мамина школа "Игра - не забава"
консультация

Шатилова Надежда Ивановна
Цель:повысить уровень педагогической культуры родителей;
Задачи:Дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;
Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;
Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_ne_zabava.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мамина школа «Игра – не забава»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;

Задачи:

Дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;

Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;

Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Предварительная работа:

1. Изготовить приглашения для родителей;

2. Изготовить памятки для родителей с советами по проведению игр;

3. Папка – передвижка с консультацией «Играем вместе с ребёнком»;

4. Организовать выставку «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»;

5. Подготовить презентацию  «Игра в жизни ребёнка»;

6. Организовать выставку книг, журналов на тему «Игровая деятельность».

Оборудование: листы бумаги, ручки, 2 набора игрушек – заместителей, фишки красного, жёлтого, синего цвета, коробка, мультимедийная установка,

2 комплекта небольших карточек с написанными на них цифрами, настольно-печатная игра.

Содержание:

Слайд 1

 (Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Опорное слово нашего заседания  – игра.

- А давно ли вы сами играли? Предлагаю превратиться в детей и немного подружиться друг с другом.

Игра – приветствие «Цветные ладони»

     Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета.

Варианты сигналов: 

красная “ладонь” надо пожать руку,

синяя “ладонь” – погладить по плечу,

зеленая “ладонь” – поздороваться “спинками”.

- Ну, вот немного размялись, самое время поговорить. И начнем мы это делать с экспресс теста. На каждый мой вопрос вы будете откладывать кружочек определенного цвета.

Слайд 2

Если ответ утвердительный «Да» - выкладывайте красный кружок, «Нет» - синий, «Не всегда» - желтый. Постарайтесь отвечать честно, результаты будут известны только вам.

  • Каждый вечер уделяю время на игры с ребенком.
  • Рассказываю о своих играх в детстве.
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую её вместе с ребёнком.
  • Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
  • Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки.
  • Часто дарю ребёнку игру.

Если на вашем столе все красные фишки, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных.

Если нет, то вам стоит пересмотреть свое отношение к игре.

- Вы считаете, игра для малышей - это забава или развитие?

- Так как ваши мысли и мнение по этому вопросу для нас очень интересны, мы поиграем в игру, она будет деловой, вопросно – ответной.

Слайд 3

Игра «Мешочек вопросов» 

   Под музыку родители передают мешочек по кругу. С остановкой музыки (тот, у кого мешочек) достает вопрос и отвечает на него. Если родитель не желает отвечать на вопрос или не может, он кладет вопрос обратно в мешочек и игра продолжается.

Вопрос 1: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре? (Ответы родителей)

Педагог: Если не играть с ребенком, не руководить его игрой с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и со сверстниками.

Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, и требуют новое.

Вопрос 2: Как необходимо играть с детьми? (Ответы родителей)

Педагог: В младшем детском возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если она построена на содержательном общении со взрослыми. Играя с ребенком, не подавляйте его инициативу, будьте с ним на равных.

Необходимо несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям и в свою очередь способствует более успешному умственному развитию.

Вопрос 3: Как вы учите ребенка играть?

Что в ваших семьях делается для того, чтобы ребенок умел играть? (Ответы родителей)

Вопрос 4: Любая игрушка должна быть какой? (Ответы родителей)

Педагог: эстетичной; безопасной (в плане краски, качества материала); развивать; развлекать ребенка.

Вопрос 5: Где хранить игрушки? (Ответы родителей)

Педагог: Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Не обязательно, чтобы все игрушки находились в поле зрения ребенка. Само их расположение в детском уголке придумано так, чтобы подсказать малышу игру.

Собранную пирамидку можно поставить на низенький столик, игрушечного мишку посадить на машинку. Куклу усадить за столик, или на кроватку, строительный материал конструктор в коробку.

Книги, журналы, карандаши – не игрушки, выделить для них особое место.

Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки, чтоб ребенок самостоятельно мог взять игрушку.

Вопрос 6: Как правильнее вмешаться в игру ребенка: «Ну, хватит возиться со своей машинкой - иди обедать! Сколько можно тебя ждать!» или «Когда машина доедет до … пусть водитель идет обедать». (Ответы родителей)

Педагог: Спокойное игровое подключение родителей к игре даст гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.

Вопрос 7: Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребенку необходимо успокоиться перед сном. (Ответы родителей)

Педагог: Ваш малыш активен и подвижен – это хорошо. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Ведь дети любят все, что называется игрой, ведь игра – это самая интересное занятие в жизни.

     Продолжим мини-лекцию. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком» - писал В.Н. Сухомлинский.

   Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнерами в играх.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Наши дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, творчества.

   А теперь мы вам хоти немного рассказать про игры, их виды и, особенности и проблемные моменты, связанные с игрой.

Рассказ педагога «Игра – это серьёзно»

   Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.

     Существует различное количество игр, но все их условно можно разделить на две группы – сюжетно-ролевые и игры с правилами.

Слайд 4

     Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

     Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг с другом, к друзьям, к другим людям. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают взрослым: манере общаться с окружающими, их поступки. И все это они переносят в игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношений.

Слайд 5

     Но без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы педагоги играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них

     Сюжетная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.

Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся: строительные, дидактические, настольно-печатные и подвижные игры.

Слайд 6

Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

Слайд 7

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения»

Слайд 8

Словесные игры – развивают речь детей. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Всем известны народные игры – потешки «Ладушки», «Сорока – воровка», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например: «Каравай», «Гуси – гуси», «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.

Слайд 9

Настольно-печатные игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Слайд 10

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.

    Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).

Играя вместе с ребёнком, следить, пожалуйста, за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

     Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

     Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать. 

Игра «Фантазёры»

 Раздаются из коробки игрушки – заместители. Надо подумать и рассказать, чем могут быть эти предметы в детской игре. Оцениваются фантазия и творческое мышление родителей.

Правильная игрушка - Слайд 11

   Самая ценная вещь для детей с самого раннего возраста – это игрушка. В современном мире огромное разнообразие игрушек, их так же условно можно поделить на несколько видов:

Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта) Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)

Строительные наборы (деревянные геометрические формы)

Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

    Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость. Уважаемые родители, изготовьте всей семьей плоские фигуры из картона, других материалов это даст возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

     Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Какие воспоминания останутся о ней, когда Ваш малыш вырастет и придёт его очередь выбирать игрушки своим детям? Нам, родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нём?

  • При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!

Вы, вооружённые знаниями о пользе и вреде игрушек, отправляетесь в магазин. Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка?

  • Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Оградите ребенка от игрушек, которые будут символом жестокости – монстров и оружия. Зла и жестокости в нашем мире итак достаточно. Играть в убийства неправильно. Оружие не должно быть игрушкой. Оружие — это серьёзно. И ребёнок с детства должен чувствовать эту разницу и ответственность. Если  вы все же решите купить игрушку-оружие, обязательно объясните ребенку, что этой игрушкой ты должен защищать, а не нападать, расскажите, чем опасно настоящее оружие…  И постарайтесь не покупать пистолеты и автоматы, копирующие реальное оружие.

Слайд 12

- Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

И помните!!!

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями! Удача за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАМИНА МЕЧТА» Игра-путешествие по Маминой стране.

Праздник в старших и подготовительных группах, посвященный празднику 8 Марта. Мамы являются активными участниками путешествия.Цель: Формирование благоприятного морального климата между детьми и их мам...

Это мамин праздник, это мамин день!!!

Праздничное развлечение, посвященное Дню матери в старшей группе....

План проект "Мамин праздник мамин день" для детей 2-младшей группы.

Краткосрочный проект к Международному женскому дню 8 Марта для детей 2-младшей группы....

Проект " Мамин праздник, мамин день"

Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Любовь мамы - это забота и пом...

Проект в младшей группе «Мамин праздник, мамин день»

Праздник « 8 Марта» - это возможность продолжить формирование у детей уважительного отношения к маме, как человеку. Начать формирование понимания того, что вокруг живёт ещё много таких люд...

Проект «Мамины руки, мамино сердце рядом всегда»

Цель проекта:Формирование осознанного понимания значимости матерей в жизни детей, семьи, общества.Задачи:- закрепление знаний детей об отличительных особенностях своих мам, их профессии, увлечениях;- ...

Мамины руки — тепло, Мамины очи — светло ...

В современном обществе остро стоит вопрос связи поколений, поэтому в дошкольных учреждениях стало необходимо "обучать" взаимопониманию родителей и детей. В дошкольном учреждении работа ...