Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

В последние годы активно происходит реформирование системы  дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллектуальным развитием ребенка остро встает вопрос о развитии его эмоциональной сферы. Как справедливо указывали Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, что «только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности».

Вот здесь и приходит на помощь театр. Он вводит детей в сложный мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С. Выготский).

Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в программе "Уроки сказки", разработанной с учетом возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_teatr.docx86.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Лучик»  

г. Рубцовска   Алтайского края

658222, г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 17

тел. (38557)2-98-07, 2-49-54

e-mail: www.mdou-lu4ik@yandex.ru

Рабочая программа

по развитию творческих способностей детей

дошкольного возраста средствами    

театрального искусства

«Уроки сказки»

Срок реализации программы: 2 года

Разработала: воспитатель Быкова Е.Н.

Содержание

Целевой раздел ...................................................................................................5

Пояснительная записка......................................................................................  5

Цель и задачи программы....................................................................................6

Принципы  реализации программы.................................................................    7

Значимые характеристики особенностей развития детей  в театрализованной деятельности .......................................................................................................8

Планируемые результаты освоения программы..............................................    10

Содержательный раздел .....................................................................................12

Содержание образовательной деятельности по освоению детьми

программы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства.....................................................................................   12

Формы, методы  и средства реализации программы…………………………      16

Форма проведения занятий.............................................................................      16

Методическое обеспечение программы……………………………………..…     18

Оценочные мероприятия..................................................................................     19

Организационный раздел..................................................................................   .22

Формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театрализованной деятельности детей…………………………….    22

Способы и направления поддержки детской инициативы ……………………   .22

Учебно-тематическое планирование................................................................     23

Взаимодействие с родителями………………………………………………….     35

Материалы и средства обучения и воспитания ..............................................     37

В последние годы активно происходит реформирование системы  дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллектуальным развитием ребенка остро встает вопрос о развитии его эмоциональной сферы. Как справедливо указывали Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, что «только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности».

Вот здесь и приходит на помощь театр. Он вводит детей в сложный мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С. Выготский).

Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в программе "Уроки сказки", разработанной с учетом возрастных особенностей детей.

Готовя детей к жизни, полной неожиданностей и противоречий, мы, педагоги, должны дать им правильные ориентиры, подвести к сознанию того, что все люди разные. Уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своей матери, к Родине, кто верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки, доброе сердце.

Помогает детям познать эти истины – театрализованная деятельность.

Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Общаясь с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, сдержанными. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку. Театр учит ребенка преодолевать кризисные жизненные ситуации, помогает приобрести те навыки поведения, в которых он нуждается, и освободить от тех форм поведения, которые его дезадаптируют.

Актуальность программы заключается в своевременном выявлении и развитии индивидуальности и творческих способностей детей, воспитании у них качеств высоконравственной личности, в становлении их самосознания. Процесс развития творческих способностей дошкольников должен опираться на принцип единства всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной. 
Перспективностьзаключается  в формировании у детей качеств личности, чувств, переживаний и представлений, необходимых для дальнейшего обучения в школе, вхождения в новый коллектив, умения взаимодействовать с окружающими в соответствии с нравственно-этическими нормами.

Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается мышление, творческие способности, происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана  в соответствии  с ФГОС ДО.

Рабочая программа обеспечивает художественно-эстетическое, эмоциональное развитие детей в возрасте от 5 – до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе театрализованной деятельности.

Рабочая программа разработана  на основе

  • программы «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой;

авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности:

  • «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой (Допущено Министерством образования РФ);

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  • Устав МБДОУ «Детский сад№2 «Лучик»
  • Положение о дополнительных образовательных услугах МБДОУ «Детский сад№2 «Лучик»
  • Инструкции по охране жизни и здоровья детей
  • Приказ по МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик» о создании  и содержании работы театрального кружка
  • СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическое требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детском саду»

Цели и задачи реализации программы

Цель: Создать условия для развития потенциальных творческих способностей дошкольников, их неповторимой индивидуальности; нравственного совершенствования личности каждого ребенка.

Задачи:

1. Образовательные:

Знакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,детский, театр зверей и др.)

Приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт: знания детей отеатре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральнойтерминологии, театрах города Рубцовска.

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене, способность к импровизации в играх - драматизациях на темы знакомых сказок.

2.Развивающие:

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, к театру, как к виду искусства;

Развивать артистические способности детей;

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этого импровизации (игровые, танцевальные, песенные);

Развивать речь детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию,воображение детей.

Развивать уверенность в себе, инициативность, коммуникативность, эмпатию, толерантность.

3. Воспитательные:

Воспитывать способность полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного Алтайского  края;

Воспитывать гуманные чувства; отрицательное отношение к жестокости, трусости, хитрости;

Воспитывать самодисциплину, умение организовывать себя и свое время;

  Воспитывать культуру поведения на репетициях, во время спектакля, на сцене, в зале;

  Воспитывать трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.

Принципы  реализации программы:

- доступность драматического материала и сценических выражений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей;

- последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;

- опора на игровую деятельность с учетом психофизиологических особенностей детей;

- синтезирование различных видов искусств;

- учет этнокультурной ситуации развития детей;

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

                                           От 5 до 6 лет
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека, как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
 Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли. В этом возрасте устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, формулируются эстетические оценки и суждения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра. Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода - становление процесса произвольной эмоциональной регуляции.

Основные направления развития театрализованной игры у детей 5-6 лет состоят в постепенном переходе :

• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

От 6 до 7 лет

В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя, как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.  Зарождается оценка и самооценка.

Театрализованная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений  искусства.

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

В подготовительной к школе группе происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий с использованием импровизаций.

Планируемые результаты освоения программы 

Ожидаемый результат

Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).

Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.

Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.

Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.

Привлечение внимания родителей к новым формам работы по всестороннемуразвитию личности ребенка.

К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями,умениями и навыками:

Ребенок  5 -6 лет

 Должен уметь:                  

— разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с

использованием элементов костюмов,декораций;

— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

— выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной

аудиторией

Должен знать:

— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный);

—виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

—правила поведения в театре

Должен иметь представление:

— о театре,  театральной культуре;

—о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

—об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

— устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

— театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер)

Ребенок  6 -7 лет

Должен уметь:

— воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей (выбирать сказку,стихотворение, песню дляпостановки, готовитьнеобходимые атрибуты,распределять между собойобязанности и роли);

— передавать образы с помощью вербальных и невербальных средствкоммуникации;

—проявлять творческую активность в выборе движений, жестов, мимики, интонации, в передаче игрового образа;

уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;

уметь контролировать свое поведение в разных ситуациях;

уметь адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе и незапланированное

Должен знать:

— некоторые виды театров (кукольный,драматический, музыкальный, детский, театрзверей и др.);

—виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

— правила поведения в театре

Должен иметь представление:

— о театре, театральной культуре;

—театральных профессиях, деятельности работников театра (звукорежиссер,

декоратор, осветитель, суфлер, капельдинер, драматург, композитор, дирижер, хореограф и др.)

—об устройстве театра

—о сценическом движении

 Содержательный раздел

 Содержание образовательной деятельности по освоению детьми

программы развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства:

 

  • Взаимосвязи  образовательных областей:

 «Художественно-эстетическое развитие»

 «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей; помогают в изготовлении атрибутов, декораций.

 «Речевое развитие»

 «Развитие речи», где в процессе работы у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

 «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театрализованной деятельности детей).

«Познавательное развитие»

 «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, природными явлениями, предметами ближайшего окружения. Углубляются знания детей о театре, как о виде искусства, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений

 «Социально-коммуникативное развитие»,

где дети учатся устанавливать дружеские взаимоотношения, договариваться, помогать друг другу,включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев. У детей формируются такие качества, каксочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества.

«Физическое развитие»,

где дети учатся согласовывать речь и сопровождающие ее действия, воплощать в  движении настроение, характер персонажа, выразительно исполнять основные виды движений, творчески  импровизировать.

  • Направления реализации программы

Программа реализуется через:

  • Кружковую работу

(беседы о театре; сценические игры-задания; этюды на развитие сценического мастерства, актерской техники; чтение художественной литературы с последующей оценкой нравственного значения произведения; инсценировки небольших по объему сказок, стихов, потешек; сценки-диалоги; дидактические игры на развитие речи, ее выразительность, силы и тембра голоса; игры на установление положительных эмоциональных контактов между детьми;игры-драматизации; драматические спектакли)

  • Взаимодействие  со специалистами (муз. рук; инструктор по  физ. культуре; хореограф)

(совместное проведение праздников, представлений, развлечений;

знакомство детей с новым характером изобразительной деятельности – оформительской: совместное с детьми оформление спектаклей; отражение своих впечатлений от спектакля в рисунках;

развитие песенно-музыкального творчества: исполнение песен от лица персонажей; импровизации, инсценирование;

развитие танцевального творчества: осознание детьми того, что танец – выражает настроение, чувства героев)

  • Взаимодействие с воспитателями

(беседы; консультации; семинары-практикумы по изготовлению костюмов, элементов декораций; кукольные спектакли, поставленные воспитателями)

  • Взаимодействие с родителями

(индивидуальные беседы; выступления на родительских собраниях; приглашение на спектакли; привлечение родителей к изготовлению костюмов; декораций к спектаклям; привлечение родителей к выступлениям на детских утренниках)

  • Организацию  предметно-пространственной развивающей театральной среды в группах

(организация в группах театральных уголков; дидактические игры на развитие творческих способностей, коммуникативных качеств, речевых навыков; различные виды театров; музыкальный центр; видеоаппаратура; медиатека (аудио- и CD диски); уголки ряжения; библиотечки с иллюстрированными произведениями детской художественной литературы)

  • Изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей и игр

Правила драматизации:

«Правило индивидуальности». Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

 Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы  являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

«Правило всеобщего участия». В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

«Правило помогающих вопросов». Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием  с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

«Правило обратной связи». После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

  • Основные разделы программы :

1. Формирование детского театрального коллектива –

  •  формировать средства межличностного взаимодействия между детьми;
  • воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу и всем, кто в этом нуждается;
  •  учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей;
  •  помочь  детям обрести направленность на взаимодействие со сверстниками и окружающим миром; приобрести опыт социальных навыков поведения.

2. Основы театральной культуры –

  • познакомить детей  с краткой историей театра; с видами театрального искусства;
  • познакомить детей с главными театральными профессиями;
  • познакомить детей с некоторыми театральными терминами (режиссер, актер, грим, костюм, мимика, жест, поза, интонация);
  • воспитывать культуру поведения детей в театре и на концерте.

3.Театральная игра –

  • развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
  • учить понимать чувства и настроение персонажей;
  • формировать и развивать умение передавать характер и настроение персонажей, используя разнообразные средства выразительности;
  • поощрять элементы творческой импровизации;
  • обогащать социальный  опыт детей средствами выражения адекватных эмоций в смоделированных ситуациях.

4. Речевая деятельность –

  • совершенствовать речь детей – навыки  четкого произношения, интонационную выразительность, ритм и темп;
  • обогащать словарный запас детей.

5. Коррекция нежелательных форм поведения –

  • формировать у детей  умения эмоционально- положительного общения со сверстниками и взрослыми на основе бесконфликтных форм взаимодействия.

6. Работа над драматическим спектаклем –

  • средствами театрального искусства помочь детям раскрыть свои потенциальные творческие способности;
  • добиваться  естественного,  подлинного поведения детей на сцене;
  • учить детей оценивать искренность и правдивость своего исполнения роли и исполнения ролей партнерами;
  • учить радоваться успеху каждого исполнителя и всего спектакля в целом;
  • помочь детям на практике осознать, что такое коллективность театрального искусства.

  • Описание форм, способов, средств реализации программы 

Методы, применяемые в работе с детьми:

  • Практические (игровые)
  • Наглядные
  • Словесные

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ  детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

  • Форма проведения занятий

  Принципы проведения занятий:

  • Наглядность  – осуществляется на восприятии наглядного материала.
  • Доступность – занятие составляется с учетом возрастных особенностей,  по принципу дидактики (от простого к сложному)
  • Проблемность – направление на поиск разрешения проблемных ситуаций.
  • Развивающий и воспитательный характер занятий–направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов, воспитание эмпатии, навыков адекватного поведения в обществе

Структура занятий:

  Часть 1. Вводная

  Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

  Основные виды работы: приветствие; игры на установление положительного эмоционального контакта между детьми, а также между взрослым и детьми; игры на коррекцию внимания, памяти и других психических процессов;  создание мотивации на дальнейшую работу.

  Часть 2. Основная

   Цель основной части: направлена на развитие игрового поведения; способности творчески относиться к любому делу; умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях; развитие психомоторных способностей; развитие свободы и выразительности движений; умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией; развитие правильной речи, творческой фантазии; овладение театральной терминологией; элементарными знаниями и понятиями театрального искусства; коррекцию поведенческих негативных проявлений; способность к саморегуляции.

  Элементы занятий:

беседы о театре; сценические игры-задания; этюды на развитие сценического мастерства, актерской техники; чтение художественной литературы с последующей оценкой нравственного значения произведения; инсценировки небольших по объему сказок, стихов, потешек; этюды с куклами на ширме; сценки-диалоги; дидактические игры на развитие речи, ее выразительность, силы и тембра голоса; игры на установление положительных эмоциональных контактов между детьми; игры-драматизации; психокоррекционные этюды; игры на развитие воображения, умения перевоплощаться.

  Часть 3. Завершающая

  Цель завершающей части  – получение положительных эмоциональных переживаний детьми; чувства уверенности в себе, в своих силах и способностях;  ощущение себя частью единого, дружного коллектива, объединенного одной целью; удовлетворения от проделанной работы.

Виды работы: хороводные, словесные игры; комплименты; ритуал прощания.

Занятия проводятся во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13

Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.

К этой услуге планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в группе не более 12 человек.

  • Индивидуальная работа:

  На индивидуальных занятиях с детьми проводится коррекционная работа над мимикой, жестами, позами, интонационной выразительностью речи, разучиваются стихи, потешки, скороговорки, отрабатывается сила и тембр голоса. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле).

  • Развлечения

Развлечения  объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Одним из видов развлечений является театрализованное развлечение. Это - театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками.

Таким образом, театрализованные развлечения способствуют самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

  • Праздники

Праздники, также как и развлечения, доставляют радость и дают возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Праздник -это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

Методическая литература:

1. Программа «Арт-фантазия», Э.Г.Чурилова;

2. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»,Э.Г.Чурилова, М, 2001, «Владос»

3. «Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С.Выготский, М, 1991, «Просвещение»

4. «Театрализованные занятия в детском саду», М.Д.Маханева, М, 2001, «Творческий центр»

5. «Театрализованная деятельность в детском саду», А.Е.Антипина, М, 2003, «Творческий центр»

6. «Театрализованные игры в детском саду», Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова, М, 2000,»Школьная пресса»

7. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник, М, 2000, «Генезис»

8. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», О.А.Бизикова, М,2008, «Скрипторий 2003»

9. «Азбука общения»,Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, С-П,2000, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

10. «Психологические игры и тренинги в детском саду», Л.В. Чернецкая, Ростов-на-Дону, 2005, «Феникс»

11. «Психогимнастика», М.И.Чистякова, М, 1990, «Просвещение»

Мониторинг освоения детьми программного материала:

1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая деятельность
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Театральная игра
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. 


4. Работа в театральном коллективе над спектаклем
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. 
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. 
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.


Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: конкурсов, спектаклей, концертов, творческих показов другим группам, родителям.
 

               Карта обследования

Дата проведения исследования на начало года____________на конец года__________

Ф.И. ребенка

Основы театральной культуры

 

Речевая  деятельность

Театральная игра

Работа  в театральном коллективе над спектаклем

Всего

баллов

Уровень

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты диагностики уровня развития детей

Начало года

Высокий уровень______________ детей  ________________%

Средний уровень______________детей   ________________%

Низкий уровень_______________ детей  ________________%

Конец года

Высокий уровень______________ детей  ________________%

Средний уровень______________детей   ________________%

Низкий уровень_______________ детей  ________________%

Анализ исследования_______________________________________________________________________

Организационный раздел

  • Формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театрализованной деятельности детей

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа. Русские народные сказки,  которые обыгрывает и драматизирует ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. В процессе репетиций дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Формированию у детей любви к Родине, к старине, воспитанию интереса и уважения к истории и культуре своего народа  способствуют:

  • Выразительное исполнение потешек, русских народных песенок
  • Драматизация русских народных сказок
  • Беседы о жизни и быте русского народа в былые времена
  • Рассматривание иллюстраций, отображающих быт и костюмы русского народа
  • Разучивание русских народных хороводных и подвижных игр
  • Фольклорно-музыкальные праздники и развлечения

  • Способы и направления поддержки детской инициативы 

Для поддержки детской инициативы  необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата театрализованной деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов его исправления: повторное исполнение спустя некоторое время;
  • предлагать специально созданные ситуации, позволяющие ребенку реализовать свои артистические способности, обретая тем самым признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения в театрализованной деятельности сверстникам и научитьсверстников добиваться таких же результатов;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (спектакли, драматизации, инсценировки и др.)

Перспективный план работы театрального кружка «Уроки сказки»

Виды деятельности

Задачи

Содержание

Репертуар, перечень игр,

упражнений

1 Квартал

Организация подготовительной работы в группах (совместная работа с воспитателями).

Способствовать формированию положительных эмоционально-мотивационных установок у детей по отношению друг к другу. Формировать умение терпеливо и уважительно относиться к другим, независимо от их внешних качеств, физических недостатков, расово-национальной принадлежности.

Формировать потребность в общении с окружающими людьми,

эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении

Этические беседы, воспитывающие позитивноеотношение к сверстникам и взрослым

 ( на основе прочитанных произведений нравственного содержания);

Д/и на восприятие социальных явлений, эмоционального состояния человека;

Д/и на формирование эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками;

Е. Пермяк «Самое страшное»;

М. Водопьянов «Один за всех, все за одного»;

 «Что происходит на картинке?» (комплект картинок);

«Определи настроение девочки» (комплект картинок);

«Эхо» (7, с.22)

 «Доброе животное» (7, с.26)

«Мостик дружбы»(7,с.179)

Формирование детского

театрального

коллектива

Формировать социальные и эмоциональные контакты между детьми. Способствовать развитию социальных эмоций у детей; снятию состояния эмоционального дискомфорта.  Воспитывать умение сопереживать, проявлять милосердие, уважительно и терпеливо относиться к окружающим людям, животным, адекватно реагировать на происходящее вокруг.

Д/и на установление положительных эмоциональных контактов между детьми;

Чтение художественных произведений нравственного содержания, совместная с детьми оценка поступков героев, мотивация детьми своих поступков

«Клубочек 1» (7, .22,)

«Паровозик с именем» (7, с.28)

 «Эхо» (7, с.22)

 «Назови соседа ласково»

«Подари камешек»(7,с.178)

«Хорошее настроение» (7, с.49)

«Передай позу», (1, с.26)

 « Запомни фотографию», (1, с.26)

«Кто во что одет»(2,с.26)

«Ролевая гимнастика»(5,с.51)

Н. Носов «Фантазеры»

Я. Аким «Жадина»

Основы

театральной культуры

Познакомить детей с краткой историей театра; с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным.

Цикл бесед «Азбука театра»;

Просмотр кукольного спектакля «Волшебный цветок»;

 рассматривание иллюстраций; слайдов; прослушивание  аудиозаписей, просмотр видеоматериалов.

«Что такое театр» «Кукольный театр. Какие бывают куклы?»

«Драматический театр» «Музыкальный театр»

Театральная игра

Развивать качества, необходимые для актерского искусства: внимание, воображение, память.

Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (позами, пантомимикой), как средствами человеческого общения

Знакомить детей с основными человеческими эмоциями, их мимическими выражениями.

Учить понимать чувства и настроение другого, осознанно относиться к своим и чужим чувствам. Учить передавать заданное эмоциональное состояние.

Игры на развитие памяти, внимания.

Ролевая гимнастика у зеркала

Упражнения на развитие воображения.

Игры-этюды на распознавание и произвольное проявление чувств.

Пантомимы.

Подвижные игры.

«Запомни фотографию» (2,с.26)

«Передай  позу»(2, с.26)

«След в след», (1,с.28)

«У зеркала» (5,с.51)

«Что мы делали не скажем,но зато мы вам покажем»(2,с.36)

«Одно и то же по-разному»(2,с.33)

 «Мокрые котята»(2,с. 42)

«Кто на картинке»(2, с.53)

 «Зернышко»(2, с.53)

(1, с.37-39) «Я пришиваю пуговицу»

 «Я не знаю», (5, с.53)

«Мама с папой собираются в театр»,(5, с.52)

«Бабушка старенькая, хромает», (5, с.52) «Соленый чай»(5,с.33)(7,82)

«Волк крадется за зайцем. Не поймал» , (5, с.52)

«Сердитый дедушка»(7,с.77)

«Принцесса капризная,хромает», (5, с.52)

«Мишка», (5, с.69)

«Веселые обезьянки»(2, с.28)

Речевая

деятельность

Совершенствовать речь детей: ее интонационную выразительность; Учить регулировать силу и тембр голоса; Совершенствовать навык четкого произношения;

Формировать умение налаживать контакт со взрослыми и сверстниками с помощью речи;

Учить  детей использовать в повседневном общении социально-приемлемые образцы взаимодействия.

Артикуляционная гимнастика

Скороговорки на развитие дикции

Выразительное исполнение рус. нар.  потешек, стихотворений

Сценки-диалоги

(5, с.21)

(2, с.72)

«Воробей, чего ты ждешь?»А.Тараскин,

( 8,с.25)

«Кисонька-мурысонька»(8, с.24)

«Перчатки»,пер.Л.Родина(8,с.56)

 «Вопрос - ответ»,(1, с.69)

 «Разговор по телефону», (6, с.100)

Коррекция нежелательных форм поведения

Научить детей ориентироваться в сложившейся ситуации, адекватно вести себя в данной обстановке, помочь приобрести те навыки поведения, которые необходимы для жизни в обществе.

Психокоррекционные этюды, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, коррекции нежелательных форм поведения.

Примеры литературных произведений

«Давай поговорим»(9,с.344-345)

«Солнечныйзайчик»(7,с.23)

«Комплименты», (7, с.65-67)

Л.Толстой «Пожар»

В. Осеева «Плохо», «Просто старушка»(Хрестоматия «Что такое хорошо, что такое плохо» )

Работа над драматическим спектаклем

Средствами театрального искусства помочь детям раскрыть свои потенциальные творческие способности;

Решать задачи нравственного совершенствования личности: учить  детей справляться с жизненными трудностями, осознавать логику человеческих поступков; помочь им приобрести те навыки поведения, которые необходимы для общения с окружающими.

Выбор пьесы или сказки и обсуждение ее с детьми;

 Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

Беседа о жизни и быте людей в те времена;

Рассматривание иллюстраций, отображающих быт и костюмы людей того времени и страны;

 Пробы на роли;

Распределение ролей

Работа с

 родителями

Разъяснять родителям, что театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в окружающей среде.

 Познакомитьродителей с психотерапевтическими возможностями искусства, способствующими развитию познавательной активности ребенка, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию речи, формированию качеств личности.

Привлекать родителей к активному участию в процессе театрализованной деятельности детей.

Консультация

Индивидуальные беседы с родителями

Беседа

Привлечение родителей к изготовлению и подбору атрибутов, костюмов к сказке

«Формирование нравственного здоровья детей средствами театрального искусства»

«Как развивать творческие способности дошкольников»

«Любите ли вы театр?».

«Театральная мастерская»

2 квартал

Формирование детского

театрального

коллектива

Формировать основы театрального общения: учить обращаться друг к другу, предлагая выполнить действия; учить договариваться о предстоящих совместных действиях.

Развивать способности к совместным театрализованным действиям, игре, общению; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Дидактические игры на развитие эмоционального  общения, развитие слухового внимания

Игры, направленные на формирование сотрудничества между детьми и взрослыми (с использованием мимики и жестов)

«Подарок», (10,с.27)

«Потерялся ребенок (10,с.25)

«Представьте себе»(6, с.29; с.35;с.38;с.40;с.47)

«Продолжи фразу и покажи»(6,с.45)

Основы

театральной

культуры

Познакомить детей с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.

Цикл бесед «Азбука театра»

Рассматривание иллюстраций, слайдов; просмотр видеоматериалов по теме.

«Актер. Что должен уметь делать актер?»

 «Что делает режиссер?»

«Зачем нужны декорации?»

«Зачем нужна музыка?»

Театральная игра

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Продолжить работу по обучению детей выражению различных эмоций и воспроизведению черт характера.

Обогащать опыт  детей средствами выражения адекватных эмоций в смоделированных жизненных ситуациях. Формировать умения практического владения жестами - как средствами человеческого общения. (Особенно важно для детей с недоразвитием коммуникативной функцииречи).

Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения

Игры и упражнения на развитие воображения;

 Игры-превращения.

Театральные этюды.

Словесные игры с жестами.

Этюды на выразительность передачи образа.

Сочинение этюдов по сказкам (творческая импровизация)

Словесные игры с жестами.

Инсценировка стихотворений.

Разучивание русской народной  хороводной игры

«Деревянные и тряпичные куклы»(5.с.47)

«Отгадай кто мы»(5,с.51)

 «Король» (вариант нар.игры)(2. С.37)

«Великаны и гномы»(5, с.49)

 «Кошка выпускает когти»(5, с.49)

«Лисичка подслушивает»(5.с.49) «Вкусные конфеты»(5,с.49)

(1, с.39)  - «Колобок и лиса»;

«Возвращение медведей»

«Как живешь?»

(2,с.47)

 «Считалочка»(1, с.46)

«Есть или нет»,(1, с.25)

В.Викторова

«Бычок-новичок»,(8,с. 31)

С. Маршак«Потеряликотятки», (Хрестоматия)

«Бабушка Маланья»(2,с.48)

Речевая

деятельность

Упражнять артикуляционный аппарат.

Совершенствовать интонационную выразительность речи: учить пользоваться интонациями, произносить фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Пополнять словарный запас, учить подбирать рифму к словам.

Учить детей фиксировать свои различные эмоциональные состояния в словесной форме.

Артикуляционная гимнастика.

 Скороговорки

Чтение стихов, потешек с разной интонацией.

«Зарядкадля губ»(2,с.63)

«Зарядкадляязыка»(2.с.64)

«Диалогические скороговорки» (2, с.73)

«Игрушки»А. Барто

«Егорушка»М. Пляцковский,(8,с.56)

«Из-за леса, из-за гор…» (7,с.75)

Коррекция

нежелательных форм поведения

Привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений; передавать их в проигрывании специально созданных ситуаций.

Развивать умение произвольной регуляции эмоций, поведения, общения. Формировать у детей умения эмоционально-положительно общаться со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия.

Сценки-диалоги

Игры-инсценировки

Театральные этюды

Чтение и обсуждение рассказа

«Два цыпленка», (5, с.34)

 «Музыкальные диалоги», (5, с.34-35)

«Два барана»С. Михалков

«Был у зайца…», (5.67)

«Шар надутый у подружки…», (5, с. 67)

 «Ритмическая пластика», (5, с.36-40)

Л.Толстой «Косточка»(7,с.78)

Л.Толстой «Два товарища», (Хрестоматия «Что такое хорошо, что такое плохо»)

А.Раскин «Как папа дружил с девочкой»

(Хрестоматия «Что такое хорошо, что такое плохо»)

Работа над

драматическим

спектаклем

Уточнить предлагаемые обстоятельства каждого эпизода

 ( где, когда, в какое время, почему, зачем и т. д.) Подчеркнуть мотивы поведения каждого действующего лица ( Для чего? С какой целью?)

Добиваться естественного

подлинного поведения детей на сцене.

Добиваться четкого взаимодействия между детьми, умения слышать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Разучивание ролей.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.

Совместные поиски средств выразительности.

Индивидуальная работа над средствами выразительности: интонацией, мимикой, позами, жестами.

 Разучивание песен.

Разучивание танцев

Работа с

родителями

Повышать педагогическую грамотность родителей

Помочь родителям в организации домашнего театра.

 Продолжить работу с родителями по подготовке к драматическому спектаклю (костюмы, декорации, разучи-вание ролей вместе с детьми ).

Консультации для родителей

Ширма -передвижка

Театральная мастерская

« Создание условий для развития творческих способностей детей»

« Театр  - дома»

3 квартал

Сплочение детского театрального

 коллектива

Формировать средства межличностного взаимодействия между детьми. Воспитывать доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказать помощь друг другу и всем, кто в этом нуждается.

Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей.

Игры на развитие чувства единства, позитивного отношения к сверстнику.

Театральные этюды.

Примеры из художественных произведений.

«Доброе животное»(7,с.26)

«Я рад тебя видеть» (7, с.58)

«Мы очень хорошие»(7,с.43)

 «Встреча с другом» (7,с.46)

«Хорошее настроение»

(7,с.49)

 «Умка»(7,с.50)

 «Пожелания»(7,с.57)

Театральная культура

Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала, сцены. Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.

Цикл бесед: «Азбука театра»

 Посещение городских театров: кукольного, драматического. Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением известных театров (МХАТА, Большого

«Как вести себя в театре»

«Театрвнутри иснаружи»

«Культура поведения втеатре».

Театральная игра

Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Поощрять элементы творческой импровизации. Учить свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.

Совершенствовать умение передавать характер и настроение персонажей, используя разнообразные средства выразительности. Закреплять у детей умения осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на чувстве взаимной симпатии и навыках сотрудничества.

Творческие игры

Инсценировки коротких стихотворений

Игры-загадки

Пластические этюды

Игра-пантомима

«Расскажи стихи руками», (6, с.98)

«Про девочку Галю»(7,с.59)

 «Разговор лягушек», пер. С.Я.Маршака, (8, с.31)

«Заяц» , (8, с.27)

«Медведь», Г. Виеру,(8, с. 29)

 «Поиграем - угадаем», (6, с.96)

«Загадки без слов», (6, с..92)

«Бабочки» (2.С.55)

«Тюльпан» (2.с.49)

«Буратино и Пьеро» (2, с.43)

«Баба Яга» (2,с.44)

К. Чуковский «Черепаха», (6.С.82)

Речевая

деятельность

Продолжать работу над правильным произношением, артикуляцией;

тренировать дикцию.

Поощрять стремление к импровизации предлагаемых ситуаций ( где, кому, при каких обстоятельствах произносится данная фраза с определенной интонацией) Учить детей выражать словами и мимикой разнообразные человеческие эмоции и определять причину их появления.

Игры со скороговорками

Игры на развитие интонационной выразительности

 Словесные игры

Примеры литературных произведений

«Скороговорки на развитие дикции», (5, с.22)

 (5, с.23)

«Похожий хвостик», (1, с.70)

 «Подскажи словечко», (5, с. 25)

Д. Хармс«Веселыйстаричок»(6, с..91)

Коррекция

нежелательных форм поведения

Развивать у детей чувство уверенности в себе, в своих способностях.

Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние. Знакомить детей со способами предотвращения и прекращения конфликтных ситуаций.

Театрализованные игры

Хороводные игры

Творческие игры

Мини-сценки

Примеры литературных произведений

«Полянка», (6, с.30)

«Зверобика», (5, с.40)

«Ровным кругом» (6, с.26)

«Маленький скульптор »(11, с.104)

«Как мужик корову продавал», С.В. Михалков, (6, с.62)

«Хозяйка и кот»,(6, с.62)

Л. Толстой  «Косточка»,

«Лгун» (Хрестоматия, «Что такое хорошо, что такое плохо»)

Работа над

драматическим

спектаклем

Учить детей оценивать искренность и правдивость поведения на сцене всех исполнителей; отмечать их выразительность и находчивость.

Помочь детям на практике осознать, что такое коллективность театрального искусства, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы. Учить радоваться успеху каждого исполнителя и всего спектакля в целом

Объединенные репетиции

Отработка песенной части спектакля

Окончательная постановка танцев Уточнение действий детей в мизансценах

Премьера спектакля

Повторные показы спектакля

Работа с

родителями

Пригласить родителей на открытое занятие кружка и на премьеру спектакля - способствовать усилению интереса родителей к деятельности  детей и педкол-лектива в ДОУ.

Подвести  итоги работы кружка «Уроки сказки»

Открытое занятие-репетиция

Совместный просмотр спектакля

Создание фотоочета о работе кружка

«Театр маленького Актера»

Фотоальбом «Мы – артисты!»

Взаимодействие с родителями по реализации программы

Перспективный план работы с родителями театрального кружка

«Уроки сказки»,

Месяц

Формы работы

Участники

Задачи

Сентябрь

Консультация «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»

Воспитатель

Формирование и подкрепление у

родителей   установки на

сотрудничество.

Октябрь

Индивидуальные беседы с родителями

«Как развивать творческие способности дошкольников»

Воспитатель

Повысить педагогическую

грамотность родителей по

вопросам театральной

деятельности.

Ноябрь

Беседа « Любите ли вы театр?».

Привлечение родителей к изготовлению и подбору атрибутов, костюмов к сказке.

Воспитатель

Заинтересовать родителей в

создании условий для творческого

развития детей.

Мотивировать родителей к активному участию в процессе театрализованной деятельности детей.

Декабрь

Консультация для родителей «Создание условий для развития творческих способностей детей»

Родители,  воспитатель

Повысить педагогическую грамотность родителей по  вопросам театрализованной деятельности детей

Январь

Ширма «Театр -дома»

Воспитатель

Помочь родителям в организации домашнего театра

Февраль

 Театральная мастерская

Воспитатель, родители

Привлечь родителей к помощи по подготовке атрибутов и детских костюмов для выступления

Март

Открытое занятие - репетиция «Театр  маленького Актера»

Воспитатель, дети, родители

Развивать  у родителей интерес к театральной

деятельности своих детей,

создать хорошее настроение,

привлечь родителей к

совместному творчеству со

своим ребёнком.

Апрель

Показ драматического спектакля «Нам весело живется»

Педагоги ДОУ,

дети

Способствовать усилению интереса родителей к деятельности  детей и педколлектива в ДОУ

Май

Фотоальбом «Мы – артисты!»

Воспитатель,

родители

Подведение итогов работы кружка «Уроки сказки»

Средства реализации программы 

1.Настольный театр игрушек

2.Настольный театр картинок

3.Фланелеграф

4.Пальчиковый театр

5.Театр кукольный

6.Детские костюмы для спектаклей

7.Взрослые костюмы для спектаклей

8.Элементы костюмов для детей и взрослых

9.Атрибуты для занятий и для спектаклей

10.Ширма для кукольного театра

11.Музыкальный центр, видеоаппаратура

12.Видеотека с записями спектаклей, мультфильмов, фильмов-сказок

13.Декорации к спектаклям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей Задачи программы:·        содействовать  полноценному ...

Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами танцевального искусства»

Индивидуальный план работы на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняШайхутдиновой Алсу Айратовны,музыкальный руководительМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреж...

Консультация для воспитателей. «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

     Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.  Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятель...