинг»

     Цель: развить координацию и точность движений.

     Оборудование: кегли или пустые пластиковые бутылки, мяч.

     Данная игра проводится по правилам «взрослого» боулинга. Кегли или пустые пластиковые бутылки взрослый и ребёнок расставляют в конце комнаты и по очереди бросают в них мяч. Если упали все кегли (пластиковые бутылки), то игрок зарабатывает балл. Кто наберёт больше баллов, тот и выиграл. (Каждый балл можно отмечать символом – давать небольшую игрушку, наклейку и т.д.)

«Сказочное путешествие»

     Цель: развить фантазию, творческие способности.

     Оборудование: рулон старых обоев, фломастеры, краски, кисти, карандаши.

    Взрослый разворачивает обои на полу, а дальше ребёнок включает фантазию.

    Рисует, например, тропинку, берёт в руки любимую игрушку (зайчика, мишку) и отправляется на прогулку. Взрослый предлагает дошкольнику нарисовать, что или кто встретится ей на пути. При путешествии можно рисовать маршрут: дома, деревья, цветы. Если ребёнок не сумеет нарисовать кого-то из зверей, то можно по пути раскладывать небольшие игрушки, пупсиков, которые «тоже что-то делали»: играли в прятки, собирали ягоды и т.д. Малыш знакомится с ними, приглашает в гости. Здесь необязательно уметь хорошо рисовать, главное – не лениться, искренне включиться в игру.

«Угадайка»

(на кухне)

     Цель: развить внимание, обоняние, осязание.

     Взрослый просит ребёнка отвернуться и на слух определить, что он сейчас делает: переливает воду, откусывает яблоко, трёт морковку. За каждый  правильный  ответ  хвалит  ребёнка.

     Можно  предложить  ребёнку с  закрытыми  глазами  определить  на вкус  кусочек  яблока  или  банана,  огурца, лимона  и  даже  чеснока. Затем  поменяться  ролями, и  уж   если  взрослый  ошибается – бурный  восторг  гарантирован.

Коллективные развивающие игры

     В эти игры  можно играть, когда пришли  гости, у ребёнка  день рождение  или семья  отмечает  какой – то другой праздник.

     Цели: научить слушать,  понимать и подчиняться  правилам.

«Зайчики и лиса»

      Дети- зайчики собираются у стены, ребёнок –лиса прячется за стулом-кустом. Взрослый стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

     Дети-зайчики выбегают на середину комнаты и начинают весело прыгать. Взрослый продолжает: «Вдруг лисица выбегает, серых зайчиков поймает».

     Зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь поймать. Пойманный становится лисой, игра повторяется.

«Менялки»

     Играющие садятся на стулья по кругу, выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

    Взрослый говорит: «Меняются местами те, у кого (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички)». После этого имеющие названный признак должен быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.                  

 

«Тарелочка»

        Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит на ребро тарелку, раскручивает её, называет имя любого игрока, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Игрок вновь раскручивает тарелку и называет имя другого участника. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.

       Цели: формировать умения выделять основную идею высказывания, подводить итог.

«Зеркало движений»

        Ведущий играет роль зеркала, остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Взрослый молча показывает зеркалу какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а ведущий-зеркало подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если более, чем у половины детей правильные действия не получаются, выбирают нового ведущего-зеркало.

                                                                   

«Тайный смысл»

     Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая подходит к сюжетной картинке (подбирает заранее):

  .У страха глаза велики.

  . Трусливому зайке и пенёк – волк.

  . одна пчела много мёда не носит.

  . Как аукнется, так и откликнется.

«Идёт следствие»

      С помощью считалки выбирают двух детей-детективов, все остальные – свидетели. Они видят, как взрослый незаметно для детективов вешает на стену сюжетную картинку, к примеру «Пожар в высотном доме». Свидетели дают показания об этом, но не прямо, а косвенно. Например: «Чувствую запах дыма. Становится всё жарче. Подъезжают машины красного цвета. Нужны длинные-предлинные лестницы» и т.д.

     Свидетели, с одной стороны, должны давать показания так, чтобы детективы не сразу поняли, что именно происходит; с другой – они не могут давать ложных показаний. Как только детектив поймёт, в чём дело, он говорит: «У меня есть ответ». Однако если он даст ответ  «пожар», но не догадается, что это пожар в высотном доме, ответ не будет принят в качестве удовлетворительного. Каждый детектив имеет право трижды выдвигать свои версии, а также «расшевелить» группу, говоря: «Я хочу знать больше». Затем игра повторяется, и детективами становятся другие участники.

«Поиск смысла»

        Взрослый знакомит детей с баснями И.А. Крылова и предлагает пересказать их содержание, а затем найти скрытый в них смысл.

        Можно провести конкурс на поиск смысла и даже инсценировать басню.

Организация игровой деятельности детей

       . Начинать играть с ребёнком следует с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания.

       . Не стоит сразу разучивать очень много игр.

       . Учите ребёнка соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенства нечестным путём.

       . Внушите ребёнку, что нетактично радоваться, когда другие проигрывают.

       . Поощряйте ребёнка за успехи в игре – словами, баллами, весёлыми картинками, значками и т.д.

       . Приучите ребёнка не обижаться, когда проигрывает; не падать духом и не злиться ни на победителя, ни на того, по чьей вине произошло поражение.

       . Важно, чтобы ребёнок хранил игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте.        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...