Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми второй младшей группы №1 «Гномики».
рабочая программа

Шепоткова Ольга Николаевна

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми второй младшей группы №1 «Гномики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа совместной деятельности педагога

с детьми второй младшей группы №1 «Гномики».

Разработана: в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом образовательной программы дошкольного образования мбдоу «Детский сад «Звездочка».

Срок реализации программы.

Воспитатель: Шепоткова О.Н.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Звездочка», с использованием образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Звездочка».

При разработке рабочей программы учитывались следующие парциальные программы и технологии:

 Парциальная программа Е.В.Колесникова "Математические ступенька",

Парциальная программа О.С.Ушакова "Развитие речи дошкольников",

Парциальная программа И.А.Лыкова  "Художественно-эстетическое

развитие дошкольников",

Технология А. Г. Арушанова «Сценарии активизирующего общения».

Рабочая программа разработана в соответствии:

с международными правовыми актами:

-Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН

20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);

-Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной

Ассамблеи ООН от 20.11.1959)

Законами РФ и документами Правительства РФ:

-ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);

-«Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);

Документами Федеральных служб:

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);

Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 - «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Программа является нормативным документом организации и согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования) и организацию образовательной деятельности в МБДОУ и обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка

– физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.

Цели и задачи реализации программы

Цель и задачи деятельности по реализации программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой основной программой дошкольного образования «Успех» с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации рабочей программы для младшей группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его

позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляетсобой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к реализации программы.

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,

раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

4. Сотрудничество ДОУ с семьей.

5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Возрастные особенности  детей 2 младшей группы.

От 3 до 4 лет

В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3 лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствий их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся ребёнку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. Дети 3—4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой ко взрослому. Нарушивший же правило ребёнок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого. В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка — женщина, мальчик — мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Три-четыре года также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три- четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать самый большой или самый меньший из трёх-пяти предметов (более пяти предметов детям трёхлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растёт дерево, за домом есть гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

В этом возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребёнка определённым образом реагирует (в одно время хочется спать, в другое — завтракать, гулять). Дети замечают и соответствие определённых видов деятельности людей, природных изменений частям суток, временам года («Ёлка — это когда зима»).

Представления ребёнка четвёртого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой — его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), о свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояние погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10—15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.

Память трёхлетних детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребёнок из пяти-семи специально предложенных ему отдельных слов обычно запоминает не больше двух-трёх). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребёнок 3—4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну- две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три подруги.

В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух- трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст. Ребёнок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём ощипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты; составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые пред эталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Он может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально- художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Планируемые результаты освоения Программы :

- Ребёнок проявляет любопытство и активность при появлении чего-то совершенно нового (новые предметы ближайшего окружения, звуки, народные игрушки, изобразительные материалы и др.) или предложенного взрослым (сказка, иллюстрации к сказке, игры).

- Решает простейшие интеллектуальные задачи (ситуации), пытается применить разные способы для их решения, стремится к получению результата, при затруднениях обращается за помощью.

- Пытается самостоятельно обследовать объекты ближайшего окружения и

экспериментировать с ними. Выполняет элементарные перцептивные (обследовательские) действия.

- Имеет начальные представления о свойствах объектов окружающего мира (форма, цвет, величина, назначение и др.). Сравнивает предметы на основании заданных свойств. Пытается улавливать взаимосвязи между отдельными предметами или их свойствами. Выполняет элементарные действия по преобразованию объектов.

- Подражает эмоциям взрослых и детей. Испытывает радость и эмоциональный комфорт от проявлений двигательной активности. Проявляет сочувствие к близким людям, привлекательным персонажам. Эмоционально откликается на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами выразительности, произведения изобразительного искусства, в которых переданы понятные чувства и отношения (мать и дитя).

- Предпочитает общение и взаимодействие со взрослыми. Начинает задавать вопросы сам в условиях наглядно представленной ситуации общения: кто это? Как его зовут? (Инициатива в общении преимущественно принадлежит взрослому.) Выражает свои потребности и интересы вербальными и невербальными средствами.

- Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения со взрослыми (родителями, педагогами) и некоторыми детьми на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.). В отдельных случаях может оказать помощь другому.

- Владеет бытовым словарным запасом: может разговаривать со взрослым на бытовые темы (о посуде и накрывании на стол, об одежде и одевании, о мебели и её расстановке в игровом уголке, об овощах и фруктах и их покупке и продаже в игре в магазин и т. д.).

 - Воспроизводит ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользуется

речевым дыханием (говорит на выдохе), слышит специально выделяемый при произношении взрослым звук и воспроизводит его, использует в речи простые распространённые предложения; при использовании сложных предложений может допускать ошибки, пропуская союзы и союзные слова. С помощью взрослого составляет рассказы из трёхчетырёх предложений, пользуется системой окончаний для согласования слов в предложении.

- Соблюдает простые (гигиенические и режимные) правила поведения при контроле со стороны взрослых. Хорошо справляется с процессами умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, одевается и раздевается, ухаживает за своими вещами и игрушками при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям; принимает пищу без участия взрослого. Элементарно ухаживает за своим внешним видом, пользуется носовым платком. Ситуативно проявляет желание принять участие в труде. Самостоятельно справляется с отдельными процессами, связанными с подготовкой к занятиям, приёмом пищи, уборкой групповой комнаты или участка, трудом в природе, вместе со взрослым участвует в отдельных трудовых процессах, связанных с уходом за растениями и животными в уголке природы и на участке.

- Способен преодолевать небольшие трудности. Испытывает удовлетворение от взрослого. Имеет отдельные немногочисленные нравственные представления, которые требуют уточнения и обогащения, а иногда и коррекции.

- Овладевает умением слушать художественное или музыкальное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (не менее 5 минут).

- При напоминании взрослого проявляет осторожность в незнакомой  ситуации, выполняет некоторые правила безопасного для окружающего мира природы поведения.

- Стремится самостоятельно решить личностные задачи, но может сделать это только с помощью взрослого. Воспроизводит самостоятельно или по указанию взрослого несложные образцы социального поведения взрослых или детей.

- Обретает первичные представления о человеке (себе, сверстнике, взрослом), особенностях внешнего вида людей, контрастных эмоциональных состояниях, о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, а также об атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.

- Знает своё имя, возраст в годах, свой пол. Относит себя к членам своей семьи и группы детского сада. Называет близких родственников (папу, маму, бабушку, дедушку, братьев, сестёр), город (село) и страну, в которых живёт.

- Имеет представление об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.), на улице (транспорт), в природе (незнакомые животные, водоёмы) и способах поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держаться за его руку, идти на зелёный сигнал светофора и т. д.), о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения (не заходить на клумбу, не рвать цветы, листья, не ломать ветки деревьев и кустарников, не бросать мусор).

- Ориентируется в свойствах музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо), простейших средствах музыкальной выразительности (медведь — низкий регистр), простейших характерах музыки (весёлая — грустная). Подпевает элементарные попевки, двигательно интерпретирует простейший метроритм, играет на шумовых музыкальных инструментах.

- Улавливает образ в штрихах, мазках и в пластической форме. Стремится правильно действовать с изобразительными и пластическими и конструктивными материалами, проводить линии в разных направлениях, обозначая контур предмета и наполняя его.

Стремится осваивать различные виды движения: ходить в разном темпе и в разных направлениях; с поворотами; приставным шагом вперёд; на носках; высоко поднимая колени; перешагивая через предметы (высотой 5—10 см); змейкой между предметами за ведущим; догонять, убегать, бегать со сменой направления и темпа, останавливаться по сигналу; бегать по кругу, по дорожке, обегать предметы; прыгать одновременно на двух ногах на месте и с продвижением вперёд (не менее 4 м); на одной ноге (правой и левой) на месте; в длину с места; вверх с места, доставая предмет одной рукой; одновременно двумя ногами через канат (верёвку), лежащий на полу; одновременно двумя ногами через три- четыре линии (поочерёдно через каждую), расстояние между соседними линиями равно длине шага ребёнка; перелезать через лежащее бревно, через гимнастическую скамейку; влезать на гимнастическую стенку, перемещаться по ней вверх-вниз, передвигаться приставным шагом вдоль рейки; подлезать на четвереньках под две-три дуги (высотой 50—60 см); бросать двумя руками мяч вдаль разными способами (снизу, из-за головы, от груди); катать и перебрасывать мяч друг другу; перебрасывать мяч через препятствие (бревно, скамейку); прокатывать мяч между предметами; подбрасывать и ловить мяч (диаметром 15—20 см) двумя руками; бросать вдаль мяч (диаметром 6—8 см), мешочки с песком (весом 150 г) правой и левой рукой; попадать мячом (диаметром 6—8—12 см) в корзину (ящик), стоящую на полу, двумя и одной рукой (удобной) разными способами с расстояния не менее 1 м; метать мяч одной (удобной) рукой в вертикальную цель (наклонённую корзину), находящуюся на высоте 1 м с расстояния не менее 1 м; кружиться в обе стороны; ловить ладонями (не прижимая к груди) отскочивший от пола мяч (диаметром 15—20 см), брошенный ребёнку взрослым с расстояния 1 м не менее трёх раз подряд; ходить по наклонной доске (шириной 20 см и высотой 30 см) и по напольному мягкому буму (высотой 30 см); стоять не менее 10 с на одной ноге (правой и левой), при этом другая нога согнута в колене перед собой; кататься на санках с невысокой горки; забираться на горку с санками; скользить по ледяным дорожкам с помощью взрослого.

Планируемые результаты освоения парциальной программы О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3 – 7 лет»

Младший возраст (3 – 4 года)

К четырем годам ребенок:

с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми:

понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;

проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии;

использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста»;

проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений;

правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения;

речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

Планируемые результаты освоения парциальной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой

Младший возраст (3 – 4 года)

К четырем годам ребенок:

умеет зрительно и тактильно обследовать знакомые предметы для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, скульптуры малых форм (мелкой пластики);

умеет создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные выразительные образы знакомых предметов;

владеет способами и приёмами изображения знакомых предметов и явлений на основе доступных средств художественной выразительности (цвет, пятно, линия, ритм).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях

-физическое развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры

Обеспечение развития первичных представлений:

- о правилах и нормах речевого этикета, необходимости вежливого

обращения со взрослыми и сверстниками (на примерах персонажей мультфильмов, литературы и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

- адекватного реагирования на обращение действием и доступными

речевыми средствами;

- общения и взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе игры (разговаривать о любимых игрушках, отвечать на вопросы, договариваться о

совместных действиях);

- проявления вежливости в процессе общения, выполнения режимных

моментов (здороваться при входе в группу с воспитателем и детьми, говорить

«спасибо» при выходе из-за стола, слушать собеседника, при необходимости вежливо выражать просьбу, благодарить за помощь);

- использования форм индивидуального обращения ко взрослому и

сверстнику (  (здравствуйте — здравствуй);

- участия в эмоционально-речевом общении со сверстниками в ходе

выполнения гигиенических процедур, игр (пользоваться ласковыми словами, пожалеть, развеселить).

Обогащение активного словаря в различных видах деятельности

Создание условий для приобретения опыта:

- понимания речи взрослого, обращённой к группе детей;

- понимания и использования некоторых обобщающих понятий (платье,

рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), многозначных слов (рука у человека и ручка у зонтика), семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), глагольной лексики, отражающей действия самого ребёнка, близких людей и некоторых животных; называния предметов бьгга непосредственного окружения (посуды, мебели), предметов личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названий объектов природы и др.;

- использования слов с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький и т. д.).

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Создание условий для приобретения опыта:

- использования правильно согласованных прилагательных и

существительных в роде, числе и падеже (длинная верёвка, маленький зайчик и т. д.), пространственных предтогов (в, над, под, за и т. д.);

- участия в способах словообразования с помощью различных суффиксов в

игре (заяц — зайчонок, кот — котёнок);

- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы и задавать их в условиях наглядно представленной ситуации

общения (кто это? Как его зовут? Что он делает? Во что одет? Какого цвета одежда? и т. п.), а также рассказать в трёхчетырёх простых предложениях об эмоционально значимых предметах, событиях.

Развитие речевого творчества.

Создание условий для приобретения опыта:

- участия в прослушивании произведения литературы, фольклора,

рассматривании иллюстраций к нему, в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения;

-участия в коллективных играх на основе изложения коллективного рассказа

(начинает рассказ взрослый, а дети, используя элементы творчества, продолжают);

-употребления запомнившихся слов, выражений, песенок героев литературных произведений.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Создание условий для приобретения опыта:

-правильного произнесения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков ([м],[б], [п], [т], [д], [н], {к], [г], [х], [ф], [в], [с], [ц]) в игровых упражнениях;

-участия в игровых упражнениях по развитию речевого дыхания, слухового

внимания, фонематического слуха, интонации, в игровых ситуациях, вызывающих потребность воспринимать речь не только взрослых, но и сверстников, в воспроизведении  ритма стихотворения, звукового образа слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы

Создание условий для приобретения опыта:

- « положительного реагирования на предложение послушать и (или) прочесть ещё раз произведение (сказку, рассказ, потешку и т. д.), поговорить о прочитанном; - « участия в прослушивании малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок, рассказов и стихов, доступных пониманию детей;

- эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться

хорошей концовке, победе положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой, и т. п.);

-выявления положительных героев, их оценки с помощью доступного

нравственно-ценного словаря, установления простейших связей последовательности событий в тексте;

- участия в ситуациях общения, вызывающих потребность выражать

впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами; в заучивания коротких стихотворений;

-понимания иллюстраций к произведениям литературы и фольклора.

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности.

Обеспечение развития первичных представлении:

- о моральных нормах и правилах на примерах положительного и

отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др.

Обеспечение развития первичных представлений:

- о формах и способах конструктивного взаимодействия со сверстниками в игре

 и других видах совместной деятельности;

- о положительных взаимоотношениях детей в игре и других видах

деятельности.

Создание условий для приобретения опыта:

- игры в паре, в группе из 2—3 сверстников;

- участия в коллективных играх и занятиях со сверстниками;

- проявления инициативы в совместной деятельности;

- применения конструктивных способов взаимодействия ребёнка со

сверстниками (пригласить сверстника к деятельности, выполнять необходимыеьдействия, не ссориться);

- установления положительных взаимоотношений со сверстниками в игре и

других видах совместной деятельности.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации

Обеспечение развития первичных представлений:

- о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада;

- о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), об

именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге; видах домашнего труда, времяпровождения и др.;

- о элементарных проявлениях гендерных ролей в семье (мужчины сильные и

смелые, берут на себя ответственность за семью, женщины нежные, заботливые и др.) и возрастном развитии детей разного пола (девочка — будущая женщина, мать, мальчик — будущий мужчина, отец).

Создание условий для приобретения опыта:

- инициирования вопросов и разговоров о себе, о родителях, о том, что было,

когда ребёнок ещё не родился; что произойдёт в ближайшем будущем ит. д.;

- проявления интереса к жизни детского сада, называния работников детского

сада по имени и отчеству, приветствия их и детей при встрече и прощания при расставании с ними;

- проявления желания включаться в совместную деятельность с разными

членами семьи;

- поддержания порядка в групповой комнате и дома, бережного отношения к

игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным;

- эмоциональной сопричастности к жизни дошкольного учреждения

(повседневно, а также в дни праздников, событий).

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Физическое развитие

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму', выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Создание условий для приобретения опыта:

- освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползание и т. п.);

- сохранения правильной осанки в различных положениях;

- правильного освоения (не нанося ущерб организму) спортивного оборудования, инвентаря; аккуратного и бережливого обращения с ним;

- ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно;

сохранения равновесия при выполнении разнообразных движений; проявления координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости; крупной и мелкой моторики обеих рук.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

Обеспечение развития первичных представлений:

- о некоторых видах спорта, посильных и привлекательных для детей данного

возраста.

использования архитектурных украшений (колонн, портиков, шпилей, решёток и др.); создания различных конструкций одного и того же объекта с учётом определённых условий, с целью передачи не только схематической формы объекта, но и характерных особенностей, деталей;

Создание условий для приобретения опыта:

- ежедневного выполнения утренней гимнастики;

- правильного реагирования на речевые сигналы («Беги!», «Стой!», «Лови!»,

«Бросай!», «Прыгай!» и т. п.); выполнения правил простых упражнений, игр;

- правильного выполнения движений; оценки их красоты и выразительности;

- проявления положительных эмоций от двигательной деятельности;

- согласования действий со сверстниками, проявления аккуратности в

движениях и перемещениях, соблюдения двигательной безопасности.

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Обеспечение развития первичных представлений:

- о некоторых правилах и нормах здорового образа жизни;

- о процессах умывания, одевания, купания, еды двигательном режиме,

закаливании, полезных для здоровья привычках и основных действиях,

сопровождающих их.

Создание условий для приобретения опыта:

- правильного совершения процессов умывания, мытья рук при незначительном

участии взрослого, элементарного ухода за внешним видом, пользования носовым платком, туалетом;

- помощи взрослому в организации процесса питания; правильного приёма пищи без помощи взрослого;

- одевания и раздевания при участии взрослого.

Обеспечение развития первичных представлений:

« об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых

поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно, не задевая других, пронести к месту (от места) выполнения трудовой деятельности);

- о некоторых видах груда взрослых, простейших трудовых операциях и

материалах (хозяйственно-бытовой труд дома и в детском саду — приготовление пищи, мытьё посуды, вытирание пыли, мытьё полов, окон, чистка ковра и др.);

- об использовании безопасных способов выполнения профессиональной

деятельности людей ближайшего окружения (безопасные способы постановки лестницы дворником, установки новогодней ёлки и т. д.).

Создание условий для приобретения опыта:

- освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при

небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой

последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых);

- освоения отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приёму пищи — расставить хлебницы; в уборке групповой комнаты — расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место; в уборке участка — собрать мусор, подмести дорожки);

- выполнения отдельных трудовых процессов в природе при участии взрослого (по уходу за растениями — поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны; по уходу за животными в уголке природы и на участке —кормить, менять воду);

- обращения внимания (с помощью взрослого) на положительных сказочных

героев и персонажей литературных произведении, которые трудятся (Крошечка- Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик и др.);

- проявления положительного отношения к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых;

- ситуативных проявлений желания принять участие в труде, преодолевать

небольшие трудности, связанные с самообслуживанием.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Обеспечение развития первичных представлений:

- об основных источниках опасности в бьггу (горячая вода, огонь, острые

предметы и др.), на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы держаться за его руку, идти на зелёный сигнал светофора), в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой);

- об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоёмы

и др.).

Создание условий для приобретения опыта:

- осторожного и осмотрительного поведения в быту, социуме, природе через

соблюдение соответствующих инструкций (запретов и разрешений) взрослого.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации1.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, в том числе:

- об основных свойствах предметов и разновидностях цвета, формы, величины, пространства на основе чувственного опыта;

- о времени и пространстве (утро, день, вечер, ночь, сначала, потом, раньше;

высокий, низкий, впереди, сзади, рядом), движении и покое (перемещение в

пространстве предметов, изменения в неживой природе), о звуке, ритме, темпе (музыкальные и шумовые звуки; ускоренный, замедленный ритм; быстрый, медленный темп), о свойствах материалов (гладкий, шершавый, толстый, тонкий, мягкий, пластичный, прочный);

- о предметном содержании мира (природы и человека) на основе ближайшего непосредственного окружения, в том числе на основе эмоционального постижения действительности;

- о равенстве — неравенстве групп предметов, целом и его частях (часть

принадлежит целому, а целое состоит из частей) и их преобразовании (часть можно выделить из целого, из частей можно составить целое, например, апельсин делится на дольки, а из долек можно снова составить целый апельсин);

- о замысле и последовательности выполнения действий для его реализации;

- о личных данных (имя. возраст в годах), о собственной принадлежности к

членам своей семьи и группы детского сада;

- о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры), именах её членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге;

- о названиях города (села) и страны, в которых мы живём;

- о наиболее ярких, повторяющихся праздниках (событиях).

Формирование познавательных действий, становление сознания

Создание условии для приобретения опыта:

выделения отдельных признаков предметов, нахождения сходства предметов по признакам; сравнения предметов контрастных и одинаковых размеров, указания на результаты такого сравнения; моделирования (календарь природы и погоды);

- распознавания некоторых представителей животного и растительного мира

(деревья, кустарники, травы);

- установления взаимосвязи действий и результата соизмерения;

« установления взаимно-однозначного соответствия;

- освоения приёмов обследования формы осязательно-двигательным и

зрительным путём, различения и называния формы;

- ориентирования относительно своего тела и в направлении от себя;

в различения и называния частей суток и времён года, выделения их

элементарных признаков;

- живого, заинтересованного участия в элементарной познавательно-

исследовательской деятельности (детском экспериментировании, в том числе с элементарными действиями по преобразованию объектов, наблюдении, проблемной ситуации);

в участия в народных и общественных праздниках.

Развитие воображения и творческой активности

Создание условий для приобретения опыта:

воплощения несложных игровых образов и принятия на себя образа

воображаемой ролив игре (прыгает весёлый зайчик, осторожно крадётся хитрая лиса и др.) и проявления творческой активности в игре (использования по-новому предметов и придания им разнообразных воображаемых функций, разыгрывания несложных игровых сюжетов, например семья, детский сад, магазин, поликлиника);

- проявления интереса к познавательно-исследовательской деятельности (выявление свойств объектов неживой и живой природы), осуществления поисковых действий по выявлению влияния условий жизни на развитие растений и животных и творческой активности в проектной деятельности, экспериментировании (поиске возможных вариантов решения проблемы, сборе материала), в ходе поисковых действий;

- отражения в рисунках, аппликации, лепке новых образов (божья коровка) или известных предметов и явлении с некоторыми новыми признаками, характеристиками, элементами (солнышко смеётся, цветочная поляна), проявления творческой активности в рисовании, лепке и др. (самостоятельного выбора изобразительных и пластических материалов, цветов, их изменения, фона, формы листа бумаги и др.),

экспериментирования с изобразительными материалами;

- самостоятельного возведения простых конструкций (гараж, дом, шкаф) и их

преобразования (высокие, низкие дома), проявления* творческой активности и процессе воплощения различных вариантов конструкций;

- формирования (импровизации) простейших музыкальных образов в

музыкальных играх и танцах Н процессе совместной деятельности педагога и детей, проявления творческой активности д процессе исполнения музыкально-ритмических движений, играх на шумовых музыкальных инструментах, в экспериментировании со звуками.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценноетно-емыслового восприятия и понимания

произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Создание условий для приобретения опыта:

- непосредственного восприятия (рассматривания) произведений

изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства (матрёшка,

богородская деревянная игрушка и др.), в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные детям этого возраста (мать и дитя и их взаимоотношения и др.);

- слушания произведений музыкального искусства, проявления слуховой

сосредоточенности, интереса к звуку, музыкальному звуку, манипулирования с музыкальными и немузыкальными звуками;

- чтения (восприятия) художественной литературы, способствующей познанию

окружающего мира, того, что в нём существует добро и зло, положительные и отрицательные герои (положительные герои побеждают отрицательных, помогают слабым, маленьким) ит.п.;

- различения элементарного характера музыки; понимания простейших

музыкальных образов (лисы, медведя, зайчика и др.) в процессе слушания

соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки;

- проявления эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные и

изобразительные образы, выраженные контрастными средствами, на содержание

прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе положительного героя;

сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный

герой, и т. п.);

- узнавания знакомых песен, фрагментов музыкальных произведений и пьес,

сказок, малых фольклорных форм;

- накапливания эстетических впечатлений.

Формирование элементарных представлений о видах искусства, в том числе:

- о народном искусстве (матрёшка, богородская деревянная игрушка и др.), о его языке, условности и символичности языка народного искусства и средствах выразительности.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)

Обеспечение развития первичных представлений:

- о правилах осуществления изобразительной и конструктивно-модельной деятельности (сохранять правильную позу при работе за столом: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; приучаться быть аккуратными и сохранять своё рабочее место в порядке), слушания музыкальных произведений (не отвлекаться, дослушивать музыкальное произведение до конца);

- о звуковых свойствах предметов, звуковых и ритмических предэта- лонах

(громко — тихо, высоко — низко, быстро — медленно и пр.);

- о различных материалах для изобразительной деятельности (карандаш,

фломастер, восковые мелки, кисть и др.), основных способах и приёмах

изобразительной деятельности;

- о пластических, конструктивных и природных материалах (бумага, глина,

пластилин, пластическая масса, солёное тесто и др.), основных способах

конструктивно-модельной деятельности и технических приёмах создания отдельных деталей.

Создание условий для приобретения опыта:

- ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации,

конструирования, художественного труда, восприятия музыки и музыкального исполнительства;

- элементарного экспериментирования с изобразительными материалами;

Музыкальными звуками, звукоизвлечения, создания элементарныхобразов-

звукоподражаний;

- называния созданных продуктов и рассказывания о них;

- объединения изображённых, сконструированных предметов не-сложным

сюжетом;

- в овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности, в

том числе участия в подвижных музыкальных и музыкально-дидактических играх;

адекватного использования музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погре^мушка, барабан, бубен, металлофон и др.) в группе; подбора музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных

кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов различных персонажей;

исполнения основных движений (ходьба, бег, марширование и т. д.) под музыку, музыкально-ритмических движений, танцевальных движений (кружиться в ларах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.); проявления элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому (допевание мелодии колыбельных песен на слог «баю-

баю»и весёлых мелодий на слог «ля-ля» и т. д.); разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения;

- овладения средствами рисования, в том числе работы с изобрази-

тельными материалами (карандашами, фломастерами, маркерами, восковыми мелками, гуашью и др.), применения способов и приёмов работы с кистью (обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем лёгким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки и свободными движениями накладывать мазки; своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы и, прежде чем начинать пользоваться краской другого цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку, после использования размещать её ворсом вверх, придав ему заострённую форму); изображения простых предметов, живых объектов и явлений окружающей действительности разной формы (округлой и четырёхугольной); передачи строения предметов, их общих признаков, относительного сходства по форме и некоторых характерных деталей образа;

- овладения средствами лепки, в том числе работы с пластическими

материалами (глиной, пластилином, пластической массой); применения способов и приёмов лепки (отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки, раскатывать их, соединять и скреплять концы вылепленного столбика; скатывать комочки в шар, расплющивать его ладонью в диск; получать полую форму путём вдавливания пальцев и др,; соединять части, прижимая одну часть к другой и при помощи пальцев оттягивая некоторые детали); передачи формы и строения простых предметов, состоящих из двух-трёх частей;

- овладения средствами аппликации: работы с готовыми бумажными формами (круг,  квадрат, треугольник и др.) разных цветов и оттенков, пользования клеем (намазывать бумагу клеем с обратной стороны, лицевой стороной кверху наклеивать формы на лист, приглаживая их тряпочкой); составления простейших узоров, раскладывания готовых форм в несложном ритмическом порядке на полосе, расположения их в середине и по краям квадрата, круга; создания несложных сюжетных композиций с повторением изображения, расположения изображения на полосе и по всему листу бумаги;

- овладения средствами конструирования, в том числе работы со строительными материалами (кубик, кирпичик, пластина, призма), создания по заданному взрослым образцу элементарных простейших построек (дорожка, поезд, башенка, лесенка, забор, домик и др.), сооружения

- предметных конструкции, состоящих из двух-трех основных частей (ворота,

мебель, мост и др.) с использованием фотографии и схематической формы

изображения, в которой переданы основные части конструируемых объектов и показана связь этих частей; выделения основных частей конструируемого объекта, различения их по величине и форме, установления пространственного расположения частей относительно друг друга и подбора для этого детали соответствующей формы и величины;

- овладения средствами художественного труда, в том числе: выполнения

мелких деталей общей работы из бумаги, применения приемов и способов создания изделий с фактурной поверхностью (смятие, разрывание,  скручивание).

Виды деятельности

· игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие

виды игры,

· коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

· познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

· восприятие художественной литературы и фольклора,

· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

· изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

· музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

· двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с воспитанниками второй младшей группы (3 – 4 года) №1 «Теремок»

Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы №1 «Теремок» разработана в соответствии с ООП МКДОУ «Касторенский д/с «Сказка» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе "Сказка" на 2016 - 2017 учебный год.

ПРИНЯТО:на педагогическом совете НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» УТВЕРЖДАЮ:ЗаведующийНРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»_____________Н.В.НикитинаПротокол № ______«____» ______ 20_____г. Приказ № _...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми смешанной дошкольной группы (6-7 лет)

Рабочая программа по развитию детей  разновозрастной дошкольной  группы  разработана в соответствии с основной   образовательной программой детского сада «Росинка»...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной (оздоровительной) группы

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной (оздоровительной) группы составлена на основе основной образовательной программыМБДОУ детского сада «Сайзанак&raq...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной средней группы . Составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 2020 года под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответс...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми, 1 младшая группа

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 2 – 3 лет, 1 младшая группа разработана в соответствии с Основной инновационной образовательной программой дошкольного образования &la...