Консультация для педагогов детского сада "Формирование у дошкольников культуры поведения за столом, культуры еды"
консультация

Воронкова Наталья Владимировна

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения.

При этом имеет значение формирование у детей культуры питания, которая осуществляется целенаправленно с детьми по трем основным направлениям:

1.     Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.

2.     Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_edy.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов детского сада

«Формирование культуры поведения за столом, культуры еды»

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет значение формирование у детей культуры питания, которая осуществляется целенаправленно с детьми по трем основным направлениям:

  1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
  2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
  3. Соблюдение гигиенических требований.

В образовательной программе нашего детского сада, работа с детьми в этом направлении расписана в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в пункте «Воспитание культурно-гигиенических навыков», в образовательной области «Познавательное развитие» (знакомство с посудой, ее классификацией, историей возникновения), в образовательной области «Физическое развитие» в пункте «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».

Воспитание у детей правильного отношения к еде, привычки есть разнообразную пищу - одна из достаточно трудных задач, стоящих перед педагогом. Заставлять ребенка есть без аппетита нежелательно. Поэтому необходимо дать детям представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продукта.

Если у ребенка проблемы с едой, важно выяснить причины плохого аппетита. Они могут быть разными:

-наличие различных заболеваний,

- переутомление,

- привычка употреблять только любимые блюда,

- неумение принимать пищу самостоятельно и т. д.

Соблюдение гигиенических требований. Прежде всего, следует обеспечить постоянное, безо всяких исключений, выполнение установленных гигиенических правил ребенком. Ему объясняют их значение. Но не мене важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно освоить нужный навык. Например, прежде чем начать мытье рук, надо закатать рукава. Хорошо намылить руки. Вымыв тщательно, смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие, (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него, ведь осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность (контроль взрослого, тем ни менее, осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста.).

Сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он забудет о каком-либо из них, например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека или напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку. Но если у ребенка своевременно не сформированы соответствующие навыки, то выполнение их требует от него больших усилий.

Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом у детей рассматриваются с учетом их возрастных особенностей следующим образом:

- Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки перед едой.

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

- Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Формировать простейшие навыки поведения во время еды.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

- Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Воспитывать привычку самостоятельно мыть руки с мылом перед едой.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой.

- Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

- Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Профессиональная обязанность педагога детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это происходит, как и в  специально организованной деятельности с детьми, так и во время приема пищи.

Примерная тематика игровой деятельности:

  • Посуда и столовые приборы.
  • Как правильно и красиво накрывать стол.
  • Поведение за столом.
  • Чаепитие друзей.

Третья тема включает в себя следующие моменты:

- осанка,

- пользование столовыми приборами и салфетками,

- аккуратность,

- беседы.

Основные методы и приемы, используемые в обучении детей

младшего и среднего дошкольного возраста столовому этикету

  1. Взаимодействие со сказочным персонажем (поиграть вместе, подсказать, помочь, брать пример, найти ошибки).
  2. Словесные игры (рассказ ребенка из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы (игра «Закончи фразу …» (правила поведения за столом), беседа), творческое рассказывание («Как фрукты и овощи о своей пользе спорили», «Зачем салфетка за столом?», «Вкусные истории о пользе молока»).
  3.  Игровые приемы (игровые упражнения, дидактические игры, игры-путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-путаницы).
  4. Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы: мультфильмы, видеозаписи, фотографии, схемы, картинки-правила).
  5.  Использование театра (спектакли кукольного, настольного театра, театра на фланелеграфе и т. п., инсценировки в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности).
  6. Художественное слово (стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни).
  7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками: зайчик пригласил ежика в гости – помочь накрыть стол к чаю, сервировка стола по схеме, составление схемы сервировки стола, складывание салфеток).
  8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка). Любование (красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки и др.), сравнение («Можно ли есть суп вилкой? », «Режут ли кашу ножом? », «Какая ложка лучше? », «Можно через сито сеять горох?», «Какой ложкой удобно суп есть?»).
  9. Метод проектов.

Правила поведения за столом, культура еды:

- перед едой тщательно мыть руки,

- ложку держать тремя пальцами: большим, средним и указательным (не в кулаке), также следует держать вилку при еде «рассыпчатых» блюд, а перевернув вилку и кисть едят блюда, которые можно «разломить» и «наколоть» на вилку,

- жевать пищу с закрытым ртом («чавкать» за столом недопустимо),

- есть маленькими кусочками, не набивать полный рот,

- «тянуть» с ложки суп нельзя, нужно просто «вылить» его в рот так, чтобы никто не слышал,

- локти на стол не кладут, рука должна упираться о стол «серединой» между запястьем и локтем,

- нельзя класть ложку на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу,

- нельзя разваливаться на стуле, спина должна быть прямой, голова слегка наклоняться (не нависать над тарелкой), когда подносишь ложку ко рту,

- пить нужно тихо, выпив чашку поставить на стол, не держать в руке,

- есть только за столом,

- правильно пользоваться столовыми приборами,

- испачканные руки и рот вытирают салфеткой,

- вставая из-за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его,

- окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.

Поведение за столом – это много всяких «не» для детей:

- не разговаривать,

- не сорить,

- не пачкать,

- не вертеться,

- не откидываться на спинку стула,

- не расставлять локти и не ставить их на стол,

- не играли столовыми приборами,

- не набивали рот и не разговаривали при этом,

- не садиться за стол с грязными руками …

Ребенку трудно выполнять все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Только терпение взрослых, их похвала приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета. Не следует просто перечислять детям правила. Постепенно в игровой и доброжелательной форме нужно доводить их до сознания ребенка.

 Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.

Закладывая эти привычки в детях нужно набраться терпения, так как они формируются долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов на этот счет.

Работа с родителями

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными Яблоко от яблони…

Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям.

  • Мытьё рук перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры.
  • Приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента».

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Обращать внимание родителей на такие важные вопросы:

Кормить ребенка в строго установленное время.

Давать то, что полагается по возрасту.

Не отвлекать от еды чтением или игрой.

Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Поощрять желание ребенка есть самостоятельно, участвовать в сервировке и уборке стола.

Убеждать ребенка, что лучше есть за столом: рассказать о микробах, чистых и грязных руках, о том, что можно испачкаться самому и испачкать кого-нибудь, жующий на улице человек выглядит некрасиво.

Хорошо если доброй традицией в вашей семье станет совместная сервировка стола на ужин или при проведении совместного праздника, где дети практически  учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.

И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

Литература

  1. Алямовская В. Г. Беседы о поведении ребенка за столом. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
  2. Шорыгина Т. А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом с использованием макетов, схем и дидактических игр на тему: «Федора Егоровна ждёт гостей» (средний дошкольный возраст)

Закрепить умение узнавать и называть предметы посуды; закрепить навыки этикета за столом и КГН; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол.Р...

Памятка "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

Памятка создана в программе Publisher, затем сохранена в PDF. Памятка будет полезна и педагогам и родителям дошкольников. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формирова...

Воситание у дошкольников культуры поведения за столом.

Памятка "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом" 1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство ...

НОД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом

НОД по воспитанию у дошкольников культуры поведения за столом ...

Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом с помощью дидактических игр

Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом с помощью дидактических игр...

Семинар для родителей: "Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении....