Практики моделирования социальной ситуации развития детей
статья (средняя группа)

Мокина Елена Валентиновна

статья о создании условий для индивидуализации детей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_1.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия – ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы.

Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми – создание развивающей предметно – пространственной среды, которая стимулирует активность детей.

Проектируя и создавая развивающую предметно – пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и продвижения вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому т. Е. совершенствоваться.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

В связи с  вышеизложенным мы поставили перед собой такие цели и задачи.

Цель: распространение образовательной практики моделирования социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке детской индивидуальности и инициативы, овладению детьми культурными средствами деятельности и способами коммуникации.

Задачи:

  • Показать основные компоненты развивающей предметно – образовательной среды, которая бы стимулировала активность детей;
  • Выявление разнообразных форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности;
  • Описание различных процессов образовательной среды, направленных на стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка;
  • Отражение разнообразных способов поддержки детской инициативы, направленной на развитие самостоятельности ребенка: ребенок – создатель, хозяин, преобразователь.

3 слайд-5 слайд

Стенд «Здравствуйте я пришел»

  • Размещены фотографии детей группы, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
  • Ребенок – личность, член коллектива.

«Уголок именинника»

  • Фото детей с поздравлением с днем рождения и с гороскопом.
  • Ребенок – центральное лицо в детском коллективе, воспитатель – организатор.

Рамка «Наши достижения»

  • Фотография ребенка с указанием его конкретных успехов в какой – либо области. В течении года через эту позицию проходит каждый воспитанник, т. о. ребенок всегда может рассчитывать на признание своего успеха.
  • Ребенок-  центральное лицо в детском коллективе, воспитатель -оформитель, родители – консультанты.

Альбом «Моя семья» Плакат «Когда деревья были большими. Наши родители» «Планета лето» «Планета осень»

  • Размещены  семейные фотографии детей группы, постоянно сменяемые в зависимости от проекта, что  позволяет каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Как правило семейные фото выставляются практически после каждого совместного проекта, соответственно теме.
  • Ребенок – личность, член семьи, родители исполнители.

Стенд «Наше творчество»

  • Творческие работы детей по определенной теме проекта.
  • Ребенок – центральное лицо в детском коллективе, воспитатель – организатор.

Тематические выставки совместного творчества родителей и детей.

  • Творческие работы детей совместно с родителями по теме проекта. Очень часто используемая форма работы в нашей группе, считаем, что это помогает сплотить семью и вывести ее на новый творческий уровень, часты такие выставки на уровне ДОУ.
  • Ребенок –дизайнер, родитель – соучастник.

Поздравительные плакаты

  • Размещены фотографии детей и родителей группы на поздравительных плакатах в соответствии с праздниками, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Именные поздравления всегда выгодно смотрятся, и привлекают внимание детей и родителей в большей степени, т.к. всем приятно ощущать себя в центре коллектива.
  • Ребенок – личность, член коллектива.

            Благодарность родителям

«Букет цветов»

  • Фото родителей со словами благодарности за участие в определенном проекте. В наше группе очень активные родители, нам всегда очень приятно благодарить их за участие в различных проектах, эти цветы никогда не стоят без слов благодарности.
  • Ребенок –личность, член коллектива, воспитатель – организатор.

6 слайд – 9 слайд

Игровая комната.

Компонент: центры активности,

макеты

мини – музеи

персональные выставки ребенка

Процесс: процесс изготовления игр, игрушек атрибутов, ( подг. группа  очень благодатная почва для подобных процессов, дети достаточно взрослые, чтобы не только поддержать инициативу воспитателя, но и предложить свои игры и их исполнение)

создание ребенком  предметных образов и объектов реального мира – элементов организующих предметную среде для игры с мелкими игрушками, ( макеты пользуются в нашей группе особой популярностью именно из –за того, что не было семьи не принимающей участия в их создании)

персональные тематические выставки в мини – музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем  по теме проекта, (за два года работы с этими детьми каждый ребенок и его семья оставили след своих интересов в группе, что не маловажно для  раскрытия ребенка как личности)

персональные тематические выставки ребенка как отклик на проводимый в группе проект. (очень ценная с нашей точки зрения инициатива детей, переживая полученное в ДОУ , ребенок отражает свои эмоции в творчестве и выносит их в коллектив, т.о находит отклик на свои эмоции у других детей)

Участник: ребенок – создатель, воспитатель-  организатор,

ребенок – дизайнер, воспитатель – консультант, родитель – соучастник

ребенок – создатель, воспитатель – организатор, родитель – соучастник,

ребенок – создатель, воспитатель – организатор, родитель – соучастник.

10 слайд

Перспектива.

  • Стенд Почета ( Рядом с фотографией детей будут размещены медали за любые достижения ребенка в группе и дома)
  • Доски активности «Что мне сегодня интересно» (В каждом центре активности должны быть такие магнитные доски, на них могут быть фото детей с рисунком, поделкой, откликом на содержание центра активности именно в этот день)
  • Стенд «Валентинки»( Каждый ребенок может положить в кармашек другого признание его дружелюбия, доброты, интереса, признания творческих успехов, т.о. каждый получить свой кусочек славы)
  • Дизайн территория ДОУ( оформление территории  ДОУ персональными семейными клумбами и грядками с пояснениями и рецептурой приготовления вкусных блюд от семьи из выращенных овощей и ягод, например, «Грядка бабы Маши», «Соленые огуречки от Зинаиды Степановны»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта оценки педагогической компетентности воспитателя по созданию социальной ситуации развития детей

Шпаргалка для воспитателей в виде диагностического инструментария. чо позволит внедрить в свою педагогическую деятельность ФГОС. Воспитатель  просмотрев критерии педагогической компетентности най...

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Знакомить детей с театрализованной деятельностью надо начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят спектакли, которые показывают воспитатели, старшие дошкольники. Встреча с театром помогает д...

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей

Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...

Игра как средство создания в ДОУ социальной ситуации развития детей

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу....