Проект "Пожарная безопаснсть"
проект (старшая, подготовительная группа)

Материал о работе по пожарной безопасности для дошкольников с целями, задачами, этапами реализации проекта. Также проект содержит приложение с материалами по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Пожарная безопасность"417 КБ

Предварительный просмотр:

             

                           Муниципальное  дошкольное   образовательное   учреждение  

детский   сад   №31  «Медвежнок»

                               

   

                                                             Разработала:

Воспитатель высшей квалификационной категории

БоровскихН.Б.

                                                               

                                                                    г.Нижневартовск.2020г

                                              Оглавление

1. Введение ……………………………….  3

2. Цели и задачи проекта ……………… 4

3. Этапы реализации проекта ……….. 5

4. Предполагаемый результат ……….. 9

5. Библиография ……………………….. 10

6. Приложение к проекту ……………. 11

                                                       ВВЕДЕНИЕ

  Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Начиная познавать окружающий мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача  взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.

  Безопасность в быту, общении с людьми, на улице – все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем все время одергивать ребенка и говорить о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь поранится, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с огромным багажом комплексов.

  Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

 Этому способствует планомерная  профилактическая работа с детьми  в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Так форма проекта  успешно применяется  в детском саду как одна из современных обучающих форм общей культуры безопасности (безопасное поведение с огнем или пожарная безопасность).

Цель данного проекта – научить дошкольников правилам поведения при пожаре.

  Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель – проблема, требующая четких, скоординированных действий взрослых. Чтобы  не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях его действий, но не напугать его.  

Предлагаемый материал дает возможность показать, как созидательную, так и разрушительную сторону огня. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но при неправильном обращении огонь может стать и врагом. Во многих случаях от самого человека зависит, станет ли огонь другом или врагом. Это одно из правил, которое нужно запомнить детям. Правила необходимо не только знать, но и выполнять. Если все же случилась беда, ребенок должен знать, что есть определенные правила поведения, позволяющие сохранить жизнь.

  Использование разнообразных методов работы  с учетом возрастных особенностей детей позволит воспитателю сформировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.

           Цель:  Формирование навыков безопасного поведения, адекватных

                       действий в пожароопасных ситуациях.

        Основная задача:  Забота о сохранности детской жизни – важнейшая

                                          задача дошкольного учреждения, семьи и государства.    

                                          Работа по противопожарной пропаганде среди детей

                                          и подростков требует постоянного внимания и

                                          улучшения. 

       Задачи: 

1. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения    пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

     2.  Знакомить с историей появления бытовых электроприборов (утюг,   пылесос, телевизор, стиральная машина и др.), учить безопасному обращению с ними.

     3.  Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.

4. Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

5.  Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, номер телефона, ФИО родителей); учить набирать телефонный номер пожарной службы; сформировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.

6.  Продолжать знакомить с профессией пожарного и спецтехникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

7.  Углублять и расширять знания об охране жизни людей.

8. Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

9. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

10. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.

                   

                                   Этапы реализации проекта 

  1 квартал – 1 этап «Огонь – друг. Огонь - враг».

Задачи этапа:  Учить ловкости, быстроте, вниманию. Учить детей ориентироваться в пространстве.  Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем. Развивать слуховую память. Развивать выразительность речи.  Знакомить детей с малыми формами фольклора. Развивать логическое мышление.  Расширять знания детей по технике пожарной безопасности, формировать представление о том, какую пользу приносит огонь и к какой беде может привести.

Мероприятия:  (в игре используются усложнения в соответствии с возрастом   детей)

1. Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

2. Разучивание стихов:  Нам без доброго огня

                                         Обойтись нельзя ни дня

                                         Он надежно дружит с нами:

                                          Гонит холод, гонит мрак

                                          Он приветливое пламя

                                          Поднимает, будто флаг

                                          Нам огонь хороший нужен

                                          И за то ему почет,

                                          Что ребятам греет ужин

                                           Режет сталь и хлеб печет.

3. Знакомство с загадками:

 Шипит и злится - воды боится (огонь)

 С языком, а не лает.  Без зубов, а кусает (огонь)

 Что бывает, если птички.  Зажигают дома спички? (пожар)

4. Знакомство с пословицей: спички для вас не игра, не забава, шалость с    огнем до добра не доведет.

5. Тренировочная эвакуация.

6. Занятие «Огонь. Добрый и злой» (познавательная беседа)

2 квартал – 2 этап «Играем в пожарных» 

Задачи этапа:  Развивать внимание, зрительную память, быстроту реакции. Знакомить детей с правилами пожарной безопасности; сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки).  Консультировать родителей по методам воспитания у детей безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь, память. 2. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. Развивать память, выразительность речи. Объяснить детям причины возникновения пожаров и недопущение шалости с огнем.

Мероприятия: (в игре используются усложнения в соответствии с возрастом   детей)

1. Игра «Разведчики» По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.

 2. Занятие «правила поведения при пожаре»

3. Папка – передвижка для родителей «Пожарная безопасность»

4. Стихи:   Выпал на пол уголек,

                  Деревянный пол прожег.

                  Не смотри, не жди, не стой,

                  А залей его водой.

5. Загадка:  Летает мошка –

                    Осиновая ножка.

                    На стог села –

                    Все село съела.

6. Тренировочная эвакуация.

7. Тематическое занятие «Пожарная служба»

 

3 квартал – 3 этап «Человек сильнее огня» 

Задачи этапа:  Учить приемам тушения пожаров. Учить преодолевать страх перед огнем. Расширять представления детей о людях с профессией пожарного.  Рассказать о важности и значимости их труда.  Развивать творческие способности дошкольников.  Развивать технические навыки детей в изобразительной деятельности .  Обобщить представления о труде взрослых (труд на пользу государства – почетное и нужное дело) Развивать слуховую память. Воспитывать безопасное поведение. Развивать логическое мышление. Рассказать о технике безопасности при обращении с электроприборами Выработать действия на случай возникновения пожара. Развивать творческие способности детей.  Знакомить с памяткой по противопожарной безопасности для детей.  Познакомить с назначением и функциями пылесоса, утюга, электрической лампочки; вспомнить предметы, которые ранее выполняли их функции. Подвести к пониманию того, что человек всегда совершенствовал предметы – помощники. Рассказать о технике безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

Мероприятия: (в игре используются усложнения в соответствии с возрастом   детей)

1. Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний участник выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.

2. Занятие: «Люди героической профессии».

3. Театрализованная игра «Кошкин дом».

4. Выставка рисунков «Пожарные».

5. Стихотворение.  Если младшие сестренки

                                 Зажигают дома спички,

                                 Что ты должен предпринять?

                                 Сразу спички те отнять.

           Загадка.        То назад, то вперед

                                 Ходит – бродит пароход.

                                 Остановишь – горе

                                 Продырявит море. (Утюг)

6. Тренировочная эвакуация.

7. Выставка рисунков: «Спички детям не игрушки»

 8. Развлечение «Путешествие в прошлое»

 

 4 квартал – 4 этап «Итоговый» 

Задачи этапа:  Развивать быстроту реакции, ловкость.  Закрепить представления детей об опасности огня. Тренировать детей в оказании первой помощи при ожогах.  Развивать память детей.  Развивать логическое мышление.  Учить детей действиям при воображаемой чрезвычайной ситуации Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.  Уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности

Мероприятия: (в игре используются усложнения в соответствии с возрастом   детей)

1. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

2. Занятие: «Оказание первой помощи пострадавшему».

3. Стихи:    Если хранится мусор

                    Или просто старый хлам,

                    Надо будет потрудиться,

                    Навести порядок там.

                    Мы метлу, лопату взяли

                    И быстрее все убрали.

4. Загадка:  Все ест – не наедается, А пьет – умирает (огонь).

5. Тренировочная эвакуация.

6. Открытое занятие: «Огонь – друг и огонь – враг».

                                 

                               

                                 Предполагаемый результат: 

 Дети могут к концу работы по проекту: 

1. Знать и выполнять правила поведения при угрозе и возникновении пожара; как обезопасить себя, выжить в сложившейся чрезвычайной ситуации. Следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

2. Знать и выполнять технику безопасности при обращении с бытовыми приборами.

3. Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей.

4. Знать о работе пожарного, его личностных качествах, трудовых действиях.

5. Стремиться расширять свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.

Родители воспитанников к концу работы над проектом могут: 

1. Получить информацию педагогического, психологического характера, повысить свою педагогическую компетентность в вопросах противопожарной безопасности.

2. Получить желание помочь воспитателям реализовывать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах противопожарной безопасности, уважения к людям, которые спасают детей и взрослых, попавших в беду.

3. Получить уверенность за безопасность своих детей в дошкольном образовательном учреждении.

Сотрудники образовательного учреждения к концу работы проекта могут:

1.Точно выполнять правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях, организовать условия для решения поставленных задач.

 2.Иметь картотеку игр для профилактики пожароопасных ситуаций.

3. Разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами, дидактические и наглядные материалы для последующей работы.

Социум может 

1. Получить пропаганду педагогических знаний, объединение усилий участников социума по профилактике пожаров. 

                                                         Библиография

    1. Прилепко Е.Ф. «Пожарная безопасность для дошкольников»

    2. Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников»

    3. Федорова Т.  «Чтоб не ссориться с огнем»

    4. Кононова И.В. «Сценарии по пожарной безопасности для                

       дошкольников»

   5. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности»

   6. Дзюба П.П.  «Дидактическая копилка воспитателя детского сада»

                                                                                                      Приложение  к  проекту

                                                                            «Пожаробезопасность  дошкольников»

1 этап – Занятие 6 «Огонь. Добрый и злой»

                                   

                                                 Огонь добрый, огонь злой.

 Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Мы будем учиться правильному обращению с огнем. Говорят, что огонь бывает добрым, а может быть злым. Почему так говорят?

Огонь добрый, потому что он приносит пользу людям. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы жили, если бы в доме не было электричества.

А в чем польза электричества?

Без электричества не работали бы телевизор, магнитофон, компьютер, утюг, электрическая печь. Мы бы жили, как первобытные люди. В нашей стране построены огромные электростанции, ток по электрическим проводам поступает в квартиры, на предприятия, в магазины, школы и детские сады.

А как вы думаете, как «работает» огонь на различных предприятиях?

В топках электростанций сгорает топливо, и они производят электрический ток. На швейных фабриках от электричества работают швейные машины. На заводах — станки, в больницах без электричества врачи не смогли бы делать операции. Вот таким добрым может быть огонь. Он согревает нас у костра, горит в печи. Огонь — удивительная сила природы. Древние люди поклонялись огню как божеству, так как не умели сами зажигать его.

Вспомните, какие правила нужно соблюдать для того, чтобы огонь был всегда добрым?

С огнем нужно уметь обращаться. А вы хотите научиться?

Воспитатель предлагает посмотреть на предметы, лежащие на столе: свечу, настольную лампу.

Воспитатель. Перед вами обычная свеча и электрическая настольная лампа. Зачем эти предметы нужны человеку?

Случается так, что из-за аварии на электростанции могут выключить электричество, в этом случае люди используют свечи или фонарики. Но фонарик тоже не очень надежен, у него может сесть батарейка, а вот свеча не подведет никогда.

Ребята, а как вы думаете, можно ли детям зажигать свечи? (Ответы детей.)

Вы правы, конечно, нельзя. Посмотрите, как горит свеча и как сильно плавится воск. Он горячий, им можно обжечься, свеча может упасть, и тогда произойдет пожар.

Нельзя наклоняться близко к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы.

Что может случиться, если не знать правил осторожного обращения с огнем?

Если поднести к огню бумагу, что произойдет?

Детям нельзя брать спички и пытаться что-либо зажечь, лучше еще не играть с огнем.

А если все-таки что-то начнет гореть, а рядом нет воды, чем можно

воспользоваться, чтобы затушить пламя?

Нужно взять плотную ткань или одеяло и быстро набросить огонь. Воздух не будет поступать, и пламя погаснет. Если в доме нет взрослых и вы не можете сами погасить огонь, зовите помощь соседей или вызывайте пожарных.

Вспомните, какой номер нужно набрать?

А вы знаете, где в квартире, на даче может быть огонь?

В печке,  плите, лампочке, спичках, розетках, обогревателе.

Поэтому маленьким детям нельзя трогать эти предметы. А если

взрослые попросили выключить из розетки пылесос, утюг, телевизор и др., нужно делать это очень осторожно.

Как вы думаете, в электрической лампочке «живет» опасный

огонь?

Оказывается, лампочка тоже опасный предмет. Если дотронуться до нее, когда она включена, можно обжечься. От перегрева лампочка может лопнуть и поранить человека. Обратите внимание, что у нас в группе плафоны в люстрах подняты вверх и лампочка

находится внутри.

Как вы думаете, почему?

Это сделано для того, чтобы стекло не поранило нас, если лампочка перегорит и лопнет.

От каких еще предметов в нашей квартире можно получить ожог?

Таких предметов очень много, и, чтобы они приносили пользу, а не вред, с ними нужно правильно обращаться. Я надеюсь, вы запомнили эти правила и будете выполнять их.

2 этап – Занятие 2 «Правила поведения при пожаре»

 

Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности

       Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.

       Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

Пожарная безопасность в квартире:

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
  • Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
  • Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
  • Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

Пожарная безопасность в лесу:

  • Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.
  • Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
  • Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
  • Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
  • Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.
  • Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
  • Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.
  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Пожарная безопасность в деревне:

  • В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
  • Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.
  • Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: `Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!`

2 этап – Занятие 7 «Пожарная служба»

                                      День работников пожарной охраны.

 Все звери боятся огня и бегут от него прочь. Только люди могут сами      разжигать костер и получать от него пользу. Люди умеют греться у огня, готовить на нем пищу. Огонь помогает людям варить сталь и резать металл. Первые пароходы паровозы тоже двигала сила огня.

Но с огнем нельзя шутить и баловаться. К сожалению, огонь часто вырывается на свободу. ТОГДА БЕДА: ПОЖАР! Огромный вред может принести пожар. Сгорают дома, посевы леса. Гибнут в огне или остаются без крова и пищи люди и животные.

Чтобы этого не случилось, есть люди особой профессии - ПОЖАРНЫЕ.

Это смелые и сильные люди. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей. Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной. Пожарные спасают из огня людей ценные вещи.

Многим детям нравятся красивые блестящие каски пожарных и ярко-красные пожарные машины. Дети любят интересные рассказы о смелых пожарных. Есть даже рассказ об отважной собаке, которая помогала пожарным. Однажды эта собака сначала вынесла из дома маленькую девочку, а затем снова бросилась в огонь и спасла - кого бы вы думали? – большую куклу! Все были очень рады.

Пожарная   служба   есть   в   каждом   городе,  каждом населенном  пункте нашей страны.

Для  того,   чтобы   приехали   пожарные,   нужно  позвонить  по телефону

01  и сказать, кто звонит, что случилось и назвать адрес.

( Изобразительный ряд: пожарная машина, каска, брандспойт.)

3 этап – Занятие 2 «Люди героической профессии».

                   Пожарный — герой, он с огнем вступает в бой

Дорогие друзья! Поговорим сегодня о профессии пожарного.

С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека.

С силой бушующего пламени очень трудно справиться!

Есть люди, чья профессия — побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии? Верно! Пожарные.

В чем состоит работа пожарных? Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом, не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. На пожарную безопасность проверяются склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь!

Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону 01, вызывая бригаду пожарных.

Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по городу? Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук сирены. Пожарных машин всегда несколько. На каждой машине — бригада пожарных. Послушайте стихотворение.

Мы — пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

 Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительной сирены

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться  будем

                            Мы и день и ночь!

Чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами», Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях.

     Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей.
Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают
внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда действуют и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.

Лесные пожары тушат со специальных самолетов и вертолетов. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костер, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Профессия пожарного требует самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья.

3 этап – Занятие 8 «Путешествие в прошлое…»

                       Путешествие в прошлое электрической лампочки

    Цели:

    - Познакомить с историей появления электрической лампочки.

    - Уточнить представления о правилах обращения с электроприборами.

   Оборудование: лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка,

   спички,   различные светильники (или картинки с их изображением).

Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Тогда отгадайте загадки:

Дом — стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.

Висит груша - нельзя скушать

Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем, а ночью освещает дом.

Вы правильно отгадали все загадки, это электрическая лампочка. И сейчас мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Но сначала закройте глаза, я произнесу волшебные слова, и мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут историю появления электрической лампочки.

Раз, два, три — мы пришли!

Какие предметы вы видите на столе?

Что общего у этих предметов? (Они зажигаются и дают свет.)

Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал свет. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Конечно, нет. Как вы думаете, чем древний человек освещал свое жилище? Древние люди разжигали в пещере огонь, и от него становилось светлее. А позже, когда появились первые поселения, трудно было человеку ходить по улице ночью?

Почему? (Ничего не видно, темно.)

Что придумали люди, чтобы освещать себе дорогу ночью? (Факелы.)

С факелами не только ходили по улице, их укрепляли в замке на стене, и они освещали помещение. В деревнях люди пользовались лучиной. Что это такое?

Воспитатель показывает лучину, предлагает потрогать, вспомнить, где видели такую же.

Воспитатель. Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, чтобы она не упала, а другой зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила.

От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

Как вы думаете, такое освещение удобно?

Прошли годы, и человек придумал более удобный источник света — свечу. Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала.

Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из тонкой веревки; его зажигают, и свеча горит.

Воспитатель. Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.)

Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Когда люди научились делать из нефти керосин, они придумали керосиновые лампы.

Воспитатель показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия.

Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа?

Керосиновая лампа тоже плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было подливать керосин. Если лампу нечаянно опрокидывали, керосин разливался, вспыхивал огонь, и мог случиться пожар.

Шли годы. Люди искали новые способы удобного и безопасного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский электротехник Александр Ладыгин изобрел электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Сегодня в наших домах много самых разнообразных светильников.

Какие светильники вы знаете?

На потолке висят люстры, на стенах — бра, на столе стоят настольные лампы.

Но и с электричеством нужно обращаться очень осторожно, не включать электроприборы без разрешения взрослых, знать правила обращения с ними и помнить, что неосторожное обращение с электроприборами приводит к пожару.

4 этап – Занятие 2 «Оказание первой помощи пострадавшему».

                        Уважаемые родители! Научите ребенка!

Находясь дома, ребенок должен помнить, что, оставаясь один, он не должен играть со спичками, включать газовые плиты чайники, телевизор, если он не обучен правилами пользования ими. Не жечь, бумагу, тряпки, не зажигать

хлопушки,  бенгальские  свечи и т.п.  Не оставлять без  присмотра  включенные нагревательные приборы.

Если с ними остались младший брат или сестра, следить за ними, не оставлять их на долгое время одних. Уходя на улицу, дети должны проверить, не остались ли включенными: чайник, плита, телевизор, свет. Если возникнет пожар на плите или загорится электрочайник, отключить немедленно от электросети и залить кастрюлю или чайник водой из крана, если нет такой возможности, то позвать на помощь взрослых или соседей.

В случае пожара в квартире старшие дети при эвакуации
не должны забывать о младших и не оставлять их одних в
горящем помещении. Дети должны знать, что звонить в
пожарную охрану по телефону «01». Если есть в квартире
телефон, то позвонить по данному номеру и спокойно, без слез и паники объяснить, что загорелось и назвать свой адрес. Если же нет телефона, то нужно выйти из горящей квартиры через дверь или на балкон и звать на помощь. Но ни в коем случае, не прятаться в шкафы или под кровати. Не открывать форточки и двери, так как пламя будет быстрее распространяться по квартире.

При пожаре выделяется ядовитый дым, который распространяется по всей квартире. Поэтому, самое главное дети должны помнить, чтобы спастись от дыма, выйти из помещения через задымленную лестницу или балкон нужно намочить попавшую под  руку тряпку и закрыть ею рот или нос.

Если всегда выполнять эти требования, то в случае пожара не будет детских страданий от ожогов, гибели от отравления дымом.  

 4 этап – Занятие 6 «Огонь – друг и огонь – враг».

                                                 Огонь- друг и огонь- враг.

ВЕДУЩ. Отгадав мою загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить:

Рыжий зверь в печи сидит

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два.

Ты его рукой не тронь

Искусает всю ладонь!

ВЕДУЩ. Правильно. Огонь. Огонь - друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

 Ребенок. А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня

Он надежно дружит с нами

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя Ребенок. Поднимает, будто, флаг.

Нам огонь хороший нужен

И за то ему почет.

Что ребятам ужин греет,

Режет сталь и хлеб печет.

ВЕДУЩ. Огонь - постоянный спутник человека во всех добрых делах, но он может быть и врагом.

Ребёнок. Можно играть с ягнёнком

Можно играть с поросенком,

С ветром - в пятнашки,

В прятки с дождем

Но не надо играть с огнём.

Ребёнок. Даже с волчонком - пожалуйста

Даже с тигренком - пожалуйста!

Но коли ты вздумал играть с огнём,

То уж потом не жалуйся!

ВЕДУЩ. Чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы должны уметь правильно с ним обращаться. Сегодня выясним, кто больше знает о свойствах огня и мерах предосторожности при пользовании им. Оценивать эти знания нам поможет жюри.

Представляют гостей.        

Дети делятся на две команды. 1) ИСКОРКИ. «Девиз» При пожаре как один, набираем «01» 2) ОГОНЬКИ. Девиз «Знает мальчик и девчушка - спички детям не игрушка».

ВЕДУЩ. Перед тем как команды начнут соревнования, проведем разминку. Я загадаю вам загадки.

1. Чтобы не было огня не играйте вы в меня, я огня сестричка маленькая (спичка).

  1. Дым увидел, не зевай, нас скорее вызывай (пожарные).
  2. Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся (огонь).
  3. При пожаре не сидим, набираем 01.
  4. Он для всех опасен нас, называют его (газ).

ЗАДАНИЕ 2.  Эстафеты.

  1. «Пожарный номер 01»
  2. «Потуши пожар»
  3. « Спаси домашнее животное».

ВЕДУЩ. Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с вами поиграем

Я буду вам задавать вопросы, а вы должны хором ответить если вопрос правильный « Это я, это я, это все мои друзья», или промолчать, если вопрос не правильный.

1. Кто из вас, заметив дым закричит « Пожар! Горим!»?

2. Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днем?

3. Если случится пожар, я позвоню 25?

4. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

ЗАДАНИЕ 3.  Викторина.

1.  Кто такие пожарные?

    2. Какой номер в случае пожара нужно набрать?

    3. Какие огнеопасные предметы вы знаете?

    4. Какого цвета пожарная машина? Почему?

    5. Для чего при пожаре нужен песок?

    Жюри подводит итог задания. Награждает победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожарная безопаснсть

Экскурсия в пожарную часть....

Консультация "Безопаснсть на водоемах"

Консультация "Безопасность на водоемах"...