Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)
консультация (младшая группа)

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)

 

 

 

                               

  Воспитатель:  

Киреева С.В.

       Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.
        В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.
        В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?
         Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?
         К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.
         В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.
         В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

                Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
         На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .
        Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.
         В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу. Особенности речи детей 4-5 лет
         У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
        Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение  некоторых звуков.
        На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
         Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный , оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
         Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
         Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
         Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
       Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
         Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.
         Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

Памятка для родителей.

«Счастливые дети в счастливой семье»

Подготовила: Киреева С.В.

Что нужно ребенку для того, чтобы нормально развиваться и чувствовать себя счастливым? Ответ довольно прост – счастливая семья, в которой царит атмосфера гармонии, любви и заботы о ближнем. К сожалению, далеко не всем семьям сегодняшнего мира можно приписать подобное определение: недостаток в финансовом отношении, усталость, вечная спешка и суета попросту убивают домашний уют и взаимопонимание, а дети, как известно, существа чрезвычайно чувствительные к таким вещам. Наверняка, любая бы мама очень хотела бы больше внимания уделять своим детям, но не всегда это получается, потому как утренняя спешка на работу заставляет быстро приготовить завтрак малышу и быстро забросить его в школу или в садик, а потом нужно спешить на работу, чтобы не опоздать.

После чего на работе периодически случаются какие-то неприятности, из-за которых голова идет кругом, появляется раздражительность и, естественно, сильная усталость. После работы мамы спешат в садик или в школу, забрать своего малыша и бегом домой. Приготовление пищи, кормление малыша и всей семьи, при этом настроение не очень хорошее и каждое непослушание ребенка может вывести из себя. Но, в этом малыш не виноват, потому как ни он строит настроение мамы, а ее напряженный график! Посмотрите на такую историю и, наверняка, кто-то в этом рассказе может увидеть себя. А, если посмотреть глубже, то в рабочую неделю, мама с малышом практически не общается, ну, если не учесть утро, пока отводит в школу или в садик и какой-то час вечером перед сном. Наверное, каждая мама хотела бы больше уделять внимания своему малышу, чтобы потом в будущем не жалеть о том, что не уделила внимания ребенку в том возрасте, когда ему это было так необходимо. Работу же бросить нельзя, потому как надо содержать малыша, чтобы он ни в чем не нуждался. Но, как же быть в таком случае, если по-другому жить просто не получается?

Итак, начать следует, пожалуй, с зависимости друг от друга воспитания детей и супружеских взаимоотношений. Всегда стоит помнить о том, что ребенок, как губка, впитывает в себя все, что видит, поэтому то, как родители ведут себя в семье, становится основополагающим принципом поведения ребенка в социуме. Очень важно, чтобы ребенок в этом отношении видел только искренность, любовь и поддержку. В любой ситуации, в любом настроении должна быть проделана колоссальная работа над тем, чтобы глазам ребенка не открылись семейные дрязги, конфликты и выяснение отношений. Только гармония и только любовь – для формирования личности ребенка это чрезвычайно важно. Дети в счастливой семье всегда вырастают в сильные личности.

Воспитание детей и подростков само по себе должно исключать любые негативные эмоции под крышей родного дома. Ребенок ни в коем случае не должен слышать никаких окриков и не должен видеть никаких вспышек гнева. Более того, ребенка вообще стоит как можно меньше ругать, а уж тем более подвергать физическому наказанию. Стоит помнить, что лучший способ решить проблему – это не допустить ее. Если у вашего ребенка будет все необходимое для самореализации, у него не будет возникать желания шалить и пакостить.

Очень важно, чтобы ребенок всегда чувствовал себя нужным, так что не забывайте напоминать ему об этом ежечасно, ежеминутно. Не важно, как – словесно или действием. Главное – чтобы ребенок чувствовал всем существом эту необходимость и заботу.

Не стоит забывать о необходимости для ребенка возможности коммуникации. Это должно быть сочетание общения со сверстниками, да и просто другими детьми с общением внутри самой семьи. Слушайте очень внимательно, что говорит ваш ребенок, расспрашивайте его о важных для него вещах и, даже если свободного времени крайне мало, все равно постарайтесь отыскать минуту для того, чтобы выслушать и понять своего малыша.

Говорите ему, что любите. Как можно чаще. Так часто, как это вообще возможно. Только так ребенок будет чувствовать себя по-настоящему счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93  г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...

Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переж...

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий развития малыша и его дальнейшего успешного обучения в школе. . Для правильного воздействия на форм...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»...

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста».

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста"....

Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»

Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекомендациями для родителей)   Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет пор...