Цель программы:
Повышение уровня интеллектуальных и
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
через систему развивающих игр.
Задачи:
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих
способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр
мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение,
классификация, абстрагирование.
•Формировать умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными
правилами, проверять результат своих действий.Развитие речи,
умения аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения.
Укреплять интерес к играм, требующим умственного
напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность
узнавать новое.
Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и
саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями
сверстников и взрослого.
• Формировать представление о математических понятиях:
углубление представлений о множестве, числе, величине, форме,
пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете,
вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической
терминологии.
При составлении программы использовались следующие
игровые технологии:
1 Игровая технология интеллектуально-творческого развития
детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные
лабиринты игры», которая представляет собой форму
взаимодействия детей и взрослых через реализацию
определенного сюжета с использованием развивающих игр
Воскобовича.
2 Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая
предполагает развитие творческих способностей детей с
помощью развивающих игр Никитина.3 Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера,
направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей
к усвоению математики.
Организация непосредственной образовательной деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей
во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет.
Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в
соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит
развивающий характер и, как правило, проходит в игровой
форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно –
поисковыми задачами.
Данная методическая разработка поможет педагогам
планомерно и последовательно использовать предложенный
материал для развития интеллектуальных и творческих
способностей у детей 5-7 лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений
и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ,
оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.
На каждого ребенка необходим
комплект всех, используемых в работе развивающих игр и
дидактических пособий к ним.Результативность освоения программы отслеживается в начале и
в конце учебного года в ходе диагностики познавательных
процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По
результатам диагностики можно судить об изменениях в
развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все
результаты заносятся в сводную таблицу.
Сравнениепервоначальных и итоговых результатов позволяет оценить
уровень усвоения программного материала на каждом этапе
реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
1 Образовательная область «Познание»: Развитие психических
процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения,
речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
2 Образовательная область «Коммуникация»: развитие
коммуникативных навыков в процессе свободного общения
педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей,
умение понятно и социально-приемлемыми способами
выражать свои чувства, желания и мнения.
3 Образовательная область«Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание
и обсуждениехудожественных произведений в ходе предварительной работы.
4 Образовательная область «Художественное творчество»:
Развитие продуктивной деятельности детей.
5 Образовательная область «Социализация»: приобщение к
общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками ивзрослыми,
объективное оценивание своих возможностей,
способность преодолевать трудности.
6 Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам
природы и музыки через аудиозаписи.
7 Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного,
ценностного отношения к собственному труду и труду других
людей.
8 Образовательная область «Здоровье»: формирование
правильной осанки при выполнении работы, формирование
желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и
физкультминуток.
Ожидаемый результат:
1 Дети научатся обдумывать и планировать свои действия,
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий, аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
2 У детей будут сформированы основные мыслительные
действия: анализ, синтез, обобщение, классификация,абстрагирование.
3 Появятся навыки элементарного самоконтроля и
саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети
научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников
и взрослого.
4 Расширится представление о математических понятиях: о
множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени,
математической терминологии.